Музыкально-эстетическое развитие ребёнка в теоретической и практической частях обучения
статья на тему
Музыкальное воспитание - важнейший способ становления ребёнка как личности и яркого, интересного, творческого человека в социуме. Методами музыкального воспитания называют комплекс активных взаимодействий между педагогом и ребёнком посредством изучения музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-esteticheskoe_razvitierebenka-1.docx | 14.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Баймакова Н.А.
Музыкально-эстетическое развитие ребёнка в теоретической и практической частях обучения
Музыкальное воспитание - важнейший способ становления ребёнка как личности и яркого, интересного, творческого человека в социуме. Методами музыкального воспитания называют комплекс активных взаимодействий между педагогом и ребёнком посредством изучения музыки. Разумеется, лидером здесь является педагог, который составляет и организует программу обучения, учитывая особенности своего ученика.
При обучении музыке у ребёнка вырабатывается восприимчивость к прекрасному, умение оценивать произведения, эмоциональный отклик, выразительность, творческое начало. Со временем каждый из этих моментов изменяется - ведь ребёнок растёт и у него появляется своё видение. Соответственно, педагог должен вносить коррекцию в методы музыкального воспитания.
Обучение музыке делится на две основные части - теоретическую и практическую. В первой ребенок получает знания в области нотной грамотности, истории музыки и так далее. Во второй идёт обучение на выбранном музыкальном инструменте как таковое.
Теоретическая часть обучения музыке
Как же вызвать у ребёнка интерес к музыке в теоретической части процесса обучения? Разумеется, непосредственным общением с музыкальными композициями. Лучше всего давать прослушивать яркие, запоминающиеся произведения, которые вызовут у ребёнка настоящий отклик в душе и породят яркие эмоции. Так, у ребёнка появится желание самостоятельно исполнить ту или иную композицию, причём не менее выразительно.
Лучше, на первых этапах обучения, предлагать к прослушиванию такие композиции, которые педагог любит сам. По словам композитора Асафьева, услышать музыку, это уже её понять. Многократное прослушивание поможет увидеть все больше новых деталей в произведении.
Эстетическое переживание есть совокупность осознаваемых и эмпирических факторов. Так, педагог должен показать ребёнку, о чем повествует та или иная композиция, почему при исполнении нужно выполнить определённые требования, что есть гармоничное звучание. В процессе обучения также необходимо центрировать внимание ребёнка, разъяснять тему, объяснять используемые музыкальные средства.
Музыка является языком чувств, который влияет на настроение, порождает волнение и тем самым различные мысли. С изучением музыки дети начинают учиться не только чувствовать, но и думать. Следует отметить, что единого восприятия быть не может, ведь каждый понимает музыкальные композиции по-своему.
Начинать прослушивание композиции следует без дачи предварительной информации о ней. К примеру, слушая произведение Чайковского "Вальс цветов", у каждого ребёнка могут возникнуть свои ассоциации и образы, от слов "нежность" и "легкость" до образов природы, цветов, или красивого празднества. Так, развивается творческое мышление.
Главная задача преподавателя - грамотными и интересными словесными пояснениями раскрыть у ребёнка понимание композиции, "развернуть" возникшие образы и направить их в правильное русло. В дальнейшем, ученик будет с лёгкостью различать характеры разных произведений. Таким образом, полезно поощрять верные реакции на музыку, что приведёт к развитию прекрасного вкуса и исполнения композиций.
Организация практической части
Упражнения - неотъемлемая часть музыкального обучения ребёнка.Именно здесь начинается сторона активного действия, когда ученик упражняется в соблюдении ритма, настраивает инструменты для максимально гармоничного звучания, различает нюансы, тональности и так далее. Подобная работа проходит из урока в урок, годами, а если ребёнок в последствии решит связать свою жизнь именно с музыкой - длиною в жизнь. Главное - создать базу основных навыков, на фундаменте которых и будет строиться творчество человека как таковое.
По словам советского педагога В. Сухомлинского, иногда требуются долгие года, чтобы в сердце у ребёнка возникло чувство прекрасного. Задача учителя в данном случае - завести этот механизм, чтобы ребёнок смог буквально почувствовать, как рождается музыка.
Чтобы приучить своих учеников эстетически относиться к музыке, воспитателю нужно проявить много усилий, быть терпеливым, настойчивым, учитывать особенности каждого ребёнка, чтобы тот самый "механизм" запустился правильно.
Музыкальное воспитание непременно должно включать в себя систематические упражнения как в теоретической, так и в практической части обучения - только так необходимый эффект будет достигнут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы системы раннего музыкального воспитания" СНОВЫ СИСТЕМЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
В данной методической работе рассмативаются вопросы музыкального и эстетического воспитания детей раннего возраста, дана подробная характеристика структуре и видам музыкальной деятельности , пре...
«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)
В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...
Методическая разработка "Положительная мотивация к учёбе и творческий потенциал-фундамент развития одарённых детей" ( Всероссийская научно-практическая конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"
Участие во Всероссийской научно-практической конференции " Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства"...
Влияние насилия на личностное развитие ребёнка
Целью данной работы является изучение основных видов и форм насилия, определение причин агрессивного поведения ребёнка и агрессии со стороны взрослых по отношению к ребёнку. А также, описать работу по...
Статья "Педагогическая роль в музыкально-эстетическом воспитании учащихся"
Музыкальное искусство как эстетическое явление наполнено личными смыслами.Эстетическое в музыке переходит в художественный образ и появляется при его восприятии....
Дипломная работа на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ". Содержит теоретическую и практическую части.
Сегодня педагоги ищут способы эффективного обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников...
«Период грудного возраста. Анатомо - физиологические особенности ребёнка грудного возраста. Нервно -психическое и физическое развитие ребёнка грудного возраста»
Методическая разработка для преподавателя, практического занятия по дисциплине "Здоровый человек"...