«Основы системы раннего музыкального воспитания" СНОВЫ СИСТЕМЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
методическая разработка по теме

В данной методической работе рассмативаются вопросы  музыкального и эстетического воспитания детей раннего возраста, дана подробная характеристика структуре и видам музыкальной деятельности , предлагается обзор некоторых систем и методик творческого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mue.vospitanie.doc185 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Сланцевская детская музыкальная школа»

(МОУ ДОД «Сланцевская детская музыкальная школа»)

Методическая разработка

«ОСНОВЫ СИСТЕМЫ РАННЕГО МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Выполнила:

преподаватель  высшей квалификационной категории

по классу фортепиано

 Алексеева Анжелика Александровна

Сланцы

2012

Содержание




Пояснительная записка





2





 О значении раннего музыкально-эстетического       воспитания





4



2.1.



Возрастные уровни музыкального развития детей





4



2.2.



Понятие эстетического воспитания



6



2.3.



Музыкальное воспитание как средство эстетических качеств        личности



8





Структура музыкальной деятельности детей



10





Виды музыкальной деятельности детей



13



4.1.



Слушание музыки



13



4.2.



Детское музыкальное исполнительство



15



4.3.



Детское музыкальное творчество



20



4.4.



Музыкально-познавательная деятельность



23



5.



Особенности некоторых систем и программ по      проблеме творческого развития детей



25



6.



Заключение



33



7.



Используемая литература



3


Пояснительная записка

Начальный этап музыкально – эстетического воспитания ребенка на ранней стадии развития справедливо считается ответственным и сложным делом.

Именно первые впечатления от знакомства с искусством оказывают часто, если не решающее, то очень сильное влияние на последующее музыкальное развитие ребенка. Наряду с решением задач по художественному воспитанию, проблема развития музыкальных способностей ребенка на начальном этапе обучения является доминирующей.

Пути обновления методов обучения в системе художественного воспитания привели к синтезу различных видов искусств, органично взаимодополняющих друг друга в рамках музыкальных занятий.  

         Комплексному музыкально-творческому развитию дошкольников посвящены  работы таких ученых – педагогов, как Л.Н. Алексеева, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина, М.С. Красильникова, Т.В. Нестеренко, О.П. Радынова, Т.Г. Рубан, Н.Г. Салман, К.В. Тарасова, Л.В. Школяр и др.

Актуальность проблемы поиска новых методик и программ развития музыкальных способностей  на раннем уровне развития начинающих музыкантов  продиктована практикой.

Существует множество методик музыкально- эстетического развития ребенка, его художественных способностей. Однако при их реализации заметен ряд негативных тенденций именно в сфере музыкально-творческого развития детей. В большинстве созданных технологий воспитание гармонично-развитой личности  осуществляется в процессе сочетания разных видов художественной деятельности, каждый из которых (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах) органичен для ребенка, но на практике приоритет нередко отдается какому-то одному виду музыкальной деятельности.

Узконаправленное обучение не отвечает современным требованиям. Как результат, дети не умеют свободно музицировать на разных инструментах, играть на слух, сочинять, петь соло. Контингент же сегодняшних учащихся разнолик и предполагает разноуровневую подготовку,  разные программы и педагогические техники.

Анализ деятельности ДМШ  выявляет ряд серьезных проблем, характерных для всей системы начального художественного образования. Одной из них является однообразие обучающих методик. Преподаватели пользуются  методиками без учета особенностей детей, новых требований жизни.

Еще одной проблемой является отсутствие программ художественного развития личности. Музицирование, импровизация, композиция как творческая практика в обучении отсутствуют.  

Данные противоречия определили цель данной работы – необходимость изучения существующих программ и методик раннего музыкально-эстетического развития детей с целью введения  в содержание музыкального образования максимального взаимопроникновения изучаемых дисциплин по темам, образной сфере, приемам подачи материала.

На такого рода занятиях устанавливается связь между видимым и слышимым, между образом и его воплощением, выявляются творческие возможности детей, обогащается фантазия, а педагогические принципы находят опору в наиболее полном раскрытии внутреннего и духовного мира ребенка, его естественного тяготения к сказке, фантазии.

Задачи данной работы:

  1. проанализировать значение раннего музыкально-эстетического воспитания;
  2. рассмотреть возрастные  уровни музыкального развития детей;
  3. раскрыть понятия эстетического и музыкального воспитания;
  4. обосновать приоритетность раннего творческого воспитания детей;
  5. рассмотреть существующие методики и системы по комплексному музыкально-творческому развитию детей;
  6. обобщить материал, сделать выводы.

Методологической основой работы являются аналитические методы и теории художественной деятельности и развивающего обучения (Н.А.  Ветлугина, О.П. Радынова, К.В. Тарасова), идеи художественно – эстетического воспитания (Э. Жан – Далькроз, К.Орф, З. Кодай, Д.Б. Кабалевский).

1.  О значении раннего музыкально-эстетического       воспитания

Возрастные уровни музыкального развития детей

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры – т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии.

Н.А.Ветлугина в своей работе «Музыкальное развитие ребенка» [1968] указывает, что за период дошкольного детства дети проходят огромный путь развития. «В области ощущений и восприятия развитие идет от простейших различий маленькими детьми наиболее отчетливых, ярких красок, форм, звуков к более активному осознанию красивых, гармоничных сочетаний, к дифференцировке  звуковысотных и ритмических соотношений в музыке, нюансов цветовой гаммы, разнообразия форм, поэтических созвучий» (4,с.92).

В дошкольном возрасте закладывается основа эстетического отношения к жизни и искусству. Следует учитывать и то обстоятельство, что задатки музыкальных способностей есть почти у подавляющего большинства детей, и формируются они уже в первый год жизни. А дальше происходит их постепенное развитие.

Уже на первом году жизни необходимо развивать у детей умение прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, звучанию инструментов; развивать его зрительно-слуховое сосредоточение, певческие интонации (на подражании взрослому); способствовать возникновению эмоционально-положительного самочувствия ребенка.

На втором году жизни продолжается музыкальное развитие ребенка: звукоподражание, запоминание и узнавание мелодий, воспроизведение их голосом, выполнение игровых и плясовых движений, отвечающих содержанию песен.

На третьем году интенсивно развивается музыкальное восприятие: умение вслушиваться в музыку, запоминание и различение особенностей ее звучания. Продолжается развитие слуха и голоса ребенка.

На четвертом году жизни происходит накопление музыкальных впечатлений, развивается способность слушать музыку, узнавать знакомые песни и инструментальные пьесы. Дети способны различать в пьесах регистры, тембры, звучание 2-3 музыкальных инструментов, несложный ритм, могут сопоставлять громкую и тихую музыку.

На пятом году жизни происходит усложнение детской деятельности, в том числе и музыкальной, так как обогащение опытом влияет на развитие всех психических процессов ребенка: внимание становится более устойчивым, развиваются процессы запоминания, совершенствуются зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети научаются различать довольно сложные звукосочетания, выделять их отдельные элементы, у них проявляется желание слушать музыку, интерес, а затем и любовь к ней. В этом возрасте значительно укрепляются детские голосовые связки, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. У детей формируется слуховой самоконтроль, и они начинают лучше владеть голосом.

На шестом году жизни у детей воспитываются более устойчивый интерес к музыке, расширяются музыкальные впечатления.  Под влиянием наблюдений окружающего и в результате сенсорного воспитания у детей возникает система представлений о высоте, силе, тембре музыкального звука. Восприятие приобретает более целенаправленный и комплексный характер – дети могут одновременно обращать внимание на характер музыки, форму музыкального произведения и некоторые средства музыкальной выразительности. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Он анализирует и обобщает, делает простейшие умозаключения.

На седьмом году жизни занятия, в том числе и музыкальные, приобретают все большее значение. Сложные формы принимает познавательная деятельность ребенка. Восприятие становится целенаправленным, развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. Все больше и больше развивается музыкальный слух. Ребенок может различать и воспроизводить направление движения мелодии – понижение и повышение звуков, различные звуки и длительности, смену темпов в пении и музыкально-ритмических движениях. В ходе простейшего анализа музыкальных произведений у детей совершенствуется память, углубляются представления о содержании музыки, ее формах, жанрах, средствах выразительности и музыкальных образах. Появляется реальная возможность более интенсивного музыкально-эстетического развития.

Понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – это развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности,  в  произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное.

 Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека.

Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:

  1. формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
  2. развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома;
  3. развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение видеть красоту.

Эстетика рассматривает не только сущность объективно – существующего прекрасного в жизни, в искусстве. Она изучает особенности и способы субъективного отражения прекрасного в окружающей действительности. Особенности этого отражения носят конкретно – чувственный характер и составляют специфику эстетического сознания.

Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека.

 Особую роль играют слух и зрение – способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.

Эстетическое чувство – более сложный вид осознания прекрасного в жизни. Оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным.

Оценку прекрасных  явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки.

Всесторонне развитие личности может быть реализовано только на основе комплексного подхода. В практической воспитательной работе невозможно разложить все поведение ребенка на отдельные элементы.

Музыкальное воспитание

как средство эстетических качеств личности

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувство человека, формирует вкусы.

«Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле. В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание человека. В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование культуры человека» (14,с.11).

Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка стремится воплотить этико-эстетический идеал – в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека. Музыка – это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.

Решающую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая не только профессионалам, но и всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к труду, к жизни вообще. В музыкальном воспитании решительный акцент делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального опыта детей. Проблема живой, непосредственной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задача воспитания.

Для педагога-музыканта, который ставит перед собой такие важные цели, как привить интерес и любовь к искусству, самое главное – любить детей  и музыку, уметь общаться с детьми и творчески относиться к процессу музыкального воспитания, сохранив при этом основные методологические принципы программы и систематически обновляя методы работы и музыкальный материал. Только при этих условиях ребенок может эмоционально откликнуться на музыку.

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству – формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениям характеризующими чувства, переданные в музыке.

Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие   ребенка.

2. Структура музыкальной деятельности детей

Итак, мы выяснили, что эстетические и музыкальные цели воспитания носят прежде всего развивающий характер. В процессе музыкального обучения создаются оптимальные условия для всестороннего развития детей и происходит это только через деятельность.

 Музыкально-эстетическое развитие  оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

 «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (8, с.18).
           В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  1. восприятие,
  2. исполнительство,
  3. творчество,
  4. музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических  движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства.

Каждый вид музыкальной  деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.  Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Наглядно структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая  составлена  О.П. Радыновой (8)  на  основе  схемы  Н.А.Ветлугиной (2).

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ


Восприятие музыки специально    созданной для  слушания              

Восприятие  музыки в связи с                                          

ее исполнением

Музыкально дидактические игры

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО  



Пение

Музыкально – ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

ТВОРЧЕСТВО  

Песенное творчество

Музыкально – игровое и творчество

Игра на музыкальных инструментах

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Знания общего характера

Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности


           
Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприятия музыки, различения эмоциональной окраски  формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических  движениях, воспроизведении ритмического рисунка в хлопках, на
музыкальных инструментах, в пении. Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности.
              В то же время в развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут взаимозаменять друг друга. Например, звуковысотный слух может быть развит в пении или игре на музыкальных инструментах; чувство ритма – в музыкально-ритмических  движениях и т.д. Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального

 воспитания и развития детей.        

              Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных
способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Одной из главных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей.              Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музыкальные способности.

3.  Виды  музыкальной деятельности детей

Слушание музыки

Основной вид музыкальной деятельности, которому принадлежит ведущая роль в реализации познавательной и коммуникативной функции музыки – ее восприятие и анализ.

В начале ХХ века многие крупные музыканты (Б.А.Асафьев, Б.Л, Яворский, Ц.Кюи, С.М.Майкапар и др.) уделяли этому вопросу большое внимание. Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения в начале века также занимались: Н.А.Метлов, Т.С.Бабаджанян, Е.А.Димогло, В.Н.Заколпская, Е.М.Дубянская, Л.Н.Михайлова. В дальнейшем вопросы слушания – восприятие музыки – рассматривали музыканты-психологи Б.М.Теплов, К.В.Тарасова; научные работники – педагоги Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, С.Шоломович, О.П.Радынова; педагоги-практики С.И.Бекина, Е.Соковнина, Н.Френкель, Т.Ломова, Е.Дубянская и многие другие.  

Слушание музыки – одна из лучших форм работы для развития способностей активно воспринимать музыку и внимательно вслушиваться в разные ее особенности. К тому же слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Дети получают возможность услышать большие вокальные, инструментальные, оркестровые произведения в хорошем исполнении. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. В наше время слушание музыки, благодаря широко развитой концертной деятельности, развитию многообразных видов технических средств, способных воспроизводить музыку  становится доступной формой общения с искусством широких слоев населения. Поток музыкальной информации практически безграничен. Тем важнее становится проблема организации целенаправленного слушания музыки, помогающей формировать избирательность потребления музыкальных впечатлений в соответствие с уровнем воспитанного художественного вкуса. Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим.

Хочется подчеркнуть, что центральным моментом восприятия музыки остается эмоциональный отклик на нее, переживание ее содержания. Решение этой проблемы связано с необходимостью:

- специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;

- использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;

- использовать на занятиях произведения других видов искусства.

Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

При подборе произведения для слушания следует опираться на то, чтобы они отвечали двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства.

Детское музыкальное исполнительство

Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах ( игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, ритмические движения и танец и др.) Из всех видов активной музыкальной деятельности способной охватить широкие массы детей, должно быть выделено хоровое пение.

Пение. «Влияние пения на нравственную сферу выражается в двух аспектах. С одной стороны, в песнях передано определенное содержание к нему; с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях» (4,с.52).

Педагоги-музыканты накопили большой опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Весомый вклад в него внесли такие педагоги, как В.Н.Шацкая, Н.А.Метлов, Л.И.Михайлова, Е.А.Алмазов, А.Д.Войнова, Б.Л.Яворский, Н.А.Ветлугина, Р.Т.Зинич, А.И.Катенене, Н.Д.Орлова, Т.В.Волчанская, С.И.Бекина.

Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей     (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти). Развитие  певческих навыков содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.  Правильный подбор песенного материала – (с включением в него произведений и классиков, и советских, зарубежных композиторов, а также современных композиторов, и народных песен) способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор, а также повышению интереса и желанию учащихся к исполнению песен.

Искусство пения требует овладения вокально-хоровыми навыками. Но работа над вокально-хоровыми навыками не является чисто технической и должна быть связана с работой над художественным образом произведения. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера  позволит ребенку по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания. Хоровое пение оказывает исключительное влияние на формирование личности ребенка. Этому во многом помогает то обстоятельство, что в хоровом искусстве соединяются воедино музыка и слово. Этот факт усиливает воздействие на психику ребенка, на его художественное развитие, воображение и чуткость.

Именно хоровое пение как искусство массовое  воспитывает в детях чувство искренней любви к своей Родине, народу, способствует всестороннему развитию творческих способностей. Итак, у этой формы особое преимущество:

  1. Хоровое пение – наиболее доступный вид музыкального исполнительства. Голосовой аппарат -  совершенствуется вместе с ростом человека, его развитием. Воспитание певческих навыков есть одновременно и воспитание человеческих чувств и эмоций.
  1. Хоровая музыка тесно связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных произведений. Хоровая музыка - всегда ярко програмна. Её содержание раскрывается через слово, через поэтический текст и через музыкальную интонацию, мелодию. А потому идейно – эмоциональная сущность содержания хоровой музыки как бы удваивается.
  2. Следует отметить коллективный характер процесса хорового пения.
  3. Хоровое пение обеспечивает возможность первоначальных музыкальных впечатлений, способствует овладению «музыкальной речи», что помогает более точно и глубоко выявить музыкальные способности.

Игра на музыкальных инструментах. Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Особенно велика в этой области заслуга Карла Орфа – австрийского композитора и педагога, и сотрудников института его имени в Зальцбурге. К.Орф принимал участие в конструировании специального инструментария для детей («инструменты Орфа»), разработал синтетические формы музицирования, основанные на сочетании пения и движения, игры на инструментах и чтение стихов в ритме музыке.

В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они вызывают у ребенка большой интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах в России уже в 20-е годы ХХ века стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Этот оркестр позволил детям осуществлять одно из заветных желаний – «играть музыку».  

Применение детских музыкальных инструментов обогащает музыкальные впечатления  детей, развивает их музыкальные способности. Мелодические музыкальные инструменты развивают все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Существует два способа игры на музыкальных инструментах : по нотам и по слуху. Обучение игре на инструменте должно проходить параллельно с освоением музыкальной грамоты. Наибольший развивающий эффект обучения достигается при игре по слуху. Этот способ требует серьезной слуховой подготовки. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. На начальном этапе для подбора по слуху используются лишь хорошо знакомые мелодии. Помогает лучше представить направление движения мелодии, развивает музыкально-слуховые представления пропевания мелодии.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.
             Обучение игре на музыкальных инструментах проходит в индивидуальной форме. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты. Они имеют различные устройства, их выразительные возможности зависят от способа звукоизвлечения.

Мы не будем конкретно рассматривать обучение игре на каком-то одном инструменте, а порассуждаем  вообще об игре на инструментах. Понятно, что для каждого музыкального инструмента разработана своя методика игры на нем и прочее. Важно то, что этот вид музыкального исполнительства обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

Но этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению  цели, воображению.

Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной деятельности,  в котором содержание музыки, ее характер - передаются в движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Ведущее место среди создателей современной системы музыкально-ритмического воспитания принадлежит Н.Г.Александровой, а также ее ученикам и последователям – Е.В.Коноровой, Н.П.Збруевой, В.И.Гринер, Н.Е.Кизевальтер, М.А.Румер. Научные исследования в области дошкольного музыкально-ритмического воспитания проводили А.В.Кенеман, Н.А.Ветлугина и их ученики А.Н.Зимина, М.Л. Палавандашвили.

              Ритмика как один из учебных предметов музыкально-теоретических дисциплин занимает несколько особое место. Освоение музыкально-теоретических знаний происходит здесь в процессе восприятия произведения, а его эмоционально- образное содержание непосредственно отражается в движении детей. Иными словами, движение используется как способ активизации музыкального восприятия, развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

               Другой важной чертой ритмики являются движения, отображающие характер музыки. Общим для всех движений должна быть эмоциональная выразительность и ритмичность. Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие в музыке. Итак, на уроках ритмики ведущая роль отводится музыке, движению – второстепенная, но следует помнить о том, что только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное  музыкально-ритмическое восприятие детей.

На уроках ритмики должны осуществляться следующие задачи:

  1. развитие музыкальных способностей;
  2. умение определять музыкальные жанры, различать простейшие  музыкальные понятия;
  3. формирование красивой осанки, обучение выразительным движениям;
  4. развитие творческих способностей.

Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно-физическому. Музыкально-ритмические упражнения помогают ребенку научиться владеть своим телом. Координировать движения, согласовывая их движения с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.  


Детское музыкальное творчество

  Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи, взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что необходимое условие возникновения детского творчества – накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями

детей, приобретает развивающий характер.
            Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.  

Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных ситуациях.

  Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста, используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Важно обращать внимание детей на выразительность их  импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчество может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Полноценное творчество ребенка возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть возможность проявить самостоятельность.

Музыкально-познавательная деятельность

И слушание музыки, и исполнительская творческая деятельность детей тесно связана с музыкально-познавательной деятельностью. Множество форм музыкального восприятия приобщают к знаниям нотной грамоты, учат осваивать закономерности музыкального языка, учат осознавать и воспроизводить музыку. Все это расширяет кругозор учащихся, раздвигает горизонты исполнительской деятельности, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.  Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки – характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием музыки являются чувства, настроения, их смена; что изображение в музыке каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение, нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и т.д.)

Все перечисленные формы музыкальной деятельности помогают формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают музыкальный опыт детей, прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. В процессе многообразных форм музыкального восприятия дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительных навыков, развить музыкальные способности детей.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на развитие детей. Поэтому так важно в музыкальном воспитании использовать все виды музыкальной деятельности.

4. Особенности некоторых систем и программ по      проблеме творческого развития детей

Система музыкального воспитания, как и любая другая педагогическая система, - многосоставное и сложное по структуре явление. В эту систему входят деятельность педагога, передающего музыкальный опыт воспитаннику, деятельность ребенка, активно осваивающего этот опыт, средства воспитания, и прежде всего музыкальное искусство, формы организации музыкальной деятельности ребенка. Одни из компонентов этой системы являются ведущими, определяющими, другие более производными, и все они адресуются к целостной личности ребенка, пересекаются через призму его потребностей, интересов, возрастных и индивидуальных возможностей. Различные подходы к разработке системы музыкального воспитания обнаруживаются у педагогов-музыкантов, музыковедов, композиторов многих стран.

За рубежом имеется немало прогрессивных музыкальных деятелей, которые разрабатывают оригинальные системы музыкального воспитания. Популярна деятельность известного австрийского композитора Карла Орфа и созданного им института в Зальцбурге. Главную цель своей педагогической деятельности К.Орф видит в развитии творческого потенциала личности. «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, - пишет К.Орф в своем методическом пособии, названном «Шульверком», - задача педагога – воспитать в нем творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка»(11, с.21).

Музыкальное воспитание осуществляется в системе К.Орфа в процессе так называемого элементарного музицирования. Суть этой деятельности в синтезе музыки с речью, с ее ритмической и мелодической стороной. Музыка связывается также с движением, пантомимой, театрализованной игрой. Таким образом, налицо синтетический и творческий характер деятельности. К.Орф создал специальные детские инструменты (металлофоны, ксилофоны ударные, духовые) очень высокого качества, а также составил сборник, в котором широко используются  народные песни. Автор подчеркивает, что его дидактическая система допускает разнообразные методические решения. И  действительно, во многих странах были созданы собственные, национальные варианты «Шульверка», основанные на принципах К.Орфа, но использующие интонации народной музыки данной страны.

Многие преимущества системы К.Орфа очевидны. Вместе с тем некоторые из его принципиальных положений вызывают возражение. Музыка в системе К.Орфа выступает лишь как фон для драматизации, декламации, танца, являясь их связующим звеном. Однако, помимо этого, музыка должна выступать ярко, самобытно, во всем жанровом своеобразии. Лишь тогда можно надеяться на силу ее эстетического воздействия на личность ребенка. Общее музыкальное воспитание должно обеспечить приобщение к разнообразным видам этой деятельности. В системе К.Орфа не получает должного развития активное  восприятие музыки, не раскрывается содержание воспитательной работы, ее последовательности при введении детей в мир музыки, разнообразной по средствам музыкального воплощения. Недостаточно прослеживается и динамика формирования певческих навыков в соответствии с основами певческой культуры. Таковы достоинства и недостатки системы К.Орфа.

Вызывает интерес деятельность другого крупнейшего теоретика музыкального воспитания – известного венгерского композитора Золтана Кодаи, который подходит к постановке массового музыкального просвещения с общегосударственных позиций. Его система едина для детских садов, школ, педагогических училищ и высших учебных заведений, что обеспечивает преемственность в работе. В основе этой системы лежит признание определяющей, универсальной роли хорового пения. По мнению З.Кодаи, лишь человеческий голос – самый красивый инструмент, который может стать плодородной почвой для всеобщей музыкальной культуры.

З.Кодаи разработал тщательно продуманную систему обучения пению по нотам на основе так называемой релятивной (ладовой) сольмизации. В этой системе используются буквенные названия звуков, применяются условные обозначения ритмических рисунков («ти» - обозначает восьмые ноты, «та» - четверти) и так называемые ручные знаки (определенное движение рукой обозначает каждый звук). Пользуясь этими условными обозначениями, можно достичь значительных успехов в развитии чувства лада, звуковысотного слуха, высоких показателей качества пения.

Признавая большие достижения венгерских педагогов в области хоровой культуры, следует все же отметить известную ограниченность предлагаемой системы. Преимущественное внимание, оказываемое в системе З.Кодаи хоровому пению, сужает рамки возможностей развития у детей разнообразных способностей. Каждый вид музыкальной деятельности в общей системе музыкального воспитания и развития имеет свои преимущества для формирования соответствующих способностей. Произведения инструментального жанра способны обогатить мир музыкально-эстетических переживаний ребенка с самых ранних лет.    Основное направление музыкального воспитания по системе З.Кодаи имеет несомненные достоинства. Изучение этого опыта может обогатить практику отечественного музыкального воспитания. Но возникающие при этом проблемы требуют еще своего решения.

Значительным вкладом в теорию музыкального воспитания является система, развиваемая Д.Б.Кабалевским, известным советским музыкальным деятелем и композитором. Его система  направлена на то, чтобы приобщить ребенка к музыке путем развития активности восприятия: важно добиться того, чтобы ребенок не только слушал музыку, но слышал ее, не только воспринимал ее, но и сопереживал ее содержание и настроение. В книге Д.Б.Кабалевского «Про трех китов и про многое другое» намечены пути интересной, продуманной в педагогическом отношении работы по приобщению детей к музыкальному искусству, раскрывается содержание освоения активного вида музыкальной деятельности – слушания музыки.

Суть системы Д.Б.Кабалевского состоит в том, что уже на начальных этапах обучения вся воспринимаемая школьниками музыки, начиная от простейших форм и кончая самыми сложными (вплоть до симфоний), концентрируется вокруг трех важнейших жанров музыки: песни, марша, танца. Вместе с возникновением представлений о песенности, танцевальности и маршевости дети начинают узнавать эти жанровые признаки музыки в разных жизненных ситуациях. Постепенно музыка начинает раскрываться для них своими новыми гранями. Они начинают понимать, что музыка способна рассказывать о настроении, чувствах людей. Об этом можно узнать, прислушиваясь к музыкальному звучанию, которое меняется по динамике, темпу; находится в самых разных мелодических, гармонических и ритмических сочетаниях. Постепенно осваивается язык музыки, выразительное значение музыки начинает доходить до детей в единстве с ее изобразительными средствами. Перед ними раскрываются особенности музыкально-образного воплощения многих жизненных явлений.

Наиболее сложной является в музыкальном воспитании проблема соотношения общего направления со всеми видами деятельности: пением, игрой на музыкальных инструментах. Д.Б.Кабалевский справедливо подчеркивает, что общее направление музыкального воспитания должно быть единым. Таким образом, система музыкального воспитания в школе, разработанная Д.Б.Кабалевским, принципиально отличатся своей социально-воспитательной направленностью, применением музыкального искусства как своеобразного отражения жизни.

А теперь рассмотрим несколько программ по дошкольному музыкальному воспитанию. Долгое время большинство дошкольных учреждений страны работало по программе музыкального воспитания в детском саду Н.А.Ветлугиной. Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность. В программе  выделены  3 формы занятий – фронтальные     (со всей группой), индивидуальные, небольшими группами. В  каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счет включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества.

В работе с детьми возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы. Главная задача программы – овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах. Репертуар по слушанию музыки  в программе Н.А.Ветлугиной строится на произведениях композиторов - классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия – литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.
                В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание
на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых
развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».  

 Музыкально-ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.

 Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике.

 Еще одна программа по музыкальному воспитанию дошкольников  составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают.

«Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный
педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка» (8,стр.7). Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки. Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Авторы вводят в программы такое понятие, как «словарь эмоций», т.е. накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке. Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности. Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие. Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные.
              Авторами следующей программы «Синтез» являются К.В.Тарасова, М.К.Петрова, М.Г.Рубан. «Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человека, история искусства носила синкретичный характер и включала в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности» (10,с.3).
                 Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности» (10, с.4). Наиболее плодотворным, по мнению авторов, является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

  1. специальный подбор музыкального репертуара;
  2. использование синтеза искусств;  
  3. использование на занятиях по слушанию музыки других видов
    музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования;  
  4. разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете.
              Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни - «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.
              Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не
ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу, служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).


              Кратко мы рассмотрели три программы по музыкальному воспитанию дошкольников. В программе Н.А.Ветлугиной главной задачей является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки (пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах). Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предложений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического познания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели. Программа «Синтез» более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, что немаловажно для становления полноценной личности.

Заключение

Результат проведенного исследования свидетельствует, что занятия с раннего детства, вовлечение в них игровых приемов, раннее воспитание способности сконцентрироваться на чем либо – все это, в совокупности с великим искусством будить и поддерживать  интерес ребенка к какому-либо деятельности, способствует тому, чтобы его развитие продолжалось все первые годы жизни, до тех пор, пока ребенок сам не будет сознательно желать и стремиться к этому развитию.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе и музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познание культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными и его преумножать.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий и методов работы.

Уроки музыки должны отвечать  современным требованиям -  задачам всестороннего развития, эффективным решениям, четкой направленности к личности ребенка, с учетом особенностей возрастных уровней детей. Сложный музыкально-эстетический педагогический процесс необходимо анализировать с точки зрения оптимизации, выделять в нем основное, что определяет построение обучения. Путь идет от постановки основных задач музыкально-эстетического воспитания к реализации музыкального развития детей в наиболее оптимальных условиях обучения.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.  

Выбор темы данной работы обусловлен тем, что я рассматриваю профессию педагога-музыканта в широком социальном контексте, как возможного организатора новых образовательно-инновационных проектов. В связи с этим, изучение передового общечеловеческого педагогического опыта является крайне важным для формирования особого типа  творческого мышления людей, от которых в XXI веке во многом будет зависеть возрождение духовных ценностей в нашей стране.

Используемая литература

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в Венгрии. – М.: Советский композитор ,1983.
  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка - М.: Музыка, 1968 .
  3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детской саду. – М.: Просвещение, 1983.
  4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.  М.,Просвещение, 1983.
  5.  Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста . – М. : Владос, 2000.
  6. Лейтес Н.С. Бывают выдающиеся дети // Семья и школа.,1990. - № 3.
  7.  Леонтьева О.Т. Карл Орф. – М.: Музыка, 1984.
  8. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников – М.: Просвещение, Владос,1994.
  9.  Радынова О.П., Катенене А.И., Полавандишвили Н.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под ред. О.П.Радыновой. – М.: Просвещение, 2000.
  10. «Синтез» программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусств (5 год жизни) / под ред. К.В.Тарасовой – М.:Музыка, 2000.
  11.  Система музыкального воспитания К.Орфа / под ред. Л.А.Баренбойма – М.: Музыка, 1970.
  12.  Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М.: изд. дом.Грааль, 2001.
  13.  Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. Гармония // программа развития музыкальности у детей среднего дошкольного возраста ( 5-ый год жизни) . – М.,1998.
  14. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М.: Музыка, 1989.
  15. Юдовина – Гальперина Т.Б. Музыка и вся жизнь. – Спб.:   Композитор, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

План-конспект учебного занятия по МДК 02.04 "Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом"

План - конспект учебного занятия по ПМ. 02. ,  МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом на тему«Музыка в системе искусств. Значение музыки в жи...

Музыкально-эстетическое развитие ребёнка в теоретической и практической частях обучения

Музыкальное воспитание - важнейший способ становления ребёнка как личности и яркого, интересного, творческого человека в социуме. Методами музыкального воспитания называют комплекс активных взаимодейс...

Ранее музыкальное развитие детей дошкольного возраста

В работе ракрывается польза начального музыкального образования детей....

Статья "Педагогическая роль в музыкально-эстетическом воспитании учащихся"

Музыкальное искусство как эстетическое явление наполнено личными смыслами.Эстетическое в музыке переходит в художественный образ и появляется при его восприятии....

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...