Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках английского языка.
учебно-методический материал на тему
Владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека, будущего специалиста.
Изучение английского языка должно привести к овладению речевых компетенций, расширению кругозора и развитию интеллектуальных возможностей обучающегося.
Учение представляет собой активный процесс, осуществляемый через вовлечение обучающегося в различного рода деятельность и, таким образом, делает его активным участником формирования своей личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentsii.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.
Мои студенты часто задают вопрос, зачем изучать язык, и как это связано с их специальностью или профессией? Отвечать на этот вопрос словами, что английский предусмотрен стандартом, было бы крайне неверно, да и такой ответ их совсем не устраивает. Даю им возможность порассуждать и на примерах из жизни, впечатлений от путешествий, личных контактов общения со сверстниками в соцсетях, мы приходим к выводу, что это необходимо для воспитания у обучающихся трудолюбия, умения работать, общаться и находить необходимую информацию. Иначе, мы говорим о формировании общих компетенций на предмете «Иностранный язык». Ведь мы живем в едином глобальном взаимосвязанном и взаимозависимом мире, когда размываются национальные границы, когда потоки населения, капитала, товаров, свободно перемещаются в разных направлениях. Когда не известно, в какой стране будет работать тот или иной человек или из какой страны будут его партнеры. Поэтому владение иностранным языком становится одной из важнейших, ключевых компетентностей современного человека, будущего специалиста. Насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, свои чувства, свое отношение будет зависеть, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, его отношения с другими людьми. Это один из самых важных моментов, на который обращают внимание в стандартах нового поколения. Согласно базисному плану НПО и СПО, предусматривается освоение обучающимися как общих, так и профессиональных компетенций.
Для обучающихся НПО и СПО одной из приоритетных задач является научиться говорить и хоть немного понимать аутентичную речь, научится не бояться английского языка, не боятся сделать ошибку. Ведь если в жизни случится ситуация, в которой будет необходимо маломальское знание английского языка, чтобы обучающийся смог объяснится, возможно, и с грамматическими ошибками, но чтобы его навыки говорения смогли помочь ему. Следовательно, обучающиеся должны практически овладеть иностранным языком на базовом уровне (основной модуль) и уметь им пользоваться в сфере приложения своего труда, а именно: уметь прочитать надписи на оборудовании и материалах, их технические характеристики, описания приборов, инструкций, руководств к эксплуатации, т.е. использовать язык для осуществления коммуникации (профессиональный модуль).
Наличие практических занятий в программе предусматривает овладение обучающимся различными видами речевой деятельности – аудированием, говорением и чтением – для осуществления коммуникации в устной и письменной форме на иностранном языке. При этом письмо остается важным средством обучения, способствующим лучшему усвоению языкового материала и развитию навыков и умений в области устной речи и чтения. В области письменной речи у обучающихся развивается умение излагать свои мысли в письменной форме. Письмо является закрепителем, т.к. в процессе написания усваиваемого языкового материала( фонетического, лексического и грамматического) обучающиеся выполняют учебную деятельность, которая необходима для лучшего запоминания. Поэтому письмо используется для выполнения самостоятельной работы обучающегося (письменные высказывания, письменный рассказ или пересказ какого-либо текста, составление предложений в утвердительной, отрицательной или вопросительной форме, составление диалогов, сообщений на тему, проектная работа, описание людей, предметов, зданий и т.д.). Часты такие домашние задания: выписать из любого текста слово, словосочетание, предложение, поразившее вас своей точностью, образностью, яркостью, необычностью. Дома учащиеся целенаправленно работают с ними: к примеру, оценивают тексты с вопросно-ответным построением.
Работа над проектами развивает у учащихся творческое мышление, самостоятельность, они овладевают определенными интеллектуальными, коммуникативными умениями, учатся работать с текстовым материалом, выделять главную мысль в иноязычном тексте, обобщать, работать со справочным материалом, анализировать на предмет достоверности и идентичности информации из интернета и адаптировать для тех или иных условий.
Перед нами стоит нелегкая задача в выборе методов и форм организаций учебной деятельности, которые соответствуют заданным нормам ФГОС, где основной акцент направлен на развитие коммуникаций, на умение человека общаться, на овладение языком в процессе общения.
Образовательные стандарты по иностранному языку ориентируют учителя на воспитание человека, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме. Главная идея курса иностранного языка – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся – нашла отражение в примерной программе.
Полагаю, что обучение на уроках иностранного языка должно строиться с учётом необходимости формирования речевой компетентности, т.е. развития таких видов деятельности, как аудирование, чтение, говорение, письмо, как закрепление лексического и грамматического материала. В программе указано, что после окончания курса обучающиеся должны овладеть такими умениями, как:
умение понять тему сообщения, логику развития мысли, извлечь из речевого потока нужную информацию, ( аудирование);
умение вести диалог, строить монолог в любой ситуации (говорение);
умение понимать содержание незнакомого текста, используя знание лексического материала и элементы языковой догадки (чтение);
умение создавать свои письменные тексты на разные темы с использованием необходимых языковых средств (письмо).
Формирование речевой компетентности – процесс длительный и сложный и должен осуществляться планомерно, целенаправленно, органично сочетаясь с отработкой лексических и грамматических навыков.
Усваивая лексические и грамматические значения слов, учащиеся осознают, как отражается в языке окружающая действительность, а при усвоении способов создания выразительной речи они чувствуют, как отражается в языке внутренний мир человека.
Речь в целом усваивается, если учащийся приобретает способность чувствовать фонетические особенности речи, выразительные оттенки лексических и грамматических значений. Такие умения можно достичь с помощью заданий на перевод.
Обучающиеся приобретают способность чувствовать яркость и красоту слова, воспринимать настроения и эмоции автора текста, отбирать образные средства в соответствии с целью высказывания, создавать тексты на определённую тему. Преподаватель должен руководствоваться этими идеями.
Для того чтобы постоянно развивать «инстинкт подражания» необходимо подбирать такой языковой материал, который позволял бы создавать на уроке атмосферу культа языка. С помощью образцовых текстов учащиеся погружаются в эту атмосферу, прививается интерес к языку и чтению. Это даёт возможность развивать языковое чутьё, воспитывать эстетическое восприятие речи.
На уроках иностранного языка мы должны постоянно уделять внимание работе над выразительными средствами, использованию текстов с пропусками, к примеру, эпитетов, сравнений, метафор, чтобы ученики подбирая свои варианты, затем сверяли их с подлинным авторским.
Необходимо, чтобы все изучаемые языковые явления рано или поздно оказывались востребованными.
Когда учащиеся составляют монологическое высказывание , необходимо использовать - сравнения, инверсию, предложения с однородными членами и т. д. При изучении любой части речи, любого типа предложений показывать учащимся их возможную роль в организации связного высказывания.
Учащиеся используют диалоги, тексты, отрабатывая специальную лексику, отвечают и составляют различные типы вопросов. Здесь они готовятся к рассказу по изучаемой теме. На этом этапе учащиеся определяют вид презентационных проектов: деловая игра, доклады, интервью, диалоги различных персонажей, соревнования, демонстрация продукта и т.д. На третьем этапе учащиеся защищают свои проекты.
Более того у учащихся формируются такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, сотрудничество, умение находить компромисс с собеседником, повышается самооценка и интерес к изучаемому языку, что немало важно для будущего специалиста.
Одним из актуальных и востребованных методов, обеспечивающих раскрытие вышеперечисленных компетенций, личностно-ориентированное коммуникативное направление, является проектная деятельность.
Цель метода проекта – развитие активного самостоятельного мышления, применение приобретенных знаний ( лексических и грамматических) на практике, которая дает нам, преподавателям, возможность включить учащихся в реальное общение, которое опирается на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные результаты совместного труда.
Таким образом, изучение английского языка должно привести к овладению речевых компетенций, расширению кругозора и развитию интеллектуальных возможностей обучающегося. Учение представляет собой активный процесс, осуществляемый через вовлечение обучающегося в различного рода деятельность и, таким образом, делает его активным участником формирования своей личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Ведущей целью деятельности педагога является развитие личности, сочетающей в себе единство интеллектуальных, физических, нравственных, эстетических и трудовых качеств, формирование общей культуры обуч...
Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "нов...
Обобщение опыта по теме «Формирование профессиональных компетенций обучающихся на уроках иностранного языка в СПО»
Основной целью образовательного процесса в системе профессионального образования является:формирование профессиональной компетенции будущего специалиста,развитие творческого познавательного инте...
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии...
" Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся на уроках английского языка в НПО и СПО"
Публикация...
Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...