Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
статья
Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_metody.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Сибирева Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 134 Санкт-Петербурга
Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции".
Основная составляющая интерактивного урока - это упражнения и задания, которые выполняют обучающиеся, при этом активность учителя уступает место активности обучающихся.
Интерактивный (англ. inter – взаимный, act – действовать) означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
В методической литературе выделяют следующие группы интерактивных уроков:
1.Уроки, отражающие современные общественные тенденции: урок – общественный смотр знаний, урок-диспут, урок с применением ИКТ.
2. Уроки с использованием игровых ситуаций: урок-ролевая игра, урок-пресс-конференция, урок соревнование, урок-КВН, урок-путешествие, урок-аукцион, урок с использованием дидактической игры, урок-театрализованное представление.
3. Уроки творчества: урок-сочинение, урок-выпуск «живой газеты», урок изобретательства, урок-осмотр самодеятельной выставки.
4. Традиционные уроки с новыми аспектами: урок-лекция, урок-семинар, урок решения задач, урок-конференция, урок-экскурсия, урок-консультация, урок-зачет.
Опыт показывает, что наибольший интерес у обучающихся вызывают те уроки, в которых они принимают активное участие. Примером таких уроков является урок-конференция. Поскольку конференция - это собрание, совещание представителей определенной профессии, то такой урок нужно рассматривать исходя из данного определения.
Занятие по разделу «Функциональные стили речи» в 10 классе мы проводим в форме конференции. Выделим основные этапы подготовки к такому уроку:
- определение задач и круга обсуждаемых вопросов и выбор темы выступления;
- подбор основной литературы по теме конференции преподавателем и дополнительной – учащимся;
- составление студентами докладов и подготовка презентации;
- консультирование преподавателем обучающихся по содержанию написанных докладов;
- подготовка экспертов из числа учеников.
В качестве домашнего задания учащиеся готовят доклад по одной из тем, предложенных учителем.
Очень важен презентационный этап, на котором ребята продумывают тактику выступления перед аудиторией. Здесь обращаю внимание на такие факторы как система вербальных и невербальных средств, с помощью которых происходит воздействие на слушателей и восприятие информации. Эти факторы эксперты отмечают в соответствующей таблице. Объявляются сроки, в течение которых доклад и презентация по закрепленной теме должны быть завершены.
Такая форма урока как конференция способствует формированию у обучающихся ключевых компетенций, выделяемых А.В. Хуторским, и может быть реализована с применением компетентностного подхода.
Какую же деятельность в рамках предмета «Русский язык» учитель сможет организовать в направлении развития каждой из ключевых компетенций. Например, деятельность по подготовке презентации доклада находится на стыке нескольких ключевых компетенций:
- коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы и т.д.);
- информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада);
- учебно-познавательной (непосредственно создание презентации с помощью соответствующего программного обеспечения на основе предварительного плана и т.п.);
- общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи и др.).
В качестве примера приводим элементы урока-конференции «Нормы русского литературного языка».
Краткая аннотация урока-конференции
Дисциплина: русский язык, 10 класс.
Цель урока:
- расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счет обращения к разным источникам;
- активизация речемыслительной деятельности учащихся; обогащение лексического запаса;
- воспитание культуры общения;
- формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся.
Что участие в уроке даст его участникам?
- повышение интереса к русскому языку;
- развитие умения получать информацию из различных источников;
- умение обрабатывать полученную информацию на всех этапах подготовки доклада.
Результаты урока:
- защита доклада на уроке.
Какие задачи необходимо решить, чтобы достичь целей?
- владеть навыками диалогового общения и социального взаимодействия;
- развивать навыки использования рабочего времени;
- демонстрировать социально-приемлемые формы поведения;
- развивать умение самостоятельно и совместно принимать решения, выполнять творческие задачи, работать с информацией;
- воспитывать лучшие качества личности.
Пример продукта деятельности обучающихся: доклады и презентации.
Уроки-конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы учеников по изучению обзорной темы. Аналогично может быть построен урок по изучению новой темы. Такой урок позволит в интерактивной форме осуществить закрепление ранее изученного материала, повысить мотивацию в изучении материала, пробудить творческую самостоятельность и активность учеников.
В данной статье мы рассмотрели возможные направления деятельности преподавателя и студентов на уроках дисциплины «Русский язык» с целью реализации компетентностного подхода.
Литература
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и совсем необычные уроки: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во “Учитель”, 2005. – 288 с. Под общей редакцией С.В. Кульневича.
- Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Доклад на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М.: Педагогика, 2003, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ
Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход.Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся...
Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций у студентов в рамках изучения курса методики развития детского изобразительного творчества
Статья из опыта работы....
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Современные требования к образованию предполагают большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений, поэтому для достижения качества образовательных услуг необходимо исп...
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Использование интерактивных методов обучения на уроках химии...
Концепция модульного подхода, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Эффективность и качество профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конк...
Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...
Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций студентов
Одна из актуальных проблем системы среднего профессионального образования заключается в определении эффективных способов формирования профессиональных компетенций студентов, что обусловлено необходимо...