Проект "Модель формирования здорового образа жизни воспитанников"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Проект на тему:
«Модель формирования здорового образа жизни
Воспитанников»
Пояснительная записка
Основная идея воспитательной работы – создание определённого жизненного пространства для детей, своеобразной модели жизненных отношений, способствующей приобщению по мере их физического и психологического взросления к достижениям человеческой культуры и по возможности вхождению в неё. В связи с этим, в учреждении осуществляется:
- разновозрастное комплектование групп с учётом родственных связей;
- организация проживания детей, условия которых максимально приближены к семейным (дети проживают маленькими группами, создан комфорт, санитарно-гигиенические условия);
- развитие семейных традиций (празднование дня рождения семьи, дней рождений воспитанников, ведение семейного альбома);
- создание развивающей среды (в каждой группе есть настольные игры, современное бытовое оборудование, спортивный инвентарь);
- подготовка к различной трудовой деятельности (самообслуживание, дежурство по комнате, в столовой, выполнение различных поручений);
- формирование навыков взаимодействия с социальной средой (проведение дней самоуправления, посещение социально-культурных учреждений, поездки за пределы города, экскурсии).
Актуальность. Введение модели формирования ЗОЖ, несомненно, положительно скажется на поддержке и развитии у воспитанников устойчивого интереса к здоровью, к школе движения, что будет выражено в развитии у детей способности самостоятельно познавать окружающую жизнь, повышая резервные возможности организма и достигая неспецифического оздоровительного эффекта физического воспитания.
Формирование культуры здоровья детей-сирот в системе образования является очень актуальным и наиболее значимым, так как современное состояние экономики, общества, экологии неблагоприятно отражается на здоровье людей и, в первую очередь, на здоровье подрастающего поколения. Формирование культуры здоровья предполагает развитие двигательной активности детей, обучение здоровому образу жизни, создание комфортного психологического климата и обеспечение здоровье сберегающих условий для всех детей-сирот. Сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников – еще одна из наиболее важных и сложных задач. В настоящее время лишь незначительная их часть является полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость. У подростков часто наблюдаются отклонения в поведении (хулиганство, курение, увлечение азартными играми, употребление алкоголя), которые негативно сказываются на их здоровье. Очень важно в период детства формировать потребность в сознательном участии в сохранении и укреплении здоровья, в здоровом образе жизни. Это должно стать одним из ведущих направлений педагогической деятельности детского дома в подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. Оценивая детей в рамках проекта, прежде всего стоит поверить в своих ребят, поверить в их силы. Дети должны почувствовать «ситуацию успеха» и тогда их жизнь, их деятельность станет более качественной и успешной, особенно это относится к ребятишкам из детских домов. Поэтому именно на этапе школьного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Цель проекта:
Формирование у воспитанников устойчивой потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Способствовать формированию физического, психологического благополучия воспитанников.
2. Помочь сформировать у воспитанников осознанный выбор здорового образа жизни.
3. Способствовать укреплению здоровья, содействовать гармоническому физическому развитию.
4. Использовать здоровье сберегающие технологии в воспитательном процессе.
5. Использовать воспитательный потенциал досуговой деятельности для успешной адаптации детей-сирот к жизни в социуме и формирования опыта социального взаимодействия.
6. Социализация воспитанников детского дома.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный
Создание условий для формирования здорового образа жизни, выявление потенциала воспитанников, оценка возможностей и перспективных направлений для создания модели.
- Основной
Реализация проекта по формированию здорового образа жизни, исходя из личностно - ориентированного подхода (индивидуальных особенностей, способностей и спортивного потенциала каждого воспитанника).
- Заключительный
Анализ полученных результатов, оценка эффективности проекта.
Срок действия проекта: проект долгосрочный.
Инновационность проекта
Проект разработан с учетом комплексного подхода, основанного на совместной работе и взаимодействии коллектива педагогов, воспитателей, психологической и медицинской служб детского дома, поддержки спортивной деятельности администрацией.
Практическая значимость
Практическая значимость проекта заключается в решении поставленных задач и создании условий для успешного формирования здорового образа жизни воспитанников и их дальнейшей социализации.
Медико-профилактическая работа
На базе лицензированных видов медицинской деятельности в рамках программы оздоравливания осуществляются:
- Организация медицинского обеспечения детей-сирот (наблюдение за ростом и развитием ребенка, выявление проблемного заболевания, вакцинопрофилактика, активное выявление хронических очагов инфекции и их санация, профилактическая работа на всех этапах сопровождения).
- Первичная профилактика и противорицедивная терапия( рост, вес, план измерение АД, острота зрения и слуха; ЭКГ и УЗИ).
- Гигиеническое и психопрофилактическое воспитание ( беседы по профилактике курения, алкоголизма, наркозависимости и т. д, встречи с узкими специалистами)
- Комплекс профилактических мероприятий, направленных на защиту здоровья детей и профилактику заболеваний, включает следующее:
( кварцевание помещений, санаторно-курортное лечение в детских оздоровительных учреждениях, где проводится ряд оздоровительных мероприятий).
Социально–психологическая поддержка
Направления деятельности:
- Психодиагностика индивидуальных особенностей детей-cирот предполагает психолого-педагогическое изучение воспитанников , определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации (выявление детей группы риска)
- Психопрофилактика девиантного поведения воспитанников
1.Работа сенсорной комнаты (снятие напряжения, профилактика неврозов и явлений дезадаптации у воспитанников);
2. Обучение методам саморегуляции (снятие тревожности, агрессивности через обучение диафрагмальному дыханию посредством релаксационного тренинга, повышение функциональных и адаптивных возможностей организма, профилактику ПАВ ;
3. Психологические занятия по профилактике употребления ПАВ, ВИЧ/СПИДА
4. Профилактика суицидов у подростков группы риска.
- Коррекция эмоционально – волевого и когнитивного компонентов личности (предполагает развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления; снятие тревожности, формирование адекватной самооценки; развитие навыков самоорганизации и самоконтроля; повышение сопротивляемости стрессу; актуализацию внутренних ресурсов; развитие сплоченности коллектива воспитанников.
- Профориентационная работа с воспитанниками (индивидуальная и групповая) предполагает информирование и рекомендации воспитателям, педагогам и администрации по учету индивидуальных особенностей детей детского дома в воспитательном процессе, определении индивидуального подхода к ребенку.
- Просветительская работа с администрацией и педагогическим коллективом детского дома предполагает повышение психологической компетентности педагогов и администрации по индивидуальным особенностям детей, ситуациям нарушения дисциплины на уроках;
- Правовое воспитание детей.
Социальный педагог:
1. Работа по повышению уровня социальной адаптации среди подросткового коллектива воспитанников, формирование потребности в общении, личностные отношения со взрослыми и сверстниками (постоянно).
2. Осуществление контроля за соблюдением прав ребенка с психолого-медико-социальным сопровождением.
3. Проведение комплексного оказания помощи воспитанникам из группы «риска» на основе индивидуальной работы:
- посещение секций по интересам;
- организация учебной деятельности;
- корректировка противоправного поведения;
- пропаганда ЗОЖ.
- преодоление девиаций в поведении подростков группы риска, адаптивное поведение воспитанников в социуме;
- сплочение коллектива воспитанников, развитие навыков межличностного общения и взаимодействия;
- рост показателей индивидуально-личностного развития (развитие адекватной самооценки, самоконтроля поведения, снижение уровня тревожности, агрессивности.
- развитие установок на ЗОЖ;
- повышение уровня социализации воспитанников.
Физкультурно-спортивная деятельность
Это направление включает:
- Занятия в спортивных секциях;
- Командные и индивидуальные тренировки;
- Занятия в тренажерном зале
- Тренировки по плаванию в бассейне
- Участие в спортивных соревнованиях различных уровней (районного, городского, областного);
- Встречи с игроками спортивных клубов
- Мастер-классы спортсменов.
- Поездки на матчи футбольной команды «спартак».
Пропаганда здорового образа жизни
Совместная работа служб детского дома позволяет решать следующие задачи:
- Повышение уровня знаний в вопросах охраны здоровья;
- Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- Формирование целостного понимания о здоровом образе жизни.
Направления деятельности:
-информирование и просвещение воспитанников об особенностях здорового образа жизни;
-участие воспитанников в акциях здоровья;
- организация отдыха воспитанников в рамках программы оздоровления в летний и каникулярный период.
Культурно-досуговая деятельность
Задачи:
- Повышение сплоченности среди воспитанников и педагогов через совместную творческую деятельность
- Раскрытие индивидуальных способностей и личностного потенциала воспитанников путем вовлечения их в разнообразную деятельность.
- Формирование целостного понимания о традициях на Руси, повышение уровня знаний в области культуры и культурных ценностей.
- Использование элементов фольклора в процессе физического воспитания детей.
Направления:
- Фольклорная деятельность
- Музыкальная деятельность
- Эстетическая деятельность
- Библиотечная деятельность
- Хозяйственно – трудовая деятельность
- Спортивная деятельность
Народные традиции занимают важное место в жизни любого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими педагогическими, воспитательными и оздоровительными возможностями. Наиболее интересной формой изучения традиций являются праздники. От участников они требуют полного раскрытия всех талантов, творческих способностей, большой затраты психических и физических сил. С повышением внимания к развитию личности ребенка появилась возможность обновить и улучшить систему физического воспитания. Наряду с поиском совершенных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путем нахождения новых форм:
- Русские народные подвижные игры, игры-забавы, аттракционы;
- Физкультурные досуги;
- Спортивные праздники;
- Дни здоровья;
Преимущества данного проекта
- Преобладание интерактивных методов организации воспитания, при котором роль воспитанников не ограничивается пассивным восприятием готовой информации. Дети оказываются активными участниками воспитательного процесса, стимулирующего их самостоятельность, творческую активность.
- Формируемые приёмы и навыки актуальны для конкретной возрастной группы детей, востребованы в их повседневной жизни.
- Вариативность при выборе площадок и вариантов реализации.
- Организация воспитательной работы через систему традиций, ориентированных на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, возрождение духовно-нравственных и культурных ценностей русского народа.
- Совместное участие педагогов, детей, спонсоров и волонтеров в реализации проекта.
- Повышение культурного уровня социума.
Вывод
Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...
Проблемы формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи.
-Здоровье-Здоровый образ жизни-Меры по развитию и популяризации в России здорового образа жизни.-Решаема ли эта проблема по средствам Олимпийских игр в Сочи....
Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Новотроицкая основная общеобразовательная школа» «Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ и во...
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Здоровье это самое важное, что есть у нас. Не зря первым делом желают здоровья, а остальное все будет....
«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными умственными способностями посредством реализации программы дополнительного образования “Азбука здоровья”»
Основными задачами по формированию здорового образа жизни являются охрана и укрепление здоровья воспитанника, формирование представления о себе, строении своего тела; обучение знаниям, умениям, навыка...
Формирование здорового образа жизни у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. - доклад по своей проблеме
доклад по своей проблеме...
Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни
Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни...