Проект "Модель формирования здорового образа жизни воспитанников"
проект на тему

Самушкина Елена Витальевна

Использование проекта в педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Модель формирования здорового образа жизни

Воспитанников»

                                                            

Пояснительная записка

    Основная идея воспитательной работы – создание определённого жизненного пространства для детей, своеобразной модели жизненных отношений, способствующей приобщению по мере их физического и психологического взросления к достижениям человеческой культуры и по возможности вхождению в неё. В связи с этим, в учреждении осуществляется:

- разновозрастное комплектование групп с учётом родственных связей;

- организация проживания детей, условия которых максимально приближены к семейным (дети проживают маленькими группами, создан комфорт, санитарно-гигиенические условия);

- развитие семейных традиций (празднование дня рождения семьи, дней рождений воспитанников, ведение семейного альбома);

- создание развивающей среды (в каждой группе есть  настольные игры, современное бытовое оборудование, спортивный инвентарь);

- подготовка к различной трудовой деятельности (самообслуживание, дежурство по комнате, в столовой, выполнение различных поручений);

- формирование навыков взаимодействия с социальной средой (проведение дней самоуправления, посещение социально-культурных учреждений, поездки за пределы города, экскурсии).

Актуальность. Введение модели формирования ЗОЖ, несомненно, положительно скажется на поддержке и развитии у воспитанников устойчивого интереса к здоровью,  к школе движения, что будет выражено в развитии у детей способности самостоятельно познавать окружающую жизнь, повышая резервные возможности организма и достигая неспецифического оздоровительного эффекта физического воспитания.

       Формирование культуры здоровья детей-сирот в системе образования является очень актуальным и наиболее значимым, так как современное состояние экономики, общества, экологии неблагоприятно отражается на здоровье людей и, в первую очередь, на здоровье подрастающего поколения.  Формирование культуры здоровья предполагает развитие двигательной активности детей, обучение здоровому образу жизни, создание комфортного психологического климата и обеспечение здоровье сберегающих условий для всех детей-сирот.                                        Сохранение и укрепление здоровья наших воспитанников – еще одна из наиболее важных и сложных задач. В настоящее время лишь незначительная их часть  является полностью здоровыми, поэтому воспитание детей и подростков приобретает социальную значимость. У подростков часто наблюдаются отклонения в поведении (хулиганство, курение, увлечение азартными играми, употребление алкоголя), которые негативно сказываются на их здоровье.                                                                Очень важно в период детства формировать потребность в сознательном участии в сохранении и укреплении здоровья, в здоровом образе жизни.  Это должно стать одним из ведущих направлений педагогической деятельности  детского дома в подготовке  воспитанников к самостоятельной жизни.                                                                Оценивая детей в рамках проекта, прежде всего стоит поверить в своих ребят, поверить в их силы. Дети должны почувствовать «ситуацию успеха» и тогда их жизнь, их деятельность станет более качественной и успешной, особенно это относится к ребятишкам из детских домов. Поэтому именно на этапе школьного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на  здоровый образ жизни.

Цель проекта:

Формирование у воспитанников устойчивой потребности в здоровом образе жизни.
                                                Задачи: 
1. Способствовать формированию физического, психологического  благополучия воспитанников.
2. Помочь сформировать у воспитанников осознанный выбор здорового образа жизни.
3. Способствовать укреплению здоровья, содействовать гармоническому  физическому развитию.
4. Использовать здоровье сберегающие технологии в воспитательном процессе.
5. Использовать воспитательный потенциал досуговой деятельности для успешной адаптации детей-сирот к жизни в социуме и формирования опыта социального взаимодействия.
6. Социализация воспитанников детского дома.

Этапы реализации проекта

- Подготовительный

Создание условий для формирования здорового образа жизни, выявление потенциала воспитанников, оценка возможностей и перспективных направлений для создания модели.

- Основной

Реализация проекта по формированию здорового образа жизни, исходя из личностно - ориентированного подхода (индивидуальных особенностей, способностей и спортивного  потенциала каждого воспитанника).

- Заключительный

 Анализ полученных результатов, оценка эффективности проекта.

Срок действия проекта: проект долгосрочный.

Инновационность проекта

  Проект  разработан с учетом комплексного подхода, основанного на совместной работе и взаимодействии коллектива педагогов, воспитателей, психологической и медицинской служб детского дома, поддержки спортивной деятельности администрацией.

Практическая значимость

     Практическая значимость проекта заключается в решении поставленных задач  и создании условий для успешного формирования здорового образа жизни воспитанников и их дальнейшей социализации.  

Медико-профилактическая работа

     На базе лицензированных видов медицинской деятельности в рамках программы оздоравливания осуществляются: 

- Организация медицинского обеспечения детей-сирот (наблюдение за ростом и развитием ребенка, выявление проблемного заболевания, вакцинопрофилактика, активное выявление хронических очагов инфекции и их санация, профилактическая работа на всех этапах сопровождения).

- Первичная профилактика и противорицедивная терапия( рост, вес, план измерение АД, острота зрения и слуха; ЭКГ и УЗИ).

- Гигиеническое и психопрофилактическое воспитание ( беседы по профилактике курения, алкоголизма, наркозависимости и т. д, встречи с узкими специалистами)

- Комплекс профилактических мероприятий, направленных на защиту здоровья детей и профилактику заболеваний, включает следующее:

( кварцевание помещений,  санаторно-курортное лечение в детских оздоровительных учреждениях, где проводится ряд оздоровительных мероприятий).                                         

Социально–психологическая поддержка

Направления деятельности:

- Психодиагностика индивидуальных особенностей детей-cирот предполагает психолого-​педагогическое изучение воспитанников , определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации (выявление детей группы риска)

- Психопрофилактика девиантного поведения воспитанников

 1.Работа сенсорной комнаты (снятие напряжения, профилактика неврозов и явлений дезадаптации у воспитанников);

2. Обучение методам саморегуляции  (снятие тревожности, агрессивности через обучение диафрагмальному дыханию посредством релаксационного тренинга, повышение функциональных  и адаптивных возможностей организма, профилактику ПАВ ;

3. Психологические занятия по профилактике употребления ПАВ, ВИЧ/СПИДА

4. Профилактика суицидов у подростков группы риска.

- Коррекция эмоционально – волевого и когнитивного компонентов личности (предполагает  развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления;  снятие тревожности, формирование адекватной самооценки; развитие навыков самоорганизации и самоконтроля; повышение сопротивляемости стрессу; актуализацию внутренних ресурсов; развитие сплоченности коллектива воспитанников.

- Профориентационная работа с воспитанниками (индивидуальная и групповая) предполагает информирование и рекомендации воспитателям, педагогам и администрации по учету индивидуальных особенностей детей детского дома в  воспитательном процессе, определении индивидуального подхода к ребенку.

- Просветительская работа с администрацией и педагогическим коллективом детского дома предполагает повышение психологической компетентности педагогов и администрации по индивидуальным особенностям детей, ситуациям нарушения дисциплины на уроках;  

- Правовое воспитание детей.     

Социальный педагог:

1. Работа по повышению уровня социальной адаптации среди подросткового коллектива воспитанников, формирование потребности в общении, личностные отношения со взрослыми и сверстниками (постоянно).

2. Осуществление контроля за соблюдением прав ребенка с психолого-медико-социальным сопровождением.

3. Проведение комплексного оказания помощи воспитанникам из группы «риска» на основе индивидуальной работы:

- посещение секций по интересам;

- организация учебной деятельности;

- корректировка противоправного поведения;

- пропаганда ЗОЖ.                        

- преодоление девиаций в поведении подростков группы риска, адаптивное поведение воспитанников в социуме;

- сплочение  коллектива воспитанников, развитие навыков межличностного общения и взаимодействия;

- рост показателей индивидуально-​личностного развития (развитие адекватной самооценки, самоконтроля поведения,  снижение уровня тревожности, агрессивности.

- развитие установок на ЗОЖ;

- повышение уровня социализации воспитанников.

Физкультурно-спортивная  деятельность

Это направление  включает:

  • Занятия в спортивных секциях;
  • Командные и индивидуальные тренировки;
  • Занятия в тренажерном зале
  • Тренировки по плаванию в бассейне
  • Участие в спортивных соревнованиях различных уровней (районного, городского, областного);
  • Встречи с игроками спортивных клубов
  • Мастер-классы спортсменов.
  • Поездки на матчи футбольной команды «спартак».

Пропаганда здорового образа  жизни

Совместная работа служб детского дома позволяет решать следующие задачи:

  • Повышение уровня знаний в вопросах охраны здоровья;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Формирование целостного понимания о здоровом образе жизни.

Направления деятельности:

-информирование и просвещение воспитанников об особенностях здорового образа жизни;

-участие воспитанников  в акциях здоровья;

- организация отдыха воспитанников в рамках программы оздоровления в летний и каникулярный период.

Культурно-досуговая деятельность

Задачи:

  • Повышение сплоченности среди воспитанников и педагогов через совместную  творческую деятельность
  • Раскрытие индивидуальных способностей и личностного потенциала воспитанников путем вовлечения их в разнообразную деятельность.
  • Формирование целостного понимания о традициях на Руси, повышение уровня знаний в области культуры и культурных ценностей.
  • Использование  элементов фольклора в процессе физического воспитания детей.

Направления:

- Фольклорная деятельность

- Музыкальная деятельность

- Эстетическая деятельность

- Библиотечная деятельность

- Хозяйственно – трудовая деятельность

- Спортивная деятельность

         Народные традиции занимают важное место в жизни любого народа, дают огромное поле деятельности в работе с детьми, обладают большими педагогическими, воспитательными и оздоровительными возможностями. Наиболее интересной формой изучения традиций являются праздники. От участников они требуют полного раскрытия всех талантов, творческих способностей, большой затраты психических и физических сил.                  С повышением внимания к развитию личности ребенка появилась возможность обновить и улучшить систему физического воспитания. Наряду с поиском совершенных моделей воспитания, возрождаются лучшие образцы народной педагогики.                                                                        Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс физического воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путем нахождения новых форм:

  • Русские народные подвижные игры, игры-забавы, аттракционы;
  • Физкультурные досуги;
  • Спортивные праздники;
  • Дни здоровья;

Преимущества данного  проекта

- Преобладание интерактивных методов организации воспитания, при котором роль воспитанников не ограничивается пассивным восприятием готовой информации. Дети оказываются активными участниками воспитательного процесса, стимулирующего их самостоятельность, творческую активность.

- Формируемые приёмы и навыки актуальны для конкретной возрастной группы детей, востребованы в их повседневной жизни.

- Вариативность при выборе площадок и вариантов реализации.

- Организация воспитательной работы через систему традиций, ориентированных на  формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни,  возрождение духовно-нравственных и культурных ценностей русского народа.

- Совместное участие педагогов, детей, спонсоров и волонтеров в реализации проекта.

- Повышение культурного уровня социума.

                                                

Вывод

        Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом. Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...

Проблемы формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи.

-Здоровье-Здоровый образ жизни-Меры по развитию и популяризации в России здорового образа жизни.-Решаема ли эта проблема по средствам Олимпийских игр в Сочи....

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Новотроицкая основная общеобразовательная школа»      «Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ и во...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Здоровье это самое важное, что есть у нас. Не зря первым делом желают здоровья, а остальное все будет....

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными умственными способностями посредством реализации программы дополнительного образования “Азбука здоровья”»

Основными задачами по формированию здорового образа жизни являются охрана и укрепление здоровья воспитанника, формирование представления о себе, строении своего тела; обучение знаниям, умениям, навыка...

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни...