статья "Конфликт между учителем и учеником"
статья на тему

Определение конфликта и выход из конфликтной ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

«КОНФЛИКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ»

Конфли́кт  определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами.  

Само по себе слово конфликт ассоциируется с неприятностями.  Конфликт — это всегда негативное явление, вызывающее угрозы, враждебность, обиды, непонимание, то есть это нечто такое, чего по возможности следует избегать Все участники образовательного процесса стремятся избегать попадания в разного рода конфликтные ситуации. Но что, если вы видите, что его уже не избежать? Как действовать, чтобы разрешить сложившуюся напряжённую ситуацию? Конечно ответ на этот вопрос во многом зависит от конкретного случая.  Надо понять в чём кроется причина конфликта, кто и как отстаивает свою точку зрения и к чему.

 В психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным (между боязнью учителя и нежеланием делать уроки), межличностным (между учителем и учеником); между личностью и организацией (класс и ребенок); между группами одного или различного статуса (между классами).

Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности коллектива, его членов и разрешение которых выводит коллектив на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, что ведет к резкому снижению эффективности работы отдельного ученика или класса.

Чаще всего возникают конфликты межличностные  (между учителем и учеником).

Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания:

  • стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
  • стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
  • стадию конфликтных действий;
  • стадию снятия или разрешения конфликта.

Причин конфликтов можно выделить порядка десяти. Но более конкретно хочется обратиться к следующей группе конфликтов между учеником и учителем:

Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности . Т.е. конфликты связанные с какими либо замечаниями учителя относительно успеваемости учащегося, выполнения им домашнего задания либо вообще ведения тетради, дневника и т.д.

         Конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, вне школы, проявления личностных качеств…

 Многие дети, в силу особенностей характера, темперамента или возраста, порой довольно агрессивно реагируют на замечания в свой адрес. Реакция ребёнка зависит от

Темперамента

  • Характера
  • Уровня духовного развития
  • Уровня воспитанности и образованности
  • Волевого развития
  • Эмоционального состояния в момент конфликта
  • Состояния здоровья, самочувствия
  • Событий, предшествующих конфликту
  • Уровня развития самооценки
  • Особенностей семейного воспитания
  • Особенностей психического развития

Ситуация может усугубляться, если замечание учитель делает при всём классе. «Что же тогда?»- возразят тут многие педагоги,- «если нам продолжать деликатничать, нерадивому ученику всё сойдёт с рук » Тут конечно будет не лишним обратиться к совету психолога. Несмотря на то, что каждый учитель знаком с возрастной психологией и педагогикой, в повседневной суете забываются простые приёмы, позволяющие сгладить углы и избежать конфликтных ситуаций. Для профилактики конфликтов психологи рекомендуют чаще использовать «я-утверждения», которые позволяют выразить своё отношение к проблеме, а не переносить его на отдельную личность либо группу учащихся.

Конфликт между учителем и учащимся имеет ряд особенностей:

  • Именно учитель несёт ответственность за конструктивное разрешение ситуации
  • Социальный статус конфликтующих сторон определяет поведение
  • (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по разному);
  • Профессиональная позиция учителя обязывает взять на себя ответственность за исход конфликта
  • Стороны по-разному умеют справляться с эмоциями и чувствами
  • Конфликт в присутствии других учеников носит яркий воспитательный характер, нельзя забывать, что для большинства школьников учитель пример поведения. И от умения держаться в непростых ситуациях зависит воспитательный эффект.
  • Конфликты проще избегать, нежели искать выход из них

Причины конфликтов во многом зависят от возраста учащихся.

Вследствие своих психологических и возрастных особенностей, учащиеся выбирают одну из форм поведения. Бесспорно, лучший вариант, когда ребёнок готов к конструктивному диалогу, для отыскания выгодного исхода для обеих сторон конфликта. Хуже. Если ученик начинает фантазировать, уходя от ответственности за принимаемые решения. Уход от неприятной ситуации означает, что спустя какое-то время конфликт возникнет снова и возможно в ещё более острой форме. Защитное и регрессивное поведение совсем закрывают пути к диалогу.

Учитель мудрее и опытнее ученика и должен уметь справляться с эмоциями, подчинять их разуму. Можно использовать различные  установки, которых стоит придерживаться педагогу в общении с детьми:

  • называть ученика по имени;
  • в процессе общения не забывать об интонации;

проявлять искреннюю заинтересованность к  высказываниям воспитанника, даже если они       кажутся малозначительными;

  • уметь слушать и слышать ученика, стараться понять мотивы его действий и высказываний;

уметь психологически «встать на место ученика» для лучшего понимания истинных намерений и причин поступков/высказываний

  • уметь видеть хорошее в любом ученике;
  • оценивать успехи ученика не в сравнении с другими, а с точки зрения динамики его собственных достижений и уровня воспитанности;
  • анализируя ошибки или неудачи ребенка, стараться сохранять доброжелательный тон с выражением искренней готовности оказать ему помощь;
  • всем своим поведением, манерой общения, внешностью, эмоциональностью стараться показывать свое положительное отношение к каждому воспитаннику.

Итак, что же делать, если конфликт между учителем и учеником всё же произошёл? Существует пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

·     приспособление, уступчивость;

·     уклонение;

·     противоборство;

·     сотрудничество;

·     компромисс.

Рассмотрим  эти стили поведения.

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

Противоборство характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но, не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок.

Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.

1.    Признать существование конфликта.

2.    Определить возможность переговоров. Увы, взрослые, а педагоги в особенности, чаще наставляют на путь истинный, но редко говорят с учениками на равных.

3.    Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

4. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

Однако педагогу приходится разрешать конфликты не только в деловой форме, но и особенно часто в личностно-эмоциональной сфере.

Главное, по мнению психологов, не забывать о воспитывающем эффекте конфликтной ситуации. В мелкой ссоре, старайтесь быть выше мелочных разборок. Не говорите сразу с взвинченным возбуждённым человеком. Дайте ему возможность перевести дыхание, успокоиться, а потом попытайтесь выслушать и понять ученика. При этом старайтесь держаться невозмутимо, говорить ровным, спокойным голосом. Это тоже научит школьника решать проблемы спокойно.

         И в заключении, хочется сделать вывод: ключ к решению любого конфликта, состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена, не смотря на преграды. И помните, главное в конфликте найти компромисс, а не выйти из него победителем. И наконец, старайтесь всегда быть справедливыми по отношению к ученику, жить в гармонии с собой и окружающими и тогда конфликты вам не страшны.

Сейчас в школах создаются школьные службы примирения (медиации ) которые, являются третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте. Медиаторы (люди, которые разрешают конфликты) помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор и найти компромисс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Инновационный анализ творчества учителя и ученика»

Как известно, главный труд детей – учеба и для того, чтобы воспитать у учащихся  творческие черты личности, нужно делать его творческим. Повышение творческой активности во многом зависит от подго...

Презентация к педагогическому совету школы "Учитель и ученик:общение и сотрудничество в образовательном процессе"

Стендовый материал позволит более полно раскрыть тему межличностного общения участников образовательного процесса, принципы развивающего диалога в педагогическом общении....

Сценарий конкурса учитель и ученик-2017

Сценарий конкурса «Учитель и ученик»Цели и задачи конкурса:­       Стимулирование профессионального роста педагогических кадров;­       Выяв...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" Учитель Азнабаева Б.С.

Конспект урока «Тире между подлежащим и сказуемым» в 5 классе с использованием элементов сингапурской технологии.Цель урока: Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и ...

Доклад "Взаимодействие учителя и ученика в образовательном процессе" ( 2019 г.)

Доклад "Взаимодействие учителя и ученика в образовательном процессе" ( 2019 г.)...

Эссе "Учитель и ученик растут вместе"

Я - учитель! Это слово для меня звучит гордо! Мое сердце переполнялось волнением, переживаниями. С чего начать? Вопросов было так много… Как стать хорошим учителем? Примером для меня стала Шихо...

Культура взаимоотношений между учителями, обучающимися, родителями

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношениемежду педагогами, обучающимися и родителями. Для формирования сотрудничествамежду взрослыми и детьми важно представлять к...