Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" Учитель Азнабаева Б.С.
план-конспект урока
Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||
1. | Учитель: Добрый день, мои друзья! Перед вами снова я, Очень рада видеть всех, Ждет сегодня всех успех, А еще скажу я вам: Улыбнитесь всем друзьям, Соберитесь, подтянитесь И тихонечко садитесь. | ||||||||
Мотивация: | Дать кроссворд!!! ( Со словом «Книга»)- работа в группе. Учитель: Как связана книга с человеком? В ответах кроссворда прозвучали слова, которые мы будем использовать на уроке как рабочий материал. | ||||||||
Учитель: Перед вами листочки с заданиями. Выберите себе задание. 1 . Вставить пропущенные буквы в словах. Назвать слово с указанной орфограммой и разъяснить толкование. Стол № 1: Безударная проверяемая гласная в корне слова: Сл..варь, з..кладка, энцикл..педия, т..раж Стол№ 2: Непроверяемая безударная гласная в корне: П..сатель, п..рсонаж, огл..вление, сод..ржание Стол № 3: Слово- исключение из правила: К..мпозиция, обло..ка, брош..ра, завя..ка Стол № 4: Удвоенная согласная: пер..плет, с..жет, ба..ада, кул..минация | |||||||||
Учитель: Возьмите свои карточки и найдите тот стол, на котором указано название орфограммы, с которой вы работали. | Дети находят себе партнеров по заданию, проверяют. Ответы учащихся. | ||||||||
2. На экране: Словарь- книга, содержащая перечень слов , расположенных по алфавиту, с толкованиями. Персонаж-действующее лицо в произведении. Брошюра-небольшая книжка Баллада- Учитель: Обратите внимание на слайд, где дано толкование этих слов по словарю. Совпало?! Молодцы!!! Поаплодируем себе. | |||||||||
Вопрос: Какой тематикой объединены предложения? | |||||||||
- Что общего в предложениях с точки зрения их синтаксического построения? | |||||||||
Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. | Сами формулируют тему урока | ||||||||
Цель??? Цель урока:познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. | Сами формулируют цель | ||||||||
Историческая справка | Тире́— один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Не сразу были установлены правила для этого знака. В «Российской грамматике» он именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный» . | ||||||||
– Как можно объяснить постановку тире в предложении? Учитель: 1. Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое? 2. На какие вопросы отвечают сказуемые во всех предложениях? 3. В каком падеже стоят эти существительные? 3. Сделайте вывод, в каком случае ставится тире между подлежащим и сказуемым? 3. Оформите свой ответ в виде схемы. На экране:
| |||||||||
Учитель: Обратите внимание на то, что у нас остались незаполненными две графы. Что это значит? | |||||||||
Первичное закрепление: | ( 10 минут) Задание: 1. Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание. ( к словосочетаниям из первого столбика подобрать по смыслу слова из второго столбика) 2. Что в результате должно получиться? ( В результате должно получиться предложение). Учитель: Как только группа готова, дружно поднимите руки!!! | ||||||||
Хорошая книга-мудрый учитель Чтение- к мудрости дв.. жение Труд при ученье скучен, да плод от чтения вкусен. Не кр..сна книга пером, красна умом. | |||||||||
Вопрос: Что получилось? (пословицы) Вопрос: По какому принципу можно распределить на две группы данные пословицы? (Предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым и предложения, в которых нет тире) - Объясните постановку тире во второй колонке. - Какой мыслью объединены все пословицы? | Объясняют постановку тире | ||||||||
На экране: 1.Труд при ученье скучен, да плод от чтения вкусен. 1. Не красна книга пером, красна умом. Хорошая книга-мудрый учитель Чтение - к мудрости движение | |||||||||
Запись предложений | 5. Настоящий писатель – совесть человечества. 6. Ведь писать – значит раскрывать душу, выявлять тайны сердца | Взаимопроверка | |||||||
Учитель: Пополним таблицу. Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым 1. Сущ. в И.П. – сущ в И.П. 2. Глагол Н.Ф.-глагол в Н.Ф. 3. Сущ. в И.П.- глагол в Н.Ф. | |||||||||
Общий вывод: - Какие условия влияют на постановку тире между подлежащим и сказуемым? | |||||||||
5.Конструирование текста. | 5. Конструирование текста. ( 10 минут) В какой последовательности должны идти предложения, чтобы получился текст? (Получится отрывок из древнеегипетского текста «Прославление писцов») Учитель: Как только группа готова, дружно поднимите руки!!! А) Их пирамиды книги поучений. Б) Их дитя тростниковое перо. В) Их супруга поверхность камня. Г) Мудрые писцы не строили из меди и бронзы надгробий. Д) Человек исчезает, тело его становится прахом, но писания заставляют вспомнить его устами тех, кто передает это в уста других. | Взаимная проверка соседних столов | |||||||
- Какова тема текста? Запишите ее на рабочий лист. - Что еще можно сказать о значении книги для людей? ( Книги делают бессмертными их создателей) Какие предложения соответствуют нашей теме «Тире между подлежащим и сказуемым. - Какова основная мысль текста? Впишите ее на строку после текста, выразите ее предложением, в котором подлежащее и сказуемое были бы существительными в именительном падеже Ответ: Книги поучений - результат труда мудрых писцов. | |||||||||
Вывод: Значит, в Древнем Египте книга имела огромное значение. Но и у нас, на Древней Руси, … ВИДЕО. | |||||||||
Подведение итогов | Лист оценивания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку за 5 класс
Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы....
Конспект урока по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения" (10-11кл.)
Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме:"Бессоюзные сложные предложения"....
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Цель урока: формирование понятия корень слова.Задачи урока:Образовательная:Уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;Формировать умение находить однокоренные слов...
Конспект урока по русскому языку. 1 класс.
Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....
Конспект урока по русскому языку "Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»"
Конспект урока направлен на точное рассмотрение картины и чувственное проникновение в неё (картину).При недостаточном времени можно задать написание сочинения на дом....
Конспект урока по русскому языку "Мой любимый цветок".
Конспект урока....
- Мне нравится (1)