Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Тире между подлежащим и сказуемым" Учитель Азнабаева Б.С.
план-конспект урока

Конспект урока «Тире между подлежащим и сказуемым» в 5 классе с использованием элементов сингапурской технологии.
Цель урока: Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отработать умение правильно ставить тире в предложении.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: Знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения(существительным в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при ее использовании в устной речи, схему данной конструкции; правильно ставить знак препинания(тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.
Метапредметные: Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарем.
Личностные:Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию.
 
Тип урока: Изучение нового материала
Ресурсы урока: учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцова и др., 2014г; Презентация по теме урока; Компьютер, экран, проектор.
Методы и формы обучения: Наблюдение над языком, эвристический метод, групповая, фронтальная.
Основные понятия: Подлежащее и сказуемое.
 
 
Время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.
 
Учитель: Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я,
Очень рада видеть всех,
Ждет сегодня всех успех,
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем друзьям,
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.
 
 
Мотивация: 
 
  Дать кроссворд!!!  ( Со словом «Книга»)- работа в группе.
Учитель: Как связана книга с человеком?
 
В ответах кроссворда прозвучали слова, которые мы будем использовать на уроке как рабочий материал.
 
 
 
 
Учитель: Перед вами листочки с заданиями. Выберите себе задание.
1 . Вставить пропущенные буквы в словах. Назвать слово с указанной орфограммой и разъяснить толкование.
Стол № 1: Безударная проверяемая гласная в корне слова: Сл..варь, з..кладка, энцикл..педия, т..раж
Стол№ 2: Непроверяемая безударная гласная в корне: П..сатель, п..рсонаж, огл..вление, сод..ржание
Стол № 3: Слово- исключение из правила: К..мпозиция, обло..ка, брош..ра, завя..ка
Стол № 4: Удвоенная согласная: пер..плет, с..жет, ба..ада, кул..минация
 
 
 
 
Учитель: Возьмите свои карточки и найдите тот стол, на котором указано название орфограммы, с которой вы работали.
Дети находят себе партнеров по заданию, проверяют. Ответы учащихся.
 
 
2. На экране:
 Словарь- книга, содержащая перечень слов , расположенных по алфавиту, с толкованиями.
Персонаж-действующее лицо в произведении.
Брошюра-небольшая книжка
Баллада-
 
Учитель: Обратите внимание на слайд, где дано толкование этих слов по словарю. Совпало?! Молодцы!!! Поаплодируем себе.
 
 
 
 
Вопрос: Какой тематикой объединены предложения?
 
 
 
- Что общего в предложениях с точки зрения их синтаксического построения?
 
 
 
Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в предложениях, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Сами формулируют тему урока
 
 
Цель??? Цель урока:познакомиться с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым: учиться находит предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.
Сами формулируют цель
Историческая справка
 
Тире́— один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Не сразу были установлены правила для этого знака. В «Российской грамматике» он именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный» .
 
 
 
– Как можно объяснить постановку тире в предложении?
Учитель: 1. Скажите, словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое?
2. На какие вопросы отвечают сказуемые во всех предложениях?
3. В каком падеже стоят эти существительные?
3. Сделайте вывод, в каком случае ставится тире между подлежащим и сказуемым?
3. Оформите свой ответ в виде схемы.
 
На экране:
 
Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым
1.
Сущ. в  И.П. – сущ в И.П.
2.
 
 
 
 
 
Учитель: Обратите внимание на то, что у нас остались незаполненными две графы. Что это значит?
 
Первичное закрепление:
 
( 10 минут) Задание: 1. Прочитайте упражнение. Сформулируйте к нему задание.
( к словосочетаниям из первого столбика подобрать по смыслу слова из второго столбика)
2. Что в результате должно получиться? ( В результате должно получиться предложение).
 
Учитель: Как только группа готова, дружно поднимите руки!!!
 
 
 
Хорошая книга-мудрый учитель
Чтение- к мудрости дв.. жение
Труд при ученье скучен, да плод от чтения вкусен.
Не кр..сна книга пером, красна умом.
 
 
 
Вопрос: Что получилось? (пословицы)
Вопрос: По какому принципу можно распределить на две группы данные пословицы? (Предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым и предложения, в которых нет тире)
- Объясните постановку тире во второй колонке.
- Какой мыслью объединены все пословицы?
Объясняют постановку тире
 
 
 
На экране:
1.Труд при ученье скучен, да плод от чтения вкусен.
 
1.         Не красна книга пером, красна умом.  Хорошая книга-мудрый учитель
Чтение - к мудрости движение
 
 
 
Запись предложений
 
5. Настоящий писатель – совесть
человечества. 6. Ведь писать – значит раскрывать
душу, выявлять тайны сердца
Взаимопроверка
 
 
Учитель: Пополним таблицу.
 
Случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым
1.         Сущ. в  И.П. – сущ в И.П.
2.         Глагол Н.Ф.-глагол в Н.Ф.
3.         Сущ. в И.П.- глагол в Н.Ф.
 
 
 
 
Общий вывод:
- Какие условия влияют на постановку тире между подлежащим и сказуемым?
 
5.Конструирование текста.   
 
5. Конструирование текста.    ( 10 минут)
В какой последовательности должны идти предложения, чтобы получился текст? (Получится отрывок из древнеегипетского текста «Прославление писцов»)
 
Учитель: Как только группа готова, дружно поднимите руки!!!
 
А) Их   пирамиды   книги   поучений.
Б) Их   дитя   тростниковое   перо.
В) Их   супруга   поверхность   камня.
Г) Мудрые   писцы   не   строили   из   меди   и   бронзы   надгробий.
Д) Человек   исчезает,   тело   его   становится   прахом,   но писания   заставляют   вспомнить   его устами   тех,   кто   передает   это   в   уста   других.
Взаимная проверка соседних столов
 
 
- Какова тема текста? Запишите ее на рабочий лист.
- Что еще можно сказать о значении книги для людей? ( Книги делают бессмертными их создателей)
Какие предложения соответствуют нашей теме «Тире между подлежащим и сказуемым.
- Какова основная мысль текста? Впишите ее на строку после текста, выразите ее предложением, в котором подлежащее и сказуемое были бы существительными в именительном падеже
 
Ответ: Книги поучений - результат труда мудрых писцов.
 
 
 
  Вывод: Значит, в Древнем Египте книга имела огромное значение. Но и у нас, на Древней Руси, … ВИДЕО.
 
 
Подведение итогов
 
Лист оценивания
 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку за 5 класс

Конспект урока по теме "Разделительные Ъ и Ь знаки" в 5 классе будет полезен студентам, в нем прописан подробно ход урока, прописаны методы и приемы....

Конспект урока по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения" (10-11кл.)

Конспект урока по русскому языку с презентацией по теме:"Бессоюзные сложные предложения"....

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Цель урока: формирование понятия корень слова.Задачи урока:Образовательная:Уточнить представления о том, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;Формировать умение находить однокоренные слов...

Конспект урока по русскому языку. 1 класс.

Конспект урока по русскому языку по теме "Безударные гласные в корне слова" для 1 класса по программе "Школа России"....

Конспект урока по русскому языку "Сочинение по картине Исаака Ильича Левитана «Март»"

Конспект урока направлен на точное рассмотрение картины и чувственное проникновение в неё (картину).При недостаточном времени можно задать написание сочинения на дом....