Презентация к педагогическому совету школы "Учитель и ученик:общение и сотрудничество в образовательном процессе"
методическая разработка на тему
Стендовый материал позволит более полно раскрыть тему межличностного общения участников образовательного процесса, принципы развивающего диалога в педагогическом общении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_i_uchenik.ppt | 339 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Если ты прикасаешься ко мне тихо и мягко, Если смотришь на меня и улыбаешься мне, Если слушаешь, что я иногда говорю, Перед тем, как говоришь сам, Я вырастаю, действительно вырастаю. Джеймс Д. Джонгвард . Рожденные выигрывать Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом и администрацией школы. Профессиональное общение предполагает принятие учителем ответственности за установление контакта и развитие взаимодействия с другим человеком, а также – способность осознанно применять профессиональные знания и умения в процессе организации этого взаимодействия.
Эффективное педагогическое общение обеспечивает такую эмоциональную атмосферу на уроке, которая способствует проявлению у школьников интереса к учебным предметам ; установлению здоровых межличностных отношений между учениками и учителем; их личностному росту .
В.А. Сухомлинский подчеркивал важность воспитания словом , слово педагога обращено не только к слуху – к сердцу каждого. Мудрость педагога он видел в сохранении детского доверия к нему, в желании ребенка общаться с учителем как с другом и наставником. Педагоги-новаторы доказали, что эффективное обучение возможно в основном на позициях педагогики сотрудничества , которая предполагает умение учителя идти навстречу детям, вставать на точку зрения ребенка, как на платформу, с которой можно повести его за собой.
Согласно концепции А. Маслоу , у каждого человека есть потребность в общении – необходимость поделиться горем или радостью. С этой точки зрения общение – это процесс межличностного взаимодействия, направленный на удовлетворение различных актуальных потребностей партнеров . Блокирование потребности в общении приводит к стрессовым состояниям.
Общение и терпимость Важным профессиональным качеством педагога является социально-психологическая терпимость, которая в существенной мере определяет эффективность педагогического общения в целом, а также эффективность процесса познания педагогом личности учащегося.
В процессе педагогического общения критические конфликтные ситуации зачастую создаются именно в силу неумения педагога встать на позиции собеседника, отнестись к иному мнению непредвзято – то есть вследствие отсутствия терпимости как личностного свойства. Известный физиолог, академик А.А. Ухтомский отмечал , что человек, сам того не замечая, становится настоящей жертвой собственных предрассудков, предубеждения, предвзятости.
Традиционное понимание терпимости(толерантности) в психологии- сугубо психофизиологическое. Толерантность – это ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Толерантность приводит к повышению устойчивости(«терпимости»)к некоторому неблагоприятному фактору.
Социально – психологическое же понимание толерантности предполагает терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, то есть наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения.
За счет чего может осуществляться терпимость? Почему один более, а другой менее терпим? Социальные психологи предлагают выделить два механизма. В одном случае терпимость может быть обусловлена низкой социально-психологической чувствительностью личности («черствый», «холодный» и т.п.) -это есть сенсуальная терпимость, которая связана с устойчивостью личности к воздействиям среды, с ослаблением реагирования на какой - либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности.
Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость – черствость, терпимость-стена. В другом случае обеспечения терпимости личности может быть обусловлена спецификой установки («Все люди могут ошибаться», «Чем больше точек зрения, тем лучше», «Каждый имеет право на свое мнение» т.п.). Это диспозиционная терпимость личности. В данном случае повышение терпимости связано с формированием соответствующих установок личности.
Принципы развивающего диалога в педагогическом общении Построение диалога, который способствовал бы развитию человека, процесс не быстрый, так как развитие не может произойти мгновенно. Кроме того, если мы действительно хотим что-то изменить в системе отношений другого человека (ученик, родитель, коллега), то мы должны быть готовы к колоссальным личностным вложениям.
Недаром говорят, создай самого себя, а затем воздействуй на других тем, что ты есть. Ребенку важно, как ведет себя взрослый по отношению к его развивающимся способностям. Благодаря тому, что родители и учителя выражают позитивное отношение к способностям ребенка (верят в них), они поддерживают развитие этих способностей.
Диалог становится развивающим только в том случае, если мы сумеем разделить наше отношение к человеку и то, как мы относимся к тому, что он делает или сделал: «Я тебя уважаю, ты мне симпатичен, но не думай, что я буду с симпатией относиться к твоим проблемам».
Итак, любая человеческая коммуникация очень сложна, так как происходит одновременно на двух языках: языке слов и языке отношений. Без языка отношений – философии - язык слов не даст результатов, если нам не близка сущность развивающего диалога, основанная на любви, уважении, интересе и вере . Если нам не удается проявлять в своих отношениях эти четыре человеческие способности, то наш диалог с людьми перестает быть развивающим.
Любовь Вижу, слышу, чувствую Вера Отказ от ожиданий Уважение Соблюдение прав Интерес Личный контакт
Спасибо за внимание! Декабрь,2010г. Презентация подготовлена по материалам Л.Регуш, А Орлова «Педагогическая психология»; А.Реан, Я. Коломинский «Социальная педагогическая психология».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогических чтениях на тему"«Электронные средства обучения (ЭСО) в образовательном процессе»"
Электронное средство обучения (далее ЭСО) – это средство, работающее с использованием компьютерной и телекоммуникационной техники и применяемое непосредственно в обучении и воспитании школьников....
Педагогический совет "Организация деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса"
Представлен педагогический совет по организации деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса. Дан п...
5. Участие в работе РУМО, ПЦК педагогических работников профессиональной организации, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
Методическая работа.Участие в профессиональных конкурсах.Результаты участия в профессиональных конкурсах....
5. Участие в работе МК педагогических работников профессиональной организации, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах
Методическая работаУчастие в профессиональных конкурсахРезультаты участия в профессиональных конкурсахУчастие в деятельности профессиональных ассоциаций, союзов и сообществ, творческих коллективов, эк...
Особенности педагогического контроля качества усвоения содержания образования и оценки результатов образовательного процесса
Общим родовым понятием выступает «контроль», означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка – соста...
Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессионального образования"
Презентация содержит описании технологии сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процесс профессионального образования, реализуемой в организации СПО...
Доклад и мультимедийная презентация к педагогическому совету по теме; "Психолого-педагогические условия успешной адаптации и профессиональной мотивации обучающихся нового набора"
Адаптация - приспособление к окружающим условиям. Это динамический процесс в ходе которого происходит личностное, профессиональное развитие и самореализация.Уже,с первых дней обучения учебная мотиваци...