Использование лексики профессиональной направленности при изучении БД.01 Русский язык в СПО.
учебно-методический материал на тему
Как использовать лексику профессиональной направленности на занятиях русского языка в группах 1 курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_leksiki_professionalnoy_napravlennosti_pri_izuchenii_bd.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование лексики профессиональной направленности при изучении БД.01 Русский язык в СПО.
Прокудина Анна Анатольевна-преподаватель русского языка и литературы ГКПОУ «Новокузнецкий горнотранспортный колледж».
Уровень культуры современного человека во многом зависит от степени владения родным языком, чтобы стать конкурентоспособной личностью на современном рынке труда. Однако в последнее время ослабевает интерес обучающихся к изучаемым общеобразовательным дисциплинам. Русский язык не является исключением. И, если обучающийся не захочет учиться, научить его никто не сможет.
Обучение русскому языку является важной составляющей для качественной подготовки квалифицированного специалиста. Поэтому, перед преподавателем общеобразовательного направления стоит главная задача, использовать новые методические приемы, которые направлены на развитие познавательного интереса к обучению. Для успешного обучения, осознанной потребности овладевать знаниями по русскому языку важна мотивация. Для этого можно использовать принцип профессиональной направленности. Представление о будущей профессии придает смысл всей учебной деятельности обучающегося на занятиях.
Организация учебной деятельности в колледже должна обеспечить владение русским языком на уровне профессионально-ориентированных коммуникативных навыков будущих специалистов в технической и экономической сфере деятельности. Основой научной информации является терминология, которая ведет к обогащению профессиональной лексики. На профессиональную лексику в программах отводится очень мало времени, поэтому эту работу необходимо проводить и при изучении других разделов. Подбор материалов по профессиональной деятельности будущих специалистов, поиск технических и научно-популярных текстов, форм и методов их использования на занятиях является залогом успеха.
В нашем колледже ведется обучение разным специальностям. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, открытые горные работы, подземная разработка месторождений полезных ископаемых, операционная деятельность в логистике, техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог – и это не весь список специальностей.
Грамотное владение русским языком необходимо каждому специалисту, и, используя профессиональную направленность в обучении, необходимо помнить, что предметное содержание на разных специальностях отличаются друг от друга. При изучении русского языка обучающиеся знакомятся с его разделами: фонетика, орфоэпия, орфография, лексика и фразеология, грамматика, пунктуация, функциональные стили речи. И в каждом разделе курса имеются темы занятий, на которых можно использовать лексику профессиональной направленности в группах по специальностям, во время аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы.
При изучении темы «Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления» знакомимся с заимствованными словами. Например, из немецкого языка в русский попали такие термины, связанные с горным делом как: штрек, кокс, грейфер, гейзер, керн, шпат и др. Из английского языка - слово «шельф», из греческого - «метаморфизм». Так, на занятии по теме «Язык и речь. Виды речевой деятельности» студентам предлагается составить памятку «Требования к речи специалиста».
Многие студенты участвуют в конференциях, олимпиадах, конкурсах. Подготовка и публичное выступление с работами различных жанров: рефератом, докладом, презентацией, статьей – требует определенных умений и знаний. Этому они учатся на занятии «Научный стиль речи».
Изучая тему «Официально-деловой стиль речи его признаки, назначение», пишут резюме. Вызывает интерес обучающихся к своей профессии и русскому языку задание по составлению кроссвордов, словарных диктантов.
При изучении «Лексики», обучающиеся пытаются определить лексическое значение профессиональных слов по своей специальности. Например, для студентов-автомехаников даются следующие слова: диагностика, регулирование, балансировка, домкрат, при этом, высказывая предположения о значениях данных слов, показывают тем самым свои знания в профессиональной сфере.
В качестве самостоятельной деятельности студентам предлагается выполнение заданий с профессиональной направленностью. Составление кроссвордов, словарных диктантов, текстов.
Во внеаудиторное время студентам дается задание составить словарь профессиональных терминов. Так, обучающиеся специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» изучают надписи на техническом оборудовании, читают инструкции по эксплуатации бытовых приборов и техники. Это тоже способствует закреплению специальной терминологии, развитию профессиональных знаний.
Сложность вызывает подбор материалов для разных видов разборов на занятиях, текста для диктанта. Текст должен быть законченным по содержанию, включать орфограммы и пунктограммы, соответствовать методике.
Для формирования интереса к избранной профессии, воспитанию любви к русскому языку в жизни, в профессии, своей работе использую тексты из специальной литературы – учебников по специальностям. Зная специальные термины, обучающиеся легко воспринимают текст, что позволяет избежать многих ошибок. Кроме того это убеждает их в необходимости знания русского языка. Подбирая тексты с использованием лексики профессиональной направленности, обучающиеся приносят на занятия найденные статьи из журналов, газет, специальной литературы, конспекты лекций по профессиональным дисциплинам. Эта работа помогает им разобраться в специальной литературе. Взаимосвязь содержания общеобразовательной подготовки с профессиональной должна осуществляться через профильную направленность. Тексты профессиональной направленности расширяют знания в области выбранной профессии, пополняют словарный запас и способствуют развитию устной речи.
Используя небольшой текст, содержащий лексику профессиональной направленности, можно давать различные задания по разделам русского языка (от Фонетики до Синтаксиса).
Выполнение такой работы способствует быстрому запоминанию профессиональной лексики, что помогает лучшему усвоению теории по специальным предметам.
Например, дан текст.
1)От всех других дорог она отличается тем, что для движения транспортных средств имеет два стальных рельса. 2)Были когда-то рельсы деревянные, и дорога называлась лежневой.3)Потом их сменили литые чугунные балки, и дорога надолго получила имя «чугунка». 4)Теперь, когда за ней закрепилось название железной дороги, - это стальные магистрали, проложенные на огромных пространствах всех континентов. 5) Понятие «железная дорога» включает в себя очень многое. 6) Это не просто рельсовый путь. 7)Для его укладки требуется особая подготовка, потому что земля не имеет идеальной ровной поверхности.8) Для прокладки железнодорожного пути необходимо спрямить и засыпать овраги и болота, перекинуть мосты над реками, проложить путепроводы над другими дорогами. 9) Если рельсы подойдут к горе и ее нельзя обойти стороной, надо прорыть тоннель (туннель).
1.Выпишите из предложения № 3 слова, в котором одна буква обозначает два звука (литые, чугунные).
2.Из предложения № выпишите словосочетание, которое имеет вид подчинительной связи согласование ( железная дорога).
3.Из предложения № 2, выпишите слово, в котором написание суффикса. Является исключением (деревянными).
4. Из предложения № 8 выпишите сложное прилагательное (железнодорожного).
5. Выпишите предложение с однородными членами предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"
В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общ...
Реализация профессионально ориентированного компонента в преподавании дисциплины "Русский язык" в учреждениях СПО
Представлен опыт работы по выполнению обучающимися упражнений и заданий по русскому языку, учитывающих специфику получаемой профессии или специальности. Рассмотрены некоторые виды работ, позволяющие р...
Профессиональная направленность в изучении русского языка обучающимися СПО
В материале изложена авторская позиция изучения вопроса мотивированности в профессиональном самоопределении обучающихся СПО....
В МОСКВЕ ПРОЙДЕТ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ СЕМИНАР «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
19 ноября 2019 года в Москве пройдет межрегиональный семинар «Повышение кадрового потенциала педагогов русского языка и литературы: направления и инструментарий» (время проведения семинара...
ВЕБИНАР «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОСВОЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
20 ноября 2019 года пройдет вебинар «Повышение кадрового потенциала педагогов русского языка и литературы: направления и инструментарий».Время проведения вебинара: с 14:00 до 16:00.В...
Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"
В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной напра...
Реализация принципа профессиональной направленности обучающихся СПО на уроках русского языка
В данной статье автор рассказывает об эффективных технологиях и методах преподавания русского языка с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО. Владение русским языком необходимо для ф...