Профессиональная направленность в изучении русского языка обучающимися СПО
статья по теме
В материале изложена авторская позиция изучения вопроса мотивированности в профессиональном самоопределении обучающихся СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrabotka.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Новые условия развития общества на современном этапе ставят перед системой профессионального образования новые задачи формирования качественно нового уровня подготовки квалифицированных специалистов, для их развития и становления как творческой личности, обладающей собственным стилем мышления, способной самостоятельно и творчески решать стоящие перед ними задачи. В условиях компетентностного подхода принципиально меняется позиция преподавателя общеобразовательных дисциплин. Он перестаёт быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое пытается передать обучающемуся. Он формирует не отвлечённые ЗУНы, а ключевые и предметные компетенции, характеризующие готовность обучающихся с освоению будущей профессии и специальности, к дальнейшей профессиональной деятельности и развитию. Фактически педагог создаёт условия, «развивающую среду», в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определённых компетенций в процессе реализации своих интересов и желаний, приложенных усилий. Таким образом, обозначается проблема – как осуществить развитие такой личности обучающегося, которая сможет реализоваться в современном мире и показать сформированность коммуникативных компетенций для реализации профессионального роста.
Таким образом, в настоящее время компетенции специалиста в определенной области характеризуются не только профессиональными знаниями, навыками, умениями, но также развитыми социально-коммуникативными и собственно-коммуникативными способностями, обеспечивающими более высокий уровень профессиональной деятельности.
Особую роль в связи с этим приобретает языковое образования, развитие коммуникативной компетенции личности, способной использовать русский язык как инструмент общения. Формирование лингвистической и коммуникативной компетенций являются одинаково важными задачами преподавания русского языка в техникуме. Ведущей в данном списке компетенций является коммуникативная, поскольку она определяет уровень владения языком.
Повышение речевой культуры обучающихся посредством коммуникативной компетенции невозможно без формирования определенных умений и навыков, обеспечивающих:
- умение осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию — цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания для формирования грамотной устной речи
- умение использовать различные языковые единицы для формирования грамотной письменной речи
Русский язык играет большую роль не только в квалифицированной подготовке специалистов начального и среднего звена, но и в воспитании их духовного и нравственного развития. Обучение русскому языку активизирует формирование коммуникативной компетенции, воспитывает языковую личность, умеющую творчески мыслить и реализовывать себя в профессионально-деловой среде. В последние годы для обучающихся в техникуме характерна слабая подготовленность по русскому языку и слабая мотивированность в изучении предмета. Есть и другие отличительные черты обучения русскому языку в системе СПО: несхожая мотивация обучающихся общеобразовательной школы и техникума в изучении русского языка, различные их коммуникативные потребности, иное количество часов, отсутствие специальных учебных пособий и учебных комплексов, иной контингент обучающихся и т.д. Один из путей преодоления этой проблемы является систематическое использование профессионально-направленных заданий на уроках-практикумах. Реализация уроков-практикумов по русскому языку дают возможность расширить лексический запас обучающихся посредством применения различных заданий творческого и исследовательского характера. Это может быть разгадывание ребусов и кроссвордов по профессии (с акцентированием внимания на лексическое и орфографическое значения слова-термина), это тематические словарные и орфографические диктанты, создание текста-рекламы своей профессии или специальности, написание резюме.
На уроках русского языка при изучении тем, связанных с лексикой и грамматикой, необходимо придерживаться профессиональной направленности.
Для обучающихся по профессии «Электромонтер» на уроках возможно применения тематического диктанта или деловой игры с использованием электротехнических терминов и видов инструментов и крепежа. После выполнения этого занятия обязательно акцентируется внимание на лексическое и грамматическое значение этих слов: ц..коль лампы, гру(п,пп)а электр..допуска, из..лирова(н,нн)ый инструмент, ра..пр..делительная коро..ка, резин..вый ам..рт..затор, (электр..)снабжение здания, зар..же(н,нн)ый а(к,к)..мулятор, сто (килова..)час, высок..ч..стотный г..нератор, индикат..рная (о,а)твер..ка, оптов..локо(н,нн)ый кабель, (не)исправный р..зистор, электр..фикация п..селка, г..льваническая б..тарейка, а(л,лл)юминиевый провод, индукц..онная кату(ж,ш)ка, изм..рения (микр..)амп..рметром, технол..гический проце(с,сс), (ра..четно)аналитический метод, н..менклатура и..делия, принц..п коэ(ф,фф)..ц..ента, опт..мизация (организационн..)технол..гическ..го алг..ритма.
Также для обучающихся по профессии «Электромонтёр» возможны и тематические диктанты. Вот пример такого диктанта.
Шло жаркое, сухое лето 1921 года, проходила моя юность. В зимнее время я учился в политехникуме на электротехническом отделении, летом же работал на практике в машинном зале городской электрической станции. От работы я сильно уставал, потому что никакого силового резерва на станции не было, а единственный турбогенератор шел без остановки уже второй год, и поэтому за машиной приходилось ухаживать столь точно и внимательно, что на это тратилась вся энергия моей жизни.
На другой день я с утра отправился в деревню Верчовку. Вскоре я добрался до электрической линии, которая шла через дворы. Крюки изоляторов были укреплены в стенах надворных построек или завинчены в большие, нарощенные один на другой колья плетней, и оттуда уже шли в жилые избы и дворовые постройки. В этой местности, лишенной леса, нельзя было найти столбов для устройства обычной уличной сети. Однако, опасаясь пожара от неправильной проводки воздушной линии, я пошел по дворам, перелезая через плетни и заборы, огораживающие соседские владения, и всюду осмотрел снаружи подвеску и крепление магистральных проводов. Натяжка линии была хорошая, и провода не проходили близко от соломы или прочих ветхих и горючих веществ, способных затлеть от нагревания их токонесущей медью. (По А.П.Платонову)
А на уроках по теме «Речевая деятельность» обучающимся по профессии «Мастер отделочно-строительных работ» предложено составить текст, рассказывающий о профессии штукатур-маляр, с использованием терминов и понятий профессии. Выполняя это задание обучающиеся не только проявляют языковую компетентность, также в процессе выполнения подобных заданий значительно повышается интерес в освоении выбранной профессии.
(Слова для творческой работы для обучающихся по профессии «Мастер отделочно-строительных работ»: декоративный орнамент, эффективные пропорции, материал облицовки, криволинейные поверхности, одеть респиратор, водоэмульсионная краска, негашеная известь, механизация процесса, хлорсодержащий раствор, цементно-песчаные смеси, разведенный уайт-спиритом, металлическая армирующая сетка, пластмассовое ведерко, акриловые водостойкие герметики, ассортимент современных красок, ручной краскораспылитель, специальный резервуар, перламутровый структурированный флизелин).
Обучающимся профессии «Слесарь» предлагается проверить знание профессиональной лексики при решении тематического кроссворда, который помогает активизировать познавательную активность в изучении русского языка, подготавливает обучающихся первого курса к осмыслению роли своей будущей профессии и специальность.
В итоге при решении кроссворда обучающиеся закрепляют не только профессиональные компетенции, но и языковые:
Для полной реализации языковых умений при изучении темы «Стили речи» обучающиеся могут также попробовать свои силы в составлении резюме. Полученные языковые навыки помогут им в будущем не испытывать проблем в устройстве на работу.
Вот пример резюме, составляемое обучающимися по теме: «Стили речи»:
Дата рождения | 10.11.1997 г. |
Семейное положение | Холост |
Адрес | Ленинградская область, Тихвинский район, п.Шугозеро, ул.Советская, д.4, кв.25 |
Контактный телефон | 8-888-999-77-00 |
Е-mail | |
Вакансия | Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в ООО «Электрокабель» (СПб) |
Образование | 2016 г. «ТПТТ им. Е.И.Лебедева» |
Дополнительное образование | 2016г. - г. «ТПТТ им Е.И.Лебедева» |
Опыт работы | ЗАО «ТихвинХимМаш» Цех № 7 (производственная практика) |
Профессиональные навыки |
|
Дополнительная информация | Активный, коммуникабельный, общительный, исполнительный. Во время обучения в техникуме принял участие в олимпиадах по общеобразовательным и специальным дисциплинам. |
Итак, профессиональная направленность на уроках русского языка в техникуме способствует становлению рабочих кадров и специалистов среднего звена, способных адаптироваться в современных рыночных условиях.
Тем самым достигается конечная цель образовательного процесса: гармонично-развитая личность гражданина и профессионала, готового реализоваться в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА
Современные подходы к анализу урока русского языка....
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Профессионально - направленные задания по русскому языку для студентов медицинского колледжа.
Предлагаю интересный материал по русскому языку для использования на уроках и для самостоятельной работы студентов медицинского колледжа. Предусматривается работа со справочными медицинскими изданиями...
Профессиональная направленность в преподавании русского языка
Данный материал рассказывает о проведении уроков русского языка с профессиональной направленностью...
Использование лексики профессиональной направленности при изучении БД.01 Русский язык в СПО.
Как использовать лексику профессиональной направленности на занятиях русского языка в группах 1 курса...
В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...
В ЯРОСЛАВЛЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
18 ноября 2019 года в Ярославле пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранног...