Современные проблемы воспитания в профессиональном образовательном пространстве России
статья на тему
Молодёжь - будущее страны и поэтому как мы её воспитаем, будет зависеть наша жизнь...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_problemy_vospitaniya_v_professionalnom_obrazovatelnom_prostranstve_rossii.docx | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные проблемы воспитания в профессиональном образовательном пространстве России (духовно – нравственные проблемы молодёжи).
Копылова Г.В.
ГБПОУ ГАК с. Московское Красногвардейский филиал
Ставропольский край
«Воспитать человека интеллектуально,
но не воспитав его нравственно
– значит вырастить угрозу для общества».
(Американский государственный деятель,
26 – президент США Т. Рузвельт)
Молодёжь – будущее страны и поэтому как мы её воспитаем, будет зависеть наша жизнь, жизнь наших внуков и правнуков и, значит, как можно раньше необходимо начинать решать проблемы духовно – нравственного воспитания молодежи.
В настоящее время мы наблюдаем стремительную деградацию духовной сферы человека. «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сострадания друг к другу, поддержки, взаимопомощи- дефицит того, что всегда, во все времена исторически делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». Эти проблемы обозначил президент России В.В. Путин в послании Федеральному собранию в 2012 году. В 90-е годы была разрушена государственно- общественная система воспитания детей и молодёжи, но взамен этому ничего не было предложено реального, положительного. Среди молодёжи нарастает экстремизм, алкоголизм, наркотизация, игромания. Молодые люди всё чаще пропадают в трясине пороков, а тем более, когда ещё и указывается ложный жизненный путь – обогащения и удовольствия. И молодёжи иногда « всё равно, чем заниматься, лишь бы деньги платили». Очень точно об этом сказал Святейший Патриарх: « Это есть плод того, что сегодня прививается нашему народу: живи, один раз живёшь, бери от жизни всё, удовлетворяй свою плоть, на этом пути нет преград». А это ведь тоже наркотик. И вот на это люди подсаживаются, как на иглу. И многие ради этого наркотика готовы на всё , даже перейти черту дозволенного, готовы лишить человека жизни, не имея на то ни юридических, ни моральных, никаких прав. Человек таким образом «становится зверем».
В настоящее время мы видим, что традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными» западными. В частности: педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре – исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям.
О важности формирования духовной и нравственной культуры хорошо сказал В.А. Сухомлинский, который считал, что самое страшное для человека – это превратиться в спящего с открытыми глазами: смотреть и не видеть, видеть и не думать о том, что видишь, добру и злу внимать равнодушно, проходить спокойно мимо зла и неправды. Проблема алкоголизма, наркомании, курения среди молодёжи также является актуальной, и такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей, многие наркоманы – дети состоятельных родителей.
Иной раз диву даёшься о современных представлениях молодёжи о некоторых вещах (разводы, аборты, взятки) и всё это воспринимается как норма жизни, от которой никуда не деться.
Социалистический строй отвергал религию, но социалистические ценности и образ нового человека, по сути, являются новым воплощением идей, записанных в Новом завете. Значит, социалистический строй продолжал укреплять и совершенствовать мировоззрение духовно – богатых верующих людей, что способствовало развитию в советских людях таких качеств как доброта. В настоящее время много можно услышать о культуре человека.
« В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - эти слова А.П. Чехова были и остаются девизом каждого интеллигентного человека. Они призывают к физической и нравственной чистоте, к высокой культуре.
Я – педагог с многолетним стажем работы, классный руководитель с 1997 года – могу с уверенностью утверждать, что произошли серьёзные изменения в нравственном облике людей и, конечно же, не в лучшую сторону: сквернословие исходит из уст большинства обучающихся; жизнь гражданским браком, на что родители не обращают никакого внимание, а порой даже и приветствуют такой брак.
В систему профессионального образования приходят обучающиеся со своими взглядами, нормами и установками. От меня и от моих коллег зависит, какими они станут в будущем.
Приоритетом в моей работе становятся задачи реализации духовно – нравственного воспитанияобучающихся:
- формирование нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству).
Для достижения положительных результатов по духовному воспитанию обучающихся использую разные формы работы: беседы, дискуссии, посещение районного музея, общественно – полезный и творческий труд, подготовка и проведение классных часов, участие в спортивных мероприятиях, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, представителями духовенства, индивидуальную работу с обучающимися, работу с родителями и лицами, их заменяющими.
Каждую неделю в группе проводятся тематические классные часы: ««Эстетика бытия», « В чём красота человека?», « В чём счастье человека?», « Культура внешнего мира и внутреннего мира человека», ««Друг спорит, а недруг вторит», « Что общего между безответственностью и преступлением?», « Красивая жизнь. Что это такое?», «Ответственность за поведением и поступками. В чём выражается и как их воспитывать у себя?»,
« От любви до ненависти – один шаг, как и от ненависти до любви»,
« Девичья честь и мужское достоинство – актуально ли это?», « Что важнее – быть или каким быть?», «Что значит быть настоящим патриотом и интернационалистом?», « Защита Отечества – почётный долг гражданина» и т. д.
Проводятся беседы о вреде курения с демонстрацией роликов, организуются диспуты о вреде наркотиков, алкоголя. Недавно проведенное внеклассное мероприятие « Нужны ли нам вредные привычки?» показало, что данная проблема очень актуальна среди молодежи.
Чтобы времени и сил на выполнение глупостей у обучающихся не было, необходимо заинтересовать их работой. Большинство обучающихся посещают кружки и секции по интересам не только в учебном заведении, но и в масштабах села и района: вольная борьба, баскетбол, футбол, танцы, художественная и музыкальная школы и т.д.
Ежегодно наши обучающиеся принимают активное участие в социально-значимых мероприятиях и акциях: «Дорогами войны», «Планета детства», «За здоровый образ жизни», акции « Сирень победы».
Необходимо также отметить ежегодное участие обучающихся в акциях по наведению порядка в местах захоронения, на территории населённого пункта, к празднику Пасха, по благоустройству и наведению порядка на мемориалах погибших воинов, в оказании помощи ветеранам войны и труда, приуроченных к Дню пожилого человека.
Ежегодно районный комитет по физической культуре, спорту и молодёжной политике в нашем учебном заведении проводит спортивные соревнования, посвященные знаменательным датам страны.
Но только ли мы, педагоги, должны нести ответственность за поведение обучающихся в обществе? Я думаю, что нет.
Воспитательная работа начинается в семье и основная часть того, что молодёжь слышит и видит в семье, в СМИ и других источниках, не только не готовит их к жизни в современных условиях, а, наоборот, делает их безответственными по отношению к семье, ко всему обществу, к окружающему их миру.
Дети живут по примеру своих родителей. И важно, чтобы подрастающее поколение это чётко осознавало и вступало в семейную жизнь не с пороками, а с добродетелями.
Необходимо, чтобы была выработана определённая стратегия духовного воспитания. И только тогда можно будет говорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у молодых людей.
При выработке стратегии, никто не должен оставаться в стороне,это дело касается каждого, чтобы не получилось как в той поговорке
«Моя хата с краю…», поэтому здесь должны быть задействованы и церковь, и государство, и семья, и все общество
Государство и политический строй играют важную роль в духовно – нравственном воспитании. Отстаивание своих культурных интересов является гарантией укрепления нашего государства и решения важных духовных и, как следствие, нравственных проблем в молодёжной среде. И в этом – одна из основных задач педагогов. Вместе с Церковью педагоги смогут воспитывать нравственно чистых, культурных людей, патриотов своего Отечества. Общество должно понять, что нравственность – это основа выживания коллектива, семьи, личности, общества, государства и всей человеческой цивилизации, - потому что сила нации – в силе духа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»
Статья написана к научно-практической конференции «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...
Современные образовательные технологии в образовательном пространстве. Технология учебного проектирования.
Понятие «технология» пришло к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направл...
Мастер-класс «Современные педагогические технологии в образовательном пространстве образовательного учреждения»
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ...
Гражданско-патриотическое воспитание студентов профессиональных образовательных организаций
Изменения, которые произошли в жизни нашего государства в 90-х гг. прошлого века, привели к тому, что такие понятия, как гражданственность, патриотизм, патриотическое воспитание, долг перед оте...
Квалификационная работа по проблеме «Воспитание и социализация подрастающего поколения в условиях современного образовательного учреждения» (на примере планирования работы классного руководителя)
Проблемы воспитания и социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее предела...
Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.
В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональны...
Воспитание патриотизма в условиях современного образовательного пространства
Стать о воспитании патриотизма в условиях современного образовательного пространства...