РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА
рабочая программа

Рабочая программа учебной дисциплины входит в состав программы подготовки специалистов квалифицированных рабочих, служащих 54.01.20 Графический дизайнер в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (на курсах повышения квалификации и переподготовки), а также для всех форм получения образования: очной, заочной, реализующих ОПОП СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 20-27_op.03_istoriya_dizayna.docx52.3 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

инвариантная часть

основной профессиональной образовательной программы

подготовки квалифицированных рабочих, служащих
в соответствии с ФГОС СПО профессии

54.01.20 ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР

базовой подготовки

г. Лангепас

2020 г.


СОГЛАСОВАНО

ПЦК

информационных технологий

и электротехнических дисциплин 

Протокол №____

от «_____» ___________ 2020 г.

Председатель__________ О.М. Исламова

Организация-разработчик:

бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Лангепасский политехнический колледж»

Разработчик:

Никитина Феодосия Михайловна, мастер производственного обучения, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 54.01.20 Графический дизайнер, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 декабря 2016 г. №1543. Профессиональный стандарт «Графический дизайнер», утвержденный приказом Минтруда России и социальной защиты Российской Федерации от «17» января 2017No 40н (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.207No45442).

Рабочая программа ориентирована на подготовку обучающихся к выполнению требований WorldSkills (далее – WS) по компетенции Графический дизайн.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

  1. Область применения рабочей программы

        Рабочая программа учебной дисциплины входит в состав программы подготовки специалистов квалифицированных рабочих, служащих 54.01.20 Графический дизайнер в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (на курсах повышения квалификации и переподготовки), а также для всех форм получения образования: очной, заочной, реализующих ОПОП СПО по профессии 54.01.20 Графический дизайнер.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 

Учебная дисциплина «История дизайна» относится к общепрофессиональному циклу примерной основной программы и имеет практико-ориентированную направленность. В ходе преподавания учебной дисциплины осуществляются межпредметные связи с профессиональным модулем ПМ.04 Организация и планирование профессиональной деятельности и ОП.04 Основы дизайна и композиции

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • ориентироваться в исторических эпохах и стилях;
  • проводить анализ исторических объектов для целей дизайн проектирования;
  • собирать, обобщать и структурировать информацию;
  • понимать сочетание в дизайн проекте собственного художественного вкуса и требований заказчика;
  • защищать разработанные дизайн макеты;
  • осуществлять консультационное или прямое сопровождение печати, публикации;
  • применять логические и интуитивные методы поиска новых идей и решений;
  • осуществлять повышение квалификации посредством стажировок и курсов;
  • организовывать и проводить мероприятия профориентационного и мотивационного характера;

знать:

  • основные характерные черты различных периодов развития предметного мира;
  • современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности.

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01.

ПК 4.1.

ПК 4.2.

ПК 4.3.

-Ориентироваться в исторических эпохах и стилях;

-проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования;

-собирать, обобщать и структурировать информацию;

-понимать сочетание в дизайн-проекте собственного художественного вкуса и требований заказчика;

-защищать разработанные дизайн-макеты;

-осуществлять консультационное или прямое сопровождение печати, публикации;

-применять логические и интуитивные методы поиска новых идей и решений;

-осуществлять повышение квалификации посредством стажировок и курсов;

-организовывать и проводить мероприятия профориентационного и мотивационного характера.

Основные характерные черты различных периодов развития предметного мира;

-современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности.

1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося

49

часа

включая:

обязательная аудиторная учебная нагрузка

41

часа

самостоятельная работа

2

часа

консультации

2

Промежуточная аттестация

4

ВСЕГО

49

часа


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

1,2 курс (2,3 семестр)

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

49

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

41

в том числе:

  • практические занятия

  • лабораторные работы

10

  • контрольные работы

  • курсовая работа (проект) если предусмотрено

  • консультации

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

  • выполнение индивидуального проектного задания

  • подготовка к практическим работам,

2

  • решение задач

  • выполнение курсовой работы (проекта)

  • выполнение индивидуальных заданий

  • изучение учебной, специальной и нормативной литературы

  • выполнение практических заданий

  • выполнение исследовательской работы

Промежуточная аттестация в форме экзамена

4

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 

1

2

3

4

II семестр

Введение

Содержание учебного материала

1

1.

Цель и задачи учебной дисциплины. Роль учебной дисциплины «История дизайна» в подготовке графического дизайнера

1

П.К 4.1

Раздел 1. Развитие дизайна в XVIII-XIX ВВ.

Тема 1.1. Эпоха промышленной революции в Европе

Содержание учебного материала

3

1.

2.

3.

Научно-технические открытия и изобретения X VI II-XI X В В.

Индустриализация и механизация производства, обусловленные промышленной революцией в Великобритании в середине XVIII — первой трети XIX в.

Внедрение станков в процесс производства. Замена уникальных движений ремесленника воспроизводимыми повторяющимися движениями машины

1

1

1

О.К 01

Самостоятельная работа обучающихся

Научно-технические открытия и изобретения ХVIII-XIX вв. Составление тезисного плана

Тема 1.2.Первые всемирные промышленные выставки Защита файлов

Содержание учебного материала

2

2.

Техника как искусство

Первые выставки: Лондон (1761, 1767), Париж (1763), Дрезден (1765), Берлин (1786), Мюнхен (1788), Санкт-Петербург (1828) и др. Первая всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851).

1

1

О.К 01

Самостоятельная работа обучающихся

«Участие России в международных промышленных выставках». Оформление презентации Подготовка слайд-шоу (презентации)

Тема 1.3. Первые теории дизайн

Содержание учебного материала

2

.Первые теории дизайна: Готфрид Земпер, Джон Рескин, Уильям Моррис.

Первые промышленные дизайнеры: Дрессер, Петер Беренс, Михаэль Тонет

1

1

О.К 01

Самостоятельная работа обучающихся

Теоретические взгляды Рѐскина, Морриса, Земпера,Рѐло и их вклад в развитие дизайна. Составление конспекта первоисточника

Тема 1.4. Русская инженерная школа на рубеже XIX–XX вв.

Содержание учебного материала

2

1.

2.

Расцвет русской инженерной школы на фоне художественного упадка архитектуры во второй половине XIX в.

Формирование стилистики русского авангарда – конструктивизма

1

1

О.К 01

Самостоятельная работа обучающихся

«Строгановская школа зарождение дизайна как новой творческой профессии». Подготовить реферат

Раздел 2. Зарождение нового стиля на рубеже XIX–XX вв.

Тема 2.1.Поиск нового стиля в Европе. Ар-нуво. Модерн

Содержание учебного материала

4

.Возникновение нового стиля на рубеже XIX–XX вв. во многих европейских странах

Главные черты нового стиля: возврат к функциональности, освобождение от излишков декора, обращение к национальным традициям

2

2

О.К 01

Самостоятельная работа обучающихся

 «Неорусский стиль» в России в концеXIX-XX вв. Подготовить реферат по теме.

Тема 2.2. Ранний американский функционализм

Содержание учебного материала

2

1.

2.

Чикагская архитектурная школа. Рост промышленного производства в США с 1860 по 1895 гг. (США на втором месте в мире после Англии)

Поиск новых форм американскими художниками и архитекторами, не обременёнными традициями в области художественных стилей

1

1

О.К 01

Самостоятельная работа обучающихся

Теоретические предпосылки функционализма как ведушего направления в дизайне в 1930-1950-е гг. в США. 3 8 Работа с учебником.

Тема 2.3. Первые идеи функционализма в Европе

Содержание учебного материала

2

1.

2.

Немецкий Веркбунд – немецкий производственный союз. Создание в 1907 году в Мюнхене Немецкого Веркбунда в целях повышения качества промышленной продукции

Объединение в союз ряда художественно-промышленных мастерских, небольших производственных и торговых предприятий, художников и архитекторов

1

1

О.К 01

Самостоятельная работа обучающихся

Теоретические предпосылки функционализма как ведушего направления в дизайне в 1930-1950-е гг. в Западной Европе.Ле Корбюзье,Салливен.

Работа с учебником.

Тема 2.4. Творчество в Советской России

Содержание учебного материала

2

1.

Советский дизайн («Производственное искусство»). Направления беспредметного творчества в советском искусстве начала XX в.

2

О.К 01

Лабораторные работы

  1. Творчество В. Кандинского. Копия работ. Разработка серии эскизов по мотивам В. Кандинского
  2. Творчество К. Малевича. Копия работ. Разработка серии эскизов по мотивам К. Малевича
  3. Творчество А. Родченко. Копия работ. Разработка серии эскизов по мотивам А. Родченко

6

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Творчество В.Кандинского, К.Малевича,А.Родченко. Выполнение зарисовок.

Подготовить доклад с презентацией

III семестр

Раздел 3. Первые школы дизайна

Тема 3. 1. Основные течения в полиграфии начала XX века

Содержание учебного материала

4

1.

2.

3.

4.

Новые материалы и современные технологии в материаловедении

Конструктивизм в полиграфическом дизайне

Агитационно-массовое искусство

Зарождение политической рекламы. Плакат. Отечественные школы промышленного дизайна

1

1

1

1

О.К 01

Лабораторные работы

  1. Подготовка презентации: «Роль знаний по истории дизайна для участников международных конкурсов WorldSkillsRussia/ WorldSkillsInternational по графическому дизайну»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Искусство книги в России в начале ХХ в. Подготовить сообщение.

Тема 3.2.Архитектурнохудожественная школа БАУХАУ3 (1919–1933)

Содержание учебного материала

1

1.

Педагогические принципы. Вальтер Гропиус – основатель школы БАУХАУ3. Продвижение теорий простоты и рациональности форм, основанных на их практической полезности

1

О.К 01

Лабораторные работы

Создание агитационного плаката в творческой манере Кандинского

2

2

Самостоятельная работа обучающихся «Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна.» Работа с учебником по теме

Тема 3.3. Высшие художественнотехнические мастерские ВХУТЕМАС (1920–1930)

Содержание учебного материала

2

1.

2.

Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) и Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН) (1920–1930)

Роль ВХУТЕМАСа в формировании дизайна (производственного искусства) в Советской России. Учебные цели и структура мастерских. Создание архитектурной композиции в творческой манере Татлина

1

1

О.К 01

Самостоятельная работа обучающихся «Реформы художественного образования в Советской России ВХУТЕМАСВХУТЕИН Подготовить реферат по теме.

1

Раздел 4. Дизайн в современном мире

Тема 4.1. Современный дизайн

Содержание учебного материала

3

1.

2.

3.

Современный дизайн в различных областях проектной деятельности

Современный подход к функционализму

Роль новых технологий в дизайне

1

1

2

О.К 01

ПК 4.1.

ПК 4.2.

ПК 4.3.

Самостоятельная работа обучающихся

Некоторые проблемы современного этапа развития дизайна. Подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре

Тема 4.2. Место графического дизайна в современном мире

Содержание учебного материала

1

Термин «графический дизайн» и его место в системе дизайна

Развитие полиграфии XХI века

2

О.К 01

ПК 4.1.

ПК 4.3.

Самостоятельная работа обучающихся

«Поиски эксперименты в графическом дизайне1960-1980х гг.» Подготовка слайд-шоу (презентации) Подобрать иллюстрации

        

1

Консультации

Экзамен

2

4

Всего:

47

Итого:

49

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: лаборатория живописи и дизайна, оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием

Лаборатория живописи и дизайна

Основное оборудование

Рабочее место преподавателя: персональный компьютер – рабочее место с лицензионным программным обеспечением, комплект оборудования для подключения к сети «Интернет».

Рабочие места обучающихся.

Экраны (настенные, на штативе).

Цифровой проектор.

Лазерный цветной принтер в формате А4.

Сканер маркерной доски.

Сканер для документов.

Сетевой удлинитель.

Имиджер.

Комплект учебно-методической документации.

Мольберты.

Вспомогательное оборудование

Конструкции, позволяющие развешивать готовые работы на стене.

Рамы, используемые для оформления готовых работ.

Инструменты, используемые в процессе художественной деятельности.

Фартуки и нарукавники, защищающие одежду от загрязнений во время работы.

Альбомы и комплекты словарей и энциклопедий, позволяющие ознакомить обучающихся с шедеврами мирового изобразительного искусства и дизайна.

Передвижной столик или потолочные крепления, предназначенные для фиксации проектора.

Шкафы, стеллажи для хранения наглядных пособий, раздаточного материала, инструментов и приспособлений.

Инструменты, позволяющие работать с информацией на электронных носителях (создание диаграмм, работа с документами и т.д.).

Доски, краски и другие материалы, используемые в художественной деятельности.

Аптечка первой медицинской помощи.

Огнетушитель углекислотный ОУ-1.

3.2. Информационное обеспечение обучения

№ п/п

Наименование учебных изданий,

Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники

1.

Сокольникова Н.М., Сокольникова Е.В.История дизайна: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2016. – 239 с.- ISBN: 978-5-4468-1565-4; ББК 30.80я723

Дополнительные источники

1.

2.

Килимник Е.В., Орлова Ж.В. «История дизайна» [Текст]. Учебно-методическое пособие. Печатается по решению Ученого совета /Е.В. Килимник, Ж.В. Орлова. Екатеринбург: Академия туризма и международных отношений, 2017. 158 с.

Кон-Винер Э. История стилей изобразительных искусств; Либроком - Москва, 2014. - 222 c.

Интернет-ресурсы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Адамецкая Т.Н. История дизайна, науки и техники Учебно-справочное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. — 179 с. — ISBN 978–5–00047–168–5.

История и теория дизайна: учебное пособие для семинарских и самостоятельных занятий / С. Базарбаева. - PalmariumAcademicPublishing, 2013. – 144 с.- Режим доступа: ozon.ru ББК 30.80я723

Государственный Эрмитаж. – Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html

История мирового дизайна. - Режим доступа: http://design-history.ru

Лувр: музей. – Режим доступа: http://louvre.historic.ru/ ББК30.80я723

Мастера современной архитектуры. Знаменитые архитекторы и дизайнеры. – Режим доступа: http://famous.totalarch.com/taxonomy/term/4

Московский музей современного искусства. – Режим доступа: http://www.mmoma.ru/exhibitions/

The Metropolitan Museum of Art. – Режимдоступа: http://www.metmuse& um.org/

3.3. Используемые образовательные технологии

В учебном процессе по дисциплине ОП.03 История дизайна используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, групповые дискуссии) с целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций по профессии 54.01.20 Графический дизайнер обеспечивающих реализацию требований ФГОС СПО и работодателей.

Педагогическую технологию определяют как:

  • Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса;
  • Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
  • Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

В условиях реализации требований ФГОС СПО актуальными технологиями являются: 

  1. Информационно – коммуникационная технология
  2. Технология развития критического мышления
  3. Проектная технология
  4. Технология развивающего обучения
  5. Здоровьесберегающие технологии  
  6. Технология проблемного обучения
  7. Игровые технологии
  8. Модульная технология
  9. Технология мастерских
  10. Кейс – технология
  11. Технология интегрированного обучения
  12. Педагогика сотрудничества. 
  13. Технологии уровневой дифференциации 
  14. Групповые технологии. 
  15. Традиционные технологии (классно-урочная система)


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Основные характерные черты различных периодов развития предметного мира;

-современное состояние дизайна в различных областях экономической деятельности;

-Ориентироваться в исторических эпохах и стилях;

-проводить анализ исторических объектов для целей дизайн-проектирования;

-собирать, обобщать и структурировать информацию;

-понимать сочетание в дизайн-проекте собственного художественного вкуса и требований заказчика;

-защищать разработанные дизайн-макеты;

-осуществлять консультационное или прямое сопровождение печати, публикации;

-применять логические и интуитивные методы поиска новых идей и решений;

-осуществлять повышение квалификации посредством стажировок и курсов;

-организовывать и проводить мероприятия профориентационного и мотивационного характера.

Проводить эстетический анализ различных объектов предметного мира;

ориентироваться в исторических эпохах и стилях;

проводить анализ исторических объектов для целей дизайн -проектирования;

устный опрос,

тестирование,

оценка решения ситуационных задач

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

91 ÷ 100

5

отлично

66 ÷ 90

4

хорошо

51 ÷ 65

3

удовлетворительно

менее 50

2

не удовлетворительно

Разработчик:         

Никитина Феодосия Михайловна, мастер производственного обучения, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»

Эксперты:

Пахтусова Ольга Павловна, преподаватель специальных дисциплин, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»

Павлова Валентина Викторовна, преподаватель специальных дисциплин, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.17 «История родного края»» (наименование учебной дисциплины) Профессия 43.01.02 «Парикмахер»

Рабочая программа учебной дисциплины «История родного края» ОУД.17 «Парикмахер»разработана на основе:ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения допо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.08 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.06 Изобразительное искусство и черче...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 Web-дизайн

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ию...

Рабочая программа учебной дисциплины Математика по специальности "Дизайн (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального обр...