Методические указания к зачётной работе по дисциплине «Основы специальной и коррекционной педагогики» (5 курс) по теме: «Коррекция психоэмоционального состояния детей»
методическая разработка по теме
Применение арттерапии в педагогической работе связано с укреплением психического здоровья ребенка. Терапия искусством основана на изобразительной деятельности и других способах невербального общения. В методических указаниях даны подробные рекомендации по выполнению зачётных практических заданий по дисциплине.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические указания
к зачётной работе по дисциплине «Основы специальной и коррекционной педагогике» (5 курс) по теме:
«Коррекция психо — эмоционального состояния детей»
Применение арттерапии в педагогической работе связано с укреплением психического здоровья ребенка. Терапия искусством основана на изобразительной деятельности и других способах невербального общения. Это деликатный, гуманный способ наблюдения за ребенком во внеучебной деятельности, возможность лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личное своеобразие, а также выявить те проблемы, которые нуждаются в коррекции. Арттерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.
Задачи работы:
1. Контроль знаний студентов.
2. Углубленное изучение материала курса.
3. Приобщение студентов к самостоятельной практической работе.
4. Выработка умения обобщать свой педагогический опыт.
Тема «Коррекция психо—эмоционального состояния детей»
План:
1. Составление психокоррекционной сказки.
2. Изготовление психокоррекционной куклы.
3. Проведение психокоррекционной работы с ребенком.
Методические указания:
Зачётная работа предполагает знание студентом видов арттерапии, ее целей, показаний к применению, принципов и технологии ее проведения с детьми в детском саду. Данная работа носит практический характер:
- составление психокоррекционной сказки (для ребенка дошкольного возраста на коррекцию психо - эмоционального состояния, поведения или личности),
- изготовление психокоррекционной куклы, соответствующей коррекционной сказке,
- проведение арттерапевтической работы с ребенком (сказкотерапия, куклотерапия),
- выполнение фотографии, подтверждающей проведение психокоррекционной работы с ребенком.
1. Психокоррекционные сказки - создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего (возрастное ограничение — до 11-13 лет; ограничение по проблематике - неадекватное, неэффективное поведение).
2. Требования к составлению психокоррекционной сказки:
- по виду сказка должна быть коррекционной (направлена на коррекцию психо — эмоционального состояния детей или личности ребенка);
- должна иметь название;
- указание возраста, на который рассчитана;
- указание цели коррекции (что корректируется);
- выдержана по структуре (алгоритму) психокоррекционной сказки;
- не содержать волшебства в процессе решения проблемы (т.е. должна предлагать реальные способы и образцы конструктивного поведения - выхода из ситуации);
- сказка не должна быть очень длинной;
- выполняется в печатном виде
Алгоритм психокоррекционной сказки:
1. Подобрать героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру.
2. Описать жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
3. Поместить героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка и приписывая герою все переживания ребенка.
4. Усугубление ситуации, в которой герой начинает искать выход из создавшейся ситуации, используя неконструктивные и конструктивные способы поведения (иногда с помощью старших или более опытных персонажей).
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь исправлений.
3. Коррекционная кукла
- должна соответствовать содержанию сказки;
- кукла может быть выполнена в любой технике, из любого (не вредного для здоровья) материала;
- кукла должна соответствовать эстетическим и нравственным требованиям.
4. Фотография, подтверждающая проведение психокоррекционной работы с ребенком (с детьми) с использование куклы прикладывается в цифровом или печатном виде.
Литература
1. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб: Речь, 2000
2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 1998
3. Назарова Л. Д. Фольклорная арттерапия - СПб.: «Речь», 200
4. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. И.В.Дубровиной. — М.:Издательский центр «Академия», 1998
6.Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Издательский центр «Академия», 1998
7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребёнка. М., 1994
8. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов н/Д «Феникс», 2004.
9. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось - 89, 2003.
10. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». - Ростов н /Д «Феникс», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ЕН. 01. МАТЕМАТИКА для студентов 3 курса заочной формы обучения специальность 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)
Общие методические указания по выполнениюдомашней контрольной работы Основной принцип изучения теоретического материала студента заочной формы обучения - это самостоятельная работа над учебным ма...
Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"
Методическая разработка лабораторной работы по дисциплине "Основы физиологи кожи и волос" по теме: "Вирусы"...
КОМПЛЕКТ контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности 49.02.01...
Карточки-задания к практическим работам по дисциплине Основы экономики для группы Пк-33 3 курс специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
Материал для практических работ студентов...
Порядок выполнения практических работ по дисциплине Основы экономики для студентов группы Пк-33 3 курса специальность 230115 Программирование в компьютерных системах
Учебный материал к практическим занятиям для студентов...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПО: «Древний восток – колыбель философской мысли».
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы философии» для студентов 2-3 курсов учреждений СПОТема: «Древний восток – колыбель философской мысли»....
Влияние учебной деятельности на психоэмоциональное состояние детей младшего школьного возраста
На современном этапе в российской системе образования идут бурные изменения: вводятся новые системы и технологии обучения. Наряду с этим рядом авторов были выявлены у учеников высокий уровень школьной...