Речевая карта
материал на тему

Черкунова Анна Дмитриевна

Речевая карта на воспитанника, посещающего логопедические занятия + опросник родителям (сбор анкетных данных, анамнез)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_kartaanketa_roditelyam.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Уважаемые родители!

Будем признательны, если Вы заполните первый лист речевой карты вашего ребенка.  

Отвечая на вопросы, выберите подходящий ответ, подчеркните его или напишите свой вариант ответа.

Анкетные данные ребенка:

  1. Фамилия, имя ________________________________________________________________________________
  2. Дата рождения ________________________________________________________________________________
  3. Домашний адрес ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Данные о семье:

  1. Родители:

Имя, отчество мамы___________________________________________________________________________________

Имя, отчество папы___________________________________________________________________________________

  1. Наблюдались ли нарушения речи у кого-нибудь из родственников?          - да,       - нет.
  2. Если да, какие? __________________________________________________________________________________
  3. На каком языке общаются в семье?____________________________________________________________________________
  4. Есть ли среди людей, окружающих ребенка, кто-либо говорящий на другом языке (с примесью другого языка, с акцентом)  - да, нет._____________________________________________________________________________
  5. Кто в семье будет выполнять с ребенком домашние задания?_________________________________________________________________________

Анамнестические данные:

  1. Протекание беременности: без патологии;  угроза выкидыша; гипоксия плода; инфекционные заболевания; _________________________________________________________________________________
  2. Протекание родов: роды в срок; досрочные;  переношенная беременность;_________________

Характер родов:  без патологии; роды стремительные;  затяжные;  со стимуляцией;  с применением щипцов, вакуума; кесарево сечение.________________________________________________________________________________

Состояние ребенка в момент рождения: без патологии;  родовая (внутричерепная) травма; обвитие пуповиной;  асфиксия;  пороки развития _______________________________________________________________________________________

  1. Психомоторное развитие. Когда начал(а):

- держать голову:_________________

- сидеть:_________________________

- стоять:_________________________

- ходить:________________________

- одеваться  самостоятельно:______________

- шнуровать ботинки:____________________

  1. Перенесенные ребенком заболевания, травмы:

- до года:_______________________________________________________________________________________

- после года_____________________________________________________________________________________

- были у ребенка ушибы, травмы головы – да, нет;

возраст при получении травмы____________________________

- было ли оперативное вмешательство: нет; да: удаление аденоидов, подрезание уздечки языка или губной уздечки

_____________________________________________________________________________________

- наблюдался ли ребенок  продолжительное время у кого-либо из специалистов:  нет, да: окулист, отоларинголог, невропатолог, психиатр,  стоматолог, ортодонт____________________________________________________________________________

В связи с какими заболеваниями?________________________________________________________________________

  1. Речевое развитие ребенка:

- появление первых слов:  до года, до полутора лет, к двум годам, позже двух лет;

- появление первых фраз: к 2-м годам, к 2,5 годам, к 3-м годам, позже 3-х лет;

- было ли прерывание речевого развития: да, нет;

Замечали ли Вы трудности в речи ребенка?  - да, нет. Какие?__________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

  • Оказывалась ли ребенку логопедическая помощь ранее?  - да, нет.

Если да, то указать когда?__________________________________где?_____________________________________________

  • Каков результат занятий?______________________________________________________________________________

Как Вы думаете, насколько важно для вашего ребенка овладеть умением правильно и красиво говорить?

 -  Очень важно, желательно, совсем необязательно___________________________________________________________________________

Дополнительные вопросы:

  1. Отмечали ли Вы у ребенка следующие проявления: нет, да:  прикусывание, сосание пальцев, щек, губ; систематическое закусывание зубами посторонних предметов (карандашей, ручек и т.п.); прокладывание языка между зубами, частое покашливание, попёрхивание без видимых причин; подергивание плечами, головой_______________________________________________________
  2. Какой рукой работает (пишет, рисует, ест) Ваш ребенок? – правой; левой.
  3. Какие особенности ребенка, по Вашему мнению, следует учитывать педагогам: замедленный темп деятельности, излишняя подвижность, раздражительность, плаксивость, тревожность, впечатлительность, ранимость, неуверенность в себе, другое_________________________________________________________________________
  4. Чем Ваш ребенок больше всего любит заниматься?________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что Вам нравится в Вашем ребенке?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое обследование

  1. Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Губы: N, толстые, тонкие, низкое прикрепление уздечки верхней губы, расщелина верхней губы; 

Зубы: N, редкие, мелкие, крупные, кривые, низкие, высокие,  вне челюстной дуги, двойной ряд зубов, отсутствуют резцы;

Прикус: N, глубокий, прямой, перекрестный,  прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти), прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), передний открытый, боковой открытый.

Мягкое небо: N, укороченное, раздвоенное, отклоняется в сторону, сращение с дужками, миндалинами или задней стенкой  глотки; подвижное, не подвижное.

Твердое небо: N; высокое; «готическое»; низкое, плоское; укороченное, расщелина, сумбукозная щель.

Язык: N, массивный, маленький;  подъязычная связка: N, короткая, толстая, наличие послеоперационного узла.

  1. Состояние артикуляционной моторики.

Губы - тонус: N, спастичность, гипотония, дистония; подвижность: подвижны, недостаточно подвижны, малоподвижны.

 

 «упрямец», «улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка», «заборчик», «окошко»

Челюсти - подвижность:  N, недостаточна, строго ограничена; смещение нижней челюсти в состоянии покоя, при широко открытом рте.                     

«Открыть и закрыть рот», «подвигать нижней челюсти вправо-влево»

 Язык – подвижность: N, недостаточна, строго ограничена; тонус: N, спастичность, дистония, гипотония;

наличие гиперкинезов (насильственных движений в мышцах речевого аппарата), синкинезий (сопутствующих непроизвольных движений), девиации(отклонение языка вправо, влево), тремора, посинения языка; слюноотделение: N, усиливается при определенных условиях, постоянное; прокладывание языка между зубами.

«лопатка»,    «жало»,   «лопатка-жало»,   «качели»,   «маятник»,   «вкусное варенье»,   «чашечка»,   «лошадка»,   «грибок»

  1. Состояние мимической моторики.

Мимика: живая выразительная; невыразительная; лицо амимичное; 

Мимическая моторика: N; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, щек, губ, глаз).

 Надуть обе щеки, по очереди; поднять брови, нахмурить брови; закрыть правый, левый глаз; прищурить глаза; наморщить нос.

  1. Звукопроизношение:

А О У Ы Э И  С С’ З З’ Ц  Ш Ж Ч Щ   Л Л’ Р Р’ Й М М’ Н Н’  К К’ Г Г’Х Х’  П П’ Б Б’ Ф Ф’ В В’ Т Т’ Д Д’

____________________________________________________________________________________________

усредненность гласных;  смягчение,  оглушение (озвончение).

  1. Слоговая структура: N; нарушения слоговой структуры слов.

Градусник                    водопроводчик                    температура                   снеговик                     милиционер                          

аквариум

  1. Общее звучание речи.

Степень разборчивости речи: N; недостаточно разборчивая; мало понятная для окружающих.

Голос: N (сильный, звонкий), чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся;

Тембр: без особенностей, глухой, хриплый, резкий, назализованный, напряженный, дрожащий; способность к модуляции: N; нарушена.

Дыхание: N (свободное), затрудненное, поверхностное, неровное, неритмичное; тип: N (носовое), ротовое, смешанное;

Вид: ключичное/верхнегрудное, диафрагмальное, брюшное/нижнереберное, смешанное;

Темп речи: N; ускоренный;  замедленный;  запинки;  заикание.

  1. Состояние фонематических процессов.

Фонематическое восприятие: N; нарушено.

  • Отраженное воспроизведение слоговых рядов: «Запомни и повтори»

ма-мя-ма               ва-фава

та-тя-та                  да-тада

па-ба-па             ка-ха-ка

   

га-ка-га              са-за-са

су-цу-су                 са-ша-са

ча-тя-ча                 жа-ша-жа

 

ща-тя-ча         са-ща-ся

     

ра-ла-ра          ла-ля-ла

                         

  • Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов: «Хлопни, когда я назову картинку правильно»

Шанки-фанки-сянки-санки-танки

Сляпа-шьляпа-фляпа-шляпа

Фтаруфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюска

Пченец-птенесь-птенец-тинеть-птинеч

  • Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов-квазиомонимов: “Вот козы и косы. Покажи где…   “

мишка-миска

рожи-розы

челка-телка

цапля-сабля

каска-качка

челка-щелка

галька-гайка

галька-галка

рак-лак

марка-майка

моряк-маяк

почка-бочка

тачка-дачка

кости-гости

мышка-мишка

косы-козы

фонематический анализ: сформирован;  недостаточен; не сформирован.

- выделение ударного гласного в начале слова:

 Аня, утка, ослик, Ира, Эрик.

- определение первого, последнего звука в слове:

мост,        нос,      грач,     пол,        лещ.

  • выделение звука из слова: «Есть «П» в слове суп? мак? паук?

  • определение последовательности и количества звуков в слове: бык,       кит,    вата,        батон.


фонематический синтез: сформирован;  недостаточен;  не сформирован.

«Собери слово»: с,о,к;              кь,и,т,         л,у,н,а.

фонематические представления: сформированы;  недостаточны; не сформированы

- нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук: «М» - машина, дом, мост, мышка, стол, кошка.

- подбор слов с заданным звуком  __________________________________________________________________________________________

       8. Состояние письменной речи.

Ведущая рука: правая; левая;

Нажим: сильный; слабый; N;

Аккуратность написания: аккуратно; недостаточно аккуратно;

Узнавание печатных букв алфавита: N; недостаточное узнавание;

Дифференциация оптически сходных букв:

 Печатных: N; недостаточное узнавание;

Прописных: N; недостаточное узнавание;

Состояние чтения: побуквенное, послоговое, слова, предложения;

Ориентировка в пространстве: лево, право, верх, низ, спереди, сзади.

  1. Словарный запас: N; обиходно-бытовой; резко ограничен.
  2. Грамматический строй речи: N; сформирован недостаточно; не сформирован.
  3. Связная речь: N; в стадии формирования; не сформирована.

Логопедическое заключение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала  занятий____________________________________

Дата окончания занятий__________________________________

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"

Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и...

Речевая культура делового человека

В данном докладе определены основные требования к деловой речи: правильность, точность, ясность, краткость. Данная работа будет интересна и полезна как учащимся, так и преподавателям....

Совершенствование речевой деятельности младших школьников в период обучения грамоте

Правильно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. ...

Речевая карта по методике Г. А. Волковой и О.Б. Иншаковой

Речевая карта  логопедического обследования ребенка школьного возраста. Обследование осуществляется по методике Г. А. Волковой и О. Б. Иншаковой...

Речевые карты

Речевые карты...

Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной группы «Речевые пятиминутки»

Пояснительная записка. Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Речевые пятиминутки способствую...