Методические рекомендации по организации интеллектуально-творческих игр
учебно-методический материал на тему

Горшкова Александра Вадимовна

Данные методические рекомендации определяют организационно-методическую основу использования технологии ИТИ (интеллектуально-творческих игр) на занятиях с детьми в рамках дополнительного образования. Разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования, полезна и методистам, и школьным учителям.

Рекомендации включают в себя: пояснительную записку, содержание, примерный сценарий ИТИ, список рекомендуемой литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iti_metod._rekomendatsii.docx85.52 КБ

Предварительный просмотр:

Картинки по запросу герб санкт петербурга

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы с детьми, молодёжью и взрослыми

Центрального района Санкт-Петербурга

Методические рекомендации по организации

интеллектуально-творческих игр

Разработчики:

Чивилихина В.А., Горшкова А.В. -

методисты ГБУ ДО ЦВР

Центрального района

Санкт-Петербург

-2017-


Методические рекомендации по организации

интеллектуально-творческих игр

Аннотация

Данные методические рекомендации определяют организационно-методическую основу использования технологии ИТИ (интеллектуально-творческих игр) на занятиях с детьми в рамках дополнительного образования. Разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования, полезна и методистам, и школьным учителям.

Рекомендации включают в себя: пояснительную записку, содержание, примерный сценарий ИТИ, список рекомендуемой литературы.

Пояснительная записка

ИТИ – это командное соревнование (тематика определяется содержанием деятельности творческого коллектива: она может быть составлена на основе программы обучения или содержания воспитательной работы) учащихся в решении интеллектуальных задач.

Цель ИТИ: Выявление, поддержка и развитие интеллектуального творческого потенциала учащихся.

Задачи ИТИ:

  • Обучить подготовке учащихся в интеллектуальных турнирах, конкурсах, олимпиадах.
  • Развивать, стимулировать и поддерживать устойчивый интерес учащихся к изучению (любой тематики, любого направления: истории города, этикета, русского народного творчества, сольфеджио, по сказкам, литературному произведению и т.д.);
  • Активизировать новые формы работы с учащимися, направленные на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Содержание

Порядок проведения ИТИ (рекомендации):

ИТИ включает в себя от двух до пяти туров (в зависимости от возраста участников и содержания игры. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение трёх-четырех задач. Каждая задача оформляется и сдаётся в жюри на отдельном листе, можно сдать только один вариант решения каждой задачи.

Листы с текстами заданий раздаются командам перед началом каждого тура.

На листе указывается номер тура, «ценность задач» в баллах и время, отведённое командам для решения.

Руководство и методическое обеспечение:

Общее руководство Турниром осуществляет оргкомитет, (если ИТИ проводится внутри творческого объединения - педагогом, организующим игру, который:

  1. Разрабатывает программу турнира: осуществляет подбор и разработку заданий турнира;
  2. Разрабатывает критерии оценивания заданий;
  3. Решает общие вопросы подготовки и проведения Турнира;
  4. Готовит листы с правильными ответами для жюри (для удобства и скорости оценивания полученных результатов);
  5. Информирует потенциальных участников о теме, сроке и месте проведения турнира;
  6. Готовит предложения по составу жюри турнира;
  7. Проводит награждение победителей и призёров турнира.

Жюри:

Осуществляет качественную проверку выполненных заданий.

Проверка решений осуществляется жюри после каждого тура.

Оформляет протокол результатов игры, определяет победителей игры и подписывает дипломы.

Ассистенты и координатор:

Для раздачи листов с текстами заданий, сбора текстов решений привлекаются ассистенты из числа учащихся.

Параллельно с ходом проверки координатор осуществляет разбор решений задач, после чего участники турнира получают информацию об итогах проверки. После объявления итогов тура, команды, не согласные с тем, как оценивают их решения, имеют право подать заявки на апелляцию. В результате апелляции оценка решений может быть повышена или оставлена без изменений.


Примерный сценарий ИТИ

Интеллектуально-творческая игра

«Калейдоскоп осенних загадок»

(для детей 10-13 лет)

Аннотация: Интеллектуально-творческая игра «Калейдоскоп осенних загадок». представляет собой игру, состоящую из вопросов, маленьких рифмованных загадок, народных примет, которые можно использовать на занятиях во время изучения устного народного творчества в фольклорных коллективах, в досуговой деятельности, в качестве праздничного мероприятия или на осеннюю тематику, а также родителями учащихся для развития всех видов памяти и критического мышления детей.

Цель: Создание условий для развития памяти и критического мышления учащихся.

Задачи:

1) Формировать представление учащихся об осенних приметах.

2) Развивать творческое воображение и устную речь детей, пробуждая их фантазию.

3) Воспитывать умение коммуникативно взаимодействовать в группе.

Необходимые требования:

Наличие пространства, стола и стульев для нескольких команд, раздаточный материал (карточки с вопросами, бумага, ручки).

Сценарный ход:

Этапы

Ход мероприятия:

1.

Организационный этап

Организовать пространство под нужное количество команд, пригласить детей, разделить их на команды, рассадить команды за столы, предложить детям выбрать капитана. На столе лежат листочки для ответов с нумерацией туров, листочки для названия команд, ручки. Предложить детям придумать название своим командам.

2.

Вводный этап

Координатор: Добрый день друзья, мы начинаем нашу интеллектуально-творческую игру «Калейдоскоп осенних загадок».

Ребята, все ли вы знаете, как чудесно называл Александр Сергеевич Пушкин осень? Верно-верно: унылая пора, очей очарованье! Красиво, не правда ли?

Сегодня тема нашей игры: «Загадки осени».

Сегодня в нашей игре участвуют (Представляем команды или образовательные учреждения), давайте поприветствуем аплодисментами.

Разрешите ознакомить Вас с правилами проведения: Наша игра состоит из 5 туров, в каждом из них вам будут выдаваться задания, которые необходимо решать командным образом, записывать ответ необходимо (показываем пример, бланк, листочек) сюда. Так же необходимо подписать бланк с ответами названием вашей команды.

Для этого сейчас прошу все команды написать названия своей команды на листочке и расположить так что бы мне было видно.

(дается время на написание названий, контролируется ведущим, что бы это не растянулось надолго).

(Озвучивается вслух названия команд. Помощник ведущего фиксирует все названия команд в бланках для жюри)

А теперь позвольте представить наше уважаемое жюри, которое сегодня будет следить за результатами нашей интеллектуально-творческой игры. (Представление всех членов жюри).

3.

Основной этап

Прошу поприветствовать моего помощника, (называется имя) он раздаст вам задание первого тура. Внимательно прочитайте задания, и запишите ответ на бланке №1.

I Тур

Вопросы 1 тура написаны на карточках. Раздаются каждой команде. Время решения - 3 мин.

1. Какое растение считают талисманом первого месяца осени? (Астра).


2. Каждый осенний месяц имеет своё неповторимое название. Какое? Запишите ваш ответ развернуто. Сентябрь, так как седьмой по счёту, следующий - октябрь, а затем и ноябрь. (Это их номера по порядку.)


3. 4. Когда-то на Руси Новый год отмечали не 31 декабря. Знаете ли вы, когда начинался этот праздник? (1 сентября).


4. Ребята, а какие важные праздничные дни мы чествуем осенью? (День матери, День полиции, День пожилого человека и др.)

Ассистент собирает бланки 1 тура и передает жюри. Жюри подсчитывает количество правильных ответов каждой команды и вносит в протокол.

II Тур

Вопросы 2 тура написаны на карточках. Раздаются каждой команде. Время решения - 3 мин.

1. Назовите мастеров пейзажа. Какие это художники? (Левитан, Шишкин, Саврасов, Нестеров). 


2. В каком осеннем месяце больше всего дней? (Октябрь).


3. Иногда осенью мы встречаем на ветках и кустах маленькие сеточки паутинок и после похолодания вновь возвращается теплая солнечная погода. Как принято называть это время? (Бабье лето).


4. Равное ли количество согласных и гласных букв в слове «сентябрьский»? (Нет).

Ассистент собирает бланки 2 тура и передает жюри. Жюри подсчитывает количество правильных ответов каждой команды и вносит в протокол.

III Тур

Вопросы 3 тура написаны на карточках. Раздаются каждой команде. Время решения - 3 мин.

1. Каждый год вижу я четыре братца-удальца: один седой, другой озорной, третий прыгает и скачет, а четвёртый горько плачет. (Времена года).

2. Между осенью, летом наблюдается что? 
Неужели на этот вопрос не ответит никто? (Союз «и»).

3. Какие праздники справляли молодые люди по окончанию сельскохозяйственных работ? (Свадьбы).

4. Известно, что наши предки позднюю осень нарекли иным словом, каким? (Предзимье).

Ассистент собирает бланки 3 тура и передает жюри. Жюри подсчитывает количество правильных ответов каждой команды и вносит в протокол.

IV Тур

Вопросы 4 тура написаны на карточках. Раздаются каждой команде. Время решения - 3 мин.

1.Красные горошины на ветру висят,
На крапины похожи у рыженьких ребят. (Рябина).


2. Оторвался от берёзки, маленький, удаленький.

С ветром в поле полетел, на ежа иголки сел. (Листок).


3. Слёзы матушки-земли в засуху всегда нужны! (Дождь).


4. Только дождик на порог, эти братцы - под кусток!
Ты попробуй, погляди, этих братцев отыщи! (Грибы).

Ассистент собирает бланки 4 тура и передает жюри. Жюри подсчитывает количество правильных ответов каждой команды и вносит в протокол.

V Тур

Вопросы 5 тура написаны на карточках. Раздаются каждой команде. Время решения - 3 мин.

«Яркий эпитет».

Подобрать образные определения осени.

(Осень – пышная, печальная, золотая, лучистая, пламенная, хрустальная, янтарная, серебристая, рыжая, тоскливая, задумчивая, славная, дождливая, тёплая, солнечная, заспанная и т. д.)

Ассистент собирает бланки 5 тура и передает жюри. Жюри подсчитывает количество правильных ответов каждой команды и вносит в протокол.

3.

Подведение итогов

Производится подсчет результатов всех туров, объявляются победители, с последнего места и до первого. Вручаются грамоты участникам.

4.

Рефлексия

На данном этапе можно провести любую форму рефлексии: Раздать анкеты для сбора мнений, тестирование, или же устный опрос о том, что понравилось или не понравилось детям в прошедшем мероприятии. Было ли им сложно или нет, справились ли они с заданием и т.п.


Список рекомендуемой литературы:

  1. Иванов А. В. Методические рекомендации по организации и проведению игр // Детский досуг. - 2011. - № 4.
  2. Камакин О. Н. Интеллектуально-познавательная игра "Будь готов!" // Справочник классного руководителя. - 2012. - № 3 (март).
  3. Луханин И. И. Интеллектуальная игра как образовательный инструмент // Информатизация образования. - 2008. - N 2.
  4. Мандель Б. Р. Интеллектуальные игры: развитие профессионально значимых качеств у будущих специалистов гуманитарной сферы // Инновации в образовании – 2007. - N 2.
  5. Мандель Б. Р. От "просто игры" до игры интеллектуальной. на перекрестке научных дисциплин // Вопросы культурологии. – 2006. - N 4
  6. Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с детьми дошкольного и школьного возраста. - М.: Про-Пресс, 2001. - 56 с.
    СОУНБ; Шифр 74.100.57+74.200.544; Инв. номер 2225335-КХ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы по МДК 01.01 Практические основы организации бухгалтерского учета имущества организации

Методические рекомендации предназначены для студентов по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), по  организации самостоятельной работы по МДК 01.01 Практические осн...

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине Экономика организации для специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины ОП.01Экономика организации , в ходе которого осуществляется обучение применению полученных знани...

Методические рекомендации По организации практической работы на тему: «Организация взаимосвязи сотрудников диспетчерской службы со структурными подразделениями предприятия» по ПМ 02 «Основы организации деятельности диспетчерской службы» по профессии 3

Данная методическая разработка поможет мастеру производственного обучения по профессии Оператор диспетчерской службы провести практическое занятие или занятие по учебной практике на тему "Взаимос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации Специальность: 44.02.01 Д

Методические рекомендации включают вопросы и практические задания по каждой теме МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотруд...

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного подразделения для обучающихся по специальности

Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работыпо ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения  МДК.03.01 Планирование и организация работы  структурного по...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации выполнения и защиты курсовой работы по профессиональному модулю «Организация архивной и справочной работы по документам организации»

Методические рекомендации составлены в соответствии с утверждённым положением ГАПОУ ИКЭСТ, учебным планом по специальности  Документационное обеспечение управления и архивоведение, согласованны с...

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития.

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ 01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровь...