Проектная и исследовательская деятельность учащихся МБОУ Ельнинской СШ №2. как наиболее продуктивный метод предпрофильного обучения.
статья на тему

Ревяко Людмила Владимировна

сообщение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная и исследовательская  деятельность учащихся

МБОУ Ельнинской СШ №2 им. К.И. Ракутина, как  наиболее продуктивный метод предпрофильного обучения.

Единственный путь,

ведущий к знаниям - это деятельность...

Бернард Шоу

Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни.

  • связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования.

Это решение, безусловно, одно из важнейших в жизни каждого человека, и наша задача – помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея данного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей таким образом, чтобы они сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования и является одним из важнейших факторов предпрофильной подготовки.

Следовательно, перед школами стал вопрос создания нормативно-правовой базы, на которую можно было бы опираться при работе с проектами и исследованиями. Так и в нашей школе были разработаны ряд положений:

1.Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся по ФГОС НОО и ООО.

2.Положение о проведении Дня науки

3. Положение о НОУ «Шанс»

Каждый ученик должен быть обучен этой деятельности согласно ФГОС. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.

 Устный экзамен в 9-х классах предполагает защиту проекта как один из видов итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике.

И чтобы ученик 9 класса был готов представить проект достойный высокой оценки, необходимо постепенно учиться их создавать, начиная с 1 класса.

В нашей школе данная работа проводится  поэтапно.

  1. Подготовительный (1-4-й классы);
  2. Развивающий (5-8 классы);
  3. Исследовательский (9, 10-11-й класс).

Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Школьники младших классов принимают активное участие в разработке различных проектов. Вначале - это маленькие проекты, которые учащиеся начальной школы выполняют на уроках технологии, окружающего мира, ИЗО и терпеливо учатся их представлять и защищать. Сначала в малых группах, затем перед своим классом, а наивысшим результатом это защита проекта на Дне науки учащихся 1-4 классов, на которой  представлены лучшие работы. «Герб моей семьи», «Мастер-золотые руки» и др. День науки в нашей школе проходит  ежегодно и делится он на три ступени.

Большой проект, который охватил почти всех учащихся начальной школы, посвященный Дню победы  «Мы помним».

Ребята в течение года вместе с родителями провели огромную поисковую работу о погибших родственниках в годы Великой отечественной войны, а затем оформили  её результаты. И самое главное то, что в эту работу привлекаются разные по возрасту члены семьи: мамы, папы, дедушки, бабушка и другие родственники. Результатом такой работы стали выступления перед классом, оформление книжки-малютки, заметки в классном уголке и  школьной газете.

Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Ученики основной школы принимают участие в предметных неделях, где каждый ребенок может выбрать для него наиболее близкую предметную область и выполнить исследовательскую работу, после которой обязательно ученик или группа учащихся защищает свой проект. Выходом,  которой является выступление в НОУ «Шанс», а затем на Дне науки учащихся 5-8, 9-11 классов. В НОУ учащиеся 5-7х классов вместе со старшеклассниками приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности, а также участвуют в проектах, требующих от ребят, осознание себя как личности.

Например, проекты; «Кем работают мои родители». В ходе этого проекта учащиеся писали мини-сочинения на тему: «Хотел бы я продолжить семейную династию», анализируют свои интересы, склонности, зачем они учатся, кем хотят стать, работают над портфолио, учатся презентовать себя. Таким образом, ребята узнают больше о профессиях своих родителей и профессиях родителей своих одноклассников.

Также на данном этапе огромную роль играют проекты, практической направленности, в которых учащиеся могут попробовать себя в различных сферах деятельности. Например, в течение нескольких лет в нашей школе действует проект по созданию общешкольной газеты «Перемена». Участвуя, в данном проекте дети могут попробовать себя в профессии журналиста, получить навыки верстки номера газеты и для этого:  самостоятельно подбирают тему, составляют ряд наиболее значимых вопросов, проводят опрос, обрабатывают данные, делают выводы. Или традиционный день самоуправления, где ученики пробуют себя в роли учителей, руководителей. Или проекты «Спаси  новогоднюю красавицу», «Сдай батарейку-спаси планету», «Восстановление лесных культур», «Рябиновый клин». В ходе проекта учащимися были посажены саженцы елей, а на берегу Десны саженцы рябины, в ходе этих проектов школьники провели большую исследовательскую работу: рассчитывали на каком расстоянии можно сажать деревья друг от друга, сколько воды необходимо для того чтобы деревья выжили т. д. Ребята более подробно знакомятся с профессиями  лесного хозяйства.  В  нашем школьном музее учащиеся могут попробовать себя в роли музейных работников, экскурсоводов, для этого учащиеся проводят большую исследовательскую работу по тому периоду времени,  который они хотят презентовать. В школе уже 5 год существует команда КВН «Горячие перцы», выступление команды есть продукт большого проекта «Здоровье», готовясь к очередному выступлению ребята узнают  азы профессии спасателя, в школе действует движение юноармейцев, где ученики знакомятся с профессией военного. Участвуя в международном  проекте «Тетрадка дружбы», наши ученики переписываются со школьниками г.Елабуга из Татарстана, Англии и узнают об особенностях профессии родителей своих друзей по переписке, а также заполняют странички в рубрике «Кем я буду», «Моя профессия в будущем». В рамках данного проекта дети могли попробовать себя в роли режиссера, кинооператора, сценариста, работая над созданием видеоролика «Все дети мира за мир на земле» который вошел в общий видеофильм и был представлен в штаб-квартиру ООН

Такие проекты являются неотъемлемой частью предпрофильного образования учащихся нашей школы.

Третий, собственно исследовательский этап является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которого ведется разработка как общешкольных тем, так и индивидуальных проектов ребят.

Чтобы исследовательская деятельность учащихся в школе имела постоянную перспективу, мы стараемся обеспечить преемственность в данной работе. С этой целью учащиеся старших классов проводят беседы, классные часы, среди младших школьников, привлекаем к этой работе и бывших выпускников школы.

Я хотела бы подробнее остановиться на НОУ «Шанс»

Многие учащиеся ежегодно становятся призерами и победителями предметных олимпиад и конкурсов, но большинство из них сравнительно мало уделяют времени самосовершенствованию в различных формах.

Так родилась идея создания НОУ «Шанс». Чтобы ученик мог общаться с равными ему учениками и делиться своими знаниями и открытиями с другими, а также  вовлечение учащихся и учителей в активную научно-исследовательскую деятельность

НОУ состоит из председателя, руководителей каждого направления и учителей, осуществляющих консультации, координацию работы учащихся и их непосредственно контроль исследований.

У нас в школе НОУ существует 3 секции:

  • естественно-математическая (естественные науки: география, физика, химия, биология, экология, математика, информатика) (Семенова Н.А.)
  • гуманитарная (история, лингвистическая, литература, обществознание, МХК) (Ксенофонтова Е.В.);
  • творческая (искусство, музыка. технология) (Зюзина А.М.)

Родоначальником и бессменным председателем этого общества является Иванова Г.Н.

Рассмотрим как работает НОУ «Шанс» в нашей школе.

1.В начале года учителя-предметники и учащиеся школы предлагают ряд вопросов, которые  предполагают дальнейшее исследование для получения конкретного результата. Эти вопросы рассматриваются на заседании НОУ (сентябрь). И в дальнейшем предлагаются темами исследовательских проектов. (Учащиеся или группа учащихся выбирают тему проекта)

2.На  предметных неделях,  а они в  нашей школе проходят ежегодно, выступления учащихся чаще всего небольшие, где  определена тема, цель и план исследовательской работы. (определяются проекты соответствующие основным требованиям). Таким образом, почти у каждого учителя-предметника определяется конкретное число учащихся.

3.В течение нескольких недель, а то и месяцев (в зависимости от проекта) ученики работают над исследовательским проектом, а учителя консультируют, направляют и корректируют выполнение проекта.

4.Готовые проекты учащиеся представляют на секциях НОУ. Члены комиссии (председатель, руководитель секции и ученики победители прошлого года «Дня науки», а также победители  олимпиад и конкурсов) определяют в соответствии с критериями оценки исследовательского проекта и выделяют лучшие проекты, которые в дальнейшем принимают участие в Дне науки.

5. Заключительный этап  проходит  в актовом зале школы как большой праздник, с приглашением гостей. Цель: представить слушателям лучшие проекты. Выступающие должны продемонстрировать ораторское искусство, проявляющееся в умении «держать аудиторию», чувство времени (уложиться в определенный отрезок времени) продемонстрировать коммуникативные компетенции, выражающиеся в привлечение аудитории к диалогу Традиционно серьезные проектные работы перемежевываются творческими выступлениями школьного хора, театрального и кукольного кружков.

6.Победителям «Дня науки» вручаются дипломы..

Лучшие работы, оформленные соответствующим образом размещаются на стенде школы «День науки».

Организуя деятельность школьников,  следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся:

  • соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
  • добровольность выбора темы учащимся
  • максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  • уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся, родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.

Важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Учащиеся приобретают ключевые компетентности: 

- готовность к разрешению проблем;  к  самообразованию; к использованию  информационных ресурсов;  к социальному взаимодействию;

- коммуникативная компетентность.

Метод проектов или проектная деятельность - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащихся путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем преподавателя новых «продуктов».

В результате выполнения учащимися проектов:

1. Формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умение представить информацию в доступном, эстетичном виде; умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи; навыки публичного выступления (ораторское искусство); умение работать в группе, в команде; умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.

3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, микрофон, фотоаппарат, видеокамера и т.д.)

4. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.

За время обучения в школе наши учащиеся  не только получают знания, но и  максимально развивают свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся.  На наш взгляд, именно проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет превратить ребёнка в активного субъекта совместной деятельности.

А развивая интеллектуальные и творческие способности учащихся, заботясь о физическом и духовном совершенствовании личности учащихся, педагоги школы стремятся к профессиональному самоопределению выпускника.

Использование данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым ученикам использовать свои сильные стороны.

А завершить свое выступление я хотела бы словами  Конфуция:

«Я слышу – и забываю,  Я вижу – и запоминаю, Я делаю – и понимаю».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методы активного обучения на занятиях по иностранному языку в педагогическом колледже"

     Проблема использования методов активного обучения интересовала меня давно. Планируя учебно-познавательный процесс по иностранному языку, ни один раз возникал вопрос о ...

Применение кейс-метода при обучении английского языка

С введением нового подхода к обучению иностранным языкам возникла необходимость появления активных методов обучения, среди которых лидирующее положение занимают метод проектов, деловая игра и кейс-мет...

Методы производственного обучения

В этом пособии дан перечень методических приемов, используемых на уроках; краткая характеристика ряда методов и компоненты процесса производственного обучения....

Наглядные методы производственного обучения.

Подымается вопрос о наглядности обучения....

Особенности использования проектного метода при обучении студентов СПО специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Аннотация: В статье рассматривается использование проектого метода при написании исследовательской работы обучающимися по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"...

ИГРА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ ЯЗЫКОВОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Настоящая статья посвящена проблеме использования игровых методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. Статья предназначена для преподавателей, воспитателей, методистов образовател...

Отчет по самообразованию учителя начальных классов на тему "Положительная мотивация - основное условие продуктивного и успешного обучения школьников"

Данный отчёт включает в себя информацию о важности положительной мотивации, особенностях её развития у младших школьников, а также необходимые приёмы для её повышения....