Методы производственного обучения
методическая разработка по теме
В этом пособии дан перечень методических приемов, используемых на уроках; краткая характеристика ряда методов и компоненты процесса производственного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_metody_proizv.obucheniya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение начального профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Покачевское профессиональное училище»
МЕТОДЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
(методическое пособие
для мастеров производственного обучения)
Составитель Мельник О.И.,
методист БУ «Покачевское
профессиональное училище»
Покачи
2012
МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Способы совместной деятельности мастера и учащихся, при помощи которых достигается овладение учащимися практическими знаниями, умениями и навыками, формируются основы их профессионального мастерства, воспитываются убеждения, взгляды, отношения к труду, развиваются умственные и физические силы, творческие способности.
Условия обучения, учебной деятельности | Современные требования | Традиционные условия |
Структурированность содержания | Научная обоснованность, определяется иерархией целей | Определяется программой ПО |
Роль учащегося | Активная (субъект учебного процесса) | Исполнитель |
Роль мастера, преподавателя | Помощник, координатор, консультант, контролер | Организатор, руководитель |
Подход к формированию содержания обучения | Ориентированный на усвоение способов деятельности (системный, деятельностный, целостный) | Ориентированный на усвоение ЗУН |
Межпредметные связи | Теоретическое обучение дает ЗУНы, необходимые и достаточные для реализации учебной деятельности | Зависят от методической подготовленности мастера ПО, преподавателя ТО |
Организация обучения и учебной деятельности, управление учебной деятельностью | Обеспечивается проектированием учебного процесса, применением адекватных форм, методов и средств обучения | Зависят от методической подготовленности мастера ПО |
Самостоятельность учащегося | Организационная и исполнительская | Исполнительская |
Наличие методик проектирования, реализации | Имеются в наличии, доступны мастеру, преподавателю в подготовительном периоде | Зависит от методической подготовленности мастера ПО, преподавателя ТО |
Перечень методических приемов, используемых на уроках (занятиях) производственного обучения
Любой метод обучения реализуется мастером производственного обучения на уроке (занятии) через применение методических приемов.
1. Словесный метод обучения
Методические приемы:
◘ диалог, монолог;
◘ беседа (фронтальная, информационная, инструкционная, объяснительная, эвристическая …);
◘ подсказки;
◘ рассказ;
◘ анализ учащимися цели урока;
◘ терминологическая россыпь;
◘ устное рецензирование ответа, оценки;
◘ комментированное чтение;
◘ мини-рассказ, сказка, басня, стихотворение;
◘ парадокс, фантастическая история;
◘ выделение существенных признаков;
◘ размышление;
◘ аналогия;
◘ кроссворды;
◘ технический диктант;
◘ классификация;
◘ абстрагирование;
◘ аннотация;
◘ определение соответствия;
◘ погружение в тему;
◘ контекстное объяснение;
◘ ситуационные задания;
◘ доказательство;
◘ подражание;
◘ рассуждение;
◘ инструктирование;
◘ учебная интерпретация;
◘ учебное экспериментирование и т.д.
2. Наглядно-демонстрационный метод обучения
Методические приемы:
◘ получение информации через ТСО;
◘ упражнения;
◘ использование наглядных средств, изделий, приборов, макетов, образцов;
◘ показательный;
◘ ЛОС (листы опросных сигналов);
◘ опорные конспекты, плакаты;
◘ работы с чертежами, технологическими маршрутными картами;
◘ работа с документами, периодической литературой;
◘ работа с иллюстрациями, картами, схемами;
◘ демонстрация изделий, образцов…;
◘ меловая информация;
◘ использование наглядных таблиц, плакатов;
◘ «делай как я»;
◘ работа со справочной литературой;
◘ логические цепочки;
◘ обобщающие таблицы.
3. Практический метод обучения
Методические приемы:
◘ рецензирование;
◘ игры, викторины, кроссворды;
◘ карточки-задания;
◘ текстовый контроль;
◘ алгоритм техпроцесса;
◘ программированный опрос;
◘ ЛОС (листы опросных сигналов);
◘ магнитофонный опрос;
◘ метоплан (учебная проблема, каждый учащийся – идею);
◘ вычисление главного или второстепенного;
◘ опережающее домашнее задание;
◘ опорные конспекты;
◘ исследование, поиск;
◘ упражнения на тренажерах, по образцам;
◘ операционное обучение;
◘ практическое наблюдение;
◘ разделение труда;
◘ производственные задания;
◘ использование в практике «жизненного опыта»;
◘ конспектирование;
◘ экспериментальные задания;
◘ работа с техническими терминами;
◘ деловая игра, ролевая игра;
◘ текстовые задания, текстовый контроль;
◘ письменное конструирование, проектирование;
◘ работа с экспертами-учащимися;
◘ работа с консультантом;
◘ заочная производственная экскурсия;
◘ неполная информация, незавершенная информация;
◘ использование эталонов ответов;
◘ использование критериев оценок;
◘ работа со словарем;
◘ работа с учебником;
◘ игровое обучение;
◘ ученический инструктаж;
◘ обучение на опыте новаторов производства;
◘ решение производственных задач;
◘ показ трудовых приемов;
◘ работа с алгоритмом трудовых действий, приемов;
◘ групповое, индивидуальное исследование;
◘ конспекты-тезисы, графические конспекты;
◘ творческие работы;
◘ технологические карты;
◘ альтернативные ситуации;
◘ тупиковые ситуации;
◘ взаимоконтроль, самоконтроль;
◘ работа по техминимуму;
◘ упражнения, практические задания, производственные ситуации;
◘ инструкционные карты;
◘ связи с производством;
◘ связи с профессией;
◘ проблемно-производственные ситуации, проблемные задания;
◘ профессиональные приемы;
◘ инструкционно-маршрутные карты;
◘ инструкционно-технологические карты;
◘ разноуровневые задания, разноуровневый контроль;
◘ наблюдение;
◘ временное ограничение;
◘ работа с дефектами;
◘ работа с чертежом, документацией;
◘ коллективная деятельность;
◘ соревнование;
◘ компьютерный контроль и обучение;
◘ работа ученического ОТК;
◘ обобщающая таблица;
◘ работа с документально-методическим комплексом (учебно-дидактическим комплексом);
◘ комплексный контроль;
◘ работа с тренажером;
◘ рейтинговый контроль;
◘ работа с учетно-контрольной документацией, «Листом контроля…», «Ведомостью…»;
◘ практические задания;
◘ работа по выполнению ТБ;
◘ выполнение расчетных работ;
◘ самонаучение, взаимонаучение;
◘ самокоррекция;
◘ планирование;
◘ инструктирование…
Краткая характеристика ряда методов
Рассказ – изложение информации, которое носит характер повествования о предметах, явлениях и т.д.
Объяснение – изложение информации, имеющее характер рассуждений, доказательств.
Беседа – словесный метод, имеющий вопросно-ответный характер приобретения и закрепления знаний.
Работа с литературой – через печатное слово реализуются те же задачи, что и рассказ, объяснение, беседа.
Письменное инструктирование – через печатное слово обеспечивается восприятие конкретных действий при выполнении конкретных практических работ.
Показ мастером производственного обучения трудового процесса – способствует созданию у обучаемых четкого представления о выполнении отдельных элементов трудового процесса (движения, приемы, действия, операции).
Демонстрация наглядных пособий – обеспечивает наглядно-чувственное ознакомление обучаемых с различными предметами, явлениями, процессами.
Самостоятельные наблюдения обучаемых – как метод позволяет понять и запомнить структуру трудового процесса или элементов практических работ. А также сделать выводы и принять правильные решения.
Упражнения обучаемых – основной метод практического (производственного) обучения, позволяющий осуществить целенаправленное и многократное повторение изучаемых трудовых действий и приемов.
Лабораторно-практические работы – метод первичного изучения практических умений, переход от теоретических знаний к умениям. Устанавливают тесную взаимосвязь теории и практики.
Деловые игры в практическом обучении – метод группового обучения совместной деятельности обучаемых в процессе решения общих и конкретных практических задач.
Учебные фирмы – метод имитации работы реальной производственной фирмы в конкретных производственных условиях.
КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Список использованной литературы
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
- Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.
- Организация и методика производственного обучения 2004г.
Учебные пособия для учащихся: учебники, справочники, таблицы стандартов и нормативов, руководства по выполнению лабораторно-практических работ, источники научно-технической информации и т.д.
Учебно-материаль
ное оснащение:
станки, верстаки, учебно-производственное оборудование учебные кабинеты, тренажеры, машины, контрольно-измеритель
ные приборы, инструменты, сырье, материалы, заготовки и т.д.
Методические пособия для мастера:
пособия и руководства по организа
ции и методике п/о, частные методики, методические разработки, справочные пособия, методические рекомендации и т.д.
Учебно-техническая документа
ция:
паспорта оборудова
ния, рабочие чертежи, принципиальные и монтажные схемы, технологические карты, технические требования к качеству, производст
венные инструкции и т.д.
Дидакти
ческие средства обучения: инструкционные и инструкционно-технологические карты, таблицы типичных ошибок и способов их предупреждения, наглядные пособия, ТСО, образцы материа
лов и готовой продукции и т.д.
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наглядные методы производственного обучения.
Подымается вопрос о наглядности обучения....
Кейс-метод при изучении спецдисциплин и проведении производственного обучения и производственной практики
Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истиннос...
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс
В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...
Формы и методы производственного обучения, стимулирующие творческую активность обучающихся
Тема: «Использование электронных образовательных ресурсов для развития творческого профессионального мышления в условиях организации учебно-производственной деятельности обучающихся в процессе подгото...
Доклад "Формы и методы производственного обучения" октябрь 2017
Доклад на заседание ЦК...
Доклад: методы производственного обучения
В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. И эти...
Методы производственного обучения
Методы производственного обучения ...