Наглядные методы производственного обучения.
статья по теме
Подымается вопрос о наглядности обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на предметно-цикловой комиссии | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Михайловский профессионально-педагогический колледж»
городской округ г. Михайловка
Волгоградской области
ПЦК технических и сельскохозяйственных дисциплин
ДОКЛАД
на тему:
«НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ».
Разработал: мастер п/о Редкозубов В.И.
2012
городской округ г.Михайловка.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Демонстрация натуральных объектов и наглядных пособий. В ходе производственного обучения необходимо правильно использовать средства наглядности, чтобы не перегружать занятия чересчур большим количеством демонстраций и в то же время не ставить перед учащимися трудные для восприятия и понимания задачи. Наглядные пособия применяются не только для иллюстрации, но и для раскрытия научных основ технических объектов и технологических процессов, показа их в изменении и развитии с тем, чтобы развивать способности учащихся к наблюдению за явлениями и правильному сопоставлению теории с практикой. Предметная наглядность шире используется на первоначальном этапе обучения, в период формирования основных производственно-технических знаний и навыков.
Демонстрация объектов и наглядных пособий представляет собой метод наглядно-чувственного ознакомления с изучаемыми предметами, явлениями и процессами. Применяемые в производственном обучении наглядные пособия знакомят учащихся с образцами оборудования, инструментов, аппаратов, приборов, приспособлений; ими могут быть заготовки, эталоны изделий, схематические изображения технологических и трудовых процессов, приемов, а также методов организации труда и производства и т. д. Наглядные пособия бывают натуральные, представляющие различные объекты в естественном виде, и изобразительные — в виде чертежей, схем, фотоснимков, моделей, макетов и др. Некоторые натуральные объекты нередко приходится в учебных целях подвергать предварительной обработке, чтобы ярче и выразительнее представить их наиболее важные стороны и качества. Для этого делают разрезы для показа внутреннего устройства механизмов, машин и т. д., изломы и шлифы для изучения внутреннего строения материала, например, структуры сплава, применяют специальное окрашивание некоторых поверхностей в зависимости от их конструктивного, технологического или функционального назначения. Для удобства наблюдения и сравнения часто однородные предметы собирают в коллекции. Таковы наборы образцов основных видов материалов, инструментов для обработки и измерений, деталей машин, приспособлений и т. д. Изобразительные наглядные пособия показывают натуральные объекты обычно в масштабах, делающих их удобными для обозрения группы учащихся, чтобы они имели возможность рассмотреть такие детали объектов - процессов, которые затруднительно, а иногда и невозможно демонстрировать в натуре. Пользуясь условными изображениями, можно показать процессы, которые протекают очень быстро или слишком медленно, связаны с высокими параметрами, представляют опасность. К ним относятся многие тепловые, химические, энергетические, электротехнические явления, мы видим обычно лишь их результаты, а не сам ход. Так с помощью знаков, символов, штриховки, направленных линий можно показать движение пара, положение полюсов в электрогенераторе и направление тока, движение материалов и ход процесса в металлургическом агрегате, химическом аппарате, изобразить, как действуют силы в механизмах и машинах.
К наглядным пособиям относятся и производственно-технические документы — рабочие чертежи, технологические карты, технические инструкции, схемы, графики. Некоторые из них для демонстрации на групповых занятиях целесообразно изготовлять в крупном масштабе в виде плакатов.
В настоящее время все большее распространение получают разнообразные экранные средства и пособия: статические — диапозитивы, слайды, интерактивные доски и динамические — кинофильмы, диски и аудиозаписи. Использование таких пособий и современных технических средств (соответствующей проекционной, звуковоспроизводящей и другой аппаратуры) чрезвычайно расширяет возможности передачи наглядной информации учащимся для создания у них живых представлений о трудовых процессах, видах технологии, способах организации труда, технических устройствах. В то же время использовать экранные пособия следует в таком объеме, чтобы не перегружать восприятие учащихся, не отвлекать их от главного. Кроме того, использование современных технических средств требует особых условий и опыта, в связи с чем демонстрирование экранных пособий мастеру целесообразно проводить совместно с преподавателем специальной технологии в кабинетах и других оборудованных для этого помещениях.
При проведении демонстрации необходимо соблюдать ряд дидактических требований. Во-первых, учащиеся должны знать, что именно и с какой целью им предстоит наблюдать, на что нужно обратить особое внимание. Во- вторых, необходимо обеспечить ясную видимость демонстрируемых средств наглядности, их доступность всем без исключения учащимся группы. В-третьих, желательно включить в восприятие по возможности не только зрение, но и слух и осязание, чтобы показываемый объект воспринимался как можно большим количеством рецепторов (органов чувств). Полезно в связи с этим использовать раздаточные наглядные пособия (рабочие и измерительные инструменты, образцы материалов, заготовок, деталей машин, готовых изделий, а также рабочие чертежи, карты и другие материалы).
В-четвертых, надо использовать все возможности для демонстрации явления
или процесса в движении. Так, при объяснении взаимодействия частей механизма или машины очень важно, чтобы была показана действующая модель соответствующего устройства.
Мастеру необходимо правильно руководить процессами наблюдения и восприятия учащимися демонстрируемых объектов. Для этого следует четко определить основные задачи наблюдения, чтобы учащиеся знали, на что следует обратить основное внимание- ставить перед ними вопросы, побуждающие думать над тем, что они видят, уточнять результаты наблюдений. В ходе демонстрации мастер, используя метод беседы, проверяет, как учащиеся поняли и усвоили значение и сущность рассматриваемого явления или процесса, какие знания они получили об устройстве того или иного производственного объекта и о происходящих в нем процессах. Следует учесть, что демонстрация наглядных пособий всегда сочетается с объяснением мастера, проводимым в различных формах. Научные исследования и педагогический опыт показывают, что наибольшее распространение получили следующие две формы сочетания средств наглядности и слова. Первая из них предусматривает использование слова мастера в основном для руководства за наблюдениями учащихся, когда побуждаемые вопросами мастера они самостоятельно получают более или менее полные знания о наблюдаемом объекте. Эта форма достаточно эффективна и является предпочтительной, так как она обеспечивает высокий уровень знаний и развитие наблюдательности у учащихся. Вторая форма предполагает изложение мастером необходимых сведений о наблюдаемом объекте и использовании демонстрации лишь для подтверждения или конкретизации его словесного сообщения, т. е. ведущая роль принадлежит слову. Такая форма требует меньше, по сравнению с первой, времени на обучение, поэтому ее целесообразно использовать для относительно грубого анализа объекта. Рекомендуется применять обе формы сочетания средств наглядности и слова: для начального, предварительного изучения - вторую форму, для более детального - первую.
Демонстрация наглядных пособий широко используется и проведении инструктажа учащихся — коллективного вводного, заключительного, главным образом при анализе и оценке выполненных учащимися ра6от. При текущем инструктаже практикуется индивидуальная демонстрация пособий и натуральных объектов для выявления состояния оборудования и инструмента, качества обрабатываемых заготовок и хода технологического процесса, причин неполадок и брака.
Практический показ мастером трудовых процессов. Как источник информации слово в учебном процессе сохраняет свое значение лишь при условии, если оно опирается на непосредственное восприятие предметов и явлений. Например, самые подробные объяснения способов работы напильником будут мало полезны для учащихся, если они никогда не видели, как работают этим инструментом квалифицированные рабочие. Поэтому необходимо методически правильно показывать учащимся, какими приемами нужно пользоваться при опиливании, как нужно держать ручку напильника, как при этом должен стоять работающий у тисков, какие движения этого инструмента и в каком темпе являются наиболее рациональными для того, чтобы процесс обработки был наиболее производительным и обеспечивал
требуемое качество изделий.
Практический показ необходимо применять во всех случаях, когда необходимо сформировать в сознании учащихся правильный образ трудовых действий, выполняемых как с помощью ручных инструментов, так и при управлении механизмами и машинами — станками при механической обработке материалов, транспортными и грузоподъемными машинами и устройствами для перевозки и перемещения грузов, а также при выполнении функций аппаратчиков, операторов, наладчиков и представителей других профессий современного механизированного и автоматизированного производства.
На практике выработалась примерно следующая схема сочетания объяснения и показа трудовых действий мастером. Сначала мастер объясняет назначение и область применения изучаемых действий, а затем проводит показ их выполнения в нормальном, а затем в замедленном темпе. Опыт показывает, что такое замедление темпа позволяет учащимся лучше понять, из каких составных частей это действие состоит, каковы особенности и последовательность этих частей, т. е. отдельных трудовых приемов и движений. Для этой же цели используют расчленение целостного трудового процесса на отдельные элементы с помощью пауз и остановок. К примеру, при показе операции опиливания делается остановка, когда напильник занимает крайнее переднее положение, в середине рабочего хода и в его крайнем заднем поло-
жении. При показе операции рубки зубилом полезно держать молоток в высшей точке замаха. После того как показаны отдельные приемы в замедленном темпе и с остановками, следует снова показать целое трудовое действие в нормальном (рабочем) темпе. Показ необходимо, если нужно, повторить несколько раз для того, чтобы учащиеся не только поняли, что им показали, но и запомнили показанное; в связи с этим нужно применять воспроизведение перед всей группой самими учащимися показанных мастером трудовых действий. Это помогает также проверить, насколько хорошо учащиеся разобрались в особенностях трудового действия, смогут ли они
приступить к его успешному выполнению, каковы основные пробелы и ошибки.
Чтобы восприятие учащимися показываемых трудовых действий было успешным, необходимо с помощью слова руководить их наблюдениями; при этом мастер объясняет, что он намерен показать и на что следует обратить особое внимание. При показе иногда полезно обратить внимание и на неправильные способы выполнения действий, чтобы предупредить возможные ошибки учащихся. Вместе с тем не следует злоупотреблять показом неправильных приемов, чтобы не затруднить формирования необходимых навыков под влиянием информации об ошибочных действиях.
Во время показа трудовых приемов мастеру необходимо поддерживать внимание учащихся на достаточно высоком уровне, развивать у них умение анализировать и достаточно ясно представлять себе особенности выполнения не только целостного трудового действия, но и его отдельных элементов, формировать устойчивый интерес к этим действиям, понимание их практической важности для успешного овладения профессией.
Как показывает опыт, далеко не все мастера, особенно начинающие, выполняют все трудовые процессы наиболее рациональными способами, поэтому долг каждого мастера выбирать наиболее совершенные приемы труда, осваивать их не только по литературным источникам, "заочно", но . и путем непосредственного изучения работы лучших производственников, опыта передовых мастеров производственного обучения. Но, если мастер и владеет сам наиболее совершенными приемами труда, этого ещё не достаточно для успешного проведения показа. Известно, что подавляющее большинство людей показывают способы и приемы работы не так, как выполняют
их при отсутствии наблюдателей: при этом особенно много искажений трудовых действий имеют место при показе в замедленном темпе.
Молодой мастер не должен проводить ни одного показа без предварительных
упражнений в присутствии старшего мастера или опытного товарища, которые исправят недочеты, помогут выбрать наиболее правильное сочетание показа целостных и расчлененных действий в рабочем и замедленном темпах, продумать, как лучше использовать дидактические средства, правильно сочетать общегрупповой показ с индивидуальным.
Из сказанного следует, что метод практического показа рекомендуется применять в качестве основного на занятиях для практической подготовки учащихся к упражнениям по выполнению типичных трудовых приемов и операций; передовых методов труда, характерных для данной профессии; любого трудового действия при обнаружении существенных недостатков при его выполнении в ходе обучения.
В ходе формирования и закрепления у учащихся основных навыков и умений выполнять профессиональные действия и операции с помощью показа мастер должен соблюдать ряд требований. К ним относятся: правильный выбор объема практического показа; нельзя показывать слишком много в течение одного занятия; как показывает опыт, чтобы показ был посильным и доступным, его можно использовать не более чем по двум-трем новым для учащихся приемам труда средней сложности; обеспечение вы-
сокой познавательной активности; необходимо осознанное восприятие учащимися показываемых действий, умение отличать правильные приемы от неправильных, формируемое при условии правильного сочетания мастером сжатого объяснения с беседой и демонстрацией как пособий, так и самих приемов, с обязательным воспроизведением показанного учащимися; поддержание внимания учащихся во время показа; мастер в ходе показа и объяснения должен постепенно расширять объем показываемого, разнообразя и усложняя его. При этом нужно вовремя задавать учащимся вопросы и кратко анализировать их ответы. Поддержанию внимания и
интереса к показу способствуют также ответы на вопросы учащихся, которых следует побуждать к этому для того, чтобы у них не оставалось ничего непонятного из практического показа мастера.
Наблюдения учащихся. Развитие у учащихся способности правильно воспринимать производственно-технические явления и объекты возможно только при достаточно высокой культуре их самостоятельных наблюдений. В содержание трудовой деятельности представителей всех профессий современного производства обязательно входит умение наблюдать в целях контроля за ходом механизированных и автоматизированных технологических процессов, за состоянием и работой оборудования.
Особенно большой удельный вес занимают в производственных функциях квалифицированных рабочих автоматизированных машиностроительных,
металлургических, химических, нефтеперерабатывающих, ряда пищевых производств, рабочих, обслуживающих аппаратурные процессы, энергетические системы и т. д.
Известно, что проведение самостоятельных наблюдений в ходе обучения требует от учащихся целенаправленного внимания, настойчивости и терпения, а следовательно, значительных усилив воли. Поэтому наблюдения служат важным средством формирования у учащихся морально-волевых качеств личности.
В процессе обучения нужно дать возможность учащимся наблюдать, оценивать и сравнивать разнообразные орудия производства, технологические процессы и трудовые действия по осваиваемой профессии, в том числе новейшее оборудование и прогрессивные методы труда. Полезно также организовать наблюдение тех производственных участков и процессов, которые имеют тесную организационно-технологическую связь с рабочими местами, на которых учащиеся будут работать по окончании училища. Благодаря этому учащиеся получают представление о реальном производственном процессе во всем его разнообразии, более глубоко понимают свою
будущую роль в систем" работы предприятия. Это способствует расширению их политехнического кругозора. Лучшие мастера и преподаватели НПО, помимо организации наблюдений в ходе производственного обучения, используют возможности для наблюдения и изучения достижений в области техники и передового опыта по профессии вне базового предприятия, организуя посещение в нерабочее время других предприятий, технических музеев, выставок, а также различных мероприятий (конкурсов по профессиям, выступлений передовиков, рационализаторов и изобретателей и т. д.)
Чтобы лучше организовать самостоятельные наблюдения, мастер дает учащимся заранее составленные задания, в которых ставится задача наблюдений, намечается их порядок и последовательность, указывается, как нужно оформлять результаты. Так, задание по наблюдению за тем или иным технологическим процессом может включать выполнение его упрощенной схемы, описания режима, а также ответы на ряд вопросов. Например, в задании по наблюдению за методами регулирования технологического процесса получения серной кислоты и фиксации его фактического хода можно
предложить учащимся ответить на вопрос, по каким признакам аппаратчик судит о ходе реакции и ее окончании, а также снять показания приборов, фиксирующих изменения температуры и давления на одном из аппаратов, и составить соответствующий график, отметив все случаи нарушения режима и принятые аппаратчиком меры по их устранению.
По мере углубления производственных знаний учащихся и развития у них умений наблюдать, задания такого рода, естественно усложняются. Учащимся поручается критически оценивать ход технологического процесса в течение нескольких циклов, выявлять и объяснять замеченные отклонения , описывать, а иногда и анализировать и классифицировать неполадки в процессе в течение определенного времени. Наиболее успевающим можно давать задания по изучению и описанию способов выполнения отдельных видов работ передовиками и новаторами производства. Хотя такие наблюдения могут быть и меточными, само выполнение подобного рода заданий
имеет большое учебно-воспитательное значение. Опыт показывает, что даже при хорошей подготовке к проведению наблюдений, когда мастер проводит исчерпывающий инструктаж учащихся, подчеркивает необходимость обращать внимание на наиболее существенные стороны технологии, особенности труда рабочих, предупреждает о возможных ошибках, акцентирует внимание учащихся на необходимости применения соответствующих знаний по спецтехнологии и др., учащиеся допускают немало ошибок в ходе наблюдений. Так, они часто обращают внимание прежде всего на то, что бросается в глаза, хотя может иметь второстепенное значение, пропускают важные стороны или этапы процесса, проявляют нетерпение и непоследовательность, делают необоснованные выводы из своих наблюдений. В связи с этим мастеру необходимо постоянно учить их культуре наблюдений, проводя специальные упражнения с использованием наглядных пособий и тренировочных устройств; только при этом условии можно развивать у учащихся специальные сенсорные навыки, приучить их быстро и правильно ориентироваться в наблюдаемой обстановке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы производственного обучения
В этом пособии дан перечень методических приемов, используемых на уроках; краткая характеристика ряда методов и компоненты процесса производственного обучения....
Формы и методы производственного обучения, стимулирующие творческую активность обучающихся
Тема: «Использование электронных образовательных ресурсов для развития творческого профессионального мышления в условиях организации учебно-производственной деятельности обучающихся в процессе подгото...
Доклад "Формы и методы производственного обучения" октябрь 2017
Доклад на заседание ЦК...
Доклад: методы производственного обучения
В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. И эти...
Методы производственного обучения
Методы производственного обучения ...
Учебная презентация на тему: "Использование наглядного метода при обучении предмету "Окружающий мир""
Учебная презентация к уроку по МДК 01.05 Теория и методика обучения предмету "Окружающий мир"....
Применение репродуктивного (наглядного) метода в обучении английскому языку
Обучение иностранному языку невозможно без применения оптимальных методов и использования специфических средств. Помимо того, что методы и средства обучения иностранному языку должны быть эффективными...