Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания в процессе преподавания профессиональных модулей по специальностям 23.02.01, 43.02.06
рабочая программа на тему
Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера)
без обучения есть цель, лишенная средств.
И.Гербарт
Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.
Т.Эдисон
Цель программы – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г.Трубицына»
Программа
по совершенствованию методов обучения
и воспитания
в процессе преподавания профессиональных модулей по специальностям 23.02.01, 43.02.06
Разработала: преподаватель
Уласик Марина Геннадьевна
Смоленск
Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера)
без обучения есть цель, лишенная средств.
И.Гербарт
Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить.
Т.Эдисон
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила в своем арсенале значительное число эффективных методик. Однако проблемы стабильности в обучении, а также достижения каждым обучающимся колледжа высоких результатов важны и по сей день. С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно - деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт.
Передо мной, как и перед всеми моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности обучающихся.
Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.
Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.
Образовательные технологии – необходимый инструментарий современного преподавателя. В них заложен огромный потенциал для повышения профессионального мастерства и достижения целей, которые общество ставит перед системой образования – подготовить молодое поколение к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности как граждан, обладающих высокой степенью личностной зрелости, ориентированных на гуманистические ценности в решении любых проблем, способных к критической оценке и презентации своих достижений.
Отличительными признаками современных образовательных технологий являются изменение характера деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса, смена приоритетов – от трансляции знаний к созданию условий для более полной реализации личностного потенциала и проявления субъективных свойств в учебно-познавательной, информационно-поисковой, учебно-исследовательской, учебно-профессиональной или контрольно-оценочной деятельности.
Цель программы – создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.
Задачи реализации программы:
- разработать наиболее эффективные способы и приемы организации образовательной деятельности с учетом особенностей обучающихся;
- создать максимально комфортные условия для общения, активности и саморазвития обучающихся;
- обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения обучающихся;
- выявить, учесть, развить творческие способности обучающихся и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать;
- воспитать общественно-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Выбор и проектирование новых образовательных технологий
Поскольку решение образовательных проблем и задач не исчерпывается применением ограниченного набора и строго определенных технологий, то в деятельности преподавателя на учебных занятиях, консультациях или экзаменах, вне учебного процесса предусматривается как выбор уже известных, так и разработка новых технологий.
Проблема отбора и применения технологий, применяемых в образовательной практике, отражает проблемы социально-педагогического, психолого-педагогического, операционно-технического и организационно-управленческого характера.
Выбор образовательной технологии прежде всего зависит от того, какое понимание вкладывает в этот термин преподаватель:
- теоретическая информация о различных способах достижения конкретной цели в виде различных стратегий практических действий субъектов образовательного процесса;
- преобразование имеющейся теоретической информации в предписывающую информацию для преподавателя и обучающегося о конкретных действиях, которые необходимо произвести и которые действительно осуществляются с целью обеспечения надлежащего (желаемого) эффекта;
- проект действия субъектов, реализация которого в образовательной практике гарантированно обеспечит достижение поставленной цели.
Далее выбор определяется следующим:
-целью, для достижения которой выбирается технология;
-возможностями самого преподавателя – владением технологией и пониманием ее возможностей в решении образовательных задач;
-индивидуально-психологическими особенностями субъектов образовательного процесса.
Этапы реализации образовательных технологий:
Подготовительный этап
Цель этапа: обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения обучающихся.
Содержание: на данном этапе необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать. На этом этапе входной контроль (тест, задача). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться дисциплина.
Основной этап
Цель этапа: формирование знаний, умений и навыков у обучающихся, выявление и развитие способностей обучающегося.
Содержание: учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем обучающиеся должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
Итоговый этап Цель: результаты контроля учебной работы обучающихся, поощрение их успешной работы.
Содержание: Проверка полученных знаний обучающимися по профессиональным модулям.
Таблица 1
Применяемые образовательные технологии
№ п/п | Используемые современные образовательные технологии | Цель использования технологии | Сущность технологии | Результат применения технологии |
1 | Технология обучения в сотрудничестве | Состоит в формировании умений эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов. | Обучающиеся развивают способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества, и участвовать в ней, понимать свою роль в качестве партнера. При этом у них развиваются такие качества, как терпимость к различным точкам зрения и другому поведению, ответственность за результаты совместной работы, формируется умение уважать чужую точку зрения, слушать партнера, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах. Это именно те качества, которые необходимы для эффективной работы в команде или коллективе. | Позволяет обогатить опыт и приобрести через учебный труд те навыки совместной деятельности, которые затем могут стать необходимыми в будущей профессиональной и социальной деятельности в течение жизни. |
2 | Технология модульного обучения | Создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей обучающихся и преподавателя. | Состоит в том, чтобы организовать учебную деятельность в соответствии с модульной учебной программой. В рамках модульного обучения содержание образования представляется в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся «банком» информации и методическим руководством по его усвоению. | Позволяет индивидуализировать процесс обучения, активизировать познавательную деятельность, помогает обучающимся легче усваивать учебный материал, стимулирует их к повседневной работе над учебным материалом, создает условия для творческого развития и самовыражения личности. |
3 | Технология проблемного обучения | Приобретение знаний, умений, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. | Это процесс обучения, детерминированный системой проблемных ситуаций. В основе которого лежит особый вид взаимодействия преподавателя и обучающегося, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью обучающихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. | Творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей. |
4 | Технология кейсов | Обучать способам решения практико ориентированных образовательных, научных или профессиональных проблем. | В основе этой технологии лежит имитационное моделирование, другими словами, использованию этого метода в обучении обучающихся предшествует разработка конкретного примера или использование готовых материалов с описанием ситуации реальной жизненной или профессиональной деятельности. | Способствует формированию различных групп предметных, метапредметных и личностных результатов: базовых теоретических знаний; базовых знаний по методам и процедурам анализа и исследования различных процессов и явлений; навыков участия в дискуссии и работы в малых группах; способность к поиску дополнительной информации; способность к принятию решений. |
5 | Портфолио – технология накопления и систематизации информации | Научить отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации; на уровне учебной дисциплины – прослеживать динамику отношения обучающегося к учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и учебных достижений. | Представляет собой технологию работы с результатами учебно-познавательной деятельности обучающихся, которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности. | Способствует развитию у обучающихся навыков методической работы с различными видами учебной и профессиональной информации, систематизации профессиональных знаний, формированию профессиональной рефлексии. |
6 | Технология организации самостоятельной работы | Освоение теоретического материала и приобретение навыков решения определенных практических задач. | Это технология деятельности обучающегося. Он самостоятельно выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии. | Способствует углублению и расширению знаний. Формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. |
7 | Технология организации исследовательской деятельности | Научить обучающихся адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, применять знания на практике для решения проблем, грамотно работать с информацией. Формирование умения обучающихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы. | Предполагает выполнение обучающимся учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте, под руководством преподавателя. | Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Наблюдается активизация процесса обучения, возникновения желания для самообучения. |
8 | Технология организации проектной деятельности | Создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. | Эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов с одной стороны и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей – с другой. | Значительное повышение уровня владения предметным материалом. Повышение уровня внутренней мотивации обучающихся, уровня самостоятельности обучающихся. Повышение общего интеллектуального уровня развития обучающихся. Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
9 | Игровые технологии | Целью игровых технологий является решение ряда задач: – дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.); | Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. | Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний. Уровень качества знаний обучающихся по дисциплине, проверяемых устным опросом, анкетированием и диагностическими работами; творческий характер совместной деятельности преподавателя и студентов; позитивное отношение обучающихся я к изучаемой дисциплине; оптимальный психологический климат на уроках. |
10 | Информационно-коммуникационные технологии | Организация и ведение процесса овладения прочными базовыми знаниями и навыками учебы, формирование личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Формирование у обучаемых видения современной системно-информационной картины мира; развитие общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. | Использование компьютера в качестве источника учебной информации, наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля; средства подготовки текстов, их хранения; Использование Интернет-ресурсов, презентаций и учебных видеофильмов на всех этапах изучения определённой темы / раздела, а также на различных этапах урока: на этапе целеполагания, ознакомления с новым материалом, закрепления материала, контроля усвоения полученной информации. | Индивидуальное, личностное развитие. Активизация учебно-познавательных процессов, повышение мотивации при изучении дисциплины, повышение качества знаний по дисциплине |
11 | Тестовая технология | Обеспечить обучающимся необходимый уровень подготовки. Контроль уровня подготовки по основным разделам профессионального модуля, выявление наиболее проблемных для конкретного обучающегося разделов, корректировка программы его обучения. | Содержание тестовых заданий позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, избежав стресса, получить удовлетворительную оценку и овладеть достаточным для этого объемом знаний. | Результаты обучения, выявление проблем и недостатков в обучении как целой группы, так и каждого студента в отдельности. Кроме прочего тестирование позволяет: - учитывать индивидуальные особенности обучающихся; - проверять качество усвоения материала; - разнообразить процесс обучения; - экономить время на опрос; - использовать тесты для компьютеризации обучения. |
12 | Технологии развивающего обучения | Всестороннее развитие личности и ее способностей. | Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. | Создание активной формы развития познавательной деятельности, повышение уровня развития коммуникативных навыков, обучающихся. |
Эффективность применяемой педагогической технологии может быть оценена по следующим критериям:
- целостность отражения в содержании задач образования, воспитания и развития;
- отражение в содержании современного уровня развития науки и техники;
- соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
- информативность учебного материала;
- многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
- обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
- универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;
- степень помощи преподавателя обучающимся при организации их самостоятельной деятельности.
Критерии эффективности реализации образовательных технологий:
- технологическая культура преподавателя;
- наличие собственного опыта использования преподавателем образовательных технологий;
- творческая «доработка» и преобразования технологии;
- создание ситуации успеха в процессе совместной деятельности обучающихся и преподавателя при реализации технологии;
- органическая взаимосвязь компонентов технологии;
- возможности технологии в актуализации, саморазвитии обучающихся и преподавателя;
- заметные изменения состояния обучающихся (в их мотивации к деятельности, знаниях, умениях, эмоциях и т. д.) в процессе реализации определенной образовательной технологии.
Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий
Таблица 2
Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий
Критерий эффективности | Показатели эффективности | Индикаторы |
Технологическая культура преподавателя | - владение преподавателем технологическими методами, приемами, средствами обучения, их использования в образовательном процессе. | - периодическое использование преподавателем современных педагогических технологий в процессе занятия; - умение преподавателя находить их взаимосвязь с классическими общеобразовательными технологиями. |
Наличие собственного опыта | - обобщение и систематизация практик по использованию современных образовательных технологий в образовательном процессе; – умение анализировать и исправлять собственные ошибки в процессе использования образовательных технологий. | - публикации: монографии, брошюры, книги, методические пособия, статьи; - участие в семинарах, вебинарах, круглых столах по обмену опытом с коллегами. |
Творческая доработка и преобразование образовательных технологий | - наличие или отсутствие использования преподавателем в образовательном процессе качественных изменений определенной технологии. | - наличие рецензированных методических разработок, указаний, работ. |
Создание ситуации успеха у обучающихся в процессе использования образовательной технологии | - реализация принципа обратной связи с обучающимися в процессе занятия; - мотивирование обучающихся на успешное решение поставленных перед ними задач | - повышение уровня качественной успеваемости по профессиональному модулю; - увеличение числа участников конкурсного движения среди обучающихся, их побед в конкурсах различных уровней |
Взаимосвязь компонентов технологии | - очевидная и периодично реализующаяся в образовательном процессе связь различных компонентов избранной преподавтелем технологии | - проведение занятий, в которых раскрываются и эффективно используются взаимосвязи компонентов образовательных технологий.
|
Технология как фактор саморазвития субъектов образовательного процесса | - постановка преподавателем целей и задач, направленных на саморазвитие, развитие личности обучающихся, их познавательных способностей | - переход на новый уровень взаимодействия субъектов образовательного процесса – «сотрудничество» преподавателя и обучающихся; - тьюторство. |
Позитивные изменения в состоянии обучающихся | - положительные изменения общего состояния обучающихся | - повышение уровня успеваемости; - повышение уровня мотивации к деятельности (увеличение количества участников и победителей олимпиад по дисциплине и т.д.) - повышение уровня психологического комфорта на занятии (анкетирование). |
Данные технологии помогают повысить интерес обучающихся к изучаемому профессиональному модулю, развивают у обучающихся такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, изменяют мотивацию к обучению.
Основное отличие инновационных технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.
Результаты использования инновационных технологий:
- повысилась уверенность обучающихся в собственных силах;
-обеспечение механизмов критического мышления обучающихся, умение искать пути решения поставленной задачи;
-качественное усвоение знаний, развитие интеллекта и творческих способностей;
-усиление мотивации на успешную учебную деятельность;
-повышения умения адекватно оценивать себя:
-развитие познавательных интересов и творческой активности обучающихся;
-развитие исследовательских способностей;
-развитие умения мыслить адекватно;
-развитие «чувства локтя», коммуникабельности.
Образование становится мощным фактором изменения всего общества и отдельного человека, обеспечивающим его высокую мобильность и вместе с тем интеграцию в различные социальные группы, способствуя овладению и развитию информационных, социальных, коммуникативных технологий, активному их применению в образовательной практике.
Современное образовательное учреждение поставлено перед необходимостью обеспечения высокого качества образовательных результатов без особых финансовых вложений со стороны государства за счет поиска внутренних резервов, а это возможно при активном внедрении современных методов и технологий. Поиск новых технологий связан с использованием в образовательных учреждениях современной техники для работы с учебной и научной информацией и необходимостью эффективно и целесообразно ее использовать. В современных образовательных учреждениях заметно усложнение не только образовательных задач, но и требования к интенсификации и качеству труда преподавателей. Данное обстоятельство требует обновления средств и форм работы с информацией, обучающимися. А значит, усиливается потребность в обогащении арсенала технологий проведения учебных занятий, контроля и оценки учебных достижений, организации самостоятельной деятельности и проведения консультаций, общения во время учебного занятия или на экзамене, технологий разработки учебно-методического комплекса.
Так как преподаватель заинтересован в надежных и логических основаниях повышения эффективности своего труда, то овладение современными технологиями – не просто дань моде, а потребность найти способы повышения результативности и эффективности профессиональной деятельности.
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: преподаватель может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять новыми образовательными технологиями.
Источники:
1. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ коллектив авторов; под редакцией Н.В.Бордовской. – 3 изд., - М.: КНОРУС, 2013.-432с.
2. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/ СПб.: КАРО, 2013.-176с.
3. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. Высш.учеб.заведений/Н.А.Морева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
4. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
5. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: "Педагогический поиск", 2003. - 256 с.
6. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии, ИЦ МарТ Феникс ,333 стр.
7. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии, 2004. N 1. - 36 С.
8. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/06.php
9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php
10. http://eduhmao.ru/info/1/3820/24419 /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по развитию критического мышления у студентов в процессе изучения дисциплин и профессиональных модулей по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
В статье описаны способы и приемы технологии развития критического мышления, используемые на уроках в СПО. Представлены такие приемы работы с теоретическим метариалом, инструкциями и положениями, как ...
Вариант выполненной самостоятельной работы по МДК 01.02«Русский язык с методикой преподавания» профессионального модуля ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования
Учебная презентация к уроку литературного чтения на тему «И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»Практическая значимость ресурса заключается в том, что его с успехом могу...
Программа «Современные педагогические технологии – как инструмент совершенствования методов обучения ,воспитания и педагогического мастерства»
Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподава...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Современные условия жизни предполагают, что выпускник медицинского колледжа должен обладать не только хорошими уровнем знаний учебных медицинских дисциплин, но и уметь применять полученные знания в ра...
Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в рамках преподавания дисциплин
программа по совершенствованию методов обучения...
Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в рамках преподавания дисциплины ОП.04 Основы электротехники
Прогресс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска новых идей и технологий. Перед педагогом встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебном ...
Совершенствование педагогического мастерства в преподавании профессиональных модулей СПО
Процессы, происходящие в сфере образования, привели к широкому проникновению в образовательную практику проектной деятельности. Обращение к проектирова...