Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в рамках преподавания дисциплин
методическая разработка
программа по совершенствованию методов обучения
Скачать:
Предварительный просмотр:
СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»
Программа
по совершенствованию методов обучения
и воспитания, продуктивного
использования новых технологий
в рамках преподавания дисциплин
Разработал: преподаватель
Пудов Сергей Михайлович
Рославль
Содержание образования – это король,
а технологии образования – это Бог.
В. П.Тихомиров
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.
В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым тенденциям развития системы образования нынешним социально-экономическим условиям развития общества, породившим целый ряд объективных инновационных процессов. Изменился социальный заказ общества по отношению к среднему специальному образованию: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Обществу необходим человек умеющий работать на результат, способный к определённым, социально-значимым достижениям. Именно поэтому личностная направленность образования сегодня является одной из основных тенденций развития средней специальной школы, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей студентов, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности.
Прогресс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска новых идей и технологий. Перед педагогом встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебном процессе. Выйдя из роли преподавателя-транслятора знаний, педагог решает по-новому целый ряд задач: как актуализировать уже имеющиеся у обучающегося знания, как раскрыть его мышление, как научить размышлять и анализировать свой собственный рост, как побудить его к самостоятельному обучению и как выбрать для этого эффективный способ.
Сегодня в системе среднего специального образования обучающихся необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания обучающихся.
Совершенствование педагогических технологий и моделей обучения дает возможность идти в направлении разработки новых личностно ориентированных методик, новых персонализированных подходов к обучению, реализующих дидактические возможности, что способствует индивидуализации и дифференциации обучения, активизации творческой деятельности обучающихся и педагога.
Цель программы: создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Задачи:
- разработать наиболее эффективные способы и приемы организации образовательной деятельности с учетом особенностей обучающихся;
- создать максимально комфортные условия для общения, активности и саморазвития обучающихся;
- обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения обучающихся;
- выявить, учесть, развить творческие способности обучающихся и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать;
- воспитать общественно-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Этапы реализации образовательных технологий:
Подготовительный этап (1-2 недели).
Цель этапа: обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения обучающихся.
Технологии:
- Обучение в сотрудничестве
- Групповые технологии
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Проблемное обучение
- Технология уровневой дифференциации
- Проектные методы обучения
- Исследовательские методы в обучении
- Концентрированное обучение
- Тестовая технология
- Технологии развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
Содержание: на данном этапе необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе входной контроль (тест, задача). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться дисциплина.
Критерии оценки на подготовительном этапе реализации технологий.
Выделяют два основных критерия: первый – расчленение процесса на внутренние составляющие; второй – алгоритмичность. Он включает в себя такие наиболее значимые показатели, как: однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций и функциональная полнота.
Чем значительнее отклонение в действиях субъекта от параметров, предписанных технологией, тем реальнее опасность деформировать весь процесс и получить результат, не соответствующий ожидаемому. Причем деформация одной процедуры или операции отражается на всей технологической цепочке и заранее предопределяет непрогнозируемые последствия.
Показатель функциональной полноты позволяет оценить технологию обучения с позиции возможностей комплексной реализации всех функций процесса обучения. Критерий технологической последовательности дает возможность оценить выполнение следующих требований, обеспечивающих успешное течение технологического процесса:
∙ совокупность и последовательность процедур и операций, входящих в технологический процесс, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития данного процесса и осуществляться на основе его анализа;
∙ обязательно точное перечисление всех действий и операций, необходимых для выполнения технологии, и определение условий, обеспечивающих порядок их осуществления;
∙ выполнение каждой операции или процедуры должно сопровождаться действиями, позволяющими осуществлять обратную связь.
У преподавателя всегда остается возможность «вмешиваться» в объективный ход процессов, изменять их порядок, устанавливать другой темп процедур и операций в зависимости от изменяющихся требований к быстроте их выполнения, эффективности и целесообразности.
Критерии оценки на этапе проектирования включают в себя и частный критерий управления процессом обучения, позволяющий оценить спроектированную технологию обучения с точки зрения заложенных в ней возможностей контроля и коррекции реально осуществляемого процесса обучения. Этот критерий включает в себя наиболее значимые показатели: выбора единицы усвоения (дидактической единицы, обучающего модуля); сопоставление реально выполняемых процедур, операций с эталоном (идеальной моделью); выбора способа коррекции; степени достижения цели.
Основной этап (9месяцев)
Цель этапа: формирование знаний, умений и навыков у обучающихся, выявление и развитие способностей обучающегося.
Технологии:
- Обучение в сотрудничестве
- Групповые технологии
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Проблемное обучение
- Технология уровневой дифференциации
- Проектные методы обучения
- Исследовательские методы в обучении
- Концентрированное обучение
- Тестовая технология
- Технологии развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
Содержание: учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем обучающиеся должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
Критерии оценки реализации технологий на основном этапе. Содержание обучения может быть оценено частным критерием эффективности содержания обучения, который характеризуется следующими качественными и количественными показателями. К качественным показателям относятся:
∙ целостность отражения в содержании обучения задач образования, воспитания и развития;
∙ структурное соответствие содержания обучения принятой психолого-педагогической концепции усвоения;
∙ отражение в содержании обучения современного уровня развития науки, техники и производства;
∙ гносеологически верное соотношение эмпирического и теоретического, образного и понятийного, конкретного и абстрактного.
Эти показатели позволяют выявить феномен эффективности и осуществить качественный его анализ. Вместе с тем необходимо использовать количественные показатели, которые хотя и не отражают сущность исследуемого процесса, но позволяют улучшить педагогическую деятельность. К таким показателям относятся:
∙ информативность учебного материала, которая устанавливается путем соотнесения элементов содержания, предусмотренных программой, с вводимыми преподавателем в единицу времени;
∙ усвоенность учебного материала, определяемую соотношением объема учебного материала, усвоенного обучающимися в течение единицы времени, к материалу, сообщенному обучающемуся за то же время. Единица усвоения учебного материала является условной величиной, в качестве которой могут быть приняты: формулы, дефиниции, правила и др.
Для оценки эффективности методов, используемых в процессе обучения, применяется соответствующий частный критерий. Он может быть представлен такими качественными показателями, как:
∙ адекватность методов целям и содержанию учебного материала;
∙ обоснованность выбора методов обучения в перцептивном, гностическом, логическом, контрольно-оценочном, мотивационном и других аспектах. При оценке по данному показателю определяется степень учета преподавателем возрастных личностных особенностей обучающихся, уровня их теоретической и практической подготовленности, а также собственных возможностей;
∙ многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
∙ соответствие методов обучения реальной материально-технической базе и отведенному учебному времени.
Эффективность используемых в процессе обучения дидактических средств устанавливается по следующим качественным показателям:
∙ обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
∙ функциональное соответствие дидактическим задачам, содержанию и избранным методам обучения;
∙ комплексность применения;
∙ универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения.
При оценке эффективности средств обучения с помощью количественных показателей их выбор осуществляется в зависимости от вида используемого дидактического средства.
Качественными показателями, раскрывающими частный критерий эффективной организации учебного процесса, являются:
∙ соответствие форм организации обучения принятым периодам усвоения знаний и формирования навыков и умений (психологический и логический аспекты);
∙ сменяемость и многообразие форм обучения и вариативность их видов;
∙ обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм деятельности обучающихся.
Количественными показателями при этом могут служить:
∙ количество времени, отводимого и затраченного на решение поставленных задач;
∙ темп протекания учебного процесса;
∙ степень помощи преподавателя обучающимся при организации их самостоятельной деятельности.
Итоговый этап(1-2 недели)
Цель: результаты контроля учебной работы обучающихся, поощрение успешной работы лучших студентов.
Технологии:
- Обучение в сотрудничестве
- Групповые технологии
- Игровые технологии
- Информационно-коммуникационные технологии
- Проблемное обучение
- Технология уровневой дифференциации
- Проектные методы обучения
- Исследовательские методы в обучении
- Концентрированное обучение
- Тестовая технология
- Технологии развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
Содержание: Проверка полученных знаний обучающимися по дисциплине ОП.04 «Основы электротехники». На этом этапе проводится итоговый контроль (экзамен).
Критерии эффективности результатов итогового этапа.
Качественная оценка знаний обучающихся может осуществляться по таким показателям, как:
∙ глубина знаний, характеризующая числом осознанных существенных связей данного знания с другими, с ним соотносящимися;
∙ действенность знаний, предусматривающая готовность и умение учащихся применять их в сходных и вариативных ситуациях;
∙ системность, которая определяется как совокупность знаний в сознании обучающихся, и структура которой соответствует структуре научного знания;
∙ осознанность знаний, выражающаяся в понимании связей между ними, путей получения знаний, умений их доказывать.
Оценка эффективности результата обучения производится по изменению показателя глубины знаний в зависимости от уровня усвоения:
I уровень (узнавание) – обучающийся только отличает данный объект или действие от их аналогов, показывая формальное знакомство с объектов или процессом изучения, с их внешними, поверхностными характеристиками;
II уровень (репродуцирование) – обучающийся может не только выбрать на основе ряда признаков тот или иной объект или явление, но и дать определение понятия, пересказать учебный материал;
III уровень (продуктивной деятельности) – обучающийся не только показывает понимание функциональных зависимостей между изучаемыми явлениями и умение описывать объект, но и решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью;
IV уровень (трансформации) – обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения соответствующих знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения.
Аналогично оценивается эффективность усвоения знаний по каждому качественному показателю на всех представленных уровнях. Кроме того, возможно дать количественную оценку усвоенных знаний на каждом уровне, используя следующие показатели: объем усвоенных знаний; скорость усвоения учебного материала; прочность усвоения, точность усвоения и др.
В целом оценить результаты обучения, учитывая всю совокупность приведенных показателей, возможно, используя методику тестового контроля или метод компонентного анализа.
Особенностью приведенных методов контроля является то, что они применимы к любому виду обучения, как к теоретическому, так и производственному. Отличие состоит в том, что в первом случае интегральным критерием оценки будет служить критерий усвоения учебного материала, а во втором - критерий сформированности профессиональных навыков и умений, обеспечивающийся соответственно своими специфическими критериями.
Таблица 1 Применяемые образовательные технологии
№ п/п | Используемые современные образовательные технологии | Цель использования технологии | Сущность технологии | Результат применения технологии |
1 | Обучение в сотрудничестве | Научить обучающихся работать по принципу: «делай, как я». Развитие коммуникативных навыков. | Оценивание деятельности обучающегося, использование отметок ограничено, индивидуальный подход, мастерствообщения, свобода выбора и радость познания, обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний. | Происходит учение без принуждения; идея опережения в обучении; свобода выбора и т.д. Повышение мотивации. |
2 | Групповые технологии | Развитие речи обучающихся, коммуникативности, мышления, интеллекта, взаимное обогащение, самостоятельное решение учебной задачи. | Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени. Обеспечение студентов с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом студент, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета. Групповая форма работы − это форма самостоятельной работы обучающихся при непосредственном взаимодействии их между собой. Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Групповая форма работы − это форма самостоятельной работы обучающихся при непосредственном взаимодействии их между собой | Групповые технологии обучения оптимизируют учебный процесс, делают его более эффективным и личностно направленным. Снимается состояние неуверенности обучающихся, что способствует формированию социальных мотивов учения, в основе которых лежат стремления к обретению желаемого статуса в среде одногруппников. Интенсификация учебного процесса, повышение успеваемости. |
3 | Игровые технологии | Целью игровых технологий является решение ряда задач: – дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.); | Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
| Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение знаний. Уровень качества знаний обучающихся по дисциплине, проверяемых устным опросом, анкетированием и диагностическими работами;творческий характер совместной деятельности преподавателя и студентов; позитивное отношение обучающихся я к изучаемой дисциплине; оптимальный психологический климат на уроках. |
4 | Информационно-коммуникационные технологии | Создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость обучающегося, усилить мотивацию обучения. Организация и ведение процесса овладения прочными базовыми знаниями и навыками учебы, формирование личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни. Интенсифицировать учебно-воспитательный процесс,развивать у обучающихся навыки и умения для информационного моделирования в качестве способа учебной деятельности. Формирование у обучаемых видения современной системно-информационной картины мира; развитие общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. | Использование компьютера в качестве источника учебной информации, наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля; средства подготовки текстов, их хранения; графический редактора, средства подготовки выступлений. Создание собственной медиатеки. Использование Интернет-ресурсов, презентаций и учебных видеофильмов на всех этапах изучения определённой темы / раздела, а также на различных этапах урока: на этапе целеполагания, ознакомления с новым материалом, закрепления материала, контроля усвоения полученной информации. | Индивидуальное, личностное развитие. Активизация учебно-познавательных процессов, повышение мотивации при изучении дисциплины, повышение качества знаний по дисциплине. |
5 | Проблемное обучение | Приобретение ЗУН (знания, умения, навыки), усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. | Поисковые методы, постановка познавательных задач, решение проблемных ситуаций. Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися проблемных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания, умения, навыки.
| Творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительных способностей. |
6 | Технология уровневой дифференциации | Создание оптимальных условий для выявления и развития интересов и способностей обучающихся в рамках образовательного процесса. | Использование методов индивидуального и дифференцированного обучения. Усвоение программного материала на различных уровнях, но не ниже государственного образовательного стандарта. | У преподавателя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. |
7 | Проектные методы обучения | Создать условия, при которых обучающиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление. Развить воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества; создание благоприятного психологического климата на уроке, стимулирование познавательной деятельности, формирование навыков презентации и самопрезентации, повышение мотивации к изучению дисциплины. | Работая над проектом, студенты повышают культуру устной и письменной речи, самостоятельно подбирают информацию, практически используют знания, полученные на уроке. Работа в группе создаёт ситуацию успеха для каждого студента. Совместное выполнение проектных заданий приводит к созданию доброжелательной атмосферы. | Значительное повышение уровня владения предметным материалом. Повышение уровня внутренней мотивации обучающихся, уровня самостоятельности обучающихся. Повышение общего интеллектуального уровня развития обучающихся. Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
8 | Исследовательские методы в обучении | Научить обучающихся адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, применять знания на практике для решения проблем, грамотно работать с информацией. Формирование умения обучающихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения. | Сущность исследовательского метода обучения сводится к следующему: — преподаватель вместе с обучающимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; — знания обучающимся не сообщаются; обучающиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; средства для достижения результата также определяют сами обучающиеся; — деятельность преподавателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; — учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью. | Дает возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Наблюдается активизация процесса обучения, возникновения желания для самообучения. |
9 | Концентрированное обучение | Адаптация структуры образовательного процесса к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия. | Использование методов, учитывающих динамику работоспособности обучающихся. Углубленное изучение материала за счет объединения занятий в логические блоки. | Результатом технологии развивающего обучения является формирование у обучающихся психологической установки (доминанты) на самосовершенствование. |
10 | Тестовая технология | Обеспечить обучающимся необходимый уровень предметной подготовки. Контроль уровня подготовки по основным разделам курса электротехники, выявление наиболее проблемных для конкретного студента разделов, корректировка программы его обучения. | Метод проверки знаний, умений, навыков, качеств личности. Содержание тестовых заданий позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, избежав стресса, получить удовлетворительную оценку и овладеть достаточным для этогообъемом знаний. Разноуровневое тестирование. | Результаты обучения, выявление проблем и недостатков в обучении как целой группы, так и каждого студента в отдельности. Кроме прочего тестирование позволяет: - учитывать индивидуальные особенности обучающихся; - проверять качество усвоения материала; - разнообразить процесс обучения - экономить время на опрос; - использовать тесты для компьютеризации обучения. Реализует проверку учебных достижений обучающихся. Учебные достижения оцениваются в режиме самопроверки или экзамена. |
11 | Технологии развивающего обучения | Всестороннее развитие личности и ее способностей. | Работа с обучающимися, вовлеченных в различные виды деятельности. Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. | Создание активной формы развития познавательной деятельности Повышение уровня развития коммуникативных навыков, обучающихся. |
12 | Здоровьесберегающие технологии | Обеспечить обучающемуся высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Научить обучающегося различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, чтобы самостоятельно их применять. | Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении. | Личностное развитие. Создание комфортной обстановки в группе для развития личности обучающихся. |
В связи с этим эффективность применяемой педагогической технологии может быть оценена по следующим критериям:
- целостность отражения в содержании задач образования, воспитания и развития;
- отражение в содержании современного уровня развития науки и техники;
- соответствие содержания возрастным и психологическим особенностям обучающихся;
- информативность учебного материала;
- многообразие использования методов и вариативность реализуемых приемов обучения;
- обеспечение принципов наглядности и доступности обучения;
- универсальность использования и удобства эксплуатации средств обучения;
- степень помощи преподавателя обучающимся при организации их самостоятельной деятельности и т.п.
Перечисленные выше критерии не затрагивают всех аспектов оценивания эффективности применения педагогической технологии, вместе с тем они могут служить критерием оценки эффективности не только педагогической технологии, но и традиционного урока.
Критерии эффективности реализации педагогических технологий:
- технологическая культура педагога;
- наличие собственного опыта использования педагогом педагогических технологий;
- творческая «доработка» и преобразования технологии;
- создание ситуации успеха в процессе совместной деятельности обучающихся и педагога при реализации технологии;
- органическая взаимосвязь компонентов технологии;
- возможности технологии в актуализации, саморазвитии обучающихся и педагога;
- заметные изменения состояния учащихся (в их мотивации к деятельности, знаниях, умениях, эмоциях и т. д.) в процессе реализации определенной педагогической технологии.
Для проверки и эффективности реализации педагогических технологий, необходимо определить показатели и индикаторы описанных выше критериев.
В таблице 2 представлены критерии эффективности педагогических технологий, показатели их эффективности, а также индикаторы, позволяющими утверждать о том, что определенный критерий действительно влияет на эффективность реализации той или иной педагогической технологии.
Таблица 2 – Критерии и показатели эффективности реализации современных педагогических технологий
Критерий эффективности | Показатели эффективности | Индикаторы |
Технологическая культура педагога | - владение педагогом технологическими методами, приемами, средствами обучения, их использования в образовательном процессе. | - периодическое использование педагогом современных педагогических технологий в процессе урока, - умение педагога находить их взаимосвязь с классическими педагогическими технологиями. |
Наличие собственного опыта | - обобщение и систематизация практик по использованию современных педагогических технологий (далее – СПТ) в образовательном процессе; – умение анализировать и исправлять собственные ошибки (недочеты) в процессе использования СПТ | - публикации: монографии, брошюры, книги, методические пособия, статьи; - участие в семинарах, вебинарах, круглых столах по обмену опытом с коллегами |
Творческая доработка и преобразование СПТ | - наличие или отсутствие использования педагогом в образовательном процессе качественных изменений определенной СПТ | - наличие рецензированных методических разработок, преобразований определенной СПТ; - наличие патентов на изобретения педагога |
Создание ситуации успеха у обучающихся в процессе использования СПТ | - реализация принципа обратной связи с обучающимися в процессе урока; - мотивирование обучающихся на успешное решение поставленных перед ними задач | - повышение уровня качественной успеваемости по предмету; - увеличение числа участников конкурсного движения среди обучающихся, их побед в конкурсах различных уровней |
Взаимосвязь компонентов технологии | - очевидная и периодично реализующаяся в образовательном процессе связь различных компонентов избранной педагогом технологии | - проведение занятий, в которых раскрываются и эффективно используются взаимосвязи компонентов СПТ
|
Технология как фактор саморазвития участников образовательного процесса | - постановка педагогом целей и задач, направленных на саморазвитие, развитие личности обучающихся, их познавательных способностей | - переход на новый уровень взаимодействия участников образовательного процесса – «сотрудничество» педагога и обучающихся; - тьюторство |
Позитивные изменения в состоянии обучающихся | - положительные изменения общего состояния обучающихся | - повышение уровня успеваемости; - повышение уровня мотивации к деятельности (увеличение количества участников и победителей олимпиад по дисциплине и т.д.) - повышение уровня психологического комфорта на уроке (анкетирование); - укрепление здоровья обучающихся (отзывы родителей) |
Следует отметить, что указанные критерии не охватывают всего разнообразия педагогических технологий, однако, позволяют оценить эффективность реализации применяемых современных педагогических технологий на уроках по электротехнике.
Опыт работы показывает, что моделирование уроков в различных технологиях – дело не простое, но сегодня это требование времени. Преподаватель должен демонстрировать на уроке разные стратегии учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь, способность к саморазвитию.
Программа основана на коммуникативной методике, является вариативной: педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять новыми педагогическими технологиями.
Объективированные результаты каждого этапа процесса реализации образовательных технологий являются основанием для принятия управленческих решений и дальнейших действий по корректировке данной программы.
Библиографический список
- Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. //Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы пов. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: "Педагогический поиск", 2003. - 256 с.
2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии, ИЦ МарТ Феникс ,333 стр.
4. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии, 2004. N 1. - 36 С.
5. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб.,1995
7. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.
8. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/06.php
9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания в процессе преподавания профессиональных модулей по специальностям 23.02.01, 43.02.06
Обучение без нравственного образования есть средство без цели, а нравственное образование (или образование характера) без обучения есть цель, лишенная средств. И.ГербартВажнейшая задача циви...
4.Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональ
1. Справка зав. мастерской...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Методические разработки3. Профессиональные достижения4. Повышенияуровняпрофессиональной компетентности...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Технологические карты3. Разработка урока...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Технологические карты3. Разработка урока4. Призентация...
Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально
1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Технологические карты3. Разработка урока4. Призентация5. Публикации...
Программа по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в рамках преподавания дисциплины ОП.04 Основы электротехники
Прогресс образования идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска новых идей и технологий. Перед педагогом встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебном ...