Методические рекомендации к выполнению практических занятий по учебной дисциплине "Физическая культура" специальности СПО: 20.02.02. «Защита в чрезвычайных ситуациях»
учебно-методический материал на тему

Иванова Светлана Геннадьевна

Сборник практических  работ по физической культуре предназначен студентам,  обучающимся по направлению среднего профессионального образования по специальности 20.02.02. «Защита в чрезвычайных ситуациях»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prakticheskie_zanyatiya_2017.doc470.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Пожарно- спасательный колледж

«Санкт- Петербургский центр подготовки спасателей»

Методические рекомендации к выполнению

практических занятий

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Специальности СПО: 20.02.02. «Защита в чрезвычайных ситуациях»

                                                   

Санкт-Петербург

 2017

        

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное  бюджетное профессиональное образовательное «Пожарно- спасательный колледж

«Санкт- Петербургский центр подготовки спасателей»

Составители:

Иванова С.Г., руководитель физического воспитания, преподаватель высшей категории

Сборник практических  работ по физической культуре предназначен студентам,  обучающимся по направлению среднего профессионального образования по специальности

                                                         20.02.02. «Защита в чрезвычайных ситуациях»

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Пояснительная записка

4

Перечень практических  занятий по физической культуре        

4

Раздел 1.

Формирование навыков здорового образа жизни средствами физической культуры.

Тема 1.1.

Социально- биологические основы физической культуры и здоровый образ жизни.

4

Раздел 2.

Развитие и совершенствование основных жизненно- важных физических и профессиональных качеств (Основы физической подготовки)

Тема 2.1.

Легкая атлетика

10

Тема 2.2.

Атлетическая гимнастика

15

Тема 2.3.

Спортивные игры

16

Тема 2.4.

Лыжная подготовка

25

Тема 2.5.

Плавание

29

Тема 2.6. Подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО

31

Раздел 3.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

32

Тема 3.1.

Совершенствование профессионально значимых двигательных умений и навыков

32

Пояснительная записка.

Образовательный процесс в колледже предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление подрастающего поколения. Научно-технический прогресс, ранняя компьютеризация образования, плотный распорядок дня, наличие преобладания умственной нагрузки предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям студентов, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний. Одним из путей здоровьесбережения студентов является привлечение их к регулярным занятиям физической культурой. Дисциплина «Физическая культура» имеет важное значение так же и для будущей профессиональной деятельности студентов, поскольку в процессе занятий физической культурой формируются такие личностные качества, как целеустремленность, ответственность, воля, дисциплинированность.

Введение данной учебной дисциплины предопределено ее значимостью в изучении теоретического аспекта физической культуры личности, формирующей мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре; практического – состоящего из двух подразделов: методико-практического, обеспечивающего операционное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности; и учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности; контрольного, определяющего дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. 

Практические занятия  реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.

Перечень практических занятий по физической культуре        

Раздел 1. Формирование навыков здорового образа жизни средствами физической культуры.

Тема 1.1. Социально- биологические основы физической культуры и здоровый образ жизни.

Практическая работа № 1 Социально- биологические основы физической культуры и здоровый образ жизни.

Понятие здорового образа жизни. Какие формы занятий физической культурой он в себя включает?

   Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание физического и психического здоровья. Здоровье является важнейшей ценностью человека. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение здоровья: «Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

   Слагаемые здорового образа жизни - это: гигиена, правильный режим дня, рациональное питание, закаливание, чередование труда и отдыха, организация целесообразного режима двигательной активности, занятий физическими упражнениями и спортом.

   Соблюдение режима дня - залог здоровья и нормальной работы всех систем организма. Режим дня приучает к организованности и дисциплине.

   Если ежедневно заниматься умственным или физическим трудом в одни и те же часы, организм как бы «подводится» к повышенной работоспособности именно в эти часы нагрузок.

   Здоровый образ жизни включает все известные формы занятий физической культуры: урочные, внеурочные.

    Урок - основная форма учебных занятий в физическом вос-. питании. На уроках физической культуры упражнения могут быть различного типа. Различают: учебный урок (преобладает обучение новым физическим упражнениям); тренировочный урок (преобладают упражнения, направленные на совершенствование усвоенных двигательных умений и развитие двигательных качеств); учебно-тренировочный и контрольный (проверка усвоенных знаний, умений, навыков, уровня развития двигательных качеств).

   Из разнообразных внеурочных форм физических упражнений в практике физического воспитания наиболее широко используются самостоятельные занятия, состязания, экскурсии и походы, массовые подвижные игры.

   Чтобы повысить результаты тренировок, нужно соблюдать правила гигиены. Занятия должны проводиться систематически, физическая нагрузка увеличиваться постепенно. Спортивная одежда и обувь должны также отвечать гигиеническим правилам. Физическая культура личности человека, физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовка и подготовленность, самовоспитание. Сущность и ценности физической культуры. Влияние занятий физическими  упражнениями на достижения человека жизненного успеха. Дисциплина «Физическая культура» в системе среднего профессионального образования.

      Физическая культура - это часть общей культуры общества. Она включает систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, спортивные достижения. В понятие физической культуры входят общественная и личная гигиена быта и труда, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание.  

   В настоящее время физкультурное движение охватывает в той или иной мере всех людей и имеет непосредственную связь с общей культурой общества. На занятиях физической культурой люди не только совершенствуют свои физические умения и навыки, но воспитывают нравственные и волевые качества. Возникающие во время тренировок и соревнований ситуации закаляют характер спортсменов, учат их правильному отношению к окружающим.

   Таким образом, физическая культура, являясь важной составляющей общей культуры общества, служит мощным и эффективным средством физического воспитания всесторонне развитой личности.

Социально-биологические основы физической культуры.

        

        Анатомо- морфологические особенности и физиологические функции организма. Костная и мышечная системы организма и их функции. Мышечная работоспособность при динамической и статической нагрузках. Основы знаний о физиологических механизмах энергообеспечения мышечной деятельности человека. Нагрузка и отдых как важнейшие элементы воздействия на организм человека физическими упражнениями. Кровеносная, дыхательная , нервная, эндокринная, лимфотическая, пищеварительная и выделительная системы организма и их функции. Изменения в системах кровообращения и дыхания при интенсивной физической нагрузке. Утомление и восстановление в процессе занятий умственной деятельности и физическими упражнениями. Двигательная активность как биологическая потребность организма. Здоровье: физическое, психическое, нравственное и его составляющие. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития.

        Характеристика изменений, происходящих в организме под воздействием выполнения физических упражнений, в процессе регулярных занятий. Эффекты физических упражнений. Нагрузка и отдых в процессе выполнения упражнений. Характеристика некоторых состояний организма: разминка, врабатывание, утомление восстановление. Влияние занятий физическими упражнениями на функциональные возможности человека, умственную и физическую работоспособность, адаптационные возможности человека.

Вопрос о поддержании репродуктивной функции человека средствами физической культуры на первый взгляд кажется наивным и несколько некорректным, как бы ещё и нескромным. Но это только на первый взгляд, а на самом деле вопрос достаточно серьёзный. Стоит только на минуту задуматься над очень простой ситуацией: возможно ли повлиять на собственную наследственность, и если да, то каким образом и при помощи чего? Характер наследования таких признаков, как вес, рост, уровень артериального давления, устойчивость иди предрасположенность к различным заболеваниям, определяется сложным взаимодействием генов. В то же время в значительной степени развитие указанных признаков зависит от влияния и воздействия окружающей среды. Человек, предрасположенный к худощавости, в случае избыточного питания может повлиять на свою наследственность и сделать организм предрасположенным к полноте.

   Проявление наследственности до возраста, когда человек начинает осознавать самого себя, протекает как бы автоматически, полностью под влиянием окружающей среды, которую обеспечивают родители. С момента осознания себя человек приобретает способность оказывать воздействие на ход собственного развития, умственную и двигательную деятельность. Наследственность человека невозможно рассматривать отдельно от целостности его физической сущности, поэтому использование средств физической культуры в той или иной мере, несомненно, оказывает влияние на поддержание репродуктивной функции человека. Вопрос состоит лишь в том, как определить достаточность использования средств физической культуры, чтобы не нанести вреда.

   Вспомним основные средства физической культуры. Это гигиена, физические упражнения, закаливающие процедуры. Необходимо помнить, что гигиена - не только залог здоровья и бодрости, а ещё и необходимое условие предупреждения травм, получения от каждого тренировочного занятия максимальной пользы.

   Личная гигиена - это уход за кожей, гигиена одежды, обуви и другие составляющие повседневного быта. Уход за кожей имеет большое значение для сохранения здоровья. Кожа - не только орган осязания, она защищает тело от внешних вредных воздействий, играет важную роль в теплорегуляции организма, в процессе дыхания. Для эффективного выполнения кожей вышеперечисленных функций необходимо её содержать в чистоте и хорошо за ней ухаживать: регулярно мыть тело горячей водой с мылом, ежедневно обтирать его прохладной водой с последующим растиранием кожи полотенцем. Лицо, шею, руки следует мыть не реже двух раз в день - утром и вечером. Умываться утром лучше холодной водой, она придаёт бодрость, способствует закаливанию. Особенно тщательным должен быть уход за кожей при занятиях физическими упражнениями.

   Когда занятия физическими упражнениями построены разумно, нагрузки увеличиваются постепенно, интервалы отдыха обеспечивают нормальное и своевременное восстановление сил и энергии, то они не могут быть причиной возникновения болезней и травм. Только при неправильном режиме и методике тренировки, использовании чрезмерных нагрузок, тренировок в болезненном состоянии или других нарушениях режима (сочетания больших физических и умственных напряжений, употребление алкоголя и наркотиков, нарушение сна, режима питания и т.д.) могут возникнуть различные нарушения, сопровождающиеся снижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья, что отрицательно сказывается и на репродуктивной функции человека.

Практические занятия:

1. Выполнение комплексов дыхательных упражнений.

2. Выполнение комплексов утренней гимнастики.

3. Выполнение комплексов упражнений для глаз.

4. Выполнение комплексов упражнений по формированию осанки.

5. Выполнение комплексов упражнений для снижения массы тела.

6. Выполнение комплексов упражнений для наращивания массы тела.

7. Выполнение комплексов упражнений по профилактики плоскостопия.

8. Выполнение комплексов упражнений при сутулости, нарушения осанки, в грудном  и поясничном отделах, упражнений для укрепления мышечного корсета, для укрепления мышц брюшного пресса.

9. Проведение студентами самостоятельно подготовленных комплексов упражнений, направленных на укрепление здоровья и профилактику нарушений работы органов и систем организма.

Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя: соблюдение рационального режима дня, чередование труда и отдыха; следование правилам личной гигиены, закаливание; рациональное питание; оптимальную двигательную активность (занятия физическими упражнениями и спортом). Двигательная активность - это естественная потребность человека в движении. Количество движений, которые совершает человек в течение какого-либо периода времени, составляет объём двигательной активности. Учёные установили: если потребность в движении не удовлетворяется, то наступает гиподинамия — недостаточная двигательная активность. Она отрицательно сказывается на деятельности всех органов и систем организма, на физической'и умственной работоспособности.

Важное значение для полноценной жизни имеет определённый распорядок дня (режим дня): правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с играми, при условии регулярного питания и отдыха. Соблюдение рационального режима дня способствует повышению физической и умственной работоспособности. А происходит это потому, что при соблюдении распорядка дня вырабатывается определённый ритм функционирования-организма, благодаря чему у человека возрастает способность выполнять различные виды деятельности с наибольшей эффективностью. При составлении суточного режима необходимо учитывать условия жизни человека и его индивидуальные особенности. По этим причинам нецелесообразно устанавливать единый для всех суточный режим. Однако основные составляющие распорядка дня должны быть едиными. Они перечислены вначале. Режим дня для школьников устанавливается с учётом возраста, их индивидуальных особенностей, а также условий, в которых они учатся и живут. Соблюдение режима дня постоянно оказывает большое воспитательное значение.

Систематические занятия разнообразными физическими упражнениями, воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное влияние на все системы организма и тем самым способствуют укреплению здоровья, профилактике различных заболеваний. Сочетание физических упражнений с закаливанием повышает защитные функции организма. Большое значение в ведении здорового образа жизни имеют семейные традиции. Если же этого в семье нет, то человек сам должен позаботиться о своём здоровье и вовлечь в занятия физическими упражнениями своих близких.

Утренняя гимнастика (зарядка) выполняется ежедневно в домашних условиях при открытой форточке или на свежем воздухе. Утренняя гимнастика воспитывает привычку к занятиям физическими упражнениями. Она состоит из упражнений, которые можно выполнять без специальных предметов либо с предметами (скакалками, гантелями, резиновыми бинтами, эспандерами). Примерная продолжительность занятий  составляет 10-15 минут. После утренней гимнастики необходимо принять душ. Комплексы упражнений нужно регулярно менять. При этом следует постепенно повышать нагрузку, усложняя упражнения, увеличивая их количество и темп выполнения. Дозировка нагрузки должна быть такой, чтобы занимающиеся испытывали бодрость, а не усталость. Примерная продолжительность использования одного и того же комплекса 12-15 дней.

Комплекс упражнений без  предмета

   1. И. п. - основная стойка. 1. Левая рука вперёд-вверх. правая начал-правая нога на носок. 2. И. п. То же другой рукой. Повторить 4-6 раз.

   2. И. п. - ноги врозь, руки за спиной в замок. 1. Наклониться влево, правую руку поднять вверх, левую за спину. 2-3. Сделать два пружинящих наклона влево. 4. И. п. То же в другую сторону. Повторить 6-7 раз.

   3. И. п. - упор лёжа на животе. 1 -2. Захватить руками голень. 3. Прогнуться. 4. И. п. Повторить 6-7 раз.

   4. И. п. - упор лёжа. Толчком ног принять упор стоя согнувшись. 2. И. п. Повторить 3-5 раз.

   5. И. п. - упор лёжа боком (для девушек); упор лёжа кисти вместе (для юношей). 1. Согнуть руки. 2. И. п. Повторить 4-5 раз.

   6. И. п. - выпад левой ногой вперёд, руки в стороны. 1-2. Пружинящие покачивания (вверх и вниз). 3. Выпрямиться, разгибая в колене левую ногу; руки вперёд, ладони книзу. Махом правой ноги коснуться стопой ладони. Опустить правую ногу. 4. И. п. Повторить 5-7 раз.

   7. И. п. г- упор сидя, ноги прямые. 1. Поднять ноги (носки оттянуть). 2-3. Развести в стороны. 4. И. п. Повторить 4-6 раз.

   8. И. п. - лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1. Поднять ноги с хлопком в ладони под обоими бёдрами. 2. И. п. Повторить 3-5 раз.

   9. И. п. - ноги врозь, руки на пояс. 1. Присесть на левой ноге, коленом правой коснуться пола, руки вперёд. 2. И. п. То же на другой ноге. Повторить 3-5 раз.

10. И. п. - основная стойка. 1. Выпад левой ногой, поворот туловища налево, руки влево. 2. И. п. То же с правой ноги. Повторить 7-8 раз.

   11. И. п. - основная стойка. 1-3. Подскоки на обеих ногах, руки на поясе. 4. Высокий подскок. 5-8. Ходьба на месте. Повторить 4-6 раз.

   Гибкость. Способность человека выполнять двигательные действия с большой амплитудой движений называется гибкостью.

   Гибкость у детей интенсивно увеличивается в возрасте 6-11 лет, причём показатели гибкости у мальчиков ниже, чем у девочек. При систематических занятиях можно добиться хороших результатов в развитии этого качества и в 12-15 лет. Различают активную и пассивную гибкость. Пассивная гибкость - способность достигать наибольшей амплитуды движений под воздействием внешних сил (при помощи партнёра и т.п.). Гибкость активная - способность достигать необходимой амплитуды движений за счёт напряжения соответствующих собственных мышц.

   Проявление гибкости зависит от эластичности связок и мышц, а также от температуры окружающей среды. К упражнениям для развития гибкости можно приступить только после того, как все мышцы хорошо разогрелись. Чем теплее воздух в помещении или погода на улице, тем меньше затрачивается времени на разминку. Гибкость существенно снижается под влиянием утомления.

   Для развития гибкости используют маховые движения руками и ногами, рывковые движения руками, пружинистые приседания и наклоны назад, вперёд, в стороны. Все эти упражнения выполняются с захватом (самопринудительно) или с партнёром. Перед выполнением упражнений на гибкость рекомендуется сделать несколько наклонов, приседаний и т. д., размах движений надо увеличивать постепенно. При появлении болезненных ощущений в мышцах упражнение следует прекратить.

Примерный комплекс упражнений для развития гибкости.

   Для развития гибкости рук и плеч: 1. Руки сцепить перед грудью. Выпрямить руки вперёд, влево, вправо, поворачивая ладони вперёд. 2. Наклоны вперёд, руки на спинке стула. Пружинистые покачивания, добиваясь максимального отведения рук. 3. В упоре лёжа пружинистые сгибания ног, в результате чего руки отводятся назад.

   Для гибкости мышц туловища: 1. В стойке ноги врозь наклон к правой ноге, коснуться руками правой пятки. То же к левой ноге. 2. Наклоны вперёд, взяться руками за голени. Пружинистые наклоны вперёд, помогая себе руками и стараясь головой коснуться ног. 3. Лёжа на животе, держась руками за голени согнутых назад ног, пружинистые прогибания, оттягивая ноги назад.

   Для гибкости мышц ног: 1. Стоя на левой, подтянуть руками правую согнутую ногу к груди. Затем ноги сменить. 2. Стоя на правой, согнуть левую ногу и подтянуть её назад. Затем сменить ноги. 3. Махи вперёд, назад и в сторону расслабленной правой, затем левой ногой. Каждое упражнение повторяется по 8-16 раз, а весь комплекс 2-3 раза с отдыхом до одной минуты.

Двигательно-координационные способности.

   Под двигательно-координационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно).

   К числу координационных способностей, развитию которых следует уделять особое внимание в подростковом возрасте, можно отнести способности к быстроте перестроения и согласования двигательных действий, способность к произвольному расслаблению мышц, вестибулярную устойчивость. В ходе урочных, внеурочных и самостоятельных занятий необходимо совершенствовать ещё и такие координационные способности, как ориентирование в пространстве, быстрота реакций в сложных условиях, способность к равновесию.

   Для оценивания уровня развития координации применяются следующие тесты:

   - варианты челночного бега (3 х 10 м и 4 х 10 м из и. п. лицом и спиной вперёд, а также разница во времени выполнения между ними; в первом случае оценивается абсолютный показатель КС (координационных способностей) применительно к бегу, во втором - относительный;

   - разность между высотой подскока, стоя на возвышении, например, на скамеечке высотой 50 см и шириной 20 см, и на полу;

   - метание предметов (например, теннисных мячей из и. п. сед ноги врозь из-за головы) ведущей и неведущей рукой на дальность - определяется КС к баллистическим движениям с акцентом на силу и дальность метания.

   Для оценивания уровня развития координации существуют и другие тесты (упражнения).

Раздел 2.

Развитие и совершенствование основных жизненно- важных физических и профессиональных качеств (Основы физической подготовки)

Тема 2.1.

Легкая атлетика

Практическая работа № 2 Физические качества и способности человека и основы методики их воспитания. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей. Возрастная динамика развития физических качеств и способностей. Взаимосвязь в развитии физических качеств и возможности направленного воспитания отдельных качеств. Особенности физической и функциональной подготовленности

Практические занятия.

  1. Построение в колонну, шеренгу.
  2. Перестроение из одной колонны в две (три) в движении, из одной шеренги в две (три).
  3. Различные виды ходьбы
  4. Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, в том числе в парах.

       5.  Спортивно-подвижные игры

Почти с рождения человек начинает знакомиться с играми. Играя в подвижные игры, можно соревноваться в беге, прыжках, но, в отличие от спортивных игр, подвижные игры не требуют специальной подготовки, для них нет единых правил. Одни и те же игры могут проводиться в разных условиях с большим или меньшим числом участников. Среди игр, в которые играют сегодня дети и подростки, есть и те игры, в которые играли ещё мамы и папы и даже бабушки и дедушки: «Салочки», «Лапта», «Третий лишний» и др.

   Подвижные игры помогают человеку совершенствоваться в беге, прыжках, метком и далёком метании, а также стать более ловким и сильным, быстрым и сообразительным. Подвижные игры нетрудно организовать во дворе, на даче, у реки, так как они не требуют специально оборудованных площадок и дорогостоящего инвентаря. Можно использовать для игры повязки, флажки, кегли, мелкие камешки, мячи, еловые шишки, скакалки.

   Любую игру следует объяснять по схеме: название и правила игры; роли играющих и их расположение на площадке; ход игры; цель игры (кто будет назван победителем). Заканчивается объяснение игры ответами на вопросы игроков. Для проведения лучше всего подобрать такую игру, которую хорошо знаешь сам: её легче объяснить и легче судить.

Правила игры «Ловля парами»

   Подготовка к игре: для игры подойдёт площадка размером с волейбольную или чуть больше. Двое водящих игроков выходят за её пределы, а остальные произвольно разбегаются в разные стороны по площадке. Проведение игры: водящие, взяв друг друга за руки, по команде руководителя игры выбегают на площадку и начинают ловить играющих. Настигнув кого-нибудь, они соединяют руки так, чтобы пойманный оказался между ними. Пойманный выходит за пределы площадки, а ловцы стараются окружить ещё одного игрока. Когда пойманных станет двое, они образуют вторую пару ловцов. После того как будут пойманы ещё двое, составляется третья пара и т.д. Заканчивается игра, когда будут все переловлены, кроме двух игроков. Как самых ловких, их назначают новыми водящими.

   Правила: играющих можно ловить, только окружив их руками. При ловле запрещается хватать игроков руками или тащить силой. Игроки, выбежавшие за границу площадки, считаются пойманными.

Обычно выделяют пять видов физических качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Для того чтобы судить о различии между скоростными и силовыми качествами человека, рассмотрим их подробнее.

   Способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий называется силой. Двумя способами оценивают силовые возможности человека. Первый способ основан на использовании специальных измерительных приборов - динамометров. Второй заключается в выполнении специальных контрольных заданий на силу: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, приседания со штангой и т.д. Для развития силы надо правильно подбирать величины дополнительного сопротивления (отягощения). Его рассчитывают в зависимости от конкретных задач силовой тренировки. Вначале определяют максимальные силовые возможности, а затем в соответствии с конкретной задачей определяют вес дополнительного отягощения. Величины таких отягощений выражаются в процентах к максимальным показателям силы занимающихся. Выполнение упражнений с индивидуально дозированной нагрузкой позволяет даже самым слабым занимающимся наглядно видеть свои успехи. На начальном этапе силовой тренировки рекомендуется использовать метод непредельных отягощений.

   Способность человека выполнять движения в минимально короткий отрезок времени называется быстротой. Быстрота проявляется через скоростные способности, которые выражаются в элементарных и комплексных формах. К элементарным формам относятся быстрота движений реакции, скорость одиночного движения, частота (темп) движений. Комплексные формы проявляются во всех спортивных движениях. Это быстрота бега, движений волейболиста, футболиста и т.д. В процессе занятий необходимо развивать все формы проявления быстроты. Так, для совершенствования времени реакции можно использовать подвижные игры с внезапной остановкой, бег из различных исходных положений по внезапному сигналу. Рекомендуется менять длительность пауз между предварительной и исполнительной командами при выполнении стартов из различных исходных положений. Для поддержания высокого темпа движений большое значение имеет умение быстро сокращать и расслаблять мышцы, для чего используется повторное выполнение движений с возможно большей частотой, без излишнего напряжения. Чтобы выполнять эти движения технически правильно надо предварительно хорошо их разучить. Выполнять упражнения, развивающие быстроту, можно не более 6-10 с, отдых после выполнения упражнений должен составлять 20-25 с. Большое количество повторений надо делить на серии. Отдых между сериями должен составлять 2-3 мин.

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции начальных форм плоскостопия

1. Удерживая мяч между ногами, идти, стараясь не уронить его.

   2. Сидя на полу, упереться в пол руками и как можно выше поднять мяч стопами ног.

3. Заложив руки за голову, пройти боком по палке, лежащей на полу.

4. Поднять пальцами ног с пола ткань размером с носовой платок.

5. Стопой вращать мяч на полу.

   6. Сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные на полу различные предметы (игрушки, карандаши, ластик и т. д.) и складывать их в одно обозначенное место.

7. Ходьба вниз по наклонной плоскости.

8. Ходьба попеременно на носках и пятках.

Практическая работа № 3 Легкая атлетика

Техника бега на короткие дистанции, средние и длинные дистанции, бега по прямой и виражу, на стадионе и пересеченной местности. Эстафетный бег. Техника метания гранаты. Прыжки в длину. Прыжки в высоту.

Практические занятия по легкой атлетике.

1.Обучение, закрепление, совершенствование техники бега на короткие дистанции.

  1. Обучение, закрепление, совершенствование техники высокого старта.
  2. Обучение, закрепление, совершенствование техники старта и стартового разгона.
  3. Обучение, закрепление, совершенствование техники бег на средние и длинные дистанции.
  4. Бег по пересеченной местности
  5. Обучение, закрепление, совершенствование техники эстафетного бега.
  6. Обучение, закрепление, совершенствование техники метания гранаты.
  7. Обучение, закрепление, совершенствование техники прыжка в длину с места способом «согнув ноги»
  8. Обучение, закрепление, совершенствование техники прыжка в высоту способом «перешагивание»
  9. Развитие физических качеств:
  • воспитание быстроты в процессе занятий  легкой атлетикой;
  • воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий  легкой атлетикой;
  • воспитание выносливости в процессе занятий легкой атлетикой;
  • воспитание координации движений в процессе занятий легкой атлетикой.

Развитие скорости бега. Упражнения, их последовательность, дозировка и режимы нагрузки

   Длина и частота шагов - компоненты скорости бега на любые дистанции. На длину шага оказывают влияние два момента: первый - длина ног, а второй - скорость перемещения в пространстве.

   В беге на короткие дистанции повышение скорости достигается главным образом за счёт темпа. Но вместе с тем чрезмерное увеличение темпа, как и длины шага, ведёт к снижению скорости.

   Лучшее время для занятий - вторая половина дня, через 1,5 -2 часа после еды. Занятия должны состоять из вводной и подготовительной части, основной части и заключительной. На первых занятиях не следует увлекаться сложными и трудными упражнениями.

План по развитию скорости бега

Вводная и подготовительная части

1. Бег в медленном темпе - б - 8 мин.

2. Бег с преодолением различных препятствий - 3-5 мин.

3. Упражнения в движении:

   а)        подскоки на двух ногах с незначительным продвижением вперёд

и круговым вращением рук (с нарастающим темпом) - 10-20 м;

б)        подскоки с ноги на ногу с продвижением вперёд - 15-20 м;

г) подскоки на левой ноге с продвижением вперёд - 15-25 м.

4.        Специальные беговые упражнения:

а)        бег с высоким подниманием бедра;

б)        семенящий бег;

   в)        прыжкообразный бег (2 серии по 15 м с переходом на бег с

ускорением по 15-20 м).5.        Упражнения на гибкость и растягивание.

Основная часть

   1. Бег из различных положений (стоя, лёжа, стоя на коленях, сидя) на 60 м с максимальной скоростью 4-6 раз (2-5 серий. Отдых между сериями 2-5 мин).

   2. Челночный бег 2х 10 м, 3 x.10 м, 4х Юм От линии старта бежать 10 м, заступить за линию, ограничивающую отрезок, повернуться кругом и бежать обратно (2 х 10 м, 3 х10 м и т. д. означает пробегание дистанции 2-3 раза без остановки).

3. Прыжки с места в длину (5-8 прыжков).

   4. Прыжки со скакалкой в темпе (2-3 раза по 10-15 с).

   5.        Метание теннисных мячей в цель, находящуюся на расстоянии

6-8 м. Цель - крут, нарисованный на стене (диаметром 20-50 см).

   6.        Броски   и  ловля   набивного  мяча  одной  и  двумя   руками

(6-8 раз).

   7.        Выпрыгивание вверх, из низкого приседа (6-8 раз). Отдохнуть

1-2 мин. и снова повторить.

Заключительная часть

1. Бег в медленном темпе - 3-5 мин.

2. Упражнения на расслабление.

Особенности выполнения прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания» и подводящие упражнения

   Обычно прыгун перед прыжком способом «перешагивания» располагается справа или слева от стоек под утлом 35 - 40°, в зависимости от того, какая у него толчковая нога (отталкивание выполняется дальней от планки ногой).

   Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание» состоит из четырёх фаз: разбег, подготовка к отталкиванию, переход через планку и приземление. Ускоряющийся разбег с 7-9 шагов завершается отталкиванием ноги с пятки на носок по линии разбега. При этом перед отталкиванием предпоследний шаг удлиняется, а последний укорачивается, что позволяет вывести таз и продвинуть тело на толчковую ногу. Руки на замахе отводятся назад через стороны, и из этого положения выполняется быстрое движение маховой ноги вверх с выносом согнутых в локтевых суставах рук вверх. В полёте некоторое время прыгун сохраняет вертикальное положение и, достигнув высшей точки взлёта, выполняет быстрое движение маховой ногой вдоль планки. Сначала маховая нога переносится через планку, а затем, после опускания её за планку - толчковая, при этом туловище наклоняется вперёд к планке. Толчковая нога переносится через планку дугообразным движением с повёрнутой стопой наружу, и это помогает повернуть туловище при переходе через планку в сторону планки и отвести таз за неё. Приземляться нужно на маховую ногу, с последующей постановкой толчковой ноги.  Перед выполнением прыжков в высоту с разбега надо подготовить место для приземления - уложить маты, чтобы они не разъезжались, не располагались вблизи стены или снарядов. Нельзя перебегать дорогу учащемуся, который выполняет прыжок. Прежде чем приступить к прыжкам в высоту с разбега, необходимо представить технику прыжка в целом. Затем опробовать прыжок через планку, установленную на небольшой высоте (50 - 60 см).

Подводящие упражнения:

1. Полуприседания и приседания.

2. Приседание на одной ноге в положении «Пистолетик».

3. Движения маховой ногой, стоя у гимнастической стенки.

4. Упражнение «Мячик» (прыжки из низкого приседа вверх- вперёд).

   5. Выполнение маха ногой и руками с подскоком вверх из и. п., стоя на толчковой ноге, маховая сзади на носке, руки отведены назад.

6. Прыжок с доставанием предмета, отталкиваясь одной ногой.

   7. Прыжок вверх в сочетании с маховой ногой из и.п., стоя на согнутой маховой ноге, толчковая впереди на пятке, руки отведены назад.

8. Прыжки через препятствия разной высоты.

9. Переход через планку с места, стоя в и. п. на толчковой ноге.

    10.        Прыжок в высоту способом «перешагивание» с одного шага

разбега.

  1. То же (последовательно) с трёх, пяти, семи, девяти шагов разбега.

Техника выполнения упражнений.

Роль спортивной техники в различных видах спорта различна. Исходя из особенностей двигательного действия и способов оценки спортивных достижений, выделяют следующие группы видов спорта с характерной для них спортивной техникой:

   1.        Скоростно-силовые виды (спринтерский бег, прыжки, метания и др.). Характерная особенность этих видов - кратковременность и максимальная мощность усилий. Техника направлена на то, чтобы обеспечить спортсмену возможность в процессе решения двигательной задачи развивать наиболее мощные усилия в основной фазе движения, в нужном направлении, при полноценном использовании внутренних и внешних сил, действующих на его тело.

   2. Виды с преимущественным проявлением выносливости (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и др.). Техника направлена на экономизацию расхода физических сил и повышение эффективности оптимальных рабочих усилий.

   3. Виды спорта, связанные с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений по заданной программе (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках и др.). Техника здесь приобретает самостоятельную роль, становясь предметом оценки спортивного достижения. Физическая подготовка тут играет подсобную роль и служит лишь для совершенствования техники движений.

   4. Виды, характеризующиеся активным взаимодействием спортсменов (личного и командного характера} при переменных условиях двигательной деятельности (баскетбол, футбол, волейбол и др.). Техника призвана решать ряд следующих сложных задач: повышение эффективности использования максимальных усилий, экономизации рабочих усилий, повышение быстроты, точности действий в условиях меняющейся обстановки спортивной борьбы.

   Условно различают три этапа в построении процесса освоения двигательного действия:

1) начальное разучивание;

2) углубленное, детализированное разучивание;

   3) закрепление и дальнейшее совершенствование двигательного действия.

   Целью первого этапа освоения двигательного действия является изучение основы техники двигательного действия, формирование умения выполнять его в «грубой» форме, второго - довести первоначальное «грубое» владение техникой действия до относительно совершенного, а третьего - обеспечить совершенное владение техникой действия в соревновательных условиях.

Практическая работа № 4 Атлетическая гимнастика

Особенности составления комплексов атлетической гимнастики в зависимости от решаемых задач.

Особенности использования атлетической гимнастики как средства физической подготовки к службе в армии.

Упражнения на блочных тренажерах для развития основных мышечных групп.

Упражнения со свободными весами: гантелями, штангами, бодибарами, набивными мячами.

Упражнения с собственным весом. Техника выполнения упражнений. Методы регулирования нагрузки: изменение веса, исходного положения , количества повторений.

Комплексы упражнений для акцентированного развития определенных мышечных групп. Круговая тренировка. Акцентированное развитие гибкости в процессе занятий атлетической гимнастикой на основе включения специальных упражнений и их сочетаний.

Практические занятия по атлетической гимнастике

  1. Упражнения для развития силы мышц рук и плечевого пояса.
  2. Упражнения для развития силы мышц спины и брюшного пресса.
  3. Упражнения с набивными мячами 3 кг и 5 кг.
  4. Упражнения с бодибарами.
  5. Прыжки со скакалкой.
  6. Комплекс упражнений для развития гибкости.
  7. Развитие физических качеств:

-    воспитание силовых способностей в процессе занятий атлетической гимнастикой ;

  • воспитание силовой выносливости в процессе занятий атлетической гимнастикой;
  • воспитание скоростно-силовых способностей в процессе занятий атлетической гимнастикой;
  • воспитание гибкости через включение специальных комплексов упражнений.
  1. На каждом занятии выполняется разученный комплекс упражнений различной интенсивности, продолжительности, преимущественной направленности.
  2. Каждым студентом обязательно проводится самостоятельная разработка содержания  и проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемому виду.

Влияние упражнений на развитие телосложения.

упражнения на гимнастической стенке и перекладине:

  • подтягивание;
  •  висы на согнутых руках со статическим удержанием;
  •  выход силой;
  •  подъем переворотом.

    Упражнения у гимнастической стенки:

  • сгибание и разгибание  рук в упоре с различным положением  ног (на 2 рейке, 3 –ей и т.д.) и рук;
  • сгибание и разгибание рук в упоре сзади.

     

Упражнения в движении:

  • ходьба в упоре лежа;
  • ходьба у упоре сзади («каракатица»)
  • передвижение по кругу в упоре лежа

     Упражнения на месте:

  • в упоре лежа поочередное отведение рук в сторону, вперед или назад;
  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа с поочередным отведением ноги назад-вверх;
  • тоже с разгибанием рук;
  • в упоре стоя ноги врозь, сгибание и разгибание рук, локти в стороны;
  • сгибание и разгибание рук на 4 счета (со статическим удержанием).

    Упражнения для мышц спины и брюшного пресса на гимнастической стенке:

  • поднимание ног в висе;
  • поднимание ног в висе до касания перекладине;
  • статическое удержание согнутых ног в коленях по углом 90 гр. (с мячом 1 кг.);
  • «ножницы» (горизонтальные и вертикальные).

Упражнения на гимнастических матах:

  • поднимание туловища из различных исходных положений с отягощением и без отягощения;
  • поднимание туловища и статическое удержание;
  • поднимание ног из различных исходных положений (с отягощением);
  • поднимание ног и статическое удержание;
  • поднимание туловища из положения лежа на спине с различным положением рук;
  • статическое удержание.

    Объем и интенсивность нагрузки зависит от возраста и подготовленности студентов.

10. На каждом занятии выполняется разученная комбинация аэробики различной интенсивности, продолжительности, преимущественной направленности.

11. Каждым студентом обязательно проводится самостоятельная разработка содержания и проведения занятия или фрагмента занятия по изучаемому виду аэробики.

Базовые упражнения для развития различных мышечных групп

Содержание упражнения

Дозировка

Методические указания

1

2

3

Для развития мышц брюшного пресса

1 И.п. - лежа на спине, руки за головой, ноги скрещены на весу. Медленно приподнять   голову и плечи, затем вернуться в и.п. (рис.2,1)

25 раз

Следить, чтобы поясница оставалась прижатой к полу

2 И.п. - лежа на спине, руки за головой, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Поднимая голову и плечи, потянуться левым плечом к правому колену. Затем правым плечом - к левому (рис.2,2)

по 10 раз в каждую сторону

Локти держать в стороны

3.И.п. - лежа на спине, руки за головой. Поднимать и опускать скрещенные ноги (рис.2,3)

10 раз

Опуская ноги, делать вдох, поднимая - выдох

4.И.п.- лежа на спине, руки в стороны, ноги подняты вертикально вверх. Согнуть ноги в   коленях (голень || полу), положить на пол попеременно слева и справа (рис.2,4)

20 раз

Следить, чтобы голень была параллельна полу

5.И.п. - лежа на спине, руки

вдоль туловища. Делать вращательные движения ногами вперед и назад (рис.2,5)

30 с

Фиксировать спину и поясницу, прижимая их к полу

6.И.п. - упор, сидя сзади. Согнутые ноги подтянуть к груди, затем выпрямить и опустить, не касаясь ими пола (рис.2,6)

20 раз

Опускать ноги медленно

Для развития мышц ног,  таза и поясницы

1.И.п. - упор на коленях. Поднять одну ногу до уровня одной линии с позвоночником. Выполнять небольшие махи вверх прямой ногой (рис.2,7)

20 раз с левой и правой ноги

Поясница не должна прогибаться. Ощущать напряжение в мышцах

2. И.п. - упор на одном колене, другая прямая нога назад. Согнуть ногу под углом 90° и выпрямить (рис.2,8)

20 раз с правой и левой ноги

Делать акцент на разгибание, колено вниз

3.И.п. -  упор на одном колене, другая нога отведена в сторону. Согнуть ногу и вновь выпрямить (рис.2,9)

20 раз с правой и левой ноги

Прямая нога отведена под углом 90° к туловищу.

1

2

3

4.И.п. - упор на коленях. Подтянуть одну ногу вперед к груди, затем разогнуть, забросив ее назад (рис.2,10)

10 раз с каждой ноги

Ногу разгибать с усилием

5.И.п. - лежа на правом боку. Поднять левую ногу вверх и опустить (рис.2,11)

30-40 раз с каждой ноги

Нога двигается в одной плоскости с туловищем

6. И.п. - лежа на спине, руки  вдоль тела, ноги согнуты, стопами упираются в пол. Приподнять таз и затем вернуться в и.п. (рис.2,12)

30 раз

Животом тянуться вверх

7. И.п. - лежа па спине, ноги  подняты вверх, слегка согнутые в коленях. Выполнять разведение и сведение ног (рис.2,13)

30 раз

Акцент на сведение

8. И.п. - упор, сидя сзади. Махи
вверх правой ногой, затем  
левой (рис.2,14)

        

20 раз с каждой ноги

Выполнять махи вверх, ощущая напряжение в мышцах

9. И.п. - стойка, ноги шире плеч, руки на бедрах. Выполнить полуприсед,  задержаться на 20 секунд, затем вернуться в и.п. (рис.2,15)

10 раз

Спину держать прямо, следить за осанкой

Для развития мышц спины

1.И.п. - лежа на животе,        

руки под подбородком. Поднять руки вверх; прогибаясь в пояснице, отвести назад плечи и голову и вернуться в и.п. (рис.2,16)

20 раз

В и.п. расслаблять мышцы плеч и шеи

2.И.п. - лежа на животе,   руки вдоль туловища. Правой рукой потянуться вдоль туловища и наклониться вправо, затем в другую сторону

20 раз

Плечи и голову приподнять вверх и прогнуться

3.И.п. - лежа на животе, руки под подбородком. Приподнять ноги на 45° от пола и выполнить движение - ноги врозь - ноги скрестно (рис. 2,17)

10 раз

Не задерживать дыхание

4.И.п. - лежа на животе, руки перед грудью, согнутые в локтях. Разгибая левую руку и сгибая левую ногу, прогнуться и коснуться правой рукой носка левой ноги. Вернуться в и.п. Выполнить в другую сторону (рис.2,18)

10 раз в каждую сторону

Прогибаясь, поднимать голову вверх

1

2

3

Для развития мышц рук

1.И.п. - о.с. Выпад назад  одной ногой, руки согнуть в локтях перед собой, кисти сжать в кулаки. Вернуться в и.п. Тоже  с другой ноги (рис.2,19)

20 раз

Сгибая руки, ощущать напряжение в мышцах

2.И.п. – о.с. Руки в стороны, кисти на себя, бег на месте, руками выполнять малые круги вперед и назад

30 с

Руки в локтях не сгибать

3.И.п. - упор, лежа на согнутых

руках. Выпрямляя руки, 10-12 раз принять упор лежа прогнувшись. Сгибая руки, вернуться в и.п. (рис.2,20)

10-12 раз

В и.п. - голову опустить вниз, в положении

прогнувшись голову поднять вверх

4.И.п. - упор, лежа.        

Сгибание рук

10-12 раз

Сгибая руки, ощущать напряжение в мышцах

5. И.п. - упор, сидя сзади.     Сгибание рук одновременно и поочередно (рис.2,21)

20 раз

Следить за осанкой, локти направлены назад


   Правильно организованные занятия физическими упражнениями накладывают заметный отпечаток на внешний облик человека. Те люди, которые с детства занимаются различными физическими упражнениями, отличаются красивым, соразмерно развитым телом.

   Вопрос о пропорциях тела издавна интересует учёных. Ещё в древности считали, что пропорциональным следует считать телосложение, при котором ширина разведённых рук равняется росту тела. Высота головы должна, по мнению некоторых учёных, укладываться в длине тела взрослого человека восемь раз, ширина плеч - составлять четверть роста, окружность груди - равняться удвоенной окружности талий.

   Занятия тем или иным видом спорта накладывают свой отпечаток на формы тела. Бегуны на средние и длинные дистанции худощавы, стройны, с нерезко выраженной мускулатурой, с хорошо развитой грудной клеткой. Прыгуны обычно обладают высоким ростом, относительно небольшим весом, тонким строением скелета, значительной окружностью бёдер при сравнительно небольшой их длине. Пловцы характеризуются высоким или средним ростом, хорошей подвижностью грудной клетки и высокой жизненной ёмкостью лёгких. Они имеют правильно и равномерно развитое тело с мягкими, нерезко выраженными линиями мускулов. Чтобы иметь хорошее телосложение, надо регулярно заниматься физическими упражнениями.

Практическая работа № 5 Спортивные игры

Баскетбол

Стойка баскетболиста. Перемещения. .Ведение мяча. Передача мяча: двумя руками от груди, с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: Двумя руками на уровне груди, «высокого мяча», с отскоком от пола. Броски по кольцу с места, в движении. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока с мячом и без мяча, групповые и командные действия игроков Тактика игры в защите. Тактика игры в защите. Групповые и командные действия игроков. Двусторонняя игра.

Волейбол.

Стойка волейболиста. Перемещения. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая подачи. Прием мяча. Передача мяча. Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки. Расстановка игроков. Тактика игры в защите, в нападении. Индивидуальные действия игроков с мячом и без мяча. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействия игроков. Учебная игра.

Футбол.

Перемещение. Ведение мяча. Передачи мяча. Удары по мячу ногой, головой. Остановка мяча ногой. Прием мяча: ногой, головой. Удары по воротам. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Тактика игры в защите, в нападении. Индивидуальные действия игроков с мячом и без мяча. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействия игроков. Учебная игра.

Практические занятия по баскетболу:

  1. Обучение, закрепление, совершенствование техники перемещения в стойке баскетболиста.
  2. Обучение, закрепление, совершенствование техники передачи мяча:
  • двумя руками от груди;
  • одной рукой от плеча, снизу, с боку;
  • с отскоком от пола.
  1. Ловля мяча:
  • двумя руками на уровне груди;
  • «высокого мяча»;
  •  с отскоком от пола.
  1. Обучение, закрепление, совершенствование техники ведения мяча на месте, в движении
  2. Обучение, закрепление, совершенствование техники броски в кольцо с места, в движении
  3. Индивидуальные действия игрока с мячом и без мяча.
  4. Тактика игры в нападении.
  5. Тактика игры в защите.
  6. Групповые и командные действия игроков.
  7. Учебная игра.

Практические занятия по волейболу:

  1. Обучение, закрепление, совершенствование техники перемещения в стойке волейболиста;
  2. Обучение, закрепление, совершенствование техники подачи мяча:
  3. нижняя прямая подача;
  4. верхняя прямая подача;
  5. боковая подача.

  1. Обучение, закрепление, совершенствование техники приема мяча.
  2. Обучение, закрепление, совершенствование техники передачи мяча
  3. Обучение, закрепление, совершенствование техники Нападающего удара.
  4. Обучение, закрепление, совершенствование техники блокировки нападающего удара.
  5. Страховка у сетки. Расстановка игроков.
  6. Тактика игры в защите, в нападении.
  7. Индивидуальные действия игроков с мячом и без мяча.
  8. Групповые и командные действия игроков.
  9. Учебная игра.

Техника выполнения броска баскетбольного мяча двумя руками от груди

и последовательность обучения технике этого действия

Бросок мяча от груди двумя руками применяется для атак кольца с ближней и средней дистанции. Он напоминает технику передачи мяча двумя руками от груди.

   Перед броском носки ног находятся на одной линии или одна ступня выставлена несколько вперёд, колени согнуты, туловище прямое. Мяч, удерживаемый пальцами рук, находится у груди, локти опущены, взгляд устремлён на корзину (кольцо). Одновременно выпрямляя руки и ноги и перенося тяжесть тела на впереди стоящую ногу (или на передние части стоп при другой стойке), игрок выносит мяч вверх- вперёд. В заключительной фазе броска он как бы выдавливает мяч движением кистей вовнутрь. Мяч прокатывается от основания до ногтевых фаланг указательных пальцев и, срываясь с них, получает обратное вращение, при этом указательные пальцы параллельны, а кисти описывают максимально возможную дугу. После броска игрок стоит на носках, перенеся тяжесть тела на впереди стоящую ногу, полностью выпрямив ноги и руки. Кисти рук повёрнуты ладонями наружу.

   Последовательность обучения: 1. Исходное положение. 2. Согласованность движений рук и ног. 3. Выпуск мяча с различной траекторией полёта. 4. Бросок мяча с близкой дистанции (1,5-2 м). 5. Броски мяча со средней дистанции (3-3,60 м). 6. Броски мяча в сочетании с. другими техническими приёмами.

   Характерные ошибки, встречающиеся в процессе обучения: низкое опускание мяча перед броском; неполное выпрямление рук или ног; несимметричное или незаконченное движение кистями; отсутствие обратного вращения мяча; неправильная траектория полета мяча.

ЖЕСТЫ СУДЬИ ПО БАСКЕТБОЛУ

Засчитывающие

48

Позиция 2 – типы фолов

Позиция 3 – количество назначенных штрафных бросков

Позиция 2 – показ вне ограниченной зоны

Основные нарушения правил игры в футбол, волейбол, баскетбол

   

В инструкции о «Нарушении правил и недисциплинированном поведении игроков» говорится о запрещённых приёмах игры, противоречащих самому духу игры в футбол, о других нарушениях, ограничивающих действия игроков, а также о нормах поведения футболистов на поле, нарушение которых квалифицируется как недисциплинированное поведение, за что игроки и команда несут определённое наказание.

Футбол игра атлетическая, и в непосредственной борьбе за мяч в рамках правила игрокам разрешается применять силовые приёмы, но лишь с тем, чтобы овладеть мячом. К таким приёмам относится нападение на соперника, т. е. толчок соперника плечом в плечо или, если он блокирует подход к мячу, в разрешённую область спины.

Перечень нарушений правил, умышленно совершённых одним из игроков, за которые команда наказывается штрафным или 11-метровым ударом, можно разделить на две основные группы:

I.        Нарушения, связанные с игрой мячом руками.

   II.        Нарушения, связанные с неправильными приёмами, допущен-

ными в отношении соперника, а именно:

1) удар или попытка ударить ногой соперника;

   2) попытка свалить соперника при помощи ноги (подножка), УШИ наклонившись перед ним или за ним;

3) прыжок на соперника;

4) грубое или опасное нападение на соперника;

5) толчок плечом сзади не блокирующего соперника;

6) удар или попытка ударить соперника рукой;

7) держание соперника чем-либо (руками, ногами);

8) толчок соперника руками, бедром.

За все перечисленные нарушения, умышленно совершённые игроком команды в пределах своей штрафной площади, противоположная команда получает право на 11-метровый удар. Как штрафной, так и 11-метровый удары назначаются независимо от того, где находился мяч в момент нарушения, лишь бы он был в игре. В зависимости от серьёзности проступка игрок получает предупреждение или удаляется с поля.

В случае, если вратарь умышленно бросает мяч в соперника, то вратарь удаляется с поля и назначается 11-метровый удар.

К недисциплинированному поведению игроков может относиться:

1) симуляция повреждения;

   2) помеха выполнению свободного, штрафного и других ударов, вводящих мяч в игру;

3) умышленная затяжка времени игры;

   4) выражение словами или жестом недовольства любым решением судьи;

   5) окрики соперника с тем, чтобы ввести его в заблуждение и самому овладеть мячом;

6) апелляция к зрителям;

   7)        непристойные и оскорбительные выражения и действия в

адрес игроков, судей или любых других лиц и т. д.

   Нет нужды перечислять все возможные случаи недисциплинированного поведения. Право оценивать поведение игрока на поле и степень его виновности предоставлено только судье. В зависимости от серьёзности проступка игрок получает предупреждение или удаляется с поля.

Техника передачи волейбольного мяча двумя руками сверху

   Верхняя передача мяча двумя руками представляет собой основной технический приём волейбола. Только этим способом можно наиболее точно передать мяч. Не овладев верхней передачей, невозможно добиться сколько-нибудь значительных успехов в волейболе.

   Обязательным условием правильного выполнения передачи является своевременный выход к мячу и выбор исходного положения. Ноги согнуты в коленях и расставлены, одна нога впереди. Туловище находится в вертикальном положении, руки вынесены вперёд-вверх и согнуты в локтях. Руки соприкасаются с мячом на уровне лица над головой, пальцы слегка напряжены и согнуты, они плотно охватывают мяч, образуя своеобразную воронку «ковш» (момент приёма). Основная нагрузка при передаче (собственно передача) падает преимущественно на указательные и средние пальцы. Ноги и туловище выпрямляются, разгибанием в лучезапястных суставах и эластичным движением пальцев мячу придаётся нужное направление.

   В зависимости от траектории полёта мяча верхняя передача выполняется в средней или низкой стойке.

Футбол.

Правила игры в футбол и техника владения мячом, техника игры в защите и нападении, тактика игры

Кроссовая подготовка.

Бег по стадиону. Бег по пересеченной местности до 5 км

Практические занятия по футболу.

  1. Упражнения для развития силы мышц ног
  2. Правила игры в футбол и техника владения мячом:
  • удары по мячу
  • передача мяча
  • ведение мяча и обводки противника
  • вбрасывание мяча

      3.       Техника игры в защите и нападении:

 -     тактика игры

 -     контрольное тестирование

 -     двусторонняя игра

Практическая работа № 6  Лыжная подготовка ( в случае отсутствия снега может быть заменена кроссовой подготовкой).

Одновременные: бесшажный, одношажный, двушажный классический ход и попеременные лыжные хода. Полуконьковый и коньковый ход. Передвижение по пересеченной местности. Повороты, торможения, прохождение спусков, подъемов в лыжном спорте. Прохождение дистанции 3-5 км (девушки), 5-10 км (юноши).

Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной местности до 5 км

Практические занятия по лыжам.

  1. Закрепление, совершенствование техники лыжных ходов:

- бесшажного;

- одношажного;

- двушажного;

- попеременных;

- конькового и полуконькового.

2. Закрепление, совершенствование техники поворотов, торможения.

3. Закрепление, совершенствование техники спусков и подъемов.

4. Развитие физических качеств:

- воспитание общей выносливости в процессе занятий;

- воспитание координационных способностей в процессе занятий;

- воспитание скоростно- силовых способностей в процессе занятий;

5. На каждом занятии выполняется прохождение дистанции в зависимости от направленности урока.

6. Каждым студентом обязательно проводится самостоятельная разработка содержания и проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемому виду спорта.

Специальные упражнения , применяемые для изучения технических приемов:

Скользящий шаг: ступающий шаг(активно переносить вес тела на опорную ногу), имитация одноопорного положения лыжника на месте, скользящий шаг без палок (с махом т без маха руками), скользящий шаг (палкт удерживаются за середину), коньковый ход без палок. При выполнение скользящего шага обратить внимание на длительное одноопорное скольжение.

Отталкивание одной ногой: упражнение «самокат»- набрать скорость ступающим шагом и выполнить несколько (3-5) отталкиваний одной ногой; скользящий шаг: снова набрать скорость и выполнить отталкивание другой ногой; скользящий шаг в подъем, скользящий шаг с учетом количества шагов (на отрезке 30-50 метров выполнить как можноменьше отталкиваний).

Отталкивание скользящим упором: упражнения «Школа лыжника»- развивает чувство равновесия на движущейся опоре).

  1. Спуск с полого склона на параллельных лыжах (в основной, низкой, др. стойках)
  2. Спуск на параллельных лыжах, перенося вес тела с одной ноги на другую (без отрыва лыж от снега).
  3. Спуск на параллельных лыжах, отрывая носок одной лыжи от снега (пятка лыжи остается на снегу).
  4. Спуск на параллельных лыжах полностью отрывая лыжу от снега (как можно дольше проскользить на одной лыжи).
  5. Спуск на одной лыже с отведением носка свободной лыжи в сторону.
  6. Спуск на параллельных лыжах с выполнением ступающих шагов в правую и левую сторону.

Обучение технике работы рук

  1. Имитация работы рук на месте без палок (обозначить граничные моменты выноса рук).
  2. Имитация работы рук на месте с палками взятыми за середину (работа рук строго вдоль лыж).
  3. Одновременный бесшажный ход (палки ставятся ударом на снег, под острым углом у носков ботинок), акцентировать внимание на работе спины и законченном толчке рукой.
  4. Попеременный бесшажный ход.

 

Практическая работа № 7  Плавание

Плавание способом кроль на груди, кроль на спине, брасс. Старты. Повороты: открытый и закрытый. Проплывание дистанции до 100 м избранным способом. Прикладные способы плавания: на боку, транспортировка пострадавшего. Ныряние.

Практические занятия по плаванию

  1. Закрепление, совершенствование техники плавания кроль на груди.
  2. Закрепление, совершенствование техники плавания кроль на спине.
  3. Обучение, закрепление, совершенствование техники плавания брасс
  4. Закрепление, совершенствование техники поворотов.
  5. Закрепление, совершенствование техники старта.
  6. Закрепление, совершенствование техники ныряния в глубину, в длину.
  7. Закрепление, совершенствование техники плавания на боку.
  8. Освобождение захватов в воде
  9. Транспортировка пострадавшего
  10. Развитие физических качеств:

- воспитание общей выносливости в процессе занятий;

- воспитание координационных способностей в процессе занятий плаванием;

- воспитание скоростно- силовых способностей в процессе занятий плаванием;

11. Каждым студентом обязательно проводится самостоятельная разработка содержания и проведение занятия или фрагмента занятия по плаванию.

Комплекс упражнений на суше:

Комплекс специальной гимнастики пловца.

В процессе тренировки пловца успешно применяются специальные гимнастические комплексы, Они выполняются во время занятий по физической подготовке, утренней зарядки и включают оощеразвивающие упражнения и упражнения, имитирующие элементы движений пловцов (рис. 51). Комплекс специальной гимнастики пловца обычно состоит из двух частей: первая включает упражнения для общего развития организма, вторая -- упражнения, отражающие специфику избранного для совершенствования способа плавания. Ниже дан пример комбинированного комплекса, в котором предусмотрены упражнения пловцов, специализирующихся в способах: кроль на груди, кроль на спине, брасс.

I. Общая часть

1. И. п. -- основная стойка. Подняться на носки, руки через стороны вверх, прогнуться, вдох, вернуться в и. п., выдох (5--8 раз).

2. И. п. -- ноги на ширине плеч. Круги прямыми руками вперед и назад (10--15 раз в каждую сторону).

3. И. п. -- основная стойка. Подскоки (1--2 мин).

4. И. п. -- ноги на ширине плеч. Наклоны вперед, к правой ноге и к левой (10 раз). При выпрямлении прогибаться, руки расслаблены.

5. И. п. -- упор лежа. Сгибание и разгибание рук (две серии по 8--10 раз).

6. И. п. -- лежа на спине, руки на затылке. Сесть, наклониться вперед (2 серии по 8--10 раз).

7. И. п. -- упор присев. Прыжок вверх, руки выпрямить и соединить над головой (5--6 раз).

II. Специальная часть

Для плавающих, кролем:

1. И. п.--руки на поясе. Повороты туловища направо и налево (10--15 раз).

2. И. п. -- упор лежа. Сгибание и разгибание рук в быстром темпе (2 серии по 5--8 раз).

3. И. п. -- упор сидя, ноги приподняты. Движения ногами вверх-вниз (2 серии по 8--10 раз).

4. И. п. -- лежа на животе, руки на затылке. Прогнуться, возвратиться в и. п. (8--10 раз).

5. И. п. --¦ стоя в наклоне вперед, правая рука впереди, левая на колене. Имитационные движения руки как при плавании кролем (10--15 раз каждой рукой).

6. И. п. -- о. с. Махи прямой ногой вперед-назад. 10--15 раз каждой ногой.

Для плавающих кролем на спине:

1. И. п. -- сидя на скамейке с упором руками сзади. Сгибая руки, сесть на пол; разгибая руки, возвратиться в и. п. (2 серии по 10 раз).

2. И. п. -- стоя, держа впереди в руках палку или полотенце за концы. «Выкрут» руками назад-вперед (10--15 раз).

3. И. п. ¦--¦ стоя, руки за головой. Завязать полотенце за головой в узел и развязать его (3--5 раз).

4. Предыдущее упражнение, но руки за спиной.

5. Упражнение 3, но одна рука за спиной, другая согнута над плечом.

6. И. п. -- стоя, правая рука вверху, левая внизу. Круги прямыми руками вперед, назад и противоходом -- вверху ладонь разворачивается в сторону (8--10 раз каждым способом).

7. И. п. -- ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты плеч направо и налево (10--15 раз).

ДЛЯ плавающих брассом:

1. И. п. -- выпад вперед. Двойные пружинистые приседания (по 8--10 раз на каждую ногу).

2. И. п. -- основная стойка. Махи прямой ногой вперед-назад и вправо-влево

(8--10 раз каждой ногой).

3. И. п. -- стоя на коленях, расставленных на ширину плеч, стопы развернуты, руки на поясе. Сесть на пятки, прогнуться, возвратиться в и. п. (6--8 раз).

4. И. п. --¦ ноги на ширине плеч, стопы развернуты. Присесть, соединив колени вместе, быстро вернуться в и. п. (2 серии по 10--15 раз).

5. И. п. -- стоя, руки на поясе. Поочередное поднимание колена вперед-в сторону до отказа (10--15 раз каждой ногой).

6. И. п. -- стоя, руки на поясе, круги поочередно каждой ногой (10--15 раз каждой ногой).

Практическая работа № 8 Подготовка к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО

История развития комплекса ГТО. Исторические предпосылки возрождения комплекса ГТО. Возрастные ступени нормативов и упражнения входящие в комплекс.

  1. Комплексы упражнений для развития силы и силовой выносливости.
  2. Комплексы упражнений для развития гибкости.
  3. Кросс 3-5 км.
  4. Пробегание отрезков 5х20 м; 3х30 м; 2х60 м; 100 м
  5. Стрельба из пневматической (электронной) винтовки (10 м).
  6. Рывок гири 16 кг.

Комплексы упражнений зависят от возраста и подготовленности обучающихся.

Раздел 3.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

Практическая работа № 9 Совершенствование профессионально значимых двигательных умений и навыков

Использование средств физического воспитания и методов спортивной тренировки для совершенствования индивидуального запаса двигательных умений, навыков и знаний в области физической культуры, необходимых для освоения избранной профессиональной деятельности. Методики и формы построения занятий в профессионально- прикладной физической подготовке (ППФП). Изучение профессиограммы профессии или специальности и составление или дополнение спортограммы. Использование в процессе физического воспитания для развития профессионально важных качеств тренажеров и многокомплектного универсального спортивного оборудования. Прикладная значимость рекомендованных видов спорта, специальных комплексов упражнений. Контроль за эффективностью ППФП с помощью специальных тестов.

Значение психофизической подготовки человека к профессиональной деятельности. Социально-экономическая обусловленность необходимости подготовки человека к профессиональной деятельности. Основные факторы и дополнительные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП студентов с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Цели и задачи ППФП с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. Профессиональные риски, обусловленные спецификой труда. Анализ профессиограммы.

Средства, методы и методика формирования профессионально значимых двигательных умений и навыков.

Средства, методы и методика формирования профессионально значимых физических и психических свойств и качеств.

Средства, методы и методика формирования устойчивости к профессиональным заболеваниям.

Практические занятия по ППФП.

1. Рекомендуемые виды спорта, средства и методы ППФП:

Гимнастика: упражнения на перекладине, гимнастической стенке, брусьях; лазание  по гимнастической стенке; упражнения в равновесии; акробатические упражнения.

Плавание: кроль на груди, кроль на спине; ныряние;

Легкая атлетика: бег на средние и короткие дистанции; прыжки; метание.

Баскетбол: ловля и передача мяча; броски в кольцо; ведение с изменением направления движения; подвижные игры с мячом и эстафеты.

Упражнения с отягощениями: набивные мячи; гантели.

  1. Разучивание, закрепление и совершенствование профессионально-значимых двигательных действий.
  2. Формирование профессионально значимых физических качеств:
  • воспитание общей выносливости в процессе занятий ППФП;
  • воспитание силовой выносливости в процессе занятий ППФП
  • воспитание координации движений и вестибулярной устойчивости в процессе ППФП;
  • воспитание скоростно-силовых способностей в процессе занятий ППФП ;

воспитание быстроты реакции в процессе занятий ППФП

Подбор упражнений для развития силы мышц плечевого пояса, дозировка и режимы нагрузки при их выполнении (по показателям пульса)

   Силой (или силовыми способностями) называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных усилий. Сила как физическое качество характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц. Развитие силы сопровождается утолщением и образованием новых мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменить конфигурацию тела (телосложения).

Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе. Например, при упоре рук в стороны на кольцах или удержании руки при стрельбе из пистолета проявляется статическая выносливость, а при многократном отжимании в упоре лежа, приседании со штангой, вес которой равен 20—50% от максимальных силовых возможностей человека, сказывается динамическая выносливость.

Упражнения для развития силы мышц плечевого пояса

   1. Из о. с. - наклон вперёд, коснуться руками пола и, переступая руками по полу, принять упор лёжа, затем, переступая руками назад, вернуться в и. п. Ноги в коленях не сгибать.

2. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, руки на стуле.

   3. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (мальчики). Туловище держать прямо.

   4. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, ноги на стуле (мальчики). Это трудное упражнение можно выполнять после достаточной подготовленности.

   5. В положении лёжа на спине разведение рук с гантелями (массой от 0,5 кг до 2 кг - мальчики) в стороны, поднимание прямых рук вперёд.

   6. В упоре лёжа передвижение на руках влево и вправо (мальчики). Туловище держать прямо, ноги вместе.

   7. Подтягивание в висе лёжа. Для этого упражнения можно положить палку или кусок трубы на сиденье двух стульев (возможны и другие варианты).

8. Лазанье по канату, по горизонтальной лестнице.

9. Подтягивание на перекладине.

   Для развития силы можно выполнять самые разнообразные упражнения. Их характерная особенность - наличие отягощения (собственный вес, вес гантелей, сопротивляемость амортизатора), которое необходимо преодолевать. В тренировочном процессе следует правильно дозировать величину отягощения, которая должна быть не больше 60-70% от максимальной, чтобы можно было выполнить упражнение не менее 6-8 раз подряд. В подростковом возрасте предельные нагрузки нежелательны.

   Любая физическая нагрузка повышает частоту сокращений сердца, и чем нагрузка больше, тем пульс чаше. Во время лёгкой физической работы пульс достигает 100-120 ударов в минуту. Во время средней нагрузки - 130-150 ударов в минуту. Если нагрузка большая, то пульс повышается до 150-180, а при очень большой - до 200 ударов и выше.

Выносливость. Основные правила ее развития в процессе занятий физической культурой

   Выносливость - это способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения её эффективности. Выделяют общую выносливость, а также выносливость к деятельности силового и скоростного характера.

Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека.

   Специальная выносливость - это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость - сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных профессий могут быть свои сочетания этих компонентов.

   Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.

   Для развития выносливости различных видов необходимо выполнять двигательные действия, постепенно увеличивая их длительность до наступления утомления: воспитывать свою волю для развития способности стойко переносить неприятные ощущения утомления; повторять упражнения или игры после полного восстановления. Распространёнными средствами развития общей выносливости являются продолжительный бег, плавание, передвижение на лыжах. Эти виды упражнений называются циклическими за непрерывно повторяющиеся движения. Регулярно используя эти средства, легко проследить за объёмом (количеством) и интенсивностью нагрузки, постепенно их увеличивая. При появлении усталости, плохом самочувствии необходимо нагрузку снизить. Можно использовать подвижные и спортивные игры. Однако в этих видах нагрузку самостоятельно регулировать трудно.

   Во время самостоятельных занятий физической культурой для развития выносливости рекомендуется выполнять следующие упражнения:

   1. Бег на средние и длинные дистанции с постепенным увеличением расстояния: в медленном беге - от 400 до 1000 м, от 1000 м до 3000 м; бег в среднем темпе - 200 м, ходьба - 200 м; постепенное увеличение интервала бега и уменьшение интервала бега (бег - 250 м, ходьба - 150 м и т. д.).

Рекомендуемая нагрузка в неделю: в медленном темпе - до 10-15 км.

   2.        Плавание. Постепенное увеличение проплывания дистанции

избранным стилем без остановок от 25 до 100 м.

Рекомендуемая нагрузка в неделю - 1500 м.

3.        Бег на лыжах. Увеличение дистанции бега до 3000 м.

Рекомендуемая нагрузка бега с ходьбой - 20 км.

Способствуют развитию выносливости и групповые занятия:

кросс по пересечённой местности; занятия подвижными (салки, лапта и др.) и спортивными играми (баскетбол, мини-футбол и т. д.) Сначала достаточно играть по 20 - 30 мин., постепенно увеличивая время игры до 40 - 60 мин. В течение недели желательно заниматься играми не менее 4-6 часов. Соблюдая принцип постепенного повышения нагрузки, для развития выносливости можно использовать прыжки со скакалкой, обычные и спортивные танцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 05. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ профессионального цикла программы подготовки специалистов среднего звена специальности СПО 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях

Рабочая программа профессионального модуля (далее программа ПМ) является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГАПОУ МО «Губернский колледж» по специальности СПО ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОГНОЗИРОВАНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) ПМ.02 Организация и проведение мероприятий по прогнозированию и пр...

Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине: «Экономика организации» для обучающихся по специальностям: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Технология машиностроения

Методические рекомендации предназначены для решения задач профессиональной и социальной адаптации обучающихся, обретения навыков самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли пот...

Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура" специальность СПО 20.02.02 "Защита в чрезвычайных ситуациях"

Новая Рабочая программа учебной дисциплины "Физическая культура"предназначена для подготовки студентов-спасателей на базе 11 класса.Программа включает учебный материал, организационно-методи...

Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине ОГСЭ.03 (Специальности 08.02.09, 08.02.07)

Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык предназначены для обучающихся по основной профессиональной образовательной программе среднего профессиональ...

Методические рекомендации к практическим занятиям по учебной дисциплине «Основы проектной деятельности» для специальностям 44.02.01 «Дошкольное образование», 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

       Практические занятия по дисциплине «Основы проектной деятельности» направлены на развитие у обучающихся умения определять проблему и вытекающие из неё зад...