НЕКОТОРЫЕ ШТРИХИ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
статья на тему

Кагазежев Мурат Нурбиевич

Очевидно, что у  учителя, приходящего в современную школу должен быть достаточный запас профессиональных умений, компетенций для того,  чтобы выполнять эту сложную, многогранную работу. Для этого необходимо решение ряда задач в рамках подготовки учителя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2kagazezhev.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Кагазежев М.Н.,

к.п.н. директор АПК
им.Х.Андрухаева,

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА

Не за горами то время, когда после переноса, будет введен профессиональный стандарт педагога – с первого января 2017 года. Немало уже сказано о стандарте, о его назначении и роли. Эти высказывания можно разделить на две категории: одна из них посвящена объяснению или разъяснению особых отличий нынешнего стандарта от предыдущего и другая – описанию представляемых требований к педагогической профессии и к самой личности учителя. Это объясняется тем, что ведущая роль в реализации основных требований стандарта отводится, прежде всего, учителю.  При этом каждый автор публикаций, а это в основном педагоги, пытается индивидуально осмыслить этот документ, предлагает свое видение некоторых его сторон.

Очевидно, что одной из главных особенностей стандарта является переход от «знаньевого» подхода к «компетентностному». Такой переход, безусловно, должен способствовать более грамотному управлению качеством образовательного процесса. Напомним, что под термином «компетентность» следует понимать способность и готовность учителя действовать в ситуации неопределенности. Как следствие, чем выше неопределенность, тем значительнее его способность. При этом учителю приходится применять свои личностные возможности и использовать свои знания, умения, а также  жизненный и профессиональный опыт.

Роль учителя была и остается многогранной. Учитель – это и авторитетная личность, за которой идут, и эрудированный интеллектуал, познания которого разнообразны и глубоки. Он способен увлечь, повести за собой обучающихся и вооружить их огромным багажом знаний и умений. Все это указывает на то, что система компетентностей учителя может быть разбита на две группы: личностные и профессионально-предметные. Каждая из этих групп включает в себя определенный набор компетентностей учителя. Так, к личностным компетентностям следует отнести: коммуникативную (владение приемами общения, позволяющими осуществлять направленное результативное взаимодействие в системах «учитель-ученик» и «учитель-учитель»), трансляционную (умение передавать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество в форме выступлений, публикации статей, участия в конкурсах), акмеологическую (способность и желание к постоянному профессиональному самосовершенствованию, умение выбрать необходимые средства и формы для профессионального и личностного роста).

Профессионально-предметная группа компетентностей включает: предметно-методическую (знания в области преподаваемого предмета, ориентация в современных исследованиях по данному и смежным предметам, владение методиками преподавания предмета), психолого-педагогическую (теоретические знания в области индивидуальных психологических и психофизиологических особенностей обучаемых, умение использовать эти знания в конструировании образовательного процесса), информационно-технологическую (владение методиками и технологиями образования с использованием мультимедиа средств), исследовательскую (умение планировать, организовывать, проводить и анализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций). Эти и многие другие компетентности создают общий формат современного педагога.

Ожидать, что с момента введения стандарта абсолютно все учителя будут владеть всеми требуемыми компетентностями, не реально. Для этого необходимо, чтобы в человеке сошлись его природная способность, дар (очевидно, что это не каждому дано; как не каждому дано петь, танцевать, рисовать, а тем более, обучать этому искусству других) и профессионально-предметная готовность к учительской профессии.

Для того чтобы педагог овладел системой обозначенных компетентностей и был готов решать поставленные перед ним на современном этапе развития отечественного образования задачи, ему необходима серьезная переподготовка и повышение имеющейся квалификации. Многие утверждают, что выставлена завышенная планка требований, представленный уровень не будет достигнут. Но согласитесь, чем ниже мы опустим эту планку, тем ниже может оказаться реальный уровень профессионализма. Лишь при максимальном уровне требований можно ожидать максимальный результат.

Ясно, что школе нужен новый педагог, который глубоко и всесторонне знает свой предмет, владеет разнообразными методическими средствами и имеет основательную психолого-педагогическую подготовку. Кроме того, каждый учитель обязан найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, иметь психологическую способность выполнения педагогической деятельности во всех аспектах и в полном объеме. Пожалуй, последнее из указанных требований – психологическая готовность к педагогической деятельности – является наиболее трудной. Поступление в профессиональные образовательные учреждения лишь на основании результатов ЕГЭ или средних баллов аттестатов не позволяет выявить уже на ранних этапах людей, которые не способны быть учителями. А ведь именно психологическая, а иногда и психофизиологическая, предрасположенность к этой  особой профессии является залогом успешности становления педагога - профессионала. Очевидно, в вузах и ссузах должна применяться система диагностики и развития личностных психологических качеств, необходимых для учителя. Это так называемая система «профнавигатор» или «профориентатор» послужит прекрасным инструментом формирования успешного специалиста. Реализовать такую систему сегодня не так сложно, ибо имеются достаточные разработки ученых в форме разнообразных диагностических методик и тренингов. Этому процессу необходимо правовое сопровождение в виде обязательного диагностирования на входе абитуриентов педагогических специальностей. Ну а «тренинговая» работа должна стать неотъемлемой частью всего образовательного процесса в ходе подготовки специалиста.

В рамках современной системы подготовки специалиста необходимо активнее внедрять систему прикладного бакалавриата. Это позволит более продуктивно осуществить не только теоретическую, но практическую подготовку специалиста. Такой вид подготовки должен стать обязанностью средних профессиональных образовательных учреждений, а вузы должны готовить по программам академического бакалавриата, магистратуры и иных этапов послевузовского образования.

В заключении отметим, что современный учитель – это профессионал. Профессионализм определяется его профессиональной пригодностью, самоопределением, самосовершенствованием, постоянной потребностью самообразования. Учитель – это тот человек, который сам умеет познавать и учит этому других.

Литература:

  1. Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Профессиональный стандарт педагога. Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 г. №30384

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие жанра антиутопии в современной отечественной литературе". Материалы к уроку по повести А. Курчаткина "Записки экстремиста"

Повесть А. Курчаткина, носящая подзаголовок "Строительство метро в нашем городе", - представляет причудливое смешение временных пластов - узнаваемого послереволюционного прошлого, настоящего  и ф...

Некоторые педагогические и методические аспекты системы музыкальных занятий по специальности в классе скрипки

В статье освещаются некоторые педагогические и методические проблемы системы музыкального образования, и роль педагога по специальности в плане музыкального воспитания учащегося.  Приемы, методы ...

ОБРАЗ ПОДРОСТКА В НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НОРВЕЖСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПЕРЕВЕДЕННОЙ НА РУССКИЙ ЯЗЫК.

В данной статье рассмотрен образ подростка в современной норвежской литературе XXI века, переведенной на русский язык. А также проанализированы способы создания этого образа и их частотность употребле...

СОВРЕМЕННЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Презентация на тему "СОВРЕМЕННЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ МОБИЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"...

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых «Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»

Заседание городского методического объединения заместителей директоров по воспитательной работе и старших вожатых«Обновление содержания современных моделей воспитательной системы школы»...

Статья по теме: ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Статья посвящена применениию информационных технологий (на примере облачных технологий) в условиях современной образовательной системы на различных этапах обучения....

Создание современной цифровой образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования

В статье рассмотрены вопросы  применения современных информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании, а также  использования интерактивных электронных образовательных ресур...