ОБРАЗ ПОДРОСТКА В НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НОРВЕЖСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПЕРЕВЕДЕННОЙ НА РУССКИЙ ЯЗЫК.
статья на тему
В данной статье рассмотрен образ подростка в современной норвежской литературе XXI века, переведенной на русский язык. А также проанализированы способы создания этого образа и их частотность употребления норвежскими авторами. Нами были проанализированы следующие произведения: Эрленд Лу «Во власти женщины», «Наивно. Супер.», Ханна Эрставик «Любовь», Юстейн Гордер «Мир Софии», «Апельсиновая девушка», Херберг Вассму «Стакан молока, пожалуйста».
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБРАЗ ПОДРОСТКА В НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОЙ НОРВЕЖСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ПЕРЕВЕДЕННОЙ НА РУССКИЙ ЯЗЫК.
Д.С. Чайникова,
учитель русского языка и литературы
ННОУ "Школа Пионер" г.Мурманск
Аннотация: В данной статье рассмотрен образ подростка в современной норвежской литературе XXI века, переведенной на русский язык. А также проанализированы способы создания этого образа и их частотность употребления норвежскими авторами. Нами были проанализированы следующие произведения: Эрленд Лу «Во власти женщины», «Наивно. Супер.», Ханна Эрставик «Любовь», Юстейн Гордер «Мир Софии», «Апельсиновая девушка», Херберг Вассму «Стакан молока, пожалуйста».
Abstract: The article presents the image of a teenager in modern Norwegian literature of the 21st century through Russian translation. Means of creativity of a teenager’s image are also analyzed. This article focuses on the following novels: Erlend Loe "Gone with the woman", " Naiv.Super.", Hannah Erstavik "Love", Jostein Gaarder "Sophie's world", "The orange girl", Herberg Vassmu "A Glass of Milk, Please"
Ключевые слова: образ подростка, норвежская литература XXI века.
Key words: the image of a teenager, modern Norwegian literature.
XXI век во всем мире обусловлен процессом глобализации, который способствует в свою очередь наиболее тесному взаимодействию всех форм общественного сознания. Литература, будучи одной из самых ярких форм выражения общественного сознания, находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с философией, педагогикой, психологией, социологией и другими отраслями науки и культуры.
В художественном произведении, как в зеркальном отражении, рассматривается общество, его противоречия, социальные слои, их взаимоотношения. Молодежь - часть этого общества. Она является объектом глубокого и пристального внимания и изучения в самых различных отраслях науки.
Ещё в 10-13вв. в новом жанре о молодом поколении, романе - воспитании, английский гуманист Т.Мор впервые обращает внимание на зависимость здоровья общества и государственной целостности от здоровья человеческих мыслей, которые прямо пропорционально зависят от состояния самого государства и общества в частности.
Отражение данной идеи мы находим в произведениях таких норвежских писателей 21 века, как Юстен Гордер, Эрленд Лу, Херберг Вассму, Ханна Эрставик.
Возрастной диапазон анализируемых нами героев от 13-20 лет. При анализе героев следует учитывать тот сложный возрастной период, в котором они находятся. Ж.Ж. Руссо. охарактеризовал подростковый возраст как “второе рождение”, когда человек заново самостоятельно “рождается в жизнь” и подчеркнул важнейшую особенность данного периода – рост самосознания.
Подростковый период обозначается также как кризис сознания
( период “Бури и натиска”), преодолев который человек приобретает “ чувство индивидуальности. В качестве главных новообразований данного возраста выступают открытие “Я”, возникновение рефлексии, осознания своей индивидуальности. Подростковый период – сложный период в жизни человека. В это время происходит формирование личности, закладываются основы поведения, ценности и принципы, которым человек будет следовать в жизни.
Заниженная самооценка, неуверенность в себе, беспомощность, развитие комплекса неполноценности - эти типичные проблемы подросткового возраста с которыми приходится сталкиваться нашим героям.
Находясь в поиске решения своих проблем, ответов на вопросы, подросток, зачастую, выбирает дорогу, связанную с опасностями, что мы и встречаем в произведениях норвежских писателей конца 20-начала 21 века.
В основе всех произведений анализируемых нами писателей - конфликт героя с окружающей его действительностью, конфликт личности и общества.
Создавая образ молодого человека, авторы чаще всего обращаются к таким средствам характеристики персонажа, как потрет, речь, формы его поведения и мир вещей, окружающих героя [6,с.35].
Наиболее значимым средством создания образа молодого человека является их речь: употребляемые в ней слова, выражения, фразеологические обороты, которые имеют смысловые и эмоциональные оттенки. Специфика диалогов, их эмоциональная окраска помогают читателю понять героя, его ближайшее окружение, ценностную ориентацию персонажа.
Психологический портрет молодого человека создается благодаря использованию внутренних монологов героев. Они открывают читателю интимные и глубоко личные переживания, проблемы, которые волнуют героев. Приведем в пример монолог героя из произведения Ю.Гордера «Мир Софии» « Нельзя по- нaстоящему прочувствовaть, что живешь, без мысли о грядущей смерти, - рaссуждaлa София. - Точно тaк же невозможно, рaзмышляя о смерти, не подумaть о том, кaкaя потрясaющaя штукa жизнь»[3]. Речь героев отличается лаконичностью и краткостью. Показательны частые лаконичные реплики героини Х.Эрставик , обращенные к сыну: «Отойди Юн», «Не мешай Юн», «Отстань Юн».
Также отсутствуют полноценные портретные характеристики персонажей . Чаще представлены субъективные портреты героев, которые указывают на психологические особенности личности . Приведем в пример портрет молодого человека Георга из романа Ю.Гордера «Апельсиновая девушка» : ««Сейчас мне пятнадцать, или, чтобы уж быть совсем точным, пятнадцать лет и три недели. Меня зовут Георг Рёед, и я живу в Осло на Хюмлевейен вместе с мамой, Йоргеном и Мириам. Йорген— мой новый папа, но я зову его просто Йорген. Мириам - моя сестренка. Ей всего полтора года, и она слишком мала, чтобы с ней можно было по-настоящему разговаривать» [4].
Таким образом, мы можем говорить о тенденции в уходе от полноценных портретных характеристик среди норвежских авторов второй половины XX - начала XXI века.
Мир вещей, окружающих героя, наиболее полно представлен в романах Э.Лу. Предметный мир в романах Лу имеет психологическое, бытийное, философское, символическое значение и выполняет широкий диапазон художественных функций: образ вещи позволяет вычленить идеи текстов, представить авторскую позицию, отразить и обобщить реалии современной действительности. Предмет в изображении Э. Лу объемен, он постепенно раскрывается во всей полноте своих физических качеств. Передается его цвет, материал, из которого он произведен, звук, который он издает. Герой не просто взаимодействует с вещью, ему важны чувственные ощущения, которые они вызывают. Герой одухотворят вещи, испытывает к ним своего рода благодарность: «Я кидаю мяч в стенку и ловлю после того, как он отскакивает от земли. Это хороший мячик. Он каждый раз ко мне возвращается» [7]. Еще один важный предмет в комнате героя- часы, которые являются воплощением категории времени. Понятие времени связано для героя с болезненным процессом взросления. Не случайно герой окружает себя игрушками (доской-колотушкой, мячиком), они не требуют к себе чересчур серьезного отношения, в отличии от живых людей. Через использование такого большого количества игрушек, которыми окружает себя главный герой произведения, автор передает основную мысль романа - чрезмерный инфантилизм молодого поколения.
Рассмотренные средства создания образов делают их более полными, колоритными, объемными, индивидуальными, психологически сложными, индивидуальными, типическими и архетипическими одновременно. К типическим образам мы можем отнести образы молодых людей созданные в романах Э. Лу и Х. Эрставик. Мы можем говорить о том, что эти герои являются типичными представителями своего времени и поколения, их переживания свойственны большинству молодых людей их времени, однако национальная ментальность не находит отражения ни в характерах, ни в поступках героев.
В свою очередь, образ девушки Дорте, созданный Х.Вассму в романе «Стакан молока, пожалуйста, является архетипическим, поскольку образы русской литературы и культуры в романе органично вписаны в библейский контекст, а также в контекст общемировой литературы. Мотив реки, воды – один из ключевых в романе, они наводят на размышление в том числе и об архетипичности многих образов произведения. Отец Дорте «был похож на неудержимо текущую спокойную реку – реку слов», «мать растеклась, как вода из треснувшего кувшина». Последняя, выплакав все слезы, замечает: «Любая река может пересохнуть». Сама Дорте неоднократно в романе словно погружается в воду, реку, оказывается в видении на берегу реки или чувствует, как словно большая река, покидает свое тело [10, с.47]. Вода – символ очищения, подкрепления плодородия, необозримости, с одной стороны, а с другой – Божьего гнева (знаменитый библейский потоп). Поэтому закономерно Дорте вспоминает однажды отца, читающего вслух о Вавилонском столпотворении и о том, как бог покарал людей, переступивших грань, не думающих о своих ближних, люди перестали понимать речь друг друга, стали чужими руг другу .Главная героиня, Дорте, совмещает в себе архетип жертвы и блудницы одновременно, ее возлюбленный Николай - сын пекаря, является прообразом Святого Николая.
В центре всех этих произведений – подростки, которые остро чувствуют несовершенство мира. Первая любовь, несправедливость взрослых, непонимание родных – с одной стороны, и стремление разобраться в себе, в своем собственном мире – с другой, - вот что определяет особенности душевного мира героев современной норвежской литературы.
С течением времени меняется нравственный облик современного подростка. Усложняется процесс вхождения во взрослую жизнь в связи с изменениями социально-экономических и общественно-культурных условий.
Проблема самоутверждения подростка, его самоопределения рассматривается в динамике: иным содержанием наполняется сам термин, меняются приоритеты, цели и средства их достижения, но проблемы, которые поднимают авторы в своих произведениях остаются одни и те же.
При сопоставлении произведений конца 20 века и начала 21 нельзя не отметить снижение духовного начала, нарастание прагматизма, жестокости.
Безусловно Норвежские писатели создают в своих произведениях вненациональный образ молодого человека. Мы наблюдаем тенденции к созданию подобных образов во всей мировой литературе второй половины 20 начала 21 века .Например в произведениях следующих авторов: «Над пропастью во ржи» Дж. Селенджера, Х. Оури «Лучшие из нас», «Санькя» З. Прилепина.
Список литературы
- Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: 1975. - 256 c.
- Вассму Х. Стакан молока, пожалуйста. - М.: Иностранка, 2008.
- Гордер Ю. Мир Софии. - М.: Амфора, 2006.
- Гордер Ю. Апельсиновая девушка. - М.: Амфора, 2004.
- Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения. - М.: Флинта; Наука, 2002.- 174 c.
- Кожников В.В. Художественный образ и действительность. Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении. образ. метод. характер.-135 c.
- Лу Э. Наивно.Супер. - М.: Азбука, 2006.
- Лу Э. Во власти женщины. - М.: Азбука-классика, 2004.
- Наумлюк М. В. Наука и образование//Ханне Эрставик о вечных ценностях и современных женщинах Норвегии. - 2008. - №9.
- Пожидаева О.В. Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве//Образы русской культуры в романе Х.Вассму «Стакан молока, пожалуйста» в 2т.- Т.1.- Ч.1.-СПБ.: МИРС, 2008.
- Поллен Г. Иностранная литература//Несколько слов о норвежской литературе - 2005. - №11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад "Современные образовательные технологии как средство формирования познавательной и коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы"
доклад для помощи в работе преподавателей литературы...
статья по теме: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы"
Новый подходы к модернизации российского образования, внедрение стандартов нового поколения определяют приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования....
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
статья, посвященная применению современных ИКТ на уроках русского языка и литературы в основной школе...
Рабочая программа по русскому языку и литературе для студентов групп 1 курса СПО по предмету "Русский язык и литература"
Специальности:07.02.01 «Архитектура»; 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»; 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, ко...
Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...
Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка
В этой статье дан краткий обзор разнообразных современных педагогических технологий, которые может использовать учитель русского языка. Но большее внимание уделено такой универсальной технологии как ...
Применение современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы
Материал подготовлен на основании полученного многолетнего опыта работы о применении современных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы...