"Развитие жанра антиутопии в современной отечественной литературе". Материалы к уроку по повести А. Курчаткина "Записки экстремиста"
методическая разработка по теме
Повесть А. Курчаткина, носящая подзаголовок "Строительство метро в нашем городе", - представляет причудливое смешение временных пластов - узнаваемого послереволюционного прошлого, настоящего и фантастического будущего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_k_uroku_literatury_po_povesti_a._kurchatkina.docx | 19.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
(МГОУ)
Ногинский филиал
«НА ИХ ПРИМЕРЕ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ…»
Материалы к уроку
по повести А.Курчаткина «Записки экстремиста»
/в рамках темы
«РАЗВИТИЕ ЖАНРА АНТИУТОПИИ
В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»/
Автор: Малиновская А.А.
«На их примере есть чему
поучиться…»
«Записки экстремиста» - что это? Фантастическая повесть, или аллегория, или антиутопия? А может, пародия? Кажется, А.Курчаткин намеренно не определяет жанр своего произведения, предпослав ему, помимо названия, подзаголовок «Строительство метро в нашем городе», ничего, впрочем, не проясняющий. Судя по всему, право определить жанр, понять идейно-художественный смысл, сделать выводы предоставлено самому читателю…
В начале «Записок» - события, которые вполне могут происходить и в наше время; герой с его «яростным желанием действия» понятен и почти близок; узнаваем «Дом власти» - «массивное серое здание… с высокими дубовыми дверями… с подножием из широкой гранитной лестницы…» На «нашем» языке изъясняется и «страж порядка»:
- Чиканулись, ребята? … Я сейчас сообщу, вас заметут, жизни вам больше не будет!..
Руководители города, ездящие на «больших осадистых зверюгах», - наши, родные начальники-аппаратчики, сопровождаемые «нашими» же «молодыми людьми с военной выправкой».
Но дальше – насторожило что-то до боли знакомое: «цепь солдат…над колышущейся толпой возвысилась человеческая фигура…вся площадь подалась туда, в короткий миг уплотнившись в жаркий, тугой человеческий ком…единения с тысячной толпой, с многоруким, многоглавым ее телом…» Звучат выстрелы – и «толпа пришла в движение и стала разваливаться…» Митинг, на который собрался народ с требованием «ускорения строительства метро» (разбуженный и поднятый, кстати, листовками), - да это же первомайская демонстрация из горьковского романа! Увы, отец Философа не стал последователем сыновнего Дела, но перешагнуть через него и через мать герой вполне сумел: «Я ушел из дома…После такого я не мог оставаться». В финале он прочитает в отцовском предсмертном письме: «Мама так тосковала по тебе перед смертью», - однако и тогда в груди у него «ничего не откликается…»
В жертву Делу принесено слишком многое: отец и мать, любимая и дети, собственная жизнь, - «все было бессмысленно – все лишения, тяготы, весь ужас бессолнечного подземного житья», - но против этого прозрения восстает вся внутренняя сущность этого уже немощного человека: «А зато каким азартом была наполнена наша жизнь… Каким счастьем наполнена!... Счастливыми нас делают высокие намерения, а не осуществленные цели…»
Не наша ли история вместилась в десятилетия, отделяющие тот разогнанный митинг и бесславный выход на свет «героев», ожидавших триумфальных почестей и оказавшихся нелепыми, ненужными, безнадежно отставшими от цивилизации? Ушедшие под землю во имя самых благих целей (разгрузить наземный транспорт, построить метро – для города, для народа!), замуровавшие себя, отгородившиеся «от земли» шлагбаумом (читать: железным занавесом), они неизбежно пришли к той же государственной системе подавления личности, против которой и выступили вначале. Идти к великой цели мешает плодящийся народ, который нужно кормить, - «как ни велика оказалась детская смертность, население нашего подземного города неуклонно росло». В детях видят не будущее, а «вложения», «расход»! Примитивное натуральное хозяйство, низкая производительность, «замкнутый круг» - досадные помехи Делу.
Уходит «старая гвардия» - погиб Инженер, от мучительной болезни угасает Декан, выходит «наверх» умирать Волхв – остаются немногие, и вступают в действие волчьи законы (или именно человеческие): борьба за власть, в которой все средства хороши. Провокация – прекрасно: и Магистр за попытку побега, которой не было, предстанет перед судом. Да ведь это наши 30-е! «Тройка» судит, этот «шутовской, дурацкий спектакль» с самооговором обвиняемого повторяется несколько раз перед «народом» (как часто ссылается на него Рослый!), и «мнение трудового народа» - конечно, смертная казнь! А на сомневающихся в ее необходимости безотказно действует окрик: «Кто это там простить хочет?!» - и теперь уже полное молчание. Рослый: «Народ требует смерти – мы должны подчиниться ему. Народ хочет жертвы. Ясно? Крови хочет… Большое дело только на крови крепко стоит!» - ведь это почти некрасовские строки: «…дело прочно, когда под ним струится кровь…» И палачом Рослый заставляет стать его же, Философа, друга и соратника Магистра, - «кровь виной связывает». Разве это не Сталин?!
И штат осведомителей, и пропагандистский аппарат – ведь поколения сменяются, «идеалы, что подвигли нас много лет назад к уходу под землю, уже не ощущаются ими с той остротой и силой» - все это было и у нас, и не в столь далекие времена. Даже погребение умерших в стене пещеры, с оттиском имени и дат, так напоминает захоронения в Кремлевской стене…
Пережить крах всего – идеалов, жизненных ценностей – удается не всякому, и вот сотня подземных жителей, среди которых и сын автора записок – Философа, добровольно уходит в небытие – опять же как! Замуровавшись под землю и пустив газ. Сохранили верность идеалам?... Яду просит и наш герой, но остается жить, вернее, доживать. Не хочет видеться ни с кем из бывших соратников, не хочет разговаривать со «всякими молодыми людьми», посещающими его и жалующимися «на бесцельность и пустоту жизни» (примечательно, что больше среди них парней, недавно отслуживших в армии, а ведь герой начинал свою эпопею тоже тогда, когда «чувство свободы…пьянило и кружило голову после казарменного затворничества»). Он мечтает о прекрасном дне, когда к нему придет побеседовать человек не ради себя, а ради него и «всех других, отдавших свои жизни строительству метро», и о не менее прекрасном дне, когда летающие «пеналы» упадут, «и тогда понадобится наше метро, …возникнет и нужда в знании о тех, кто строил его. …Такие героические, мужественные люди проделали этот путь. Они заслужили памятники, они достойны книг, о них должны складываться легенды. На их примере есть чему поучиться!»
Действительно, есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступл...
Урок литературы «Великая сила любви» (по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
Сейчас страницы массовых изданий, телеэкраны заполонили статьи и ролики, откровенно работающие на возбуждение низших физиологических потребностей. Все чаще мы слышим про самые дикие насилия и преступл...
Конспект урока литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Разработка конспекта урока литературы в 7 классе по повести "Тарас Бульба" Н.В.Гоголя....
Конспект урока литературы в 6 классе по повести А.С.Пушкина "Метель"
Разработка конспекта урока литературы в 6 классе....
Презентация к уроку литературы в 6 классе по повести А. С. Пушкина "Метель".
Презентация сопровождает конспект занятия по литературе по повести Пушкина "Метель"....