Эссе «Как мне помогла арт-терапия»
опыты и эксперименты на тему
Предварительный просмотр:
Психоло г
Мечкасская Марина Васильевна
Эссе «Как мне помогла арт-терапия»
(История моего успеха)
Я работаю психологом в лицее. Опыт работы в сфере образования уже достаточный, почти 10 лет. В своем эссе хотелось поделиться своими успехами в области использования техник арт-терапии. Надеюсь, мой опыт поможет кому-либо решить свои проблемы.
Одна из консультаций мальчика 5 класса и его мамы произошла с использованием песочной терапии. Мама пришла на консультацию с проблемой общения ребенка в семье. Женщина развелась с отцом мальчика и вышла замуж за другого мужчину, сейчас мальчик в 5 классе, и у женщины от нового мужчины появилась дочь, на данный момент ей 3 года. Мальчик, назовем его Игорь (имя изменено). Игорь хорошо общается с сестрой, всегда играет с ней, хорошо отзывается. В школе учится хорошо. Но иногда с матерью может огрызаться, не идет на контакт. С новым отцом отношения не складываются. Маму беспокоит это. С Игорем мы поиграли в песочнице, и я попросила его изобразить в ней картину, она запечатлена выше.
Интерпретируя изображенную на песке картину, я пришла к выводу, что мальчику не хватает мужского общения, и информации о своем биологическом отце. Правая сторона песочницы характеризует мужскую сторону, взаимодействие с отцом, другими значимыми мужчинами. На ней Игорь использовал динозавров, драконов, ниже заповедник с разнообразными животными. Затем с мамой мы поговорили об этом. Она подтвердила, что они не разговаривают с сыном на эту тему, и она всплакнула даже (что говорит о том, что мама прочувствовала данный момент). Мама в разговоре со мной пришла к выводу, что поговорит с сыном об отце, расскажет ему о нем. К тому же он часто заводил об этом разговор, а она пресекала все попытки.
Попавшие в левый верхний угол фигуры символизируют процессы, связанные либо с прошлыми воспоминаниями, либо с мыслями о доме, о матери, о другой значимой женщине - там Игорь изобразил дремучий лес с пауками и змеями.
Фигуры, находящиеся в центральной верхней части, могут отражать то, о чём в данный момент думает, фантазирует ребенок. Создание озера можно рассматривать как глубокие переживания и душевные раны, связанные с утратами, в нашем случае отца.
Попавшие в центральную левую часть фигуры могут символизировать прошлые эмоциональные переживания, связанные с матерью, домом, значимой женщиной. В этой части сосредоточиваются самые важные фигуры. Описывают, с одной стороны, актуальное эмоциональное состояние. С другой стороны, ценностные устремления.
Фигуры в правой центральной части отражают стремления, желания автора песочной картины. А также эмоции по поводу будущего, мужчин, социальной самореализации. Там у нас гараж машин. Мама рассказала, что нынешний ее муж имеет свой автосервис, разбирается в машинах, а Игорь тоже интересуется машинами. И мама решила, обсудив это с мужем, найти компромиссное решение об общении сына с мужем в этой области.
Фигуры, расположенные в левом нижнем углу, могут отражать некие совершённые в прошлом действия. Они могут быть также связаны с домом, матерью, значимой женщиной, ребёнком. А как мы говорили выше, там заповедник.
В нижней центральной части находятся фигуры, отражающие, как правило, некоторые действия, реализуемые в данный момент, или отношение к ним, а также актуальные желания клиента. Там Игорь изобразил друзей.
Попавшие в правую нижнюю часть фигуры символизируют некие действия, которые возможны в будущем. Действия по отношению к социальному окружению или значимым мужским фигурам.
По истечении месяца, мама пришла ко мне на консультацию еще раз, и с радостью рассказала о том, что они с сыном хорошо поговорили, он ее поблагодарил, отношения с отцом наладились, они вместе ухаживают за машинами, разговаривают, играют в компьютерные игры-ралли. Мама сказала, что в их семье теперь лад и радостные лица, поблагодарила за помощь.
Хотелось бы привести таблицу, которую я использую, как рассматривать песочницу, думаю, она поможет начинающим психологам.
Песочница | Символическое значение |
Верхняя часть | Символизирует ментальные процессы. О чём человек думает, фантазирует, планирует, вспоминает |
Нижняя часть | Символизирует сферу реальных действий, поступков человека. То, что он сделал, что делает, что хочет сделать |
Центральная часть (по горизонтали) | Символизирует эмоциональные процессы. Что человек переживает, что он чувствует, о чём беспокоится, чему радуется |
Левая часть | Условно обозначается как «женская часть». Символизирует прошлое, взаимоотношения со значимыми женщинами, матерью; связь с домом. Левая часть - это то, что человек уже имеет, на что может опираться |
Правая часть | Условно обозначается как «мужская» часть. Символизирует будущее, взаимоотношения со значимыми мужчинами: отцом, братом, мужем, другом. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме. Может отражать взаимоотношения с партнёром по браку. Также символизирует планы на будущее, тревоги, связанные с будущим |
Центральная часть (по вертикали) | Символизирует настоящее, актуальные в данный момент процессы человека. О чём он думает, к чему стремится, что является для него значимым. Особенно это касается фигуры, которая поставлена в центр картины. Нередко она символизирует «я» клиента, тот образ, с которым он себя бессознательно ассоциирует в данный момент |
В своей работе, кроме песочной терапии я также использую техники музыкотерапии и изотерапии. Ниже представлены некоторые фотографии.
2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы для проведения конкурса по теме: Антидотная терапия
Для проведения внеаудиторного мероприятия – внутрибригадного конкурса...
Научно-познавательная конференция по теме: «Принципы рациональной антибактериальной терапии. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам»
Данная тема изучается студентами МСО и ФО, согласно рабочей программе по дисциплине «Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии»....
Методическое пособие для самоподготовки студентов по "Терапии", раздел: "Пульмонология"
Одной из основных клинических дисциплин в подготовке фельдшера является «Терапия».В соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения содержания и уровню подготовки выпускников по специальнос...
Новые приемы арт - терапии для развития креативности несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра.
Статья содержит подробную информацию о новом приеме арт - терапии с воспитанниками реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.
Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по ПМ 02 МДК 02.01 Раздел 1 "Сестринская помощь в терапии" Тема: "Сестринская помощь при неотложных состояниях в терапии"
В данном методическом пособии для самостоятельной работы студентов представлены алгоритмы оказания доврачебной помощи по дисциплине «Сестринский уход в терапии», составле...
Как дети помогли Царю Дадону
сценарий использовала несколько раз, каждый раз проходил на ура!...