РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА
статья на тему

Жмыхова Наталия Анатольевна

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА

 

Нарушение интеллекта ребенка существенно изменяет ход психофизического развития. Отклонения в развитии моторики умственно отсталых детей отмечаются во многих работах отечественных и зарубежных авторов.

Многочисленными исследованиями было установлено, что умственно отсталый ребенок в физическом развитии заметно уступает нормально развивающемуся ребенку. У таких детей замедленно формируются координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и навыки, а также сила, быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и другие качества. Отмечено, что у них с раннего детства наблюдаются задержки естественных двигательных рефлексов, как правило, они позднее начинают сидеть, ходить. Эта категория детей имеет нервно-психическое недоразвитие из-за необратимого поражения головного мозга, у детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная ориентировка, фонематический слух, моторика пальцев рук и многое другое. 

Физическая культура и её многообразные средства позволяют положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности. В этой связи становится актуальным поиск более эффективных путей воспитания и развития детей с нарушенным интеллектом, в частности содержания методов физического воспитания, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности, формирования двигательных способностей и  познавательной активности.

Наиболее перспективные возможности для решения актуальных задач коррекционно-развивающей работы с учащимися специальных школ VIII вида открывается при использовании физических упражнений.

Физические упражнения – высокоэффективное средство укрепления здоровья и повышения работоспособности. Поэтому они давно и заслуженно привлекают к себе пристальное внимание ученых, стремящихся найти ответ на вопрос о сущности оздоровительного влияния физической культуры, повышения работоспособности, поиска оптимальных, эффективных форм и средств двигательной деятельности ребенка.

Возможность использования физических упражнений в целях коррекции нарушенных функций у аномальных детей определяются исключительной ролью мышечной системы. В процессе двигательной деятельности человека на движения реагируют не только отдельные мышцы или внутренние органы, но и целостный живой организм, при этом каждая его система несет определённую нагрузку. Следовательно, для грамотной организации физического воспитания в первую очередь требуется научное понимание процесса функционирования и развития организма как целостного объекта. Со времён П. Ф. Лесгафта установлено положительное влияние физических упражнений на развитие организма человека, которое состоит в том, что мышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры больших полушарий мозга, создавая, таким образом, благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и выработки новых. Роль таких воздействий на организм школьников с нарушенным интеллектом возрастает в связи с нарушением у них деятельности центральной нервной системы, которое неизменно сопровождается психофизиологическими особенностями двигательной сферы.

Среди различных форм работы по физическому воспитанию центральное место занимают уроки физической культуры. На этих уроках применяются в определенной системе и последовательности различные физические упражнения и игры возрастных и специфических особенностей учеников специальной (коррекционной) школы. В процессе занятий физкультурой решаются оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Все они связаны между собой, и решение их осуществляется в едином педагогическом процессе. Коррекция развития отсталого ребенка в процессе физического    воспитания осуществляется для улучшения общего состояния здоровья, повышения функциональных возможностей организма, избирательного воздействия с целью преодоления отдельных недостатков физического развития и нарушений моторики умственно отсталых    школьников.

Общее воздействие физических упражнений на организм ребенка выражается в том, что они, как отмечено в исследованиях В.В. Гориневского, П.Ф. Лесгафта и других, повышают уровень жизнедеятельности всего организма. Они содействуют улучшению   обмена   веществ, кровообращения, дыхания, тонизируют деятельность центральной и периферической нервной системы, положительно влияют на состояние нервно-мышечного аппарата. Это повышает умственную и физическую работоспособность организма, увеличивает компенсаторные возможности центральной нервной системы. Такая активизация деятельности является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков развития умственно  отсталого  ребёнка.       

Программно - методическое обеспечение уроков физической культуры рекомендует проведение уроков в тесной взаимосвязи с особенностями развития детей рассматриваемой категории.

В системе физического воспитания специальных школ VIII вида широко используется учебная программа под редакцией Морсаковой Е.А 2003 года выпуска.

Система физического воспитания в специальной школе включает уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня (физкультминутки на уроках, упражнения и игры на переменах), секция по туризму и спортивно-массовые мероприятия.

Ведущее место в системе физического воспитания детей принадлежит урокам физической культуры. В связи с повышенной утомляемостью учащихся школы на общеобразовательных уроках особое значение придается утренней гигиенической гимнастике, физкультминуткам во время уроков в классе и на занятиях в мастерских, а также физкультурным мероприятиям на больших переменах с целью повышения умственной и физической работоспособности умственно отсталых детей. В процессе занятий физической культурой наряду с общеразвивающим и оздоравливающим воздействием оказывается влияние на развитие или исправления отдельных движений, а также на исправление нарушений осанки.

Раздел «Основные виды движений» включает ходьбу, упражнения в равновесии, бег, лазанье, прыжки, метание, т. е. естественные движения, которые жизненно необходимы и потому являются основой физического воспитания. Задачи раздела — формирование базовых двигательных навыков, расширение двигательного опыта учащихся.

Третий раздел программы «Дифференцированная дви­гательная деятельность» введен с целью укрепления, разви­тия систем и функций организма, физических качеств личности, раскрытия специальных двигательных способностей.

Имитационные упражнения приходят на помощь учите­лю тогда, когда традиционные методы и средства оказыва­ются бессильны. Имитационные упражнения помогают привить интерес к физическим упражнениям; научить правильно выполнять простейшие упражнения; развивать воображение; создавать высокий эмоциональный фон.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметовэто специально разработанные движения, подобранные по анатомическому принципу, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном темпе и ритме. Избирательно воздейст­вуя на отдельные группы мышц и на определенные системы организма, ОРУ помогают решать следующие задачи: формирование правильной осанки, обеспечение подвижности суставов, создание двигательного опыта, двигательных качеств и способностей.

Строевые упражнения следует вводить тогда, когда учащиеся в достаточной степени владеют пространственными ориентировками.

Элементы ритмической гимнастики введены в про­грамму не случайно. Ритмическая гимнастика, являясь дви­жением циклического характера, занимает одно из первых мест по так называемой «оздоровительной стоимости» сре­ди многообразия физических упражнений. Использование элементов ритмической гимнастики неизбежно повышает резервы здоровья, решая следующие задачи: профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем; формирование правильной осанки, красивой походки, культуры движений; повышение работоспособности; создание высокого эмоционального фона.

Профилактические и коррекционные упражнения — обязательный компонент каждого урока физической культуры. В программу включены упражнения дыхательной гимнасти­ки, пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию движений, на формирование правильной осанки и укрепле­ние свода стопы. Использование этих упражнений позволя­ет решать следующие задачи: профилактика заболеваний дыхательных путей, формирование навыков рационального дыхания, формирование тонких движений пальцев рук, раз­витие умения согласовывать движения различных частей те­ла, профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Система физического воспитания также включает в себя секционные занятия по туризму, что является эффективным средством оздоровления. Походы учащихся, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учеб­ную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволя­ют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроени­ем. Разумеется, это способствует повышению качества учебно-воспи­тательного процесса.

В исследованиях А.Г.Нагорного, который изучал подростков стар­шего возраста, и А.М. Майорова, изучавшего младший подростковый возраст, содержатся данные об улучшении здоровья учащихся, зани­мающихся туризмом. Оба автора констатировали улучшение само­чувствия ребят, увеличение объема грудной клетки, уменьшение ча­стоты дыхания и увеличения становой силы. Анализ данных исход­ного и повторного обследований показал, что после туристских походов жизненная емкость легких увеличивалась у юношей на 100 мм, у девушек на 120 мм. Материалы врачебно-педагогического обследо­вания показали, что пешие многодневные походы при соблюдении норм нагрузки оказывают благотворное влияние на состояние здоро­вья юношей и девушек и способствует их физическому развитию.

Оздоровительная задача в походе решается посредством правильно рассчитанного графика прохождения маршрута с соблюдением опти­мального режима физических нагрузок и активного отдыха, исполь­зования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил гигиены, правильной орга­низации питания.

Километры, преодолеваемые туристами с гру­зом на плечах, километры с их топографическим, физгеографическим, эстетическим и всяким другим содержанием являются мощ­ным развивающим фактором: движение по лесу, по горам, без троп тренирует опорно-двигательный аппарат и укрепляет характер. Важны и радостные впечатления, положительные эмоции: какой восторг бывает у ребят, когда они в июльский зной могут в горах по­валяться на снегу, поиграть в снежки. А облака под ногами, а не над головой! А побыть внутри облака!

Усло­вия похода не позволяют организму расслабиться, мобилизуют его, открывают возможности, о которых ребенок даже и не подозревал. Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способствуют приобретению навыков самообслуживания, поведения и ориентировки на местности. Неоценимую роль они играют в создании и укреплении детского коллектива, в воспитании чувства дружбы и товарищества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЕКТА

Нарушение интеллекта ребенка существенно изменяет ход психофизического развития. Отклонения в развитии моторики умственно отсталых детей отмечаются во многих работах отечественных и зарубежных авторов.

Многочисленными исследованиями было установлено, что умственно отсталый ребенок в физическом развитии заметно уступает нормально развивающемуся ребенку. У таких детей замедленно формируются координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и навыки, а также сила, быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и другие качества. Отмечено, что у них с раннего детства наблюдаются задержки естественных двигательных рефлексов, как правило, они позднее начинают сидеть, ходить. Эта категория детей имеет нервно-психическое недоразвитие из-за необратимого поражения головного мозга, у детей с нарушениями интеллекта недостаточно развиты психофизические качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная ориентировка, фонематический слух, моторика пальцев рук и многое другое.  

Физическая культура и её многообразные средства позволяют положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности. В этой связи становится актуальным поиск более эффективных путей воспитания и развития детей с нарушенным интеллектом, в частности содержания методов физического воспитания, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности, формирования двигательных способностей и  познавательной активности.

Наиболее перспективные возможности для решения актуальных задач коррекционно-развивающей работы с учащимися специальных школ VIII вида открывается при использовании физических упражнений.

Физические упражнения – высокоэффективное средство укрепления здоровья и повышения работоспособности. Поэтому они давно и заслуженно привлекают к себе пристальное внимание ученых, стремящихся найти ответ на вопрос о сущности оздоровительного влияния физической культуры, повышения работоспособности, поиска оптимальных, эффективных форм и средств двигательной деятельности ребенка.

Возможность использования физических упражнений в целях коррекции нарушенных функций у аномальных детей определяются исключительной ролью мышечной системы. В процессе двигательной деятельности человека на движения реагируют не только отдельные мышцы или внутренние органы, но и целостный живой организм, при этом каждая его система несет определённую нагрузку. Следовательно, для грамотной организации физического воспитания в первую очередь требуется научное понимание процесса функционирования и развития организма как целостного объекта. Со времён П. Ф. Лесгафта установлено положительное влияние физических упражнений на развитие организма человека, которое состоит в том, что мышечная деятельность вызывает повышение тонуса коры больших полушарий мозга, создавая, таким образом, благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и выработки новых. Роль таких воздействий на организм школьников с нарушенным интеллектом возрастает в связи с нарушением у них деятельности центральной нервной системы, которое неизменно сопровождается психофизиологическими особенностями двигательной сферы.

Среди различных форм работы по физическому воспитанию центральное место занимают уроки физической культуры. На этих уроках применяются в определенной системе и последовательности различные физические упражнения и игры возрастных и специфических особенностей учеников специальной (коррекционной) школы. В процессе занятий физкультурой решаются оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи. Все они связаны между собой, и решение их осуществляется в едином педагогическом процессе. Коррекция развития отсталого ребенка в процессе физического    воспитания осуществляется для улучшения общего состояния здоровья, повышения функциональных возможностей организма, избирательного воздействия с целью преодоления отдельных недостатков физического развития и нарушений моторики умственно отсталых    школьников.

Общее воздействие физических упражнений на организм ребенка выражается в том, что они, как отмечено в исследованиях В.В. Гориневского, П.Ф. Лесгафта и других, повышают уровень жизнедеятельности всего организма. Они содействуют улучшению   обмена   веществ, кровообращения, дыхания, тонизируют деятельность центральной и периферической нервной системы, положительно влияют на состояние нервно-мышечного аппарата. Это повышает умственную и физическую работоспособность организма, увеличивает компенсаторные возможности центральной нервной системы. Такая активизация деятельности является важным условием успешного обучения и преодоления недостатков развития умственно  отсталого  ребёнка.        

Программно - методическое обеспечение уроков физической культуры рекомендует проведение уроков в тесной взаимосвязи с особенностями развития детей рассматриваемой категории.

В системе физического воспитания специальных школ VIII вида широко используется учебная программа под редакцией Морсаковой Е.А 2003 года выпуска.

Система физического воспитания в специальной школе включает уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительную работу в режиме дня (физкультминутки на уроках, упражнения и игры на переменах), секция по туризму и спортивно-массовые мероприятия.

Ведущее место в системе физического воспитания детей принадлежит урокам физической культуры. В связи с повышенной утомляемостью учащихся школы на общеобразовательных уроках особое значение придается утренней гигиенической гимнастике, физкультминуткам во время уроков в классе и на занятиях в мастерских, а также физкультурным мероприятиям на больших переменах с целью повышения умственной и физической работоспособности умственно отсталых детей. В процессе занятий физической культурой наряду с общеразвивающим и оздоравливающим воздействием оказывается влияние на развитие или исправления отдельных движений, а также на исправление нарушений осанки.

Раздел «Основные виды движений» включает ходьбу, упражнения в равновесии, бег, лазанье, прыжки, метание, т. е. естественные движения, которые жизненно необходимы и потому являются основой физического воспитания. Задачи раздела — формирование базовых двигательных навыков, расширение двигательного опыта учащихся.

Третий раздел программы «Дифференцированная двигательная деятельность» введен с целью укрепления, развития систем и функций организма, физических качеств личности, раскрытия специальных двигательных способностей. 

Имитационные упражнения приходят на помощь учителю тогда, когда традиционные методы и средства оказываются бессильны. Имитационные упражнения помогают привить интерес к физическим упражнениям; научить правильно выполнять простейшие упражнения; развивать воображение; создавать высокий эмоциональный фон.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) без предметов — это специально разработанные движения, подобранные по анатомическому принципу, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном темпе и ритме. Избирательно воздействуя на отдельные группы мышц и на определенные системы организма, ОРУ помогают решать следующие задачи: формирование правильной осанки, обеспечение подвижности суставов, создание двигательного опыта, двигательных качеств и способностей.

Строевые упражнения следует вводить тогда, когда учащиеся в достаточной степени владеют пространственными ориентировками.

Элементы ритмической гимнастики введены в программу не случайно. Ритмическая гимнастика, являясь движением циклического характера, занимает одно из первых мест по так называемой «оздоровительной стоимости» среди многообразия физических упражнений. Использование элементов ритмической гимнастики неизбежно повышает резервы здоровья, решая следующие задачи: профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой и дыхательной систем; формирование правильной осанки, красивой походки, культуры движений; повышение работоспособности; создание высокого эмоционального фона.

Профилактические и коррекционные упражнения — обязательный компонент каждого урока физической культуры. В программу включены упражнения дыхательной гимнастики, пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию движений, на формирование правильной осанки и укрепление свода стопы. Использование этих упражнений позволяет решать следующие задачи: профилактика заболеваний дыхательных путей, формирование навыков рационального дыхания, формирование тонких движений пальцев рук, развитие умения согласовывать движения различных частей тела, профилактика нарушений осанки и плоскостопия. Система физического воспитания также включает в себя секционные занятия по туризму, что является эффективным средством оздоровления. Походы учащихся, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением. Разумеется, это способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

В исследованиях А.Г.Нагорного, который изучал подростков старшего возраста, и А.М. Майорова, изучавшего младший подростковый возраст, содержатся данные об улучшении здоровья учащихся, занимающихся туризмом. Оба автора констатировали улучшение самочувствия ребят, увеличение объема грудной клетки, уменьшение частоты дыхания и увеличения становой силы. Анализ данных исходного и повторного обследований показал, что после туристских походов жизненная емкость легких увеличивалась у юношей на 100 мм, у девушек на 120 мм. Материалы врачебно-педагогического обследования показали, что пешие многодневные походы при соблюдении норм нагрузки оказывают благотворное влияние на состояние здоровья юношей и девушек и способствует их физическому развитию.

Оздоровительная задача в походе решается посредством правильно рассчитанного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил гигиены, правильной организации питания.

Километры, преодолеваемые туристами с грузом на плечах, километры с их топографическим, физгеографическим, эстетическим и всяким другим содержанием являются мощным развивающим фактором: движение по лесу, по горам, без троп тренирует опорно-двигательный аппарат и укрепляет характер. Важны и радостные впечатления, положительные эмоции: какой восторг бывает у ребят, когда они в июльский зной могут в горах поваляться на снегу, поиграть в снежки. А облака под ногами, а не над головой! А побыть внутри облака!

Условия похода не позволяют организму расслабиться, мобилизуют его, открывают возможности, о которых ребенок даже и не подозревал. Эти мероприятия содействуют совершенствованию навыков в ходьбе, беге и играх, закаляют организм и укрепляют здоровье детей, способствуют приобретению навыков самообслуживания, поведения и ориентировки на местности. Неоценимую роль они играют в создании и укреплении детского коллектива, в воспитании чувства дружбы и товарищества.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Работа с детьми с нарушениями развития . ДЦП "

Ранее эстетическое развитие- эта работа посвещенна работе с детьми младше школьного возраста . Раннее  обучение в школах искусств очень востребованно. Сейчас можно встретить смешенные группы...

Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека

В своей основе современная физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в виде разнообразных физических упражнений, способствующих биологическому развитию молодого организма, поз...

Применение загадок в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В данной статье представлен опыт применения авторских загадок на логопедических занятиях....

Применение фонопедической методики постановки голоса В.В. Емельянова на уроках вокала при работе с детьми, имеющими нарушения дыхательных путей (астма)

В разработке описаны приёмы постановки голоса в процессе распевки на уроке вокала у ребенка, имеющего нарушения дыхательных путей (аллергическая астма). Используется лечебная методика В. Емельянова....

Приемы работы педагога-психолога с детьми с особыми потребностями. Арт-терапия в работе с детьми с нарушением зрения.

Демонстрация  эффективного  собственного   опыта  работы  с детьми с особыми  потребностямии их  продителями .Арт-терапия  в работе с детьми с нарушением...

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Музыкальные занятия с умственно отсталыми обучающимися относятся к сфере эстетического воспитани...

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25710675","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 414px; width: 310px;"}}]]...