3 Самооценка
методическая разработка на тему

Сабанова Наталья Архиповна

Как работать педагогу с формированием самооценки?

Скачать:


Предварительный просмотр:

  словами австрийской писательницы, драматург Мари Фон Эбнер Эшенбах, которые заставляют задуматься о настоящем предназначении учителя: «Все зависит от окружения. Солнце на небе не столь высокого мнения о себе, как свечка, зажженная в погребе».

Данная  ситуация  не  редка  в  жизни.   Проанализируем её.  С одной стороны – у  ребенока в силу возр. особенностей и особенностей воспитания  не сформирована самооценка.

С другой стороны , а как это сделать  и зачем?

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Обществу нужен сов. Специалист, с набором качеств: целеуст. , мобильный.,принимающий ценности общества и государства…. Однажды Сократа спросили: что сложнее всего на свете? Он ответил: познать себя. А что же тогда проще всего на свете? – Попросить это сделать других.
Сегодня перед школой стоит задача создания условий для развития личности творческой, думающей, самодостаточной, конкурентоспособной. Мы должны построить такую образовательную среду, так организовать обучение и воспитание, чтобы из стен школы вышел выпускник, имеющий цели в жизни, стремящийся к постоянному самосовершенствованию. Именно поэтому крайне важно открыть ученику опыт улучшения себя, саморазвития.

ФгОС требует реал на ступени нач. образ   Программа формирования универсальных учебных действий, которая  конкретизирует соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания.

В программе ценностные ориентиры формирования УУД определяются   требованиями ФГОС.

Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени. Как может быть организовано самооценивание учеников начальных классов? Инструменты (методики) формирующие оценивание

  Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

1. Цветовые дорожки  .

2. Светофор

3. Линеечки, пятиуровневая шкала.  

4. Методика: «Радуга».  

5. Методика: «Древо творчества».  

6. Методика: «Мы – вместе» «Оценочный лист»  

7. С целью отслеживания результатов уровня сформированности адекватной самооценки младших школьников использовалась методика Н.Г. Лускановой. «Лесенка». Предлагается 6 лесенка из 5 ступеней. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа по самооценке, впоследствии будет формироваться и совершенствоваться на каждом уроке.

 8. орфолио - это фиксация развития ребенка, Ребенок имеет право заглядывать в свой портфолио. Портфолио помогает самому ребенку знать многое о себе, учиться анализировать свои достижения и промахи, стремиться к новым вершинам и целям и преодолевать препятствия. Портфолио может стать хорошим помощником самому ученику, особенно тогда, когда он вместе с учителем начнет анализировать те материалы, которые собираются в его папке.  

Цель: Повышение уровня качественной успеваемости учащихся, направленное на становление сознания и личности ученика в целом.

Семья. Именно в семье происходит ранняя социализация личности, в ходе которой закладываются семейные роли, представления о том, как взаимодействуют люди, что важно в жизни, а что второстепенно. В первую очередь близкие взрослые дают ребенку понять, какие у него есть достоинства и недостатки, любят ли его за что-то конкретное и или любят за сам факт существования, готовы понимать и принимать его, поддерживать и одобрять, ограничивать и направлять.

Учитель.

1.Реализует Программу формирования универсальных учебных действий( самооценка внутри)

2.Формирует на каждом уроке через  целеполагание,  обучение планированию   действий, контролю и конечно Самооценки.

Организация воспитательной работы КТД и проекты. Работа над самооценкой учащихся через систему классных часов и мероприятий.

Психолог. Тренинги на общение, развитие личности

 Родители.- Собрания  темы « Способы организации их учебной деятельности.» , «Как конструктивного общения с одноклассниками, сверстниками.»

 Инд. беседы и консультации   -индивидуальные программы саморазвития.

 Я убеждена в том, что нужно быть рядом с ребенком, вместе учиться, заниматься творчеством, разговаривать, радоваться и огорчаться, ведь первый учитель – это проводник не только в мир научных знаний, но и в мир человеческих отношений, гармонии с окружающими и, что не менее важно, с самим собой. Поэтому, работая над самооценкой  учеников, надо стремиться, чтобы, прежде всего, они поверили в себя, рассмотрели в себе драгоценные крупинки таланта, встали на путь их развития, были самодостаточны, счастливы уже сейчас  и в будущем.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию действий оценки  и самооценки(ДО) ребенка

Зона ближайшего развития ДО

Что нужно знать и делать родителям

1 → 2

На этом этапе развития учебной деятельности очень важно хвалить ребенка за любой малейший учебный успех, а не критиковать его за неудачи, которых, к сожалению, пока что будет больше, чем побед. Не печальтесь. Такое положение пока является нормой для Вашего ребенка. Ведь нам надо учитывать, что ребенок пока не может сам и адекватно оценивать себя и свои поступки, но он очень хочет этого от тех взрослых, которых он уважает. Значит, ваша задача состоит в том, чтобы стать именно таким уважаемым взрослым

2 → 3

Помогите вашему ребенку научиться давать содержательную,т.е. аргументированную по каждому шагу алгоритма, оценку своих учебных действий после решения учебной задачи. Это по-научному называется «давать адекватную ретроспективную оценку», действовать, глядя на алгоритм оценки(последовательность действий при оценке) и норму оценки, (т.е. какую отметку, за какое количество и каких ошибок следует ставить). Эту норму  предварительно выдает учитель.Тренируйтесь в оценке качества выполнения ребенком своих домашних заданий. Проверяйте регулярно, совпадают ли оценка учителя и самооценка домашнего задания ученика (да, нет, почему?). Не пугайтесь, если такого совпадения не всегда удается достигнуть. Знайте, что научиться давать адекватную самооценку своих действий – дело отнюдь не простое. На самом деле это самое сложное! Так что тренируйтесь, нарабатывайте постепенно навыки взаимо- и самооценки, глядя, в буквальном смысле, на  алгоритм оценки, который предложил ваш учитель. Успех придет непременно, но знайте, что это случится не сразу

3 → 4

Теперь вашему ребенку предстоит научиться самому свободно, аргументировано и, главное, пооперационно оценивать учебные действия товарищей и свои учебные действия  уже непосредственно в процессе, т.е. по ходу решения задачи (выполнения задания), а не только после его завершения. Учтите, что ваш ребенок должен в норме это делать лишь по типовым задачам (заданиям), которые являются аналогичными тем, которые ранее уже были им решены (выполнены) в классе.Процесс оценки правильности решения нетиповых, новых для ребенка  задач  может поставить его в тупик. И это пока нормально для его уровня развития учебной деятельности. В этом случае помогите ему разобраться с оценкой правильности выполненного решения нетиповой задачи, используя нормы оценки, выданные учителем для оценки правильности учебных действий при решении типовых учебных задач и ранее наработанный опыт ребенка по содержательной оценке учебных действий в соответствии с шагами алгоритма или плана. Продолжайте постоянные домашние тренировки взимо- и самооценки действий при выполнении любого вида работы, в том числе учебной и домашней

4 → 5

На этом этапе обучения ваш ребенок уже может овладеть навыками содержательной оценки правильности учебных действий при решении нетиповых учебных задач и заданий, применяя полученные знания в нестандартныхусловиях. Этот этап  очень важен для обеспечения его успеха в дальнейшей учебной и внеучебной работе, т.к. можно с уверенностью сказать, что «вся наша жизнь – это непрерывный процесс решения нетиповых задач». Ведь подобно тому, как нельзя в одну и ту же воду войти дважды, ни одна жизненная ситуация в точности никогда снова не повторяется.На этом этапе развития учебной деятельности вашему ребенку очень важно тренировать предварительную, говоря по-научному, прогностическую оценку уровня трудности учебных задач (заданий) и умение определятьвременя, необходимое для их выполнения еще до завершения всей работы. Регулярно проверяйте, насколько совпадают прогностические оценки ребенка с реальными результатами. Тренируйте его интуицию -  чувство предвидения. Постройте так свою работу с ним, чтобы он имел возможность предварительно угадать результат и оценку собственной  деятельности, а потом доказать справедливость своей оценки (догадки). Знайте, что некоторым детям бывает проще сразу предсказать результат своей работы или сделать вывод, чем доказать, почему они так думают.  Помните, что умение правильно предугадать возможный результат работы, даже, если за этим пока не стоит подробный анализ условий задачи, – очень ценное свойство творческой личности. Берегите это ценное качество и развивайте вашего ребенка в этом направлении

5 → 6

Теперь ваш ребенок учится давать самостоятельно прогностическую оценку своим учебным действия еще до решения учебной задач (до выполнения учебного задания). Постепенно эта оценка становится все более адекватной, соответствующей реальному положению вещей. При этом вас не должно смущать то, что оценка ребенка часто может (увы!) не совпадать с вашей, ведь каждый человек вправе иметь свою собственную точку зрения. Отнеситесь к этому с пониманием, ибо ваш ребенок рассуждает на уровне своего понимания, своего видениятой или иной проблемы. А ваша точка зрения и оценка ситуации не есть истина в последней инстанции. Здесь важно другое: его точка зрениядолжна быть хорошо аргументированной, т.е. опираться на логику рассуждений и этику взаимоотношений по тому или иному вопросу. Поддержите его в этом начинании



Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию действий оценки (ДО) ученика

Зона ближайшего развития ДО

Что нужно знать и делать учителю

1 → 2

Учителю следует при первой возможности давать позитивную внешнюю оценку правильного выполнения учащимся каждого шага, а не только всего алгоритма УД, а также удачных действий целеполагания  (ЦП) и контроля (ДК), чтобы создавать, постоянно развивать и поддерживать в ходе урока ситуацию успеха учащегося на всех этапах занятия. Например: «Ты правильно понял, что надо делать, как, то есть в какой последовательности, выполнил все действия от начала и до конца, проверил и  нашел ошибку, сам исправил ее. Отметка - «5». Молодец!» Необходимо привлекать к аналогичной работе по оцениванию УД ученика его товарищей по классу, следя за тем, чтобы оценка носила содержательный и объективный характер

2 → 3

Следует включать ученика в работу по содержательной оценке УД товарища только после того, как ему наглядно показан образец такой оценки учителем и выданы нормы оценок. Например: «Как ты считаешь, Андрей правильно решил задачу (выполнил задание) или нет? Объясни почему» или «Оцени подробно работу своего товарища». Возможна выдача ученику  оченьтрудного задания на самооценку УД: «Попробуй доказать, что ты правильно выполнил задание, объясни почему ты так считаешь и поставь сам себе отметку, а все ребята тебя проверят»

3 → 4

Особое внимание необходимо уделить содержательной самооценке УД и оценке УД товарищей как по ходу работы, так и при ее завершении. Например: «Оцени сам правильность своих действий (действий товарища) и достоверность полученного результата. Обоснуй свою оценку»

4 → 5

Учить прогностической оценке собственных возможностей и оценке возможностей товарищей до решения задачи. «Попытайся вслух оценить свои возможности (возможности товарищей) по решению этой задачи, анализируя её условия, опыт товарищей  и известные тебе способы решений»

5 → 6

Целесообразно включение ученика в работу по самостоятельной прогностической оценке своих (самооценке) и чужих возможностей до решения задачвсех видов и типов на любом этапе урока



Предварительный просмотр:

 

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  

Основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный  элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты

Что же такое самооценка? Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы – обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.

Приемы самооценки и самоконтроля в начальной школе

Проверка  и  оценка  достижений  младших  школьников  является  весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности  учителя.  Этот  компонент,  наряду  с  другими  компонентами  учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать  современным  требованиям общества,  педагогической и  методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Система  контроля  и  оценивания  учебной  работы  школьника  не  может ограничиваться узкой целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по  конкретному  учебному  предмету.  Она  ставит  более  важную  социальную  задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

В  своей  работе  можно  использовать  следующие  приемы  самооценки  и самоконтроля

1) Словесные приемы

а) Для развития самооценки и самоконтроля в конце уроков задаются следующие вопросы:

–Что ты узнал на уроке?

–Чему научился?

–За что себя можешь похвалить?

–Над чем еще надо поработать?

–Какие задания тебе понравились?

–Какие задания показались трудными?

–Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

б)  используются  наглядные  пособия,  которое  помогают  в  оценивании  своих достижений

Сегодня на уроке я ..

 Мне удалось...

Я могу похвалить...

Я недостаточно...

Я старался...

2) Графики

3) Рисунки, говорящие рисунки.

Свою работу в конце недели, в конце месяца можно оценить с помощью рисунка. Дети на подсознательном уровне изображают свою самооценку в цвете, в изображении какого-либо предмета. Например:  изобразить дерево настроения, цветок настроения, облачко настроения и.д. или раскрасить в цвете какой-либо предмет.

4) Символы

5) Листы самооценки

6) «Портфель ученика»

Работу    с  «Портфелем  ученика»  начинаем  с  первого  класса.  Дети  вместе  с родителями собирают все творческие  работы,  начиная с первого и по четвертый классы. В конце 4 класса все работы просматриваются учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо. Выявлялись причины неудач, ставилась цель к учебной деятельности в 5 классе.

7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения. В конце четверти в 3-4 классах наряду с тем, что выставляем четвертные отметки, необходимо провести самоанализ своей учебной деятельности. Для этого используют следующие вопросы:

–Что удалось в этой четверти?

–По каким предметам результаты получились лучше?–Что не получилось? В чем причина?

–Какую цель поставишь в следующей четверти?

 В  конце  года  также  проводится  самоанализ  своей работы.  Для  этого  можно использовать следующие вопросы:

–Какими результатами первой четверти можешь гордиться?

–Над чем еще необходимо поработать?–По каким предметам возникали затруднения? В чем причина?

–Какую цель поставишь на следующую четверть?

8) Таблицы.

Такой прием наиболее эффективен в 4 классе. Используем при групповой форме обучения. Дети, работая в группах, оценивают работу своей и других групп. И в конце работу оценивает учитель .

 8 )Прием «Ладошки».С помощью карандаша ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо –карандаш у кончика пальцев, испытываем затруднение –на уровне большого пальца, нужна помощь –карандаш внизу ладони. Подходит для оценивания устных ответов.

9) В конце урока проводим общую рефлексию по «Лесенке достижений» или  «Лестница успеха». Ученики ставят себя на одну из ступенек лесенки (ставят галочки, крестики или рисуют человечка -себя) .1 ступенька (нижняя) –Было трудно, не все смог выполнить и понять.2 ступенька (средняя) –Почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать!3 ступенька (верхняя) –Я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично!

Особое внимание уделяется прогностической оценке. Для этого учителя используют знаки: «+» - все знаю; «-» - не знаю; «?» - сомневаюсь. Обычно после объяснения и закрепления нового материала, когда спрашиваешь у детей, все ли было понятно на уроке? Дети еще не способны адекватно оценивать себя, поэтому на первых этапах данной работы утверждают, что все поняли. Своеобразным тестом для данного утверждения как раз и является прогностическая оценка. Ученикам даётся небольшое по объему задание на только что изученную тему. После того, как дети познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в ее выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?», который отражает прогностическую оценку ученика. Далее работа выполняется, проверяется и сравнивается с образцом. Если ребенок оценил себя знаком «+», и действительно не допустил ошибок, он обводит его кружком, у него оценка адекватная, он правильно оценил свою готовность к решению новой учебной задачи.

Для  того,  чтобы  развитие  самооценки  было  эффективным  следует  выполнять следующие условия:

1. Совместная разработка учителем и учениками четких эталонов оценивания для каждого конкретного случая;

2. Создание необходимого психологического настроя обучающихся для анализа собственных результатов;

3. Обеспечение ситуации самостоятельного свободного эталонного оценивания учащимися своих результатов;

4. Сопоставление и выводы об эффективности работы;

5. Составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

Методы самоконтроля:

-сверка с написанным образцом;

-проверка по инструкции;

-взаимопроверка с товарищем;

-коллективное выполнение задания и коллективная проверка;

-сочетание коллективной и индивидуальной работы;

-выполнение задания по алгоритму;

-проверка с помощью сигнальных карточек;

-подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального.

Важно, чтобы учащиеся могли дать обоснование не только оценке хорошо выполненной работы, но и учились выделять возникающие в ней трудности, те моменты, которые еще плохо усвоены, или реально представляли себе, почему то или иное задание выполнено плохо или вообще не выполнено.

Заключение. Если мы хотим развивать социально активную, реализующую свои способности личность. Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, необходимо учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

 



Предварительный просмотр:

Уровни сформированности действий оценки (ДО)

(Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск : Пеленг, 1993. – 64 с.)                                                                               

Уро-вень

Название уровня

Основной диагностический признак

Дополнительные диагностические признаки

1

Отсутствие оценки

Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий, ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя

Всецело полагается на отметку учителя, воспринимая ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои возможности относительно решения поставленной задачи

2

Неадекватная ретроспективная оценка

Ученик не умеет, не пытается оценить свои действия, но испытывает потребность в получении внешней оценки, ориентирован на отметки учителя

Пытаясь по просьбе учителя оценить свои действия, ориентируется не на их содержание, а на внешние особенности решения задачи

3

Адекватная ретроспективная оценка

Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

Критически относится к отметкам учителя (в том числе и к завышенным); не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников

4

Неадекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт ее знакомости или незнакомости, а не возможности изменения известных ему способов действия

Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи; пытаясь оценить свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру; не может этого сделать до решения задачи даже с помощью учителя

5

Потенциально-адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя, но не самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия

Может с помощью учителя, но не самостоятельно обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом

6

Актуально-адекватная прогностическая оценка

Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия

Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свою возможность или невозможность ее решить, исходя из четкого осознания специфики усвоенных им способов и их вариаций, а также границ их применения



Предварительный просмотр:

Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе

УУД

Нормативный

 показатель УУД

Класс

Уровни сформированности

Диагностика

высокий

средний

низкий

учитель

психолог

Самопознание и самоопределение

Самооценка                                    

       

1

- чувство необходимости учения,

- формирование своей точки зрения,

-  предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

- адекватное  содержательное представление о школе;

-  предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

 -  предпочтение социального способа оценки своих знаний

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

- положительное отношение к школе;

- ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»,

- школа привлекает внеучебной деятельностью

Рекомендации: стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

- отрицательное отношение к школе и поступлению в школу

- Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. 

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.

Тест на определение самооценки «Лесенка»

2

- чувство необходимости учения,

- формируется собственная точка зрения,

-  предпочтение социального способа оценки своих знаний.

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

- положительное отношение к школе;

Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах.

Частично зависит от ситуации успеха.

Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

.

Посещение школы с цель общения со сверстниками.

Нет стремления иметь собственную точку зрения.

Полностью зависит от ситуации успеха.

Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат,  давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом.

«Лесенка»

3

- чувство необходимости учения,

- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»,

Рекомендации:  поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

Рекомендации

проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

Неумение адекватно оценить свои способности.

Самооценка ситуативна. 

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом

«Лесенка»

4

-адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание  способов поддержания своей самооценки.

Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии.

 .

- выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем,

интерес к учению  

 Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка,  стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке.

Неумение адекватно оценить свои способности.

Самооценка ситуативна Самооценка зависит  не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением.

Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников,

поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом

«Лесенка»

  1. Список методик для мониторинга

  1. «Лесенка» (1- 4 класс).
  2. Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
  3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)

                                                                                                                 ( 3 -  4 класс.)

  1.  «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
  2. «Незаконченные предложения» (3-4 класс).



Предварительный просмотр:

Как работать педагогу с формированием самооценки?

Важные умения для ребенка

-умение видеть себя среди других

-оценивать свои умения

-осознавать свои трудности

Что делать?

-обращать внимание на хорошее (обязательно проговаривать: хвалить и т.д)

Схема самооценки:

1. Упражнение: формулируем 10-15 достиж за период

2. люди с проблемной самооценкой делают то, что хотят получить от них другие

Формирование самооценки в 1 классе https://www.youtube.com/watch?v=uxj7xuiUhmM

Школа 2100 https://www.youtube.com/watch?v=JgOvCUrH6LE

Что убивает самооценку http://zavideo.net/video/w9b2wP-jP9A

http://paidagogos.com/?p=1624#more-1624

самооценки младших школьников экспериментальным путем позволило выявить ряд закономерностей, свойственных детям этой возрастной группы и связанных со значительными изменениями отношения ребенка к самому себе и к окружающим.

Проведенные 
Д.Б. Элькониным и его группой экспериментальные исследования опирались на следующие гипотезы.

1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет», поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.

2) Ранний «Образ Я» в этом возрасте носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий, и вероятнее, ценностно-заданный, чем познавательный характер.

В своей учебной деятельности младшему школьнику необходимо обладать умением ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, ему необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представление о себе это основа самооценки младших школьников. Самопознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами.

Психологи и педагоги специально изучают влияние, которое оценки учителя оказывают на ребенка. Группа учеников (каждый самостоятельно) выполняла учебное задание в присутствии учителя. К одним детям учитель постоянно подходил, интересовался тем, что они делают, хвалил, поощрял. К другим детям он тоже подходил, но обращал внимание главным образом на допускаемые ими ошибки и делал им в резкой форме замечания. Некоторых детей он вообще оставил безо всякого внимания, ни к кому из них ни разу не подошел.

Результаты оказались следующими. Лучше всех справились с заданием те дети, которых учитель подбадривал. Гораздо хуже выполнили задание те ученики, которым учитель портил настроение своими замечаниями. Совершенно неожиданным оказалось то, что самые низкие результаты получились не у тех, кому учителя делал резкие замечания, а у детей, которых он вообще не замечал, никак не оценивал.

На практике, организуя учебно-воспитательную работу учитель, обычно, соотносит достигаемые детьми результаты с их умственными способностями и отношением к учению, не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о своих способностях.

Между тем, от этих представлений зависит большая или меньшая уверенность в своих силах, отношение к ошибкам и ряд других моментов учебной деятельности.

Как отмечает А.И. Липкина, у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей — одного из основных компонентов самооценки. А. И. Липкина пишет о необходимости «учитывать при анализе продвижения ребенка в учении не только его интеллектуальные качества и особенности усвоения системы знаний, но и те сложные опосредования умственной работы ребенка и личностные характеристики, которые в концентрированной форме выражены в его самооценке».

Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддерживать стремление работать самостоятельно, творчески.

Рекомендации педагогам о формировании адекватной самооценки у детей:

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно!

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения. Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми...". Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности. 

 Приемы для повышения самооценки ребенка:

-  Выслушивать мнение ребенка, его позицию, как имеющую право на существование, но при этом просить обосновать;

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует разъяснить ему причину и способы исправления сложившийся ситуации.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.

3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

-   Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.

-  Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.

-   Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.

-   Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

-   Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

-  Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

-   Поощряйте в ребенке инициативу.

-   Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким

он был вчера или будет завтра).

-   Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.

-   Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.

-  Анализируйте вместе с ребенком его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

-  Старайтесь принимать ребенка таким, какой он есть.

 

 РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:

1. Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;

2. Помогайте подростку поверить в себя и свои способности;

3. Помогайте избежать ошибок;

4. Поддерживайте выпускника при неудачах;

5. Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;

6. Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;

7. Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизические особенности выпускников.

Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

© ГБОУ РК «Ливадийская санаторная школа-интернат», 2014-2017 год. 

http://www.psychologos.ru/articles/view/igry-dlya-povysheniya-samoocenki-rebenka

Игры для повышения самооценки ребенкаhttp://www.psychologos.ru/images/snimok_ekrana_2014-11-13_v_11.19.14_1415866936.png

Для достижения успеха в этом деле необходимо, чтобы взрослый сам видел достоинства ребенка, относился к нему с уважением (а не только любовью) и умел замечать все его успехи (даже самые маленькие). Поэтому вам лучше заранее продумать, какие положительные качества у ребенка уже имеются, а какие ему необходимо приобрести.

Игры и упражнения

Копилка достижений - игра

http://www.psychologos.ru/images/snimok_ekrana_2014-11-13_v_11.25.58_1415867192.png

Это очень хорошая игра, которая должна перерасти в привычку видеть и ценить свои маленькие победы каждый день. Вы действительно сможете достичь такой, казалось бы, глобальной цели, если будете систематически использовать этот игровой прием. В дальнейшем можно будет заменить его устным обсуждением своих ежедневных достижений.

Итак, возьмите какую-нибудь картонную коробку или вместительную банку и вместе с ребенком оформите ее так, как ему хотелось бы, чтобы выглядела копилка его главных ценностей - маленьких и больших собственных успехов в жизни. Может быть, на поверхности этой копилки появятся рисунки, отражающие предметы, которые как-то связаны с понятием "успех", или это будут просто симпатичные узоры. Оставьте выбор за мальчиком или девочкой. Отдельно приготовьте небольшие листочки бумаги. А теперь введите правило: когда ребенок возвращается домой, он обязательно должен вспомнить и написать на этом листочке какое-то свидетельство успеха, которого он достиг за сегодняшний день. Так, на записочках будут появляться фразы: "Хорошо прочитала стихотворение у доски", "Нарисовала отличный рисунок на тему "Осень", "Сделала подарок бабушке, который ей очень понравился", "Все-таки смог написать контрольную по математике на "пять", хотя боялся" и многие другие. Эти записи кладутся в копилку достижений. Важно, чтобы даже в самом неблагополучном дне ребенок смог найти что-то, что ему удалось. "Утяжеление" копилки со временем само по себе наполняет детей гордостью и большей уверенностью в своих силах, особенно если родители и другие члены семьи относятся к его маленьким победам с уважением (а не с высоты своих лет и опыта).

К этой копилке можно обращаться, когда ребенку кажется, что он встретился с непреодолимыми для него трудностями, или в периоды, когда его критический взгляд направлен на свои способности и он видит себя никчемным неудачником. В такие периоды полезно вспомнить, что у вашего ребенка есть опыт преодоления трудностей и достижения успеха. Это поможет ему настроиться на позитивный лад.

Примечание. Данную игру можно использовать сначала для поднятия самооценки ребенка в целом, а потом для повышения веры в свои силы в каком-то конкретном деле, например изучении русского языка в школе. Тогда в вашей "копилке достижений по русскому языку" появятся записи типа: "Сразу запомнила новое правило и поняла тему", "Хорошо написала изложение - близко к тексту", "В сочинении сделал всего одну ошибку" и т. П

Звезда квартиры № 10 - игра

(Номер должен совпадать с номером вашей квартиры)

http://www.psychologos.ru/images/1/19/Cvetok_dostizheniy.jpg

Эта игра хотя и направлена на помощь ребенку, но предназначена, скорее, для взрослых. Именно они должны подкрепить самооценку ребенка, показать ему самому все лучшее, что в нем есть.

Создайте в вашей квартире небольшой стенд, посвященный ребенку. Оговорите время его использования, допустим неделя или две. На этот период ваш ребенок станет "звездой вашей квартиры", так как все остальные домочадцы будут следить за его успехами, отмечать его достоинства. В центре стенда поместите фотографию ребенка. Рядом приклейте лепестки, на которых будете делать записи (можно изготовить и вариант попроще, он больше понравится ученикам среднего школьного возраста - в виде забора, на котором все пишут что хотят и в любом его месте). В течение указанного времени на этом стенде должны появляться надписи, сделанные членами семьи и касающиеся как постоянных характеристик ребенка, которые они ценят, так и тех его достижений и добрых дел, которые они заметили за текущий день. При желании ребенок и сам может добавить какую-либо заметку о себе.

Примечание. Если детей в вашей семье несколько, то, конечно, нужно создать такой же "звездный" стенд и для других, но использовать их нужно по очереди - "звезда вашей квартиры" должна чувствовать свою исключительность и уникальность в течение отведенного ей времени, получить сполна объем внимания близких, хотя бы в игре не разделяя его с братьями и сестрами. По истечении срока действия стенда его отдают на память самому ребенку, а тот, если хочет, может разместить его у себя в комнате.

http://www.psychologos.ru/images/1_1415859636.jpg

Солнышко - игра

Это отличная игра, которая позволяет получить от других "психологические поглаживания", столь необходимые каждому человеку для того, чтобы ощущать себя любимым, нужным, успешным. Поэтому проводить ее нужно в обстановке доброжелательности, в окружении важных для ребенка людей. Идеально подходящий случай для этого - день рождения ребенка. Можно организовать эту игру, когда маленькие и большие гости наелись и готовы к общению и развлечениям.

Переключите их внимание на ребенка словами: "Посмотрите, что-то наш именинник совсем замерз. Давайте поиграем в игру "Солнышко" и согреем его все вместе!" Усадите всех гостей в круг (если не хватает стульев, можно встать или сесть на пол). В центре поставьте вашего ребенка. Каждому гостю раздайте по одному цветному карандашу. Объясните, что это лучик солнца. Его можно подарить озябшему с добрыми словами, сказав о том, что гостю нравится в имениннике, за что того можно уважать. Покажите пример сами, сказав одно предложение-комплимент своему ребенку и отдав ему лучик. Тот, кого согревают, должен не забыть сказать "спасибо", можно добавить "очень приятно", если ему что-то особенно радостно будет слышать. Дальше все гости по кругу говорят что-то хорошее и отдают ребенку свой карандаш. Во время этого ребенок поворачивается лицом к говорящему.

Примечание. У присутствующих на празднике маленьких гостей тоже может возникнуть желание побыть "отогреваемым", оказаться в центре внимания. Вы можете предоставить им эту возможность, повторив игру, а можете оставить ее для таких особых случаев, пообещав ребятам, что их ждет еще много интересных игр (не забудьте, что обещания, данные детям, нужно тут же начать выполнять).

Закончи предложение - игра

http://www.psychologos.ru/images/snimok_ekrana_2014-11-13_v_14.04.25_1415876701.png

Сколько бы окружающие ни рассказывали ребенку о том, какой он замечательный, самым важным является момент, когда ребенок примет их мнение и согласится с тем, что он действительно имеет ряд достоинств и заслуживает уважения. Так что данная игра - хороший способ проверить, что же принял для себя ваш ребенок и как это отразилось на его самоотношении.

Возьмите мяч. Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться. А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею...", "Я могу...", "Я хочу научиться...".

Примечание. Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.



Предварительный просмотр:

Программа формирования универсальных учебных действий в начальной школе.( На основе ФГОС)

Цель программы: обеспечить регулирование различных аспектов освоения  метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

  Программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания.

В программе ценностные ориентиры формирования УУД определяются   требованиями ФГОС.

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности. Самооценка формируется в единстве двух составляющих ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе, и эмоционального, отражающего то, как он воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог (а диапазон здесь может быть очень широк – от веры в собственную идеальность до безоглядного самоуничтожения) они складываются. Таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности и способности.

  

Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребенком особенностей своей деятельности, ее хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребенка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих.

В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении. Учение, как ведущая деятельность, начинает корректировать формирование личности буквально с первых месяцев прихода ребенка в школу. Причем психологические исследования показывают, что самооценка младших школьников еще далеко не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих, прежде всего оценки учителя.  

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. Показатели сформированности самоконтроля и самооценки:  умение перед началом работы спланировать ее;  умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности;  умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля;  умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением;  умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у учащихся 4 классов"

В данном материале представлено выступление на педагогическом совете о формировании навыков самоконтроля и самооценки учащихся в условиях перехода на ФГОС в 5 классе. Материал сопровождается презентац...

Таблица самооценки педагогической деятельности преподавателя учебной дисциплины "Химия" для аттестации на 1 категорию

Таблица самооценки педагогической деятельности преподавателя учебной дисциплины "Химия"...

ПРОСТЕЙШИЕ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, УСТАЛОСТИ, УТОМЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ИХ НАПРАВЛЕННОЙ КОРРЕКЦИИ.

Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции....

Развитие самооценки

Ошибочно мнение, что можно повысить самооценку, увеличивая количество своих достоинств или убеждая себя в них....

Психологический аспект формирования самооценки обучающихся в рамках ФГОС второго поколения.

Адекватная самооценка — позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Самооценка у детей не остаётся стабильной. В зависимости ...

Алгоритм действий и лист самооценки мастера производственного обучения

Начиная с 1 января 2017 года,  работодатели начинают применять профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального обр...

Алгоритм действий и лист самооценки преподавателя ПОО

Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" включает в себя обобщенные трудовые функции и трудовые дей...