ПРОСТЕЙШИЕ МЕТОДИКИ САМООЦЕНКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ, УСТАЛОСТИ, УТОМЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ИХ НАПРАВЛЕННОЙ КОРРЕКЦИИ.
статья на тему

Шмыгова Ольга Валерьевна

Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции.

Научно-техническая революция в современном производстве существенно изменила структуру профессиональной деятельности человека. В значительной степени снизился уровень физических нагрузок, и работа приобрела преимущественно умственный характер. Однако автоматизация производства, существенным образом влияя на содержание труда и облегчая его физическую сторону, вместе с тем резко повысила требования к человеку-оператору, синтезируя в его деятельности многие процессы труда, которые прежде были разделены.

Кроме того, профессиональная деятельность современного человека (и физическая, и особенно умственная) практически всегда сопровождается некоторыми нервно-психическим, эмоциональным напряжением, зачастую связана с гиподинамией, длительным сохранением вынужденной однообразной рабочей позы, с высоким удельным весом статических физических нагрузок, воздействием экстремальных факторов, составляющих специфику условий производства.

Понятие «работоспособность» можно сформулировать таким образом: способность человека выполнять точно определенную специфическую работу в течение длительного времени без снижения  ее качества и уровня производительности. У каждого человека работоспособность различна и зависит от возраста, состояния здоровья, физической силы, психологического настроя, опыта работы, тренированности

Выполнению работы предшествует так называемый предстартовый или предрабочий период, который обеспечивает определенную психологическую подготовленность организма человека к выполнению  той или иной практической деятельности. За предрабочим периодом следует период врабатываемости, с течение которого все функции организма, связанные с обеспечением энергетических затрат для выполнения работы, достигают оптимального уровня.  Далее следует период устойчивого состояния высокой работоспособности, во время которого устанавливается оптимальный режим деятельности всех систем (нервной, кровеносной, дыхательной и др.), обеспечивающих выполнение работы. В состоянии утомления (иногда в конце рабочего дня) наблюдается период «конечного порыва» - повышенной работоспособности, которая обусловлена желанием побыстрее закончить работу и эмоциональным подъемом в связи с окончанием смены и предвкушением отдыха.[2]

Утомление – состояние физиологическое, обратимое, иначе говоря, нормальное для всякого организма (если, конечно, оно компенсируется отдыхом).

Если же человек отдохнул недостаточно и начал работать,  когда утомление еще не прошло, у него может развиваться переутомление. Предотвратить переутомление можно, соблюдая несколько обязательных условий:[2]

  1. начиная любую работу нужно входить в нее постепенно;
  2. в любом виде деятельности необходимо соблюдать определенную последовательность и систематичность;
  3.  следует правильно чередовать разные виды труда, работу и отдых;
  4. обязательно должно быть благоприятное отношение к труду как того, кто работает, так и общества.

И.М. Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное состояние мышцы, не принимавшие активного участия в основной работе.

Этот принцип лежит в основе производственной гимнастики, которая, к сожалению, проводится не на всех организациях. Она состоит из вводной гимнастики (в начале рабочего дня), физкультпаузы (в процессе рабочего дня) и восстановительно-профилактической  гимнастики (для послерабочего восстановления). Наибольшее распространение получили вводная гимнастика и физкультпауза. Вводная гимнастика проводится в течение 5-7 минут до начала работы. Физкультурную паузу следует проводить за 1,5-2 часа до окончания работы, когда усталость чувствуется наиболее остро. Физкультурная пауза длится 7-10 минут. Восстановительно-профилактическая гимнастика является одним из основных средств профилактики профессиональных заболеваний. Наряду с общеразвивающими упражнениями, необходимо применять специальные дыхательные упражнения.[1]

Специальными исследованиями установлено: даже при значительном утомлении достаточно одного – двух дней пассивного отдыха, после чего он играет уже отрицательную роль, расслабляя организм. И тут на помощь приходит физкультура. Именно физические упражнения рассматриваются современными физиологами как средство активного отдыха и восстановления тонуса нервной системы. При тяжелом физическом труде, связанном со значительным нервно-мышечным напряжением, предпочтительнее гимнастические упражнения с элементами растяжки, плавание, ходьба, спортивные игры, не требующие значительных мышечных нагрузок.

Для работников же умственного труда, отдых, наоборот, должен быть направлен на укрепление организма, борьбу с гипокинезией и включать значительные мышечные усилия. Это бег, спортивные игры, туризм, катание на велосипеде, лыжах, физический труд, занятия в секциях ОФП. Для людей, труд которых проходит в закрытых помещениях, особое значение имеет отдых на природе – лыжные прогулки, гребля, купание в естественных водоемах, садово-огородные и полевые работы, спортивные игры вне помещения.

Если труд с монотонностью операций (конвейерное производство), предпочтительнее виды отдыха, осуществляемые в различном темпе, разнообразные по влиянию на организм и эмоциональные по содержанию: спортивные игры, аттракционы, танцы, ритмическая гимнастика, садово-огородные работы.[3]

А женщинам всегда нужно обращать большое внимание на укрепление мышц туловища, особенно брюшного пресса и тазового дна.

К сожалению, случаи переутомления людей участились. И столь обычные попытки объяснить это недостатком времени для досуга – всего лишь отговорка: нерабочее время человека составляет более 30% в сутки. К тому же 104 выходных при 5-дневной рабочей неделе означают почти пять дополнительных годовых отпусков. Как тут не вспомнить справедливые слова Н.М. Амосова о том, что мы все больше болеем не от недостатка пищи, комфорта, а от их избытка. Серьезно занимаются своим здоровьем, по его мнению, всего лишь 1-2% населения. А жаль! Ведь даже очень занятым людям при сильном желании всегда можно выкроить время для активного отдыха. Словом, чтобы избежать переутомления, нужно научиться правильно (активно!) отдыхать.

Список использованной литературы и интернет – источники.

  1.  Сергеев, В.Н. Умеете ли вы отдыхать [Текст] / В.Н. Сергеев.- М.: Знание, 2001.
  2. http://www.antonovayu.ru/page23/page31/index.html
  3. http://kingartur.net/node/130 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации и проведения круговой тренировки на уроках физической культуры

Основой разработки   «Методика организации и проведении круговой тренировки  на уроках физической культуры , являются требования Государственных стандартов среднего и начального професс...

Подготовка студентов к учебным занятиям средствами физической культуры

Научные исследования и социальная практика показывают, что средства физической культуры с большим успехом используются в процессе психологи¬ческой подготовки, особенно в решении ее одной из основных з...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности...

Фонд оценочных средств Физическая культура по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания (1курс)

Фонд оценочных средств Физическая культура по специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания (1курс)...

Сообщение на тему: «Формирование здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения средствами физической культуры и спорта»

Формирование здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения средствами физической культуры и спорт...

Применение лечебной физической культуры при заболевании остеопорозом.

Остеопороз-прогрессирующие заболевания, характеризующиеся изменением костной структуры (ломкостью, рыхлостью), вследствие разрушения структуры соединительной ткани. Опасность болезни вызвана повышенны...

Выступление на заседании межшкольного МО учителей физкультуры по теме: -«Развитие нравственных качеств личности обучающихся разных образовательных возможностей и способностей средствами физической культуры».

Физическая культура играет важную роль в формировании личности, содействуя нормальному физическому развитию, укреплению здоровья и формированию духовных качеств. Занятия физической культурой способств...