Доклад "Роль школьной бибоиотеке в учебно-воспитательном процессе"
статья на тему

Поздняк Ольга Петровна

Рекомендован учителям, библиотекарям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

Роль школьной библиотеки в обеспечении и информационной поддержке   учебно- воспитательном  процессе

«Школа – это прежде всего, книга,

а воспитание – прежде всего, слово, книга

и живые человеческие отношения».

В.А. Сухомлинский

Библиотека в школе. Что это? Информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Это несомненно. Каждая библиотека вырабатывает свою стратегию развития. Отличительная особенность школьной библиотеки - функционирование ее как социальной системы в рамках другой социальной системы. В связи с этим, она выполняет 80% потребностей образовательного учреждения.

Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка.

Главная задача любой школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции. 

Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность. Она является учебной библиотекой, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу. При этом в отличие от публичной и специальной библиотек, школьная библиотека не самостоятельна, а является структурным подразделением школы.

И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровню грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога. Второе - внеурочная жизнь школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Психологи говорят о том, что развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека. Часто дети приходят в библиотеку просто пообщаться, поделиться радостью или горем, получить поддержку, одобрение или совет.

Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

В соответствии со стандартом нового поколения задачи школьной библиотеки стали более конкретными:

-совместно с учителями библиотекарь через книгу, чтение обязан способствовать получению личностных результатов начального образования, которые должны отражать, согласно стандарту, «чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России»;

-совместно с учителями библиотекарь всеми формами и методами работы должен содействовать «активному использованию речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач»;

-согласно стандартам библиотекарям необходимо активизировать обучение детей использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации. При этом необходимо соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

-активное участие во внеурочных занятиях детей (работа в читальном зале библиотеки, массовые мероприятия);

-создание максимально комфортных условий для читателей библиотеки;

Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется человек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний.

Библиотека в школе больше, чем просто библиотека. И не только школьная, но и любая учебная библиотека. Успешная организация учебно-воспитательного процесса складывается из многих факторов. Одним из них является и школьная библиотека, которая сегодня должна стать основным звеном обеспечения необходимой информацией как учителей, так и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»)

Методическая разработка конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности  «Ветеринария»...

Презентация.Урока как основная форма учебно-воспитательного процесса.

Презентация.Урока как основная форма учебно-воспитательного процесса....

Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса

Методическая разработка "Использование  современных методов обучения при  различных формах  организации учебно-воспитательного  процесса"...

статья Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе.

Современные педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе....

Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе

Личностно-ориентированные подходы в обучении  находят все большее распространение в системе образования. Причины этого лежат не только в сфере  педагогики, но, главным образом, в сфере социа...

Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....