3 Уроки студентов для анализа
методическая разработка на тему
Лучшие уроки учителей и уроки студентов для анализа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_dlya_analiza_luchshie_uroki_uchiteley.rar | 396.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Пихель Светлана Анатольевна.
МОУ СОШ № 1, г. Свободный.
Литературное чтение (по учебнику В. Ю. Свиридовой).
1 класс.
Тема: Автор - герой – читатель. (по рассказу Е. Чарушина «Волчишко»)
Изучение нового материала.
Цели:
- Пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа;
- При помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа;
- Воспитывать понимание эмоционального смысла произведения;
- Сделать идею рассказа близкой ребенку через привлечение его к соавторству.
Оборудование: портрет Е. Чарушина, выставка книг автора.
- Организация класса.
- Вызов.
Рассмотрите портрет на доске и прочитайте, как зовут этого человека.
- Как вы думаете, кто этот человек? (дети высказывают свое мнение, находятся ребята, которые знают, что это писатель)
- Кому из вас родители уже читали рассказы Евгения Чарушина, а может быть, кто-то сам их читал?
- Вижу, что мало кто из вас знаком с его творчеством. Не огорчайтесь, ведь у вас все впереди. А сегодня мои помощники подготовили для вас небольшой обзор произведений Евгения Чарушина. Послушайте их.
Обзор произведений Е. Чарушина.
Дети выходят, показывают книги, называют их, говорят, о ком рассказ, и зачитывают отрывок.
- О ком же пишет писатель? (Он пишет о природе, о животных.)
- Евгений Чарушин – настоящий мастер детской книги. Он знает и любит природу. Герои его книг – это звери и птицы. Он не только писатель, но еще и художник. Большинство иллюстраций к своим книгам Евгений Чарушин нарисовал сам. А создавал он свои произведения в 40-50 годы ХХ века.
- Захотелось ли вам прочитать рассказы Е. Чарушина?
- Тогда предлагаю вам познакомиться с рассказом, прочитайте, как он называется. («Волчишко».)
- Как вы думаете, о чем будет идти речь в этом рассказе? (дети высказывают свое предположение, учитель записывает идеи ребят на доске)
3. Осмысление.
- Теперь предлагаю вам познакомиться с рассказом.
Учитель читает первую часть рассказа.
Жил в лесу волчишко с матерью.
Вот как-то раз ушла мать на охоту.
А волчишку поймал человек, сунул его в мешок и принёс в город. Посреди комнаты мешок положил.
Долго не шевелился мешок. Потом забарахтался в нём волчишко и вылез. В одну сторону посмотрел - испугался: человек сидит на него смотрит.
В другую сторону посмотрел - чёрный кот фыркает, пыжится, самого себя вдвое толще, еле стоит. А рядом пёс зубы скалит...
Остановка.
- Где жил волчишко?
- Как волчишко оказался у человека?
- Какие чувства испытывал волчишка, оказавшись в чужом месте?
- Как вы думаете, почему он боялся человека?
- Почему испугался кота и пса, ведь они его не трогали?
- Какие действия животных вызвали страх у волчонка?
- Какие чувства испытывали вы, когда слушали рассказ?
- Предлагаю вам придумать свое продолжение рассказа. Обдумайте его в паре со своим соседом и выскажите через 2 минутки.
Дети, работая в паре, составляют продолжение рассказа, после чего рассказывают его классу и объясняют, почему именно такой окончание они придумали.
- А теперь пришло время узнать, как развиваются события в рассказе Чарушина.
Продолжаем читать рассказ.
Чтение детьми 2 части рассказа.
... Совсем забоялся волчишко. Полез в мешок обратно да не влезть - лежит пустой мешок, как тряпка.
А кот пыжился, пыжился да как зашипит! Прыгнул на стол, блюдце свалил. Разбилось блюдце.
Пёс залаял. Человек закричал громко: "Ха! Ха! Ха!"
Забился волчишко под кресло и стал там жить-дрожать.
Кресло посреди комнаты стоит. Кот со спинки кресла вниз посматривает. Пёс вокруг кресла бегает. Человек в кресле сидит - дымит. А волчишко еле жив под креслом.
Ночью человек уснул, и пёс уснул, и кот зажмурился. Коты - они не спят, а только дремлют.
Вылез волчишко осмотреться. Походил, походил, понюхал, а потом сел и завыл.
Пёс залаял. Кот на стол прыгнул. Человек на кровати сел. Замахал руками, закричал. А волчишко опять под кресло залез. Стал тихонечко там жить.
Утром ушёл человек. Молока налил в плошку. Стали кот с собакой молоко лакать.
Вылез из-под кресла волчишко, подполз к двери,
дверь-то открыта! Из двери на лестницу, с лестницы на
улицу, с улицы по мосту, с моста в огород, из огорода в
поле. А за полем стоит лес.
А в лесу мать-волчиха. Обнюхались, обрадовались и дальше побежали по лесу.
А теперь волчишко вот каким стал волком.
- Вам понравилось такое окончание рассказа? Почему?
- Чье продолжение рассказа, автора или кого-то из ребят, вам понравился больше? Почему?
- В ваших рассказах такие же добрые чувства, как у писателя?
- Давайте вернемся в начало урока и проверим наше предположение «О чем этот рассказ?». Оправдалось оно? Что было неожиданным?
- Почему автор назвал героя рассказа не маленький волк, а волчишко? Что он хочет сказать нам этим уменьшительно-ласкательным именем?
- Правильно. Это название придает мягкость, доброту, с которой он относится к животному. Он восхищается перед детской непосредственностью животного, который еще не знаком с окружающим миром.
- Как же волчишко воспринимает этот мир? (Он боится).
- Давайте найдем слова, которые подтвердят ваше мнение.
(Дети просматривают текст и находят подтверждение: «Совсем испугался волчишко…», «… забился волчишко под кресло и стал там жить – дрожать», «… опять под кресло залез, стал тихонечко там жить…»)
- Ребята, а какие фразы из текста мог бы сказать сам волчишко, если бы заговорил по-человечьи? Прочитайте их от его лица. Подумайте, где при этом мы будем выражать растерянность, непонимание, где страх и, наконец, радость.
- Интерес к зверятам-малышам привел Евгения Чарушина к использованию форм повествования, во многом берущих свое начало в народной сказке.
- В каких местах рассказа мы находим сходство со сказкой? (Дети выделяют в зачине слова: «Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту….». в финале: «Из двери на лестницу…»)
4. Рефлексия.
- Понравился вам рассказ? Что понравилось в рассказе?
- Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ? Почему у вас возникли эти чувства?
- Предлагаю вам сейчас объединиться по 4 человека и посвятить нашему маленькому герою стихи. Напоминаю правила написания стихотворения – синквейна.
1 стр. Название.
2 стр. Описание.
3 стр. Действия.
4 стр. Чувство.
5 стр. Суть стихотворения.
Название стихотворения «Волчишко». Через 2 минуты ребята читают стихи, посвященные волчишке.
Волчишка.
Маленький и одинокий.
Забился, боится, дрожит.
Хочу поскорее я к маме.
Свобода! Ура!
- Что получилось на уроке интересным?
- Что вызвало затруднение. Как справились с трудностями?
- Захотелось ли вам продолжить знакомство с произведениями Е. Чарушина? Где вы можете взять книги? (в библиотеке или спросить у друзей)
Спасибо за урок. Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация открытого урока "Оптические методы анализа"
Презентация открытого урока "Оптические методы анализа" профессионального модуля ПМ.05выполнение лабораторных работ по професии 13321 лаборант химического анализаспециальность 240113 химиче...
План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")
Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....
Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)
«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...
Для анализа уроков студентами (производственная практика по ПМ.01)
Уроки студентов для анализа...
Бинарный урок по теме «Анализ финансового состояния предприятия с использованием электронных таблиц MS Excel»
Методическая разработка урока по дисциплинам АФХД и «Информационные технологии в профессиональной деятельности»Применение электронных таблиц в анализе деятельноти предприяти и пр...
Сертификат Всероссийского вебинара "Современный урок: проектирование, реализация, анализ"
сертификат...
Статья :Освоение Русских культурных традиций на уроках материаловедения посредством анализа традиционных и инновационных средств и технологий по уходу за волосами
Статья :Освоение Русских культурных традиций на уроках материаловедения посредством анализа традиционных и инновационных средств и технологий по уходу за волосами...