Психолого-педагогические условия сохранения и укрепления психологического благополучия и психического здоровья у обучающихся в начальной школе
учебно-методический материал

в данной исследовательской работе подробно рассмотрли условия сохранения и укрепления психологическго багополучия и психического здоровья детей начальных классов, прописали факторы, которые влияют на эти аспекты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr_teoriya.docx225.52 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

Допущена к защите

«    » ____________ 20   г.

Зам.дир.по УР

/_________/_____________

Защищена с отметкой: _________

Протокол ГИА № __________

от «   » ___________20     г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Психолого-педагогические условия сохранения и укрепления психологического благополучия и психического здоровья у обучающихся в начальной школе

 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Выполнила:

Студентка 4-А группы:

Караева Зарина Умаровна

Руководитель: Дорошенко А.А,

преподаватель

профессионального цикла

Допущена к защите:

____________________

подпись руководителя

2025

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1.        Сущность и определение понятий: «здоровье», «психологическое здоровье», «психологическое благополучие», «психическое здоровье»        7

1.2.        Психологические особенности младших школьников        10

1.3.       Причины снижения уровня психического здоровья и психологического благополучия у обучающихся в начальной школе…………………………….16

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1.        Опыт педагогов-практиков по проблеме сохранения и укрепления психологического благополучия и психического здоровья у обучающихся в начальной школе        20

2.2.        Опытно-педагогическая деятельность по сохранению и уреплению психологического благополучия и психического здоровья младших школьников        25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        32

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности. В последнее время, в век глобальных техногенных изменений природы, урбанизации населения, в век высоких технологий и увеличивающегося объёма информации, на фоне резкого снижения качества жизни, сложились устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьёзные опасения специалистов. Исходя из этого, перед школой стоит задача сохранения и укрепления психофизического здоровья детей. Социальные изменение, происходящие в обществе оказывают существенное влияние на все стороны жизнедеятельности человека, включая его здоровье. Поэтому тема является актуальной для мира в целом.

Проблема формирования психологического благополучия и психического здоровья имеет огромную актуальность и в системе образования России. Президент РФ с целью укрепления отечественной образовательной системы внес соответствующие поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Общая направленность государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи определяется Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996р. В документе утверждается: «Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях». Все содержание документа раскрывает неисчерпаемые возможности воспитательной деятельности образовательных организаций в достижении важного целевого ориентира ФГОС НОО — психологического благополучия подрастающего поколения. [19]

 Считаем исследуемую нами проблему актуальной, так как в федеральном государственном образовательном стандарте указана следующая цель: создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации, что говорит нам о необходимости реализации процесса обучения в рамках создания благополучных условий реализации программы и осуществления деятельности по обучению младших школьников, а также в ФГОС, в разделе физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, есть пункт бережного отношения к физическому и психическому здоровью. [18]

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в начальной школе.  

Предмет исследования – педагогические условия сохранения и укрепления психологического благополучия и психического здоровья обучающихся в начальной школе.

Цель исследования — теоретически изучить и практически обосновать проблему сохранения и укрепления психологического благополучия и психического здоровья у обучающихся в начальной школе.

Гипотеза — процесс сохранения и укрепления психологического благополучия и психического здоровья обучающихся в начальной школе будет эффективным, если педагог:

- педагог знает теоретические аспекты сохранения психологического благополучия и психического здоровья обучающихся в начальной школе;

- владеет приемами и методами, по сохранению и укреплению психологическое благополучие и психическое здоровье обучающихся в начальной школе, применяет комплексно: телесно-ориентированные методы, физические упражнения для опорно - двигательного аппарата, глаз, рук, релаксационные паузы;

- создает благоприятную психологическую атмосферу на уроках и внеклассных занятиях, проводит работу по укреплению межличностных отношений в классе;

- проводит психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросу сохранения психологического благополучия обучающихся.

Задачи исследования:

- изучить основные понятия исследования: «здоровье», «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «психологическое благополучие»;

- изучить психологические особенности младших школьников;

- изучить причины снижения уровня психологического благополучия и психического здоровья у обучающихся в начальной школе;

- проанализировать опыт педагогов-практиков по проблеме сохранения и укрепления психологического благополучия и психического здоровья у обучающихся в начальной школе;

- провести опытно-педагогическую деятельность по проблеме сохранения и укрепления психологического благополучия и психического здоровья у обучающихся в начальной школе.

Методологические основания исследования:

Методы исследования:

-  теоретические (изучение и анализ научной литературы);

- эмпирические (изучение о обобщение опыта педагогов-практиков, наблюдение, тестирование, беседа);

- практические (составление и проведение уроков внеклассных и внеурочных занятий по сохранению и укреплению психологического благополучия и психического здоровья у обучающихся в начальной школе).

Практическая значимость исследования заключается в разработке технологических карт уроков, внеурочных, внеклассных занятий с учетом решения задач по укреплению и сохранению психологического благополучия и психического здоровья, а также рекомендаций для родителей по сохранению и укреплению психологического благополучия и психического здоровья у обучающихся в начальной школе, а также в подборе диагностического материала и возможности его использования в практической деятельности учителя начальных классов.

Апробация исследования: исследование было апробировано в рамках студенческой научно практической конференции «Первые шаги в науку» г. Зерноград, а также в рамках публикации статьи на педагогическом портале …

База исследования: МБОУ Конзаводская СОШ, 2 класс

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения

ГЛАВА 1. СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  1. Сущность и определение понятий: «здоровье», «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «психологическое благополучие»

Наше исследование необходимо начать с рассмотрения определения «здоровье».

По мнению Н.В. Косолаповой, здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Голубев В.В. считает, что здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». А также, что «здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний». [11]

Как подчеркивает Е.В. Литницкая, «здоровье – это сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровнях рассмотрения» [9, с. 268].

Исходя из вышесказанного, мы сможем сделать вывод, что здоровье является основополагающим аспектом человеческой жизни, определяющим не только физическое состояние, но и психологическое и социальное благополучие. Оно влияет на способность человека к труду, познанию мира и достижению счастья. Здоровье не ограничивается отсутствием болезней, а включает в себя гармоничное взаимодействие с окружающей средой и внутреннее равновесие. Таким образом, здоровье представляет собой сложный и многогранный феномен, требующий комплексного подхода к его сохранению и укреплению на всех уровнях — физическом, психологическом и социальном.

Продолжить наше исследование необходимо с рассмотрения понятия: «психическое здоровье».

Как отмечает И.В. Дубровина, психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности» [15].

По мнению О. А. Климонтовой [8] психическое здоровье является устойчивой основой для реализации своего потенциала человеком и формирования у него умения благополучно бороться со стрессовыми ситуациями.

Немецкий психиатр Г. Аммон предполагает, что психическое здоровье не просто статическое состояние человека, а динамическое событие, связанное с активным использованием психических функций человека [1].

Таким образом, психическое здоровье представляет собой важный аспект общего благополучия человека, которое включает в себя не только отсутствие психических заболеваний, но и способность адекватно реагировать на окружающую действительность и эффективно справляться со стрессами. Оно является динамичным состоянием, которое требует активного использования психических функций и служит основой для реализации личного потенциала. Играет ключевую роль в формировании устойчивости личности и её способности к адаптации в сложных жизненных ситуациях.

Дальше мы рассматриваем понятие «психологическое здоровье».

О.В. Хухлаева считает, что «психологическое здоровье» представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи» [20]

И.В. Дубровина отмечает, что психологическое здоровье - предполагает интерес человека к жизни, свободу мысли и инициативу, увлеченность какой-либо областью научной или практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность, веру в себя и уважение другого. [15].

По мнению М.Г. Ивановой, психологическое здоровье представляет собой динамическое состояние, характеризующее личность в процессе жизнедеятельности. [7]

Таким образом, мы можем сказать, что психологическое здоровье включает в себя совокупность психических свойств, которые обеспечивают гармонию между индивидуальными потребностями и требованиями общества. Оно характеризуется интересом к жизни, свободой мысли, инициативой, активностью, ответственностью и уважением к другим. Таким образом, оба понятия подчеркивают важность динамического и гармоничного состояния личности для успешной адаптации и функционирования в обществе.

Следующее понятие, которое мы рассмотрим «психологическое благополучие.

Доктор философских наук Е.П. Агапов, считает, что психологическое благополучие - представляет собой особенности внутреннего мира человека, которые определяют его переживания и поведение. [1]

П. П. Фесенко и Т. Д. Шевеленкова рассматривают психологическое благополучие как целостное переживание, выраженное в субъективном ощущении счастья, удовлетворённости собой и собственной жизнью, а также связанное с базовыми человеческими ценностями и потребностями.

Н. М. Голубева заостряет внимание в определении психологического благополучия, считая его целостным переживанием, выраженным в субъективном ощущении счастья, удовлетворенности собой и своей жизнью. Оно связано с базовыми человеческими ценностями и потребностями, оценка воплощения которых проверяется социумом. [4]

Следовательно, психологическое благополучие представляет собой важный аспект внутреннего мира человека, который влияет на его переживания и поведение. Оно включает в себя субъективное ощущение счастья и удовлетворенности жизнью, а также связано с базовыми человеческими ценностями и потребностями. Исследования показывают, что психологическое благополучие является целостным переживанием, которое формируется в контексте взаимодействия личности с социумом и определяет качество жизни индивида. Таким образом, психологическое благополучие является ключевым элементом для достижения гармонии и удовлетворенности в жизни.

Исходя из вышесказанного, в данном параграфе мы исследовали различные определения понятий: «здоровье», «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «психологическое благополучие», мы пришли к выводу, что все эти понятия взаимосвязаны и играют важную роль в формировании общей картины благополучия ребенка. Так как здоровье и благополучие человека можно рассматривать как комплексное явление, требующее внимания к каждому из его аспектов для достижения гармоничного и полноценного существования.

  1. Психологические особенности младших школьников

        

Cогласно И.В. Дубровиной, начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста устанавливаются в настоящее время с 6-7 лет до 10-11 лет.

В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения и воспитания. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы, однако наиболее важные отделы головного мозга, отвечающие за регулирующую функцию, у детей этого возраста еще не завершили свое формирование. Это несовершенство проявляется в особенностях поведения: дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы и эмоциональны. [15]

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, за которые отвечают психические познавательные процессы. В разные периоды жизни человека ведущее значение для общего психического развития приобретает какой-либо один из психических процессов.

Ученый пишет, что в период младшего школьного возраста мышление ребенка совершает переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Переход к этой новой форме мышления связан с изменением содержания мышления: теперь это уже не конкретные предметы, имеющие наглядную основу, а понятия, отражающие наиболее существенные свойства предметов и явлений. Понятийное мышление формируется постепенно на протяжении всего младшего школьного возраста, школьник приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связаны с конкретной практической деятельностью или наглядной опорой. В начале данного возрастного периода доминирующим все же остается наглядно-образное мышление. [15]

Память младших школьников становится произвольной и осмысленной. Учение предполагает заучивание и запоминание учебного материала, что запускает произвольное запоминание [15].

В младшем школьном возрасте преобладает еще непроизвольное внимание. Сама учебная деятельность требует от субъектов большой концентрации, четкости организации действий с опорой на образец, включая действия по самоконтролю, что возможно лишь при активизации волевой и мотивационной сферы, что со временем влияет на развитие произвольности внимания. Стоит отметить, что объем внимания и устойчивость также повышается в данный период развития. К 9-10 годам дети могут достаточно долго сохранять внимание, а также выполнять произвольно заданную программу действий [16].

Восприятие в данном возрастном периоде также характеризуется низкой произвольностью, но в течение обучения происходит нарастание сенсорных эталонов восприятия форм, цветов и временных промежутков, тогда как в дошкольном возрасте данные эталоны путаются или имеют свойство размытости, особенно при восприятии времени [16].

Воображение также развивается в процессе учебной деятельности и проходит две стадии, на первой ребенок воссоздает, на второй может произвести собственный продукт. Это связано с тем, что в первых классах воображение опирается на конкретные физические предметы, но с возрастом на первый план выходит слово, которое создает просторы для фантазии. Следующим шагом развития, является опора на мысль и внутренний план [17]

Под влиянием развивающегося мышления все остальные процессы начинают приобретать опосредованный характер, становится осознанными и произвольными. Ребенок постепенно учится управлять восприятием, памятью и вниманием. [17]

Младший школьный возраст в возрастной психологии традиционно рассматривается как период интенсивного когнитивного и личностного развития, в результате которого возникают актуальные психические новообразования: произвольность психических познавательных процессов, рефлексия, внутренний план действий и др. [15].

А теперь представим ребенка, у которого расшатаны нервы и больна психика, не устроена, взволнована душа, ребенка, который живет в плохих семейных условиях, в постоянном страхе, у которого нет радости в жизни. Учителя часто бывают недовольны учебой и поведением таких детей, но при этом упускают из виду, что именно это взъерошенное, болезненное нервно-психическое, душевное состояние, ухудшая здоровье, открывая путь к болезням ребенка, одновременно препятствует здоровому образу жизни, плохо влияет на память, мышление, провоцирует дурные поступки, нарушения дисциплины, грубость в общении и т. д. [16, с74-77]

Разварина, Л.М. Фахрадова, проведя комплексную оценку нервно-психического развития детей и подростков, выявили, что к окончанию начальной школы образовательный процесс выступает фактором снижения здоровья, избирательно действующим на тех детей, у кого проявляется более высокая учебная мотивация [17].

В исследованиях было выявлено, что в младшем школьном возрасте начинают проявляться депрессивные реакции, манифестируют поведенческие проблемы в виде прогулов, усиливаются дефициты социализации, протестные реакции, в том числе отказы ходить в школу, нарастают трудности дисциплины, раздражительность, недоверчивость к новым людям и ситуациям [17].

Психологическое благополучие учащихся является необходимым условием формирования учебной деятельности и становления субъекта, неотъемлемой стороной процесса формирования мотивации личности, на индивидуальном уровне зависит от социального контекста. Как известно, психологическое благополучие является важным результатом образовательного процесса, т.е. психологическое благополучие напрямую зависит от условий обучения в начальной школе. С позиции ВОЗ, под здоровьем понимается «состояние полной гармонии физического, психического и эмоционального благополучия ребёнка». Под психологическим здоровьем понимается «состояние человека, которое характеризуется высоким уровнем индивидуального развития, осознанием себя и других, наличием представлений о цели и смысле жизни, управлением собой и своими действиями, в том числе, умение грамотно относиться к себе и к другим, осознанием ответственности за свое развитие и дальнейшую жизнь» [5].

Также нужно учитывать такие аспекты психологического благополучия, как тревожность и самооценка. Для нас это важнейшие показатели, свидетельствующие о наличии или отсутствии проблем в данной сфере. Тревожность у младших школьников может проявляться в различных формах, например, волнение перед уроками, страх не успеть сделать задания, беспокойство по поводу отношений с одноклассниками и даже страх перед выступлениями на публике. Эти проявления тревожности связаны с ощущением неуверенности и неспособности справиться с поставленными задачами. Таким образом, тревожность может негативно влиять на психологическое благополучие младших школьников и их успех в учебе [5].

Самооценка также является значимым аспектом психологического развития младших школьников. Она отражает восприятие собственной ценности, компетенции и способности детей. В этом возрасте формируется основа для самооценки, которая может положительно или отрицательно влиять на развитие личности ребенка.

Младшие школьники с низкой самооценкой могут испытывать недостаток уверенности в своих способностях и сомнения в своих достижениях. Они часто сравнивают себя с другими и оценивают себя посредством внешних ориентиров, таких как успехи в учебе или социальные навыки. Это может привести к ощущению неполноценности и даже развитию комплексов. [5].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что младший школьный возраст является критически важным периодом для формирования как когнитивных, так и личностных качеств ребенка. Психическое и психологическое здоровье детей в этом возрасте напрямую связано с их образовательным процессом и социальным окружением. Негативные факторы, такие как плохие семейные условия, постоянный стресс и тревожность, могут существенно ухудшить психическое состояние ребенка, что, в свою очередь, влияет на его учебные успехи и социальную адаптацию.

Таким образом, для обеспечения здорового психоэмоционального состояния младших школьников необходимо создавать поддерживающую образовательную среду, которая будет способствовать их психологическому благополучию и развитию. Это включает в себя внимание к индивидуальным потребностям детей, создание условий для их эмоционального комфорта и развитие навыков саморегуляции и социальной адаптации.

В теоретической части нашего исследования мы рассмотрели различные определения понятий: «здоровье», «психическое здоровье», «психологическое здоровье», «психологическое благополучие», а также психологические особенности младших школьников.

Проанализировав научную литературу, мы пришли к выводу, что психологическое благополучие и психическое развитие являются взаимозависимыми процессами, которые формируют основу для успешной адаптации индивидов в современном обществе. Психологическое благополучие включает в себя эмоциональное, социальное и психологическое здоровье, что, в свою очередь, напрямую влияет на способность человека к личностному росту и развитию.

В следующем параграфе мы рассмотрели особенности младших школьников, а также педагогические условия сохранения и укрепления психологического благополучия и психического здоровья младших школьников в начальной школе. И пришли к выводу, что успешное сохранение и укрепление психологического благополучия и психического здоровья складывается из гармоничного сочетания факторов, влияющих на их развитие. Важно создать поддерживающую образовательную среду, где дети могут чувствовать себя в безопасности и способными к самовыражению. Педагогический коллектив должен быть внимательным к эмоциональным и социальным потребностям школьников, обеспечивая их комфорт в учебном процессе.

  1. Причины снижения уровня психологического здоровья и психологического благополучия у обучающихся в начальной школе

Психологическое благополучие и психическое здоровье учащихся начальной школы находятся под влиянием множества факторов, которые могут как способствовать, так и затруднять их развитие. Одной из основных причин снижения психологического благополучия является высокий уровень учебной нагрузки и требований к детям, что приводит к стрессу и тревожности. [Долгова,2022]

Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам. Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек. Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения. [Долгова,2022]

Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции. Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервнопсихологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению. Переутомление проявляется в головных болях, слабости, снижении аппетита, нарушении сна, ухудшении памяти, рассеянности.  [Долгова,2022]

Также еще одной причиной является семейные отношения. Несомненно, именно они играют ключевую роль в формировании психологического благополучия детей. Негативные семейные паттерны, такие как конфликты между родителями, недостаток эмоциональной поддержки или насилие, могут серьезно повлиять на психическое здоровье ребенка

Исследования показывают, что чрезмерное давление со стороны родителей и преподавателей по поводу учебных достижений может негативно сказаться на самооценке детей и их мотивации. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. [Иванова, 2021]

Непредсказуемые поступки подростков связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками. [Иванова, 2021]

Также нельзя игнорировать влияние недостатка физической активности и неправильного питания на психическое здоровье детей. Ученые отмечают, что физическая активность способствует выработке эндорфинов, что в свою очередь способствует улучшению настроения. Дети, активно занимающиеся спортом или даже просто проводящие время на свежем воздухе, имеют меньше шансов столкнуться с унынием и тревожностью. Исследования показывают, что занятия физической культурой могут улучшать не только физическую форму, но и общее психоэмоциональное состояние. Наряду с этим, полноценное питание является необходимым условием для нормального развития мозга и поддержания психического здоровья. Недостаток essential nutrients, таких как витамины, минералы и омега-3 жирные кислоты, может негативно сказываться на когнитивных функциях и настроении ребенка. Дети, которые питаются правильно, как правило, обладают лучшей концентрацией, более высоким уровне энергии и меньшей предрасположенностью к развитию психических расстройств. Сочетание достаточной физической активности и сбалансированного питания создает основу для формирования не только крепкого тела, но и устойчивой психики. Важно, чтобы родители, педагоги и медицинские работники обращали внимание на эту взаимосвязь и поддерживали детей в их стремлении вести здоровый образ жизни. [Левченко, 2020]

Социальные факторы, такие как взаимоотношения в коллективе, играют ключевую роль в формировании психологического благополучия и психического здоровья обучающихся в начальной школе. Друзья и одноклассники могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Положительное взаимодействие в коллективе способствует развитию социальной коммуникации, самоуважения и чувства принадлежности. В то же время, конфликты, буллинг и изоляция могут привести к снижению самооценки, тревожности и депрессивным состояниям у детей. Исследования показывают, что поддерживающая атмосфера в классе и эффективные социальные навыки могут способствовать улучшению психического здоровья. Кроме того, обучение умениям разрешения конфликтов и эмпатии может положительно повлиять на взаимоотношения между детьми, что в свою очередь укрепляет коллектив и создает более благоприятную образовательную среду. [Фролова, 2019]

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что психологическое благополучие и психическое здоровье учащихся начальной школы являются важными аспектами их общего развития и благополучия. Снижение уровня этих показателей может быть обусловлено множеством факторов, среди которых выделяются учебная нагрузка, семейные отношения, физическая активность и социальные взаимодействия.

Таким образом, для повышения уровня психологического благополучия и психического здоровья учащихся начальной школы необходимо комплексное внимание к учебной нагрузке, семейным отношениям, физической активности и социальным взаимодействиям. Создание поддерживающей и безопасной образовательной среды, а также развитие навыков разрешения конфликтов и эмпатии могут значительно улучшить психоэмоциональное состояние детей и способствовать их успешному обучению и развитию.

       

  1. ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ          

  1.   Опыт педагогов-практиков по проблеме исследования

Обратимся к опыту педагогов-практиков с целью анализа их педагогической деятельности по проблеме сохранения и укрепления психологического благополучия и психического здоровья у младших школьников.

Рассмотрим опыт учителя начальных классов МБОУ СОШ №19 г. Тула, Валиной Юлии Вячеславовны, которая считает, что для формирования психологического здоровья родители и педагоги могут:

- способствовать формированию положительного отношения к себе и принятию окружающих по принципу «я-окей, ты-окей»;

- обучать рефлексивным умениям: навыкам понимания своих эмоций и чувств, и умению выразить их словами, навыкам понимания эмоционального состояния других людей (рассматривание изображений лиц людей с выраженными эмоциями и их обсуждение), умению ставить себя на место другого и умению смотреть на свои поступки глазами окружающих;

- формировать потребности в саморазвитии, через создание условий, способствующих реализации творческих потребностей ребенка;

- уделять своему ребенку достаточно внимания, любви и заботы [3].

Как отмечает Ю.В. Валина, в рамках психолого-педагогического сопровождения необходимо реализовывать диагностику уровня адаптации и универсальных учебных действий учащихся. Проводить занятия с детьми в период адаптации к 1 классу и при переходе из начальной школы в среднее звено, с целью сохранения психологического здоровья обучающихся. Данная работа проводится на протяжении всего учебного года. Если в результате диагностических исследований и наблюдений выявлено, что возникает потребность особого сопровождения детей после длительного отдыха во время каникул, то необходимо:

- проводить игровые минутки во время перемен между уроками, что будет положительно сказываться на эмоциональном состоянии учеников;

- организовать конкурсы рисунков, бесед, викторин, игр по станциям на темы: «Мы - за здоровый образ жизни!», «Что такое дружба?», «Моя семья», «Мой класс» и т.д.;

- вовлечь школьников в коллективную работу по созданию классного уголка «Наш дружный класс» [3].

Таким образом, проведение данных мероприятий способствует формированию положительного отношения к школе, созданию комфортного психологического климата в классе, повышает уровень адаптации учащихся, что является необходимым для укрепления и сохранения психологического здоровья школьников.

Юлия Вячеславовна утверждает, что одним из важнейших аспектов сохранения и укрепления психологического здоровья школьников является создание благоприятного психологического климата на уроке. Тем самым, решается задача предупреждения утомления обучающихся и появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

По мнению Ю.В. Валиной, в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающихся заметно повышается, что в конечном итоге приводит к укреплению психологического здоровья, и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам [3].

Таким образом, исходя из опыта Юлии Вячеславовны можно сделать вывод о том, что школа, организует не только процесс обучения и воспитания, но и создает условия для сохранения и укрепления психологического здоровья обучающихся, с целью успешного развития личности ребенка, и является психологически безопасным и комфортным пространством.

Далее проведем анализ опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №443 г. Санкт-Петербург, Гуляевой Виктории Геннадьевны, которая утверждает, что очень важную роль в сохранении и укреплении психологического здоровья обучающихся играют непосредственно классные руководители [6].

По мнению В.Г. Гуляевой, работа классного руководителя по сохранению и укреплению психологического здоровья может вестись в нескольких направлениях:

  • формирование здорового, дружного, сплоченного классного коллектива с благоприятным психологическим климатом (коллективные творческие дела (подготовка к празднованию Нового года, осеннего бала, спортивным праздникам и т.д.);
  • совместные мероприятия с родителями (туристические походы, спортивные соревнования и вечера отдыха на 23 февраля и 8 марта); организация ученического самоуправления (самостоятельная работа учащихся по организации жизни классного коллектива).
  • участие в областных профилактических программах, классные часы и беседы, способствующие сплочению учащихся ("Слова и поступки", "Спешите делать добро", "Учитесь говорить "Нет!", "Магия общения" и др.).
  • создание условий для самопознания и саморазвития каждого ребенка, т.е. развития личности обучающегося (организация ученического самоуправления (работа внутриклассных центров со сменным составом); коллективное творческое дело;
  • создание ситуации успеха (конкурсные мероприятия внутри класса, школы, города, области);
  • игры (развивающие, деловые, дидактические); технология "Портфолио" (папка-накопитель достижений на каждого ученика).
  • воспитание нравственности, патриотизма;
  • работа с родителями (тематические сообщения, посвященные возрастным особенностям детей, адаптации к обучению в начальной школе, профилактике нарушений психологического здоровья, роли родителей в формировании классного коллектива, профилактике нарушений детско-родительских отношений);
  • организация групповых и индивидуальных консультаций для учеников и родителей по разрешению проблемных ситуаций [6].

Таким образом, направления работы классного руководителя разнообразны, но самое главное, что их объединяет - систематичность, традиционность и последовательность, связанная с возрастными особенностями обучающихся.

Далее обратимся к опыту учителя начальных классов ГБОУ СОШ №676 г. Санкт-Петербург, Логуновой Валентины Владимировны, по мнению которой главным приоритетом при поступлении в школу является сохранение и укрепление психологического здоровья детей [10].

Как отмечает В.В. Логунова, систематически в начальной школе должна проводиться комплексная игра «Посвящение в первоклассники», где происходит знакомство с каждым ребенком, узнаются его интересы, личностные особенности. Устанавливается прочная связь между учителем и учениками.

Затем Валентина Владимировна в ходе своей педагогической деятельности проводит развивающие занятия, такие как: «Лестница роста», которая помогает формировать у первоклассников психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности, овладение новой социальной ролью ученика, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля, развивать мелкую моторику и коммуникативные умения.

Также В.В. Логунова считает, что «Психологический КВН» необходим для развития навыков группового взаимодействия сплочение, формирования чувства команды, развития умений конструктивно проявлять свои эмоции и чувства, развития самовосприятия и принятие других, а также развития творческих способностей.

Для сохранения психологического здоровья, по мнению Валентины Владимировна, особую роль играют тематические классные часы, такие как: «Я в школе», «Я и мое имя», «Наши эмоции», «Звездная страна», «Как лошадка Лу стала храброй», «Серебрины и Серебрята», «Настенькино Чудо»,, «Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история», «Экология души», «Как не попасть в неприятную ситуацию», данные занятия способствуют знакомству и сплочению коллектива, закладывают нравственные ориентиры, стимулируют способность к размышлению, развивают ребенка относительно себя самого и эмоциональной регуляции поведения, предупреждают и снижают тревожность, повышают уверенность в себе.

Таким образом, современная школа должна становиться не только местом, где детей обучают, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов [10].

Итак, анализ опыта педагогов-практиков позволяет сделать нам единый вывод, что для сохранения и укрепления психологического здоровья младших школьников необходимо проводить комплексные мероприятия начиная с адаптационного периода в первом классе и на протяжении всего обучения в начальной школе. Для этого нужно внедрять в учебный и воспитательный процесс различные формы и методы работы, например, проведение коллективных творческих дел, индивидуальные и групповые консультации для детей и их родителей, проводить игровые мероприятия.

  1. Опытно-педагогическая деятельность по сохранению и уреплению психологического благополучия и психического здоровья младших школьников

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапов, Е. А. Феномен человеческого благополучия Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/38037/1/msip_2016_30.pdf (дата обращения: 15.09.2016г.) Текст: электронный.
  2. Бурмистрова, Е.В. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст / Вестник практической психологии образования. – 2015. – №1. – С. 3–14. – Текст: непосредственный.
  3. Валина, Ю.В. Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников как направление деятельности педагога в условиях современной школы / Ю.В. Валина. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/11/27/sohranenie-i-ukreplenie-psihologicheskogo. - (Дата обращения: 19.11.2024) - Текст: электронный
  4. Голубева, Н.М. К проблеме дифференциации понятий психологического и субъективного благополучия личности / Н.М. Голубева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2017. - Т.3. - № 3.   – Текст: непосредственный.
  5. Грузева, Т. С. Улучшение психического здоровья / Т. С. Грузева, Л. И. Галиенко // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. — 2015. — № 3. Текст: непосредственный.
  6. Гуляева, В.В. Необходимость сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся в современной школе / В.В. Гуляева. - Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/neobhodimost-sohraneniya-i-ukrepleniya-p4201027057/. - (Дата обращения: 19.11.2024) - Текст: электронный
  7. Долгова, Т.А. Психологическая поддержка детей в условиях образовательного процесса. 2022, - 201с. Текст: непосредственный.
  8. Иванова М.Г. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности / М.Г. Иванова. – Кемерово, 2018. – 242 с. Текст: непосредственный.
  9. Иванова, Л.М. Влияние родительского контроля на психологическое состояние детей. 2021, - 189с. Текст: непосредственный.
  10. Климонтова, О. А. Понятие психического здоровья личности / О. А. Климонтова // Вестник науки и творчества. — 2018. Текст: непосредственный.
  11. Левченко, И. А. Психология детства: проблемы и решения. Москва: Издательство «Наука». 2020, - 306с. Текст: непосредственный.
  12. Литницкая, Е.В. Проблема здоровья личности в психологии ХIХ–ХХ века // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 2. Том 11. – 274 с. Текст: непосредственный.
  13. Логунова, В.В. Сохранение и укрепление психологического здоровья детей / В.В. Логунова. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2018/06/27/sohranenie-i-ukreplenie-psihologicheskogo-zdorovya-detey. - (Дата обращения: 19.11.2024) - Текст: электронный
  14. Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Голубев, Л. В. Макарова. - М. : Издательский центр «Академия», 2017. Текст: непосредственный.
  15. Психология: учебник для образовательных учреждений, реализующих программы СПО. Дубровина, И.В. – 12-е изд.,стер. – Москва: Изд. Центр «Академия», 2014. – 494 с. – Текст: непосредственный.
  16. Розанов, В.А. Психическое здоровье детей и подростков – попытка объективной оценки динамики за последние десятилетия с учетом различных подходов / Социальная и клиническая психиатрия. – 2018. – Т. 28. – № 1. – 341 с. Текст: непосредственный.
  17. Тихонова, И.В. Психическое здоровье детей и детско-родительские отношения: взаимосвязи и оценка возрастных изменений // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, социокинетика. – 2018. – №4. – 332 с. Текст: непосредственный.
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Режим доступа: https://ust-nitsinskayasosh.mouoslb.ru/media/ – (Дата обращения: 09.10.2023) – Текст: электронный.
  19. Федеральный закон «Об образовании» в РФ от 29.12.2012 г.№ 273 ФЗ в ред. на 01.09.2016.г.- М.: ТЦ Сфера, 2017, - 192с.- Текст: непосредственный.
  20. Фролова, Е. А. Психология детского травматизма: влияние отношений со сверстниками. М.: Наука. 2018, - 215с. Текст: непосредственный.
  21. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие. М.: Академия, 2020. - 208 с. Текст: непосредственный.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Методика «Домики»

Автор - О.А. Орехова

Цель методики – диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций ребенка.

Возраст - старший дошкольный и младший школьный возраст.

Оборудование - лист ответов для ребенка, восемь цветных карандашей: синий, красный, желтый, зеленый, фиолетовый, серый, коричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, окрашены в цвета, соответствующие грифелю.

Форма проведения: индивидуальная, групповая (в малых группах).

Исследование лучше проводить с группой первоклассников – 10-15 человек, детей желательно рассадить по одному. Если есть возможность, можно привлечь для помощи старшеклассников, предварительно их проинструктировав. Помощь учителя и его присутствие исключается, так как речь идет об отношении детей к школьной жизни, в том числе и к учителю.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию и занимает около 20 минут.

Инструкция: сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Найдите в своем листочке задание №1. Это дорожка из восьми прямоугольников. Выберите тот карандаш, который вам приятен больше всего и раскрасьте первый прямоугольник. Отложите этот карандаш в сторону. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Какой из них вам больше нравится? Раскрасьте им второй прямоугольник. Отложите карандаш в сторону. И так далее.

Найдите задание №2. Перед вами домики, их целая улица. В них живут наши чувства. Я буду называть чувства, а вы подберите к ним подходящий цвет и раскрасьте. Карандаши откладывать не надо. Можно раскрашивать тем цветом, который по-вашему подходит. Домиков много, их хозяева могут отличаться и могут быть похожими, а значит, и цвет может быть похожим.

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

Если детям непонятно, что обозначает слово, нужно его объяснить:

Счастье-это когда нам весело, все получается и мы этим довольны.

Горе-это когда с человеком что-то случилось плохое и он расстроился, ему стало плохо, горько.

Справедливость- когда все делается по правилам, делится поровну, по-честному.

Обида- это когда что-то забрали, незаслуженно обидели, обманули.

Дружба- когда все дружат, оказывают помощь друг другу, защищают друг друга.

Ссора- когда ругаются, кто-то раздружился.

Доброта- это когда жалеют того, кому плохо, делают хорошее другим.

Злоба- когда делают другим плохо, обижают.

Скука- когда нечем заняться, нечего делать, все надоело.

Восхищение- когда мы испытываем большое удовольствие при любовании на что-то очень красивое.

Найдите задание №3. В этих домиках мы делаем что-то особенное, и жильцы в них – необычные. В первом домике живет твоя душа. Какой цвет ей подходит? Раскрасьте.

Обозначения домиков:

№2 – твое настроение, когда ты идешь в школу,

№3 – твое настроение на уроке чтения,

№4 – твое настроение на уроке письма,

№5 – твое настроение на уроке математики

№6 – твое настроение, когда ты разговариваешь с учителем,

№7 – твое настроение, когда ты общаешься со своими одноклассниками,

№8 – твое настроение, когда ты находишься дома,

№9 – твое настроение, когда ты делаешь уроки,

№10 – придумайте сами, кто живет и что делает в этом домике. Когда вы закончите его раскрашивать, тихонько на ушко скажите мне, кто там живет и что он делает (на ответном листе делается соответствующая пометка).

Обработка результатов:

Процедура обработки начинается с задания №1. Вычисляется вегетативный коэффициент [5] по формуле:

ВК= (18 – место красного цвета – место синего цвета) / (18 – место синего цвета – место зеленого цвета)

Вегетативный коэффициент характеризует энергетический баланс организма: его способность к энергозатратам или тенденцию к энергосбережению. Его значение изменяется от 0,2 до 5 баллов. Энергетический показатель интерпретируется следующим образом:

0 – 0,5 – хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

0,51 – 0,91 – компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

0,92 – 1,9 – оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

Свыше 2,0 – перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

Далее рассчитывается показатель суммарного отклонения от аутогенной нормы. Определенный порядок цветов (34251607) – аутогенная норма – является индикатором психологического благополучия.

Соответствие цвета порядковому номеру:

1 – синий

2 – зеленый

3 – красный

4 – желтый

5 – фиолетовый

6 – коричневый

7 – серый

8 – черный

Для расчета суммарного отклонения (СО) сначала вычисляется разность между реально занимаемым местом и нормативным положением цвета. Затем разности (абсолютные величины, без учета знака) суммируются. Значение СО изменяется от 0 до 32 и может быть только четным. Значение СО отражает устойчивый эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка. Числовые значения СО интерпретируются следующим образом:

Больше 20 – преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания. Имеются проблемы, которые ребенок не может решить самостоятельно.

10 – 18 – эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Менее 10 – Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

Приложение 2

Проективная методика «Дом – Дерево – Человек»

Автор Д. Бак

Цель проведения данной диагностики: оценка личности исследуемого, получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

Для выполнения теста «Дом – Дерево – Человек» (ДДЧ) испытуемому предлагается бумага, простой карандаш, лист формата А4, который необходимо сложить пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «Дом», на второй «Дерево», на третьей – «Человек», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.

Инструкция. «Нарисуйте, пожалуйста, дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется.

Обработка результатов и интерпретация

Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных его частей, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделения отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком испытуемый подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также, если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов).

Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение этих деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным. Например, отсутствие таких основных деталей, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. В проведенном исследовании необходимо обратить внимание на то, что дети, страдающие ювенильным ревматоидным артритом, чаще рисовали детей с руками, спрятанными за спину, а также без ног, или с каким-либо образом выделенными руками или ногами. Это указывает на переживания детей в связи с болезненностью суставов, часто их деформацией.

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении или желание аутически выйти из ситуации. Считается, что перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек, нарисованный в движении (бегущий, танцующий, играющий), чаще всего показывает активное творческое отношение ребенка к своей жизни.

Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели были сгруппированы в следующие симптомокомпоненты:

1. Незащищенность.

2. Тревожность.

3. Недоверие к себе.

4. Чувство неполноценности.

5. Враждебность.

6. Конфликт (фрустрация).

7. Трудности в общении.

8. Депрессивность.

Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится ноль во всех случаях. Присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, наличие облаков на одном рисунке – 1 балл, на двух – 2, а на всех трех – 3 (симптомокомплекс «Тревожность»). При наличии большинства признаков ставится 1 или 3 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунка теста. Например, отсутствие основных деталей лица (глаз, носа или рта) – 2 балла (симптомокомплекс «Трудности в общении» (см. табл.1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

Приложение 3

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе

Автор -  А.Ф. Фидлер

Назначение. Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Инструкция. В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Обработка и анализ данных.

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

Бланк для ответов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для формирования универсальных учебных действий в урочное и внеурочное время в начальной школе.

Материал предоставлен для учителей начальных классах. Можно использовать  как выступление на заседаниях МО учителей начальных классов, педсовете. В статье описаны условия, создаваемые в начальной...

Педагогический совет "Организация деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса"

Представлен педагогический совет  по организации деятельности по сохранению и укреплению психологического, физического и духовно-нравственного здоровья участников образовательного процесса. Дан п...

Использование комнаты релаксации для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов

Необходимость создания  комнаты релаксации для преподавателей в учебных учреждениях для восстановления эмоционального,физического и умственного истощения...

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребёнка, комфорт, что лежит в основе его психологического здоровья.

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребёнка, комфорт, что лежит в основе его психологического здоровья....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ.04.Профилактическая деятельность раздел МДК 04.01. Сохранение и укрепление здоровья на тему: Наблюдение и уход за детьми раннего возраста в условиях семьи

Предоставлен дидактический материал на тему: ПМ.04.Профилактическая деятельность МДК.04.01. Профилактика  заболеваний  и санитарно-  гигиеническое  образование  населения разд...

Опытно-экспериментальная деятельность "«Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения»

Специалисты по работе с подростками, государственные деятели все чаще отмечают, что  преподаватель может сделать для здоровья студентов гораздо больше, чем врач, поскольку основным фактором,...

ВКЛАД КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА.

В статье дается определение здоровья, приводиться статистика по состоянию здоровья поступающих в техникум обучающихся. Приводится несколько возможных способов сохранения и укрепления здоровья обучающи...