Открытый урок производственного обучения "Кладка глухих стен по ОСП"
план-конспект занятия на тему

Зинина Руфина Якимовна

Открытый урок производственного обучения по профессии "Каменщик" прошел 09.10.2016 г. в рамках фестиваля открытых уроков на базе ГБПОУ РМЭ "Волжского индустриально-технологического техникума" г. Волжска.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Республики Марий Эл

«Волжский индустриально-технологический техникум»

(ГБОУ СПО РМЭ «ВИТТ»)

Логотип прозрачный маленькийjpg

   Рассмотрено

на методическом объединении преподавателей и мастеров п/о профессий технического профиля

______________Л.И.Щелинская «___»____________ 2014 г.

Утверждаю

Зам. директора по УПР

____________ А.В Молькин          «___»____________ 2014 г.

        

Однорядная система перевязки

ее преимущества и недостатки.

Кладка глухих стен в 1,5 кирпича 

по однорядной системе перевязки швов

Паспорт бинарного открытого урока

профессии 12680 КАМЕНЩИК

Преподаватель дисциплин

                                                                                     профессионального цикла

Щелинская Л.И

Мастерпроизводственного

обучения Зинина Р.Я

Волжск

09.10.2014


Паспорт бинарного открытого урока

Наименование учебной дисциплины и практики

  • Специальная технология
  • Учебная практика профессии «Каменщик»

Группа

17

Профессия

12680 КАМЕНЩИК

Тема программы УД

Тема программы УП

  • Системы перевязки каменной кладки
  • Кладка глухих стен толщиной в 1,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов

Тема урока

  • Однорядная система перевязки, ее преимущества и недостатки. Кладка глухих стен  в 1,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов

Тип урока

  • Бинарный урок изучения нового материала

и  первоначального формирования умений и навыков

Вид урока

  • Беседа, показ упражнений, опрос, практическая работа

Формы организации учебного занятия

  • Фронтальная,  индивидуальная, обучение в сотрудничестве

Методическая цель урока

  • Ознакомление педагогов с возможностями и преимуществами проведения бинарного урока

Цель урока

  •  Формирование прочных знаний по однорядной системе перевязки, умений кладки глухих стен  и оценивания результатов  выполненных работ

Учебные задачи

  • Сформировать понятия о системе перевязки, ее недостатках и преимуществах
  • Изучить правила кладки конструкций по однорядной системе перевязки
  •  Формировать умения кладки глухих стен  по однорядной системе перевязки швов
  • Научить оценивать результаты выполненных действий

Развивающие задачи

  • Развивать навыки и умения самостоятельной работы
  • Развивать умения контролировать свою работу визуально и с помощью КИП
  • Развивать внимательность в работе, память, быстроту реакции
  • Развивать умение правильной хватки инструментов и умение работать с ними
  • Развивать умение оценивать работу, делать выводы

Воспитательные задачи

  • Воспитывать трудовую дисциплину, ответственность
  • Воспитывать стремления к самоконтролю
  • Воспитывать экономическую культуру обучающихся (бережное отношение к оборудованию и  материалам)
  • Воспитывать мотивы труда, добросовестное отношение к труду
  •  Воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям

Стандарт образования

Обучающийся должен знать:

  • Общие правила кладки
  • Системы перевязки кладки
  • Порядные схемы кладки глухих стен, способы кладки
  • Инструменты, приспособления, применяемые при выполнении каменной кладки

Обучающийся  должен уметь:

  • Выбирать инструменты, приспособления и инвентарь для каменных работ
  • Подбирать требуемые материалы для каменной кладки
  • Приготавливать растворную смесь для производства каменной кладки
  • Организовывать рабочее место
  • Создавать безопасные условия труда при выполнении каменных работ
  • Производить каменную кладку стен

Материально-техническое обеспечение урока

  • Макеты каменных конструкций
  • Плакат «Однорядная система перевязки»
  • Компьютер, видеопроектор, экран
  • Инструменты (кельмы, молотки-кирочки, расшивки, растворные лопаты, отвесы, правила, уровень)
  • Растворный ящик, раствор строительный, силикатный кирпич

Методы обучения

  • Метод диалогического изложения материала
  • Практический
  • Показ трудовых приемов и операций

Элементы педагогических технологий

  • ИКТ, развивающее обучение

Дидактический материал

  • Опорные конспекты

Внутрипредметные связи

  • Специальная технология (Элементы каменной кладки, правила разрезки, система превязки)
  • Учебная практика (Элементы каменной кладки, правила разрезки, элементы каменных конструкций, кирпичная кладка конструкций по однорядной системе перевязки швов)

Межпредметные связи

  • Материаловедение: темы «Силикатный кирпич», «Глиняный кирпич»

Связь с профессией (компетенции)

  •  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
  • Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
  • Производить кладку конструкций различной сложности

Список литературы

  • Интернет ресурсы:

http://dvors.ru/stena/kladka4.htm

http://www.pandia.ru/446820/

http://www.camremont.ru/docs/3_100/1/1-2-2.html

http://st-novosti.ru/sistemy-perevyazki-shvov/

  • Ищенко И.И. Каменные работы, монтаж конструкций. Учебник для нач.проф.-техн. училищ.Изд.3-е., М., «Академия», 2000.-412с.
  • Каменщик: Учебное пособие для учащихся профессионально-технических училищ/Автор-составитель Б.Б Смирнов -. Ростов н/Д: Феникс, 2000.-320с.
  • Чичерин И.И. Общестроительные работы: учебник для нач.проф.образования: учеб.пособие для сред.проф.образования.- 5-е изд.. стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-416с.

Ход бинарного урока

1.Организация начала учебного занятия (3 мин)

1.1Проверка присутствующих

1.2Проверка готовности обучающихся к уроку

2.Актуализация знаний (5-7 мин.)

Вопрос

Эталон ответа

Что такое каменная кладка?

Конструкция из камней, кирпичей уложенных на строительном растворе

Перечислите системы перевязки  каменной кладки

Однорядная, многорядная, трехрядная

Перечислите основные инструменты каменщика

Кельма, молоток-кирочка, растворная лопата, расшивка.

Назовите третье правила разрезки кладки

Под каждым вертикальным швом кладки нужно располагать не швы, а камни.

Назовите грани кирпича.

Ложок, тычок, постель

Перечислите контрольно-измерительные инструменты каменщика

Отвес, уровень, рулетка, правило, угольник, шнур-причалка

3. Формулирование темы   или учебного вопроса. (5 мин)

Формулирование познавательной цели. Мотивация к учебной      деятельности.

Сообщение темы урока «Однорядная система перевязки, ее преимущества и недостатки», «Кладка глухих стен  в 1,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов»

Цель бинарного урока: на теоретической части урока сформировать прочные понятия об однорядной системе перевязки, ее преимуществах и недостатках. На практической части урока отработать приемы кладки стены в 1,5 кирпича и оценить результаты выполненных действий.

Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроке

Пробуждение эмоционального интереса (слайды).

Мы нередко любуемся строгими линиями высотных зданий жилых домов, величественными корпусами и целыми комплексами с различными архитектурными деталями, обликами преображенных городов и сел.

Это - дело искусных рук каменщика. Наверное, немного найдется на земле ремесел, которые могли бы потягаться возрастом с ремеслом каменщика.

4.Изучение нового материала (10мин)

4.1. Понятие однорядной  системы перевязки швов кладки, ее преимущества и недостатки.

 Для того чтобы стена возводимого здания обладала необходимой прочностью и уложенные камни под действием нагрузок не смещались, кирпичную кладку выполняют с применением различных систем перевязки швов. Смысл перевязки состоит в том, чтобы вертикальные швы кладки были перевязаны камнями через каждый ряд кладки. Это достигается, например чередованием ложковых и тычковых рядов.

При однорядной системе перевязки ложковые и тычковые ряды в кладке чередуются. Вертикально-поперечные швы сдвинуты относительно друг друга на четверть кирпича. Все вертикальные швы нижнего ряда перекрываются кирпичами вышележащего ряда. Однорядную систему перевязки швов кладки по другому называют – цепная.

Однорядная кладка отличается от других систем высокой прочностью и простотой исполнения, но работы по ее устройству менее производительны.

Существенным недостатком однорядной системы перевязки является то, что она требует больших затрат труда на укладку верстовых рядов, большего количества целых кирпичей, а также более квалифицированных каменщиков.

4.2. Обучающиеся должны запомнить основные правила кладки конструкций по однорядной системе перевязки.

1. Первый ряд наружной версты всегда выкладывается тычком.

2. Тычковые и ложковые ряды чередуются.

3. Сдвиг между рядами  на лицевой поверхности стены четверть кирпича.

4.Перевязка поперек кладки в пол кирпича.

5.Забудка всегда выкладывается тычком.

6.Места опирания плит перекрытий, обрезы стен и столбов всегда выкладываются тычковыми рядами.

5. Первичное закрепление материала под руководством преподавателя посредством прямого повторения, частичных выводов

5.1 Ответы на вопросы

Вопрос

Эталон ответа

Что такое однорядная система перевязки?

Это чередование одного тычкового и одного ложкового ряда

Как еще можно назвать однорядную систему перевязки

Цепная

Почему кладка по однорядной системе перевязки швов кладки считается самой прочной и долговечной?

Перевязываются все швы в кладке

Чему равен сдвиг между тычковыми  и ложковыми рядами в кирпичной

   кладке?

¼ кирпича

- Какой из  представленных макетов выложен по однорядной системе перевязки швов?

Преподаватель акцентирует внимание обучающихся на правильных ответах.

Итак, мы повторили преимущества и недостатки однорядной системы перевязки швов и общие правила кладки конструкций. Знания, полученные на теоретическом занятии закрепим выполняя практическую работу по кладке стены толщиной в 1, 5кирпича по однорядной системе перевязки швов. До выполнения практической работы мы с вами посмотрим видеоролик по кладке стены в 1,5 кирпича.

6. Подготовка рабочего места,  кирпича и раствора. 

Кладка стены в 1,5 кирпич с контролем горизонтальности рядов КИП.

Показ мастера производственного обучения приемов расстилания раствора на кладке, кладки глухих стен по однорядной системе перевязки швов с одновременным комментированием действий.

Выполнение обучающимися практической работы кладки глухих стен толщиной в 1,5 кирпича по однорядной системе перевязки швов.

Целевые обходы мастера производственного обучения.

При целевых обходах используется  принцип индивидуального подхода к обучающимся. Каждому обучающемуся предлагается самостоятельно оценить качество своей работы.

 Цели обходов:

- проверка  организации рабочего места и готовности к началу работы

- проверка соблюдения техники безопасности

- проверка правильности выполнения  работы согласно  заданию

- проверка  выполнения приемов укладки кирпича на кладке

- проверка расстилания раствора на кладке и заполнение вертикальных швов

- выявление  и устранение  ошибок во время выполнения работ

- проверка качества  выполненной работы с помощью КИИ

- оказание помощи обучающимся в контроле выполненной кладки

6. Итог урока (5 мин)

1.Выставление оценок

 Анализ работы на уроке теоритического и практического обучения.

2.Рефлексия

Теперь давайте подведем итоги нашего с вами занятия. Понравился ли вам сегодняшний урок, что нового и интересного вы узнали? Какие трудности вы испытали во время выполнения практической работы?

3.Задание для внеаудиторной самостоятельной работы

3.1 Выписать из опорного конспекта в рабочую тетрадь общие правила кладки конструкций по однорядной системе перевязки швов.

3.2 Сфотографировать виды каменных кладок, которые вас заинтересовали с последующим просмотром и обсуждением на следующем занятии.

Урок закончен, спасибо за внимание и работу на уроке.

Опорный конспект

Для того чтобы стена возводимого здания обладала необходимой прочностью и уложенные камни под действием нагрузок не смещались, кирпичную кладку выполняют с применением различных систем перевязки швов. Смысл перевязки состоит в том, чтобы вертикальные швы кладки были перевязаны камнями через каждый ряд кладки. Это достигается, например чередованием ложковыхи тычковых рядов.

При однорядной системе перевязки ложковые и тычковые ряды в кладке чередуются. Вертикально-поперечные швы сдвинуты относительно друг друга на четверть кирпича. Все вертикальные швы нижнего ряда перекрываются кирпичами вышележащего ряда.

Однорядная кладка отличается от других систем высокой прочностью и простотой исполнения, но работы по ее устройству менее производительны.

Существенным недостатком однорядной системы перевязки является то, что она требует больших затрат труда на укладку верстовых рядов, большего количества целых кирпичей, а также более квалифицированных каменщиков.

Кладка конструкций по однорядной системе перевязки  выполняется по правилам. При однорядной системе перевязки первый ряд наружной версты всегда выкладывается тычком.Тычковые и ложковые ряды чередуются.

Сдвиг между рядами  на лицевой поверхности стены четверть кирпича.

Перевязка поперек кладки в пол кирпича. Забудка всегда выкладывается тычком. Места опирания плит перекрытий, обрезы стен и столбов всегда выкладываются тычковыми рядами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок производственного обучения

Сегодня в условиях рыночной экономики совершенствование образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий - это единственный путь развития. Обучение направлено на развити...

план открытого урока производственного обучения мастера п/о Погодаевой Е.В. "Изготовление узлов фартука"

План урока производственного обучения мастера п/о Погодаевой Е.В.Очень хороший материал, который Вы можете использовать в своей работе.Напишите Ваши комментарии....

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.Тема программы: «Приготовление супов».Тема урока: «Приготовление ...

Методическая разработка открытого урока производственного обучения «Выполнение декоративной штукатурки»

Данная разработка урока производственного обучения направлена на изучение области применения и технологии выполнения декоративной штукатурки  содействует воспитанию интереса к своей профессии, ак...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....