Опыт реализации интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.
статья на тему
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. И в этом могут помочь интерактивные методы, которые отвечают данным требованиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт реализации интерактивных методов обучения на уроках русского языка и литературы.
Петрова Анна Анатольевна,
преподаватель,
КГБ ПОУ «НГГПК»,
г.Находка
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Поэтому назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения и воспитания, развивать самостоятельность учащихся, а также содействовать сохранению и укреплению здоровья. И в этом могут помочь интерактивные методы, которые отвечают данным требованиям.
В ходе интерактивного обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать разные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми, они овладевают инструментарием для анализа текста
Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре студенты могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.
Какие виды заданий я использую на уроках русского языка?
1. Игру «Интервью-знакомство» провожу на одном из первых уроков. Каждый студент беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, чем увлекается, что любит читать). Игра помогает преподавателю создать портрет группы, в которой предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умений.
2. Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Студент рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на чередующиеся гласные в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить». Она полезна при проверке и сложного домашнего задания.
3. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры. Например: инте…игенц…я, (не)весело, р…стовщик
Письменные работы
1. «Словарный диктант для соседа». Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами. Затем на уроке обмениваются карточками, выполняют задание.
2. Аналогично составляется «графический диктант для соседа». Каждый учащийся выписывает из художественных текстов, учебников или справочников 4-5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед по парте расставляет в карточке знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложений.
Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.
3. В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов, домашних упражнений. В течение первых пяти минут урока можно провести взаимодиктант (по следам сделанных в тетради ошибок). Необходимо заметить, что работать в парах студентам очень нравится. Они с удовольствием готовят дома словарные и графические диктанты, карточки-зачеты, с большим желанием и интересом работают с карточками на уроке. Усвоение системы языка происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль преподавателя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.
Организация групповых взаимодействий в учебной деятельности может быть различной. Различное количество групп и число учащихся в группах подчиняется общей задаче урока.
Если ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшими (3-4 человека). На ранней стадии применения групповых занятий преподаватель использует более простой способ деления: при входе в класс учащиеся берут карточки разного цвета или разной формы – квадраты, круги, треугольники, звездочки.
Фрагмент урока по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
Проработка содержания темы (групповая работа)
Задание: в данных предложениях найдите подлежащее, определите, чем оно выражено. Свои выводы запишите в таблицу.
Больной стал быстро поправляться.
Окружающие сидели молча.
Читать – огромное удовольствие.
«В» является предлогом.
«А» - противительный союз.
Неслось со всех сторон «ау».
Двое уехали в экспедицию.
Настало роковое послезавтра.
Старший сын уехал в столицу.
Несколько стульев стояло у стены.
Что-то вдалеке громыхнуло.
Способ выражения | Пример |
Имя существительное в Им. п. | Старший сын уехал в столицу. |
Местоимение в Им. п. | Что-то вдалеке громыхнуло. |
Имя числительное в Им. п. | Двое уехали в экспедицию. |
Инфинитив | Читать – огромное удовольствие. |
Наречие | Настало роковое послезавтра. |
Прилагательное | Больной стал быстро поправляться. |
Причастие | Окружающие сидели молча. |
Неделимое словосочетание | Несколько стульев стояло у стены. |
Междометие | Неслось со всех сторон «ау». |
Предлог | «В» является предлогом. |
Союз | «А» - противительный союз. |
4. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит преподавателю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
5.Метод «Один-вдвоем-группой». Позволяет студентам сначала подумать одному, потом поделиться своими соображениями с партнёром и только после этого – со всей группой.
- Дается задание.
- Обдумывание решения, аргументация.
- Объединение в пары и обсуждение своих идей с партнёром, подготовить выступление перед всей группой.
- Подведение итогов, общая дискуссия.
6. Рассказ правила по цепочке. Условие – соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.
7. Аукцион вопросов по теме (каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.
Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.
8. Метод «Займи позицию» - знакомство с альтернативными позициями, умение отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнение других.
9. «Карусель» - каждая группа по очереди представляет свои аргументы по поднятой проблеме.
Часто разделив ребят на группы, предлагаю им, в зависимости от учебной ситуации, выступить в роли редакторов, корректоров, оформителей стенгазет, составителей рекламы, экскурсоводов и другие. Такая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.
Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Но главное – не злоупотреблять групповой работой, необходимо дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой. При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют различные игры. Закреплению знаний по темам способствует игра «Определи пару». Она позволяет сделать трудную работу по усвоению русского языка более эффективной. Организую эту игру чаще на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения.
Иногда эту игру провожу в форме соревнования между двумя командами или рядами, сама же наблюдаю за ходом игры, веду учет ошибок. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок. Эта игра помогает развивать у учащихся аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орфографические явления, повышает сознательность в применении правил.
В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе.
С целью повышения мотивации и познавательной активности обучающихся на уроках русского языка я применяю следующие методы и приемы интерактивного обучения.
Прием «Верно/неверно» заключается в том, что обучающиеся рассматривают утверждения и определяют верны они или нет. При изучении темы «Корни с чередующимися гласными» возможно такое задание:
№ | Утверждение | Верно/ неверно |
1 2 3 4 | В корнях -кос-, -кас- написание о/а зависит от ударения В корнях -раст-, -ращ- , -рос- пишется а, если есть ст или щ В конях -зор-, -зар- написание гласно зависит от суффикса а В корнях -гор-, -гар- написание гласной зависит от ударения |
Классификация – прием, в котором от учащихся требуется распределить (классифицировать) слова по группам, категориям и т.п.
Например, при повторении способов образования слов можно использовать такое интерактивное задание: Распределите слова по способам образования, расставив цифры (работа в малых группах).
1 – приставочный способ
2 – суффиксальный способ
3 – приставочно-суффиксальный способ
4 – сложение (основ или целых слов)
5 – сложение сокращенных слов
6 – переход одной части речи в другую
Ролевая игра – метод, предполагающий разыгрывание различных ситуаций, т.е. проекция знаний в жизнь.
Так, при изучении стилей речи данный метод оказывается очень уместным. Например, для тренировки умения писать заявления различного рода и культуры деловой речи я использую ролевую игру. Предлагаю студентам разыграть ситуацию: Вы пришли записаться на курсы иностранного языка. Вам необходимо написать заявление. При этом один ученик выступает в роли секретаря или директора, другой в роли поступающего на занятия.
Продуктивным считаю прием интерактивного обучения «Как вы думаете?», благодаря которому обучающиеся могут высказать свое мнение. Данный вид интеракции может включать элементы дискуссии, поскольку взгляды детей на какую-либо проблему могут различаться.
Прогнозирование содержания по названию произведения.
1 шаг. Каждый студент обдумывает и кратко записывает содержание предполагаемого текста.
2 шаг. Учащиеся объединяются в группы по три человека и рассказывают друг другу придуманные ими рассказы.
3 шаг. Читают рассказ и сопоставляют свои варианты с рассказом писателя.
Приём «Реклама». Преподаватель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Пример: создайте рекламу Золотому веку русской литературы. Придумайте слоган …
Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Например, кратко написать самое важное, что уяснил с урока. Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Изучая тему «Служебные и самостоятельные части речи», использую интерактивный прием «Дерево решений». Группа делится на 3 подгруппы. Каждая выполняя задание делает записи на своем «дереве» (лист ватмана).
1 группа – морфологические признаки наречий
2 группа – правописание не с наречия
3 группа – степени сравнения наречий.
Потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.
На уроках литературы среди методов индивидуального обучения часто использую такие как «Дебаты», «Займи позицию», «Мозговой штурм». Например, изучая драму Островского «Гроза», я предложила учащимся ответить на вопрос: «Могла ли Катерина поступить иначе?», используя прием «Займи позицию». На доске были написаны 2 противоположных точки зрения ответа да или нет. Учащиеся выбирают определенную позицию, аргументируя свою точку зрения. Данный прием позволяет мне решить несколько задач: работа с художественным материалом, каждый должен высказать свою точку зрения.
На уроках-исследованиях мы организуем поисковую познавательную деятельность путем постановки задач, требующих самостоятельного творческого решения.
Уроки по изучению биографии писателей и поэтов я провожу в форме заочных экскурсий, устных журналов, турнира знатоков (создавались группы биографов, географов, историков). Читали дополнительную литературу, готовили сборники стихов, вопросы для соперников.
При изучении романа «Преступление и наказание» Достоевского основу урока составляет задание «Шапка вопросов». В начале урока на полоске бумаги студенты пишут свои вопросы по роману, и скатав полоску в трубочку, относят ее в одну из «Шапок», лежащих на подоконнике. Таких шапок 3, в одну складывают записки с вопросами для проверки знания текста, в другую – мнение о романе, суждение о персонажах, в 3 - вопросы по роману, на которые затрудняются ответить.
Примеры: в 1-ой шапке вопросы: сколько раз Порфирий Петрович встречался с Раскольниковым?
Во 2-ой: на месте Сони я не стала бы давать деньги отцу на водку. Я прав?
В 3 шапке: я не понимаю, зачем Раскольников сам во всем признался?
Трое учеников тянут по одному вопросу из каждой шапки и после подготовки отвечают на них.
При изучении объемных произведений использую такие игровые формы:
- художественная иллюстрация событий войны: студенты должны отыскать в тексте романа подтверждение слов преподавателя (например, доказать, что война – чудовищное человеческому разуму событие, а особенно гражданская).
Увлекает также игра «Рисунки Тургенева». На доску помещается портрет какого-нибудь героя. Нужно до мельчайших подробностей описать жизнь и характер этого человека, опираясь на его зрительный образ. А затем сравнить получившийся портрет с описанием персонажа в произведении.
Таким образом, использование интерактивных форм на уроках русского языка и литературы способствуют созданию неформальной обстановки, которая позволяет учащимся раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком-то новом качестве и это делает уроки интересными, разнообразными, содержательными.
Выбирая ту или иную форму проведения урока, преподаватель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:
• задействовать на уроке всю группу (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);
• в полной мере учесть возрастные особенности (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);
• учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.
Литература:
1.Методы научно-педагогического исследования. — http://www.studfiles.ru/preview/ [Электронный источник]
2.Методы обучения. — https://ru.wikipedia.org/wiki/Методы_обучения [Электронный источник]
3.Презентация «Интерактивные формы обучения». — http://magistr.tstu.ru/upload/29_12_2012–13_doc[Электронный источник].
4.Технология интерактивного обучения — http://kms-s14.ippk.ru/_private/Deyatelnost/Konfe [Электронный источник]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....
Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"
Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы
Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы
Статья "Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы"предназначена преподавателям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Метод проектов самый демократичный, та...
ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ «ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Здесь рассказывается о том, как необходимо применять интерактивные методы работы на уроках английского языка в школе...
Использование интерактивных методов обучения на уроке английского языка
В статье описываются интерактивные методы бучения, используемые на уроках английского языка...
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ...