Профилактика и коррекция асоциального поведения детей-сирот и лиц из их числа
рабочая программа на тему
Программа предназначена для работы с детьми-сиротами и составлена из опыта работы социального педагога колледжа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_prof._asotsialnyh_yavleniy_v_molodezhnoy_srede.docx | 219.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Ликино – Дулевский политехнический колледж – филиал ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно – технологический университет»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор колледжа___________Н.Ф.Кузина
«___»_________20__г.
Программа
по профилактике асоциальных явлений для лиц из категории детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель:
Социальный педагог Шевченко Н.В.
г. Ликино-Дулёво
Содержание:
1. Пояснительная записка………………………………………………..3 стр.
2. Содержание основных понятий……………........................................8 стр.
3. Мероприятия по реализации программы…………………………….10 стр.
4. Заключение……………………………………………………………. 14 стр.
5. Список литературы……………………………………………………15 стр.
6. Приложение №1 психологический инструментарий для диагностики склонности к асоциальным явлениям …………………………………..16 стр.
7. Приложение №2 Памятка родителям по профилактике наркомании..29 стр.
8. Приложение №3 Статья для родителей «Построение доверительного диалога с подростком»…………………………………………………..31 стр.
Пояснительная записка
Современное общественное устройство исходит из того, что у каждого человека есть право на свободное развитие и становление, на позитивное взаимодействие с социумом, право на реализацию своего призвания и своей социальной роли. В жизни, однако, мы видим трудности в реализации указанных прав, что приводит к социальной дезадаптации - сложному и трагическому явлению, непосредственно связанному с вопросами здоровья работающего населения, то есть к нарушению взаимодействия индивидуума со средой, когда человек не может осуществлять свою позитивную социальную роль, которая соответствовала бы его возможностям. Именно эта, все увеличивающаяся, социальная дезадаптация в среде детей и молодежи приводит к катастрофическому росту таких страшных явлений, как наркомания, алкоголизм и других проявлений асоциального поведения в нашем обществе.
Растет число подростков неуспевающих в учебе, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих уголовные проступки и уголовные преступления. Все больше втягивается подростков в преступный бизнес, продажу наркотиков и многое другое.
Асоциальное поведение - (от α - отрицательная приставка и лат. socialis - общественный) поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных действий.
Для успешного противостояния этим факторам необходимо выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным действиям подростков, дают мотивацию их поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия. Вследствие этого нужно разрабатывать и реализовывать средства профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.
Важная роль в профилактике асоциального поведения принадлежит мерам по выявлению и раннему предупреждению на «стадии, условно говоря, еще отдаленной от совершения преступления» (Г.А.Аванесов, 1980).
Асоциальное поведение – сложное явление. Говоря об асоциальном поведении несовершеннолетних, часто используют в качестве синонимов понятия девиантного, деликветного поведения, что вносит путаницу. Для ее преодоления целесообразно все социальное поведение делить на нормальное и девиантное (отклоняющееся от нормы).
Отклонение от нормы при этом может быть как положительным (скажем, творческая одаренность), так и отрицательным. Отрицательное девиантное поведение может быть разделено на аморальное (человек совершает поступки, противоречащие нормам морали), противоправное, или деликвентное (поступки противоречат нормам права, кроме уголовного), и преступное, или криминальное (когда человек преступает нормы уголовного законодательства).
В зарубежной психологии избегают употребления термина «девиантное поведение» и предпочитают говорить о проблемном поведении. Проблемное поведение подразделяют на интернальное (направленное на себя) и экстернализованное (направленное на других). Тогда асоциальное поведение оказывается крайним случаем экстернализованного проблемного поведения.
Существуют следующие стадии развития асоциального поведения:
- неодобряемое поведение (эпизодические шалости, озорство);
- порицательное поведение (связанное с более систематическим осуждением со стороны воспитателей);
- девиантное поведение (нравственно отрицательные проявления и проступки);
- деликвентное (предпреступное) поведение;
- преступное поведение;
- деструктивное поведение.
Руководители и педагогические работники, и в первую очередь классные руководители, имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями), запрашивать информацию у государственных органов, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей). Но главное – это профилактика асоциального поведения подростков.
Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Программа ЛДПК - филиала ГГТУ «Взгляни на мир в новом свете» по профилактике асоциальных явлений в подростковой среде разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также Федеральным законом Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Данная программа предназначена для организации профилактической работы по предупреждению суицидальных попыток среди подростков.
Программа ориентирована на все возрастные группы обучающихся в колледже, коллектив педагогов и родителей обучающихся.
Цели организации профилактической работы:
- Создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности;
- Повышение уровня культуры учащихся;
- Выработка навыков толерантного отношения друг к другу и к старшим.
Задачи:
1. Формировать у обучающихся правовую культуру свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
2. Формировать гуманистическое мировоззрение школьников, способных осознанно выстраивать свою жизнь и нравственно развиваться;
3. Обучать школьников решению задач гражданского воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
4. Приобщать школьников к ведущим духовным ценностям своего народа к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям;
5. Развивать у школьников потребность в здоровом образе жизни;
6. Гармонизировать отношения в общественном коллективе;
7. Воспитывать бережное отношение к природе;
8. Воспитывать трудолюбие, стремление к профессионализму, конкурентоспособности;
9. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей, мотивировать их на участие в процессе воспитания детей и развитие способностей ребенка;
10. Совершенствовать формы и методы воспитательной работы классного руководителя.
Основные направления по реализации программы:
- Диагностика;
- Работа с обучающимися по профилактике ассоциативных явлений;
- Работа с педагогами;
- Работа с родителями обучающихся
Принципы реализации программы:
- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности подростка;
- Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого обучающегося;
- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Содержание основных понятий.
Асоциальность - это поведение и поступки, не соответствующие нормам и правилам поведения людей в обществе, общественной морали. Асоциальность отличается от антисоциальности тем, что последняя подразумевает открытую неприязнь к другим людям и/или к обществу в целом.
Асоциальное поведение - (от α - отрицательная приставка и лат. socialis - общественный) поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных действий.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества, его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение подростка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Девиантное поведение (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
Делинквентное поведение - (лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Деструктивное поведение - действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было – мира, покоя, дружбы, соглашения, настроения, успеха, здоровья, физических предметов и т.д. Выражается как драчливость, нетерпимость, упрямство, грубость, ненависть, страх, паника по отношению к другому человеку, предмету, самому себе, отношению, делу, животным, природе и т.д. Совершая деструктивные действия, человек нарушает нормы мирной жизни и нравственные законы, не позволяет состояться конструктивным решениям, предает дружбу и любовь, вторгается в духовный и душевный мир людей. Это зло, приносящее вред всем, в том числе и самому носителю зла. К деструктивному поведению относятся все формы девиантного и делинквентного поведения.
Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении, – семья, имеющая детей, находящихся в социально-опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Мероприятия по реализации программы
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1 | Анализ причин и условий, способствующих безнадзорности и противоправным деяниям подростков в колледже. | Сентябрь-октябрь | Администрация колледжа, классные руководители |
2 | Работа по выявлению неблагополучных семей и подростков «группы риска». Посещение семей группы социального риска. Ходатайство в КДН о трудоустройстве. Помощь в разрешении конфликтов с родителями и сверстниками. | В течение учебного года | Зам. директора по безопасности, педагог-организатор, классные руководители, социальный педагог |
3 | Совместная работа с сотрудниками ГОВД, Управления опеки и попечительства, КДН Администрации району по оперативному выявлению безнадзорных подростков, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально-опасном положении и их жизнеустройству. | В течение учебного года | Зам. директора по безопасности, педагог-организатор , классные руководители, социальный педагог |
4 | Направление отработанной информации в Управление опеки и попечительства, ОДН УВД, КДН Администрации города для принятия экстренных мер. | По мере необходимости | Социальный педагог, педагог-организатор , классные руководители |
5 | Выявление фактов нарушения жилищных и иных прав подростков, жестокого с ними обращения, сексуального и иного насилия, принятие мер в соответствии с действующим законодательством. | Ежемесячно | Социальный педагог, классные руководители |
6 | Информирование ОДН ГОВД, КДН о поведении подростка, о роли родителей в воспитании несовершеннолетних детей. | Ежеквартально | Педагог-организатор , социальный педагог |
7 | Оперативное оказание материальной, социально-реабилитационной и психолого-педагогической помощи по защите прав детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. | По факту | Администрация колледжа |
8 | Создание базы данных на несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-опасном положении. | Ежемесячно | Социальный педагог, классные руководители |
9 | Систематический учёт и регистрация детей, получивших бытовые травмы | Ежемесячно | Социальный педагог, классные руководители |
10 | Регулирование взаимоотношений и конфликтных ситуаций среди обучающихся. Пресечение всех случаев неуставных отношений с привлечением, при необходимости, работников ИДН | По факту | Педагог-организатор , педагог-психолог классные руководители |
11 | Проведение классных часов на темы: - «Правила безопасного движения на дорогах»; - «Правила пожарной безопасности»; - «Правила поведения на воде»; - «Правила поведения на льду»; - «Мое здоровье» и т.д. и др. | По графику проведения классных часов | Педагог-организатор , инженер по технике безопасности, классные руководители |
12 | Психологическое просвещение педагогов по проблемам взаимоотношения с детьми: - «Синдром профессионального выгорания учителя»; - «Психология кризиса. Секреты бесконфликтных отношений с детьми»; - «Детский суицид»; - «Защита прав ребёнка в семье» | В течение учебного года | Педагог-организатор , педагог-психолог инспектор ОДН УВД |
13 | Организация и проведение просветительской работы по профилактике употребления наркотических веществ, алкоголя среди обучающихся. Приведение акций: «Мы голосуем за жизнь», «Здоровье – твоё богатство», «Молодёжь против наркотиков!» | В течение учебного года | Педагог-организатор |
14 | Консультирование обучающихся по межличностным, внутрисемейным и учебным проблемам | В течение учебного года | Педагог-психолог |
15 | Встречи и беседы представителей здравоохранения с обучающимися по профилактике заболеваний (педиатр, гинеколог, нарколог) | В течение учебного года | Педагог-организатор , педагог-психолог, социальный педагог |
16 | Проведение родительских собраний, лектории для родителей на темы: - «Особенности подросткового возраста. Как общаться с подростком»; - «Негативное поведение подростка. Семья истоки девиантного поведения»; - «Разрешение конфликтных ситуаций»; - «Подростковый суицид» и др. | По годовому плану проведения родительских собраний | Педагог-организатор , классные руководители, педагог-психолог, инспектор ОДН |
17 | Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении. | В течение года | педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители |
18 | Вовлечение подростков из неблагополучных семей (при помощи волонтёров – членов студенческого актива колледжа) в подготовку и проведение воспитательных мероприятий, активное участие во внеурочной работе, посещение кружков и секций. | Согласно плана воспитательной работы колледжа на текущий год | Педагог-организатор, классные руководители |
19 | Работа по программе «Духовное возрождение России» в сотрудничестве с протоиереем храма Иоанна Богослова г. Ликино-Дулёво о.Андреем и настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы с.Яковлево о.Михаилом Лытьковым. | В течение года | Педагог-организатор, |
20 | Работа по программе военно-патриотического воспитания и подготовки молодёжи к военной службе на 2017-2018 годы «Растим патриотов России» | По плану мероприятий программы | Педагог-организатор, классные руководители, преподаватели ОБЖ и физвоспитания |
21 | Сотрудничество с центром гражданско-патриотического воспитания молодёжи Орехово-Зуевского муниципального района «СПЕКТР» | В течение года | Педагог-организатор, преподаватели ОБЖ и физвоспитания |
Заключение
В последние годы проблема правонарушений несовершеннолетних в обществе приобрела особую остроту и актуальность. Рост различных форм девиантного поведения, преступности, аморальных проявлений тревожит родителей и учителей, работников полиции, общественность. И, по этим причинам, перед СПО в качестве основных задач стоит поиск форм, методов и технологий работы с подростками «группы риска», концентрацию усилий, направленных на предупреждение отклонений от социальных норм, т.е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего.
Исходя из актуальности данного вопроса, индивидуальная воспитательно-педагогическая программа должна быть представлена как система управления обучением, воспитанием, развитием обучающегося в целях коррекции отклоняющегося поведения, социализации и развития личности конкретного подростка с девиантным поведением. В связи с этим роль классного руководителя и всего педагогического коллектива в целом недооценить никак нельзя. Наша задача быть "центром" организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив обучающихся. Только координируя совместные усилия учителей-предметников, психолога, социального педагога и администрации мы достигнем успешных результатов в профилактике асоциальных явлений в подростковой среде.
ЛДПК – филиал ГГТУ стремится к достижению полноценного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, ведь только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, мы сможем достигнуть желаемых результатов.
Список литературы:
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 2014
- Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М.: Издательский центр «Академия», 2012.-176 с.
- Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 2013.
- Книга методик. НП «Центр образовательных и социальных программ «Мой выбор» – М.: Издательство «Ижица», 2010.-92 с.
- Практическая психология образования / Под. ред. И.В.Дубровиной. М.: «Сфера», 2011
- Подласый И.П. Педагогика: учебник. - М.: Высшее образование, 2013. - 540 с.
- Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Никитина. - М: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2015. - 272 с.
- Никитина Л. Технологии социально-педагогической работы: Краткий анализ// Воспитание школьников. - 2012. - №10. - с. 14 -15 Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 2013 г. Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования,2010.
- Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков. М.,2001 Дети и насилие/ материал Всероссийской научно-практической конференции. М.-С-Пб., 2-8 октября 2012г.
- Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М.: Просвещение, 2011г.
Приложение 1
Психологический инструментарий для диагностики склонности к асоциальным явлениям.
«Уровень субъективного контроля»
(УСК)
Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус). Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей). Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий. Рассматривая два полярных типа локализации, следует помнить, что для каждого человека характерен свой уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями. Локус же контроля конкретной личности более или менее универсален по отношению к разным типам событий, с которыми ей приходится сталкиваться, как в случае удач, так и в случае неудач.
В целом людям с экстернальным локусом контроля в большей степени присуще конформное и уступчивое поведение, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Люди с интернальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям. Таким образом, степень интернальности каждого человека связана с его отношением к своему развитию и личностному росту.
Опросник УСК состоит из 44 предложений-утверждений, касающихся экстернальности-интернальности в межличностных (производственных и семейных) отношениях, а также в отношении собственного здоровья.
Инструкция: Прочитав каждое утверждение, решите для себя согласны вы с ним или нет. В случае согласия поставьте рядом с порядковым номером предложения знак "+" (можно это сделать на отдельном листе бумаги). Если вы не согласны с данным утверждением, то рядом с порядковым номером поставьте знак "-". Будьте внимательны при выполнении этой работы и в то же время старайтесь подолгу не задерживаться и не раздумывать по поводу отдельного утверждения.
Опросник УСК
- Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
- Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
- Болезнь - дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
- Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
- Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
- Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.
- Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
- Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
- Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
- Мои отметки в школе зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя) больше, чем от моих собственных усилий.
- Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу их осуществить.
- То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
- Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
- Если люди не подходят друг другу, то как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут это сделать.
- Тот хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
- Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
- Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
- Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
- Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.
- В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
- Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
- Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.
- Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
- Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.
- В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
- Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
- Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
- На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
- То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.
- Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявил достаточных усилий.
- Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
- Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего хочу.
- В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего виноваты другие люди, чем я сам.
- Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.
- В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не решатся сами собой.
- Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
- Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
- Мне всегда трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
- К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
- В семейной жизни бывают такие случаи, когда невозможно разрешить проблемы даже при самом сильном желании.
- Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
- Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
- Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Обработку заполненных ответов следует проводить по приведенным ниже ключам, суммируя совпадающие с ключом ответы. К опроснику УСК прилагается семь ключей, соответствующих семи шкалам:
- Шкала общей интернальности (Ио).
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и, следовательно, берут на себя ответственность за свою жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, которые они рассматривают как результат случая или действия других людей. Для определения УСК по данной шкале необходимо помнить, что максимальное значение показателя по ней равно 44, а минимальное - 0. - Шкала интернальности в области достижений (Ид).
Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Такие люди считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченой цели в будущем. Низкий показатель по шкале Ид свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами - везением, счастливой судьбой или помощью других людей. Максимальное значение показателя по этой шкале равно 12, минимальное - 0. - Шкала интернальности в области неудач (Ин).
Высокий показатель по этой шкале говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатами невезения. Максимальное значение Ин - 12, минимальное - 0. - Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис).
Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье. Максимальное значение Ис - 10, минимальное - 0. - Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип).
Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Низкий Ип указывает на склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, коллегам по работе, везению - невезению. Максимум Ип - 8, минимум - 0. - Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).
Высокий показатель по Им свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. Низкий Им указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими. Максимальное значение Им - 4, минимальное - 0. - Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из).
Высокий показатель Из свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. Человек с низким Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей. Максимальное значение Из - 4, минимальное - 0.
Ключи для обработки результатов опросника
Ио: | «+» | 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44 |
«–» | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43 | |
Ид: | «+» | 12, 15, 27, 32, 36, 37 |
«–» | 1, 5, 6, 14, 26, 43 | |
Ин: | «+» | 2, 4, 20, 31, 42, 44 |
«–» | 7, 24, 33, 38, 40, 41 | |
Ис: | «+» | 2, 16, 20, 32, 37 |
«–» | 7, 14, 26, 28, 41 | |
Ип: | «+» | 19, 22, 25, 42 |
«–» | 1, 9, 10, 30 | |
Им: | «+» | 4, 27 |
«–» | 6, 38 | |
Из: | «+» | 13, 34 |
«–» | 3, 23 |
Тест ситуативной тревожности (Спилбергера-Ханина).
Обследуемому предлагается — «Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию».
2. Проводится тестирование с использованием бланка опросника (Таблица1).
Таблица 1
Бланк опросника ситуативной тревожности (Спилбергера-Ханина)
«СИТУАЦИЯ» | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |
1 | Я СПОКОЕН | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | МНЕ НИЧТО НЕ УГРОЖАЕТ | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я НАХОЖУСЬ В НАПРЯЖЕНИИ | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я ИСПЫТЫВАЮ СОЖАЛЕНИЕ | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СВОБОДНО | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я РАССТРОЕН | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | МЕНЯ ВОЛНУЮТ ВОЗМОЖНЫЕ НЕУДАЧИ | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ОТДОХНУВШИМ | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я ВСТРЕВОЖЕН | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я ИСПЫТЫВАЮ ЧУВСТВО ВНУТРЕННЕГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я УВЕРЕН В СЕБЕ | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я НЕРВНИЧАЮ | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я НЕ НАХОЖУ СЕБЕ МЕСТА | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я ВЗВИНЧЕН | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я НЕ ЧУВСТВУЮ СКОВАННОСТИ | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я ДОВОЛЕН | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я ОЗАБОЧЕН | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я СЛИШКОМ ВОЗБУЖДЕН И МНЕ НЕ ПО СЕБЕ | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | МНЕ РАДОСТНО | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | МНЕ ПРИЯТНО | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. Показатель ситуативной (реактивной) тревожности подсчитывается по формуле:
, где
- сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18
- сумма зачеркнутых цифр по пунктам шкалы 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20
Если РТ не превышает 30, то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него в данный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31–45, то это означает умеренную тревожность. При 46 и более — тревожность высокая.
Очень высокая тревожность (> 46) прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Низкая тревожность (<12), наоборот, характеризует состояние как депрессивное, ареактивное, с низким уровнем мотиваций. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса
Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.
Конфронтация
Стратегия конфронтации предполагает попытки разрешения проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления конкретных действий, направленных либо на изменение ситуации, либо на отреагирование негативных эмоций в связи с возникшими трудностями. При выраженном предпочтении этой стратегии могут наблюдаться импульсивность в поведении (иногда с элементами враждебности и конфликтности), враждебность, трудности планирования действий, прогнозирования их результата, коррекции стратегии поведения, неоправданное упорство. Копинг-действия при этом теряют свою целенаправленность и становятся преимущественно результатом разрядки эмоционального напряжения. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и редприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы, справляться с тревогой в стрессогенных условиях.
Положительные стороны: возможность активного противостояния трудностям и стрессогенному воздействию.
Отрицательные стороны: недостаточная целенаправленность и рациональная обоснованность поведения в проблемной ситуации.
Дистанцирование
Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.
Положительные стороны: возможность снижения субъективной значимости трудноразрешимых ситуаций и предотвращения интенсивных эмоциональных реакций на фрустрацию.
Отрицательные стороны: вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка значимости и возможностей действенного преодоления проблемных ситуаций.
Самоконтроль
Стратегия самоконтроля предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию. При отчетливом предпочтении стратегии самоконтроля у личности может наблюдаться стремление скрывать от окружающих свои переживания и побуждения в связи с проблемной ситуацией. Часто такое поведение свидетельствует о боязни самораскрытия, чрезмерной требовательности к себе, приводящей к сверхконтролю поведения.
Положительные стороны: возможность избегания эмоциогенных импульсивных поступков, преобладание рационального подхода к проблемным ситуациям.
Отрицательные стороны: трудности выражения переживаний, потребностей и побуждений в связи с проблемной ситуацией, сверхконтроль поведения.
Поиск социальной поддержки
Стратегия поиска социальной поддержки предполагает попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с другими людьми, ожидание внимания, совета, сочувствия. Поиск преимущественно информационной поддержки предполагает обращение за рекомендациями к экспертам и знакомым, владеющим с точки зрения респондента необходимыми знаниями. Потребность преимущественно в эмоциональной поддержке проявляется стремлением быть выслушанным, получить эмпатичный ответ, разделить с кем-либо свои переживания. При поиске преимущественно действенной поддержки ведущей является потребность в помощи конкретными действиями.
Положительные стороны: возможность использования внешних ресурсов для разрешения проблемной ситуации.
Отрицательные стороны: возможность формирования зависимой позиции и/или чрезмерных ожиданий по отношению к окружающим.
Принятие ответственности
Стратегия принятия ответственности предполагает признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. При умеренном использовании данная стратегия отражает стремление личности к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями, готовность анализировать свое поведение, искать причины актуальных трудностей в личных недостатках и ошибках. Вместе с тем, выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой. Указанные особенности, как известно, являются фактором риска развития депрессивных состояний.
Положительные стороны: возможность понимания личной роли в возникновении актуальных трудностей.
Отрицательные стороны: возможность необоснованной самокритики и принятия чрезмерной ответственности.
Бегство-избегание
Стратегия бегства-избегания предполагает попытки преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться неконструктивные формы поведения в стрессовых ситуациях: отрицание либо полное игнорирование проблемы, уклонение от ответственности и действий по разрешению возникших трудностей, пассивность, нетерпение, вспышки раздражения, погружение в фантазии, переедание, употребление алкоголя и т.п., с целью снижения мучительного эмоционального напряжения. Большинством исследователей эта стратегии рассматривается как неадаптивная, однако это обстоятельство не исключает ее пользы в отдельных ситуациях, в особенности в краткосрочной перспективе и при острых стрессогенных ситуациях.
Положительные стороны: возможность быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса.
Отрицательные стороны: невозможность разрешения проблемы, вероятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринимаемых действий по снижению эмоционального дискомфорта.
Планирование решения проблемы
Стратегия планирования решения проблемы предполагает попытки преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов. Стратегия рассматривается большинством исследователей как адаптивная, способствующая конструктивному разрешению трудностей.
Положительные стороны: возможность целенаправленного и планомерного разрешения проблемной ситуации.
Отрицательные стороны: вероятность чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанности в поведении.
Положительная переоценка
Стратегия положительной переоценки предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.
Положительные стороны: возможность положительного переосмысления проблемной ситуации.
Отрицательные стороны: вероятность недооценки личностью возможностей действенного разрешения проблемной ситуации.
Ключ сырых баллов
Конфронтационный копинг - пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.
Дистанцирование - пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.
Самоконтроль - пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.
Поиск социальной поддержки - пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.
Принятие ответственности - пункты: 5, 19, 22, 42.
Бегство-избегание - пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.
Планирование решения проблемы - пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.
Положительная переоценка - пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.
В адаптации Крюковой и соавт.
- подсчитываем баллы, сумируя по каждой субшкале:
никогда – 0 баллов;
редко – 1 балл;
иногда – 2 балла;
часто - 3 балла
- вычисляем по формуле: X = сумма балов / max балл*100 Максимальное значение по вопросу, которое может набрать испытуемый 3, а по всем вопросам субшкалы максимально 18 баллов.
Например, если испытуемый набрал 8 баллов:
\frac{8}{18}*100 = 44,4%
- это и есть уровень напряжения конфронтационного копинга.
- Можно определить проще, по сумарному баллу:
0-6 – низкий уровень напряженности, говорит об адаптивном варианте копинга;
7-12 – средний, адаптационный патенциал личности в пограничном состоянии;
13-18 – высокая напряженность копинга, свидетельствует о выраженной дезадаптации.
Инструкция для испытуемых
Оцените, как часто у Вас проявляются данные варианты поведения.
ОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я ...
| Оказавшись в трудной ситуации, я ... | никогда | редко | иногда | часто |
1 | ... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге | 0 | 1 | 2 | 3 |
2 | ... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное – делать хоть что-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
3 | ... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение | 0 | 1 | 2 | 3 |
4 | ... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
5 | ... критиковал и укорял себя | 0 | 1 | 2 | 3 |
6 | ... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | ... надеялся на чудо | 0 | 1 | 2 | 3 |
8 | ... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет | 0 | 1 | 2 | 3 |
9 | ... вел себя, как будто ничего не произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
10 | ... старался не показывать своих чувств | 0 | 1 | 2 | 3 |
11 | ... пытался увидеть в ситуации что-то положительное | 0 | 1 | 2 | 3 |
12 | ... спал больше обычного | 0 | 1 | 2 | 3 |
13 | ... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
14 | ... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь | 0 | 1 | 2 | 3 |
15 | ... во мне возникла потребность выразить себя творчески | 0 | 1 | 2 | 3 |
16 | ... пытался забыть все это | 0 | 1 | 2 | 3 |
17 | ... обращался за помощью к специалистам | 0 | 1 | 2 | 3 |
18 | ... менялся или рос как личность в положительную сторону | 0 | 1 | 2 | 3 |
19 | ... извинялся или старался все загладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
20 | ... составлял план действии | 0 | 1 | 2 | 3 |
21 | ... старался дать какой-то выход своим чувствам | 0 | 1 | 2 | 3 |
22 | ... понимал, что сам вызвал эту проблему | 0 | 1 | 2 | 3 |
23 | ... набирался опыта в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
24 | ... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
25 | ... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами | 0 | 1 | 2 | 3 |
26 | ... рисковал напропалую | 0 | 1 | 2 | 3 |
27 | ... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву | 0 | 1 | 2 | 3 |
28 | ... находил новую веру во что-то | 0 | 1 | 2 | 3 |
29 | ... вновь открывал для себя что-то важное | 0 | 1 | 2 | 3 |
30 | ... что-то менял так, что все улаживалось | 0 | 1 | 2 | 3 |
31 | ... в целом избегал общения с людьми | 0 | 1 | 2 | 3 |
32 | ... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться | 0 | 1 | 2 | 3 |
33 | ... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал | 0 | 1 | 2 | 3 |
34 | ... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела | 0 | 1 | 2 | 3 |
35 | ... отказывался воспринимать это слишком серьезно | 0 | 1 | 2 | 3 |
36 | ... говорил о том, что я чувствую | 0 | 1 | 2 | 3 |
37 | ... стоял на своем и боролся за то, чего хотел | 0 | 1 | 2 | 3 |
38 | ... вымещал это на других людях | 0 | 1 | 2 | 3 |
39 | ... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации | 0 | 1 | 2 | 3 |
40 | ... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить | 0 | 1 | 2 | 3 |
41 | ... отказывался верить, что это действительно произошло | 0 | 1 | 2 | 3 |
42 | ... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому | 0 | 1 | 2 | 3 |
43 | ... находил пару других способов решения проблемы | 0 | 1 | 2 | 3 |
44 | ... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах | 0 | 1 | 2 | 3 |
45 | ... что-то менял в себе | 0 | 1 | 2 | 3 |
46 | ... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось | 0 | 1 | 2 | 3 |
47 | ... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться | 0 | 1 | 2 | 3 |
48 | ... молился | 0 | 1 | 2 | 3 |
49 | .. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать | 0 | 1 | 2 | 3 |
50 | ... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему | 0 | 1 | 2 | 3 |
Какими мы хотим видеть наших детей?
Здоровыми, добрыми, честными, успешными, уверенными в себе.
Естественно, все мы хотим помочь им найти свое место в жизни!
Но всегда ли у нас это получается?
По результатам анкетирования 26% старшеклассников говорят о том, что курят. 87% школьников хотя бы один раз пробовали алкогольные напитки, и каждый десятый - наркотические вещества.
Нельзя не обратить внимания на тот факт, что 50% подростков впервые попробовали алкоголь в кругу семьи и 62% считают наиболее важным по вопросу употребления наркотических веществ мнение родителей.
Для того чтобы Ваш ребенок не попал в группу риска, а впоследствии не заболел такими заболеваниями, как «алкоголизм» и «наркомания», запомните простые истины, РОДИТЕЛИ!
- Вы должны четко осознавать, что ваш ребенок – это полноценный здоровый человек, гражданин, индивид со своими взглядами на мир, привычками, положительными и отрицательными
качествами, своим выбором. Только в этом случае Ваш ребенок будет чувствовать то же самое.
- Воспитывайте Вашего ребенка так, чтобы он понимал - всегда есть выбор: даже в самом плохом можно найти что-то хорошее, был открыт миру, у него должна быть здоровая самооценка, мог сопереживать, отвечать за свои поступки, гордиться собой и тем, что он ваш сын или ваша дочь.
- Обращайте внимание прежде всего на успехи и достижения вашего ребенка! Не сравнивайте его с другими детьми. Повышайте его самооценку за счет результатов, которых добился он сам.
- Будьте образцом для своего ребенка и помните, что в его поведении нет ничего того, чего бы не было в ваших поступках!
Подросток, которому родительское воспитание привьет
чувство ответственности,
целеустремленность и самостоятельность,
не испытает потребности в сомнительных удовольствиях
– алкоголе, наркотиках и т.п.!
Но если вдруг Вы подозреваете, что Ваш сын или дочь все-таки начали употреблять наркотики, не пытайтесь убедить себя, что это не так. Чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет
Приложение №2
справиться с бедой. Обратите внимание на следующие признаки.
Внешние признаки:
- бледность кожи;
- чрезмерно расширенные или суженные зрачки,
- покрасневшие или мутные глаза;
- замедленная или чрезмерно оживленная речь;
- изменение аппетита (отсутствие или вспышки прожорливости);
- нарушение координации движений (пошатывание, спотыкание);
- частый насморк («течет из носа»);
- специфический запах изо рта, от одежды (сладковатый, похожий на запах благовоний, клея или препаратов бытовой химии).
Очевидные признаки:
следы от уколов на руках в области внутренних поверхностей локтевых сгибов, на кистях;
- предметы, сопутствующие употреблению наркотических веществ (самокрутки, таблетки, ампулы, сухие листья, похожие на пластилин комочки с сильным запахом, клей, шприцы, иглы).
Изменения поведения:
- нарастающее безразличие ко всему;
- снижение успеваемости;
- уход из дома, прогулы занятий по непонятным причинам;
- частая и резкая смена настроения;
- ухудшение памяти, трудности сосредоточения;
- сонливость или, наоборот, чрезмерная активность;
- уход от общения с домашними;
- повышенный интерес к фармакологии, особым состояниям человеческой психики и способам их достижения.
Каждый из этих признаков по отдельности иногда ничего не значит, но наличие 4-5 может навести на подозрения об употреблении ребенком психоактивных веществ.
Если в наличии 9-10 признаков – Вы должны бить тревогу!
Помните, наличие этих признаков в любом случае указывает на то, что в жизни Вашего ребенка не все благополучно и он нуждается в Вашем пристальном внимании!
Что делать, если это случилось
- Не отрицайте наличие проблемы.
Отбросьте мысль «Это просто не может произойти с моим ребенком». Часто подростки пробуют наркотики из стремления познать окружающий мир, но им не хватает жизненного опыта, чтобы понять огромную опасность некоторых своих экспериментов. Иногда ребенок не может противостоять давлению группы сверстников.
- Не поддавайтесь панике,
настройтесь на хладнокровное понимание происходящего;
- Постарайтесь тактично поговорить с ребенком,
не пугайте, не угрожайте, не наказывайте. Постарайтесь выяснить, какую помощь вы можете оказать ему.
- Обратитесь к специалисту.
Наркомания – не дурная привычка, которую можно сломить силой воли. Это трудноизлечимое заболевание. Не медлите, обратитесь за помощью к специалисту! Не считайте, что можете испортить жизнь ребенку, закон гарантирует Вам и Вашему ребенку полную анонимность. Остерегайтесь обращаться по частным объявлениям!
Приложение 3
Построение персонального доверительного диалога с подростком.
Подросток – совершенно особенная возрастная категория. Физиологические изменения влекут за собой невероятные метаморфозы в поведенческом плане. Подростковый кризис– это зона турбулентности! Ее никак нельзя форсировать или миновать, вы становитесь ее частью,
преодолеваете, выдерживаете, принимаете.
Давайте подберем образы к понятиям «подросток» и «подростковый кризис».
Продолжите фразу «Подросток– это как…» и «Подростковый кризис – это как…».
Три самые важные вещи,
которые родители должны знать о подростковом кризисе
Родителям подростков важно знать:
1. Подростковый кризис – довольно продолжительный. Это означает, что когда их ребенку исполнится приблизительно13 лет, их ждут незабываемые два года только острого периода, а «вспышки» и«глухие раскаты» будут наблюдаться значительно дольше, до18–19 лет.
2. Это нормальный процесс взросления, который переживают все де-ти, а те, что по каким-то причинам не переживают, имеют серьезные проблемы в более старшем возрасте. Потому что подростковый период – это время второго рождения личности (первое в три года– «Я сам»),
рождения через отделение, отграничение, через боль, через разруше-ние привычного, через поиск себя, через осознание: «Я – не равно моя семья».
3. Второе рождение – это, как всякие роды, болезненный процесс, но теперь в них принимают непосредственное участие и мама, и папа. Этот период наполнен непредсказуемыми, непоследовательными, неадекватными действиями подростка, и они вызывают наши негативные эмоции: растерянность, беспомощность, недоумение, обиду, злость, страх, ярость, ненависть. В этот период родители сталкиваются с обесцениванием того, что для них важно и дорого. Например, стремление помочь подростку отвергается им или воспринимается так, как будто он делает родителям одолжение, принимая от них помощь.
Американский психолог Роберт Кеган [2], автор концепции периодизации, считает, что родителям необходимо сосредоточиться на четырех активностях: поддерживать детей и друг друга, отпускать ситуации, присутствовать в жизни детей персонально и узнавать новое в связи
с происходящими в их семье событиями.
1. Несмотря на то, что подросток демонстрирует уверенность и отчаянно борется за независимость, на самом деле он находится в крайне уязвимом положении и нуждается в вашей поддержке.
2. Несмотря на очевидные для вас отрицательные последствия его поведения, ситуацию, в которой подросток оказался вопреки вашим советам, нужно отпустить, чтобы она получила свое естественное развитие. Важно иногда отпускать, т.е. позволять ему поступать по-своему,
чтобы он мог ощутить последствия своих поступков.
3. Несмотря на частые конфликты и ваше естественное желание лишить его всех благ и объявить бойкот, важно сохранять свое персональное присутствие, свое участие в его жизни, нельзя злоупотреблять игнорированием: мне не нравится то, что ты делаешь, и я ничего не могу
с этим поделать, поэтому остается все оставить, как решил ты, но если ты захочешь обсудить что-то или просто поговорить– я открыт для разговора. Я не одобряю поведение, но я не отказываюсь от тебя, – вот великий принцип родительского присутствия!
4. Когда наступает период непродолжительного спокойствия и пере-мирия, и он к вам возвращается, важно открыто встречать его– интересоваться, чем живет, разделять ценности, самому для этого узнавать что-то новое.
В глубине души, они будут рады этому и благодарны, но вы об этом никогда не узнаете. Вас может утешить такая мысль: «Подожди, у тебя будут собственные дети!».
Персональный диалог родителя и подростка
Согласитесь, нельзя просто механически выучить вопросы и научиться вести доверительный диалог. Дети не выносят родителя в «роли». Этого не скрыть, всем известно, что70% информации во время общения мы считываем невербально. Для того чтобы родители смогли вести доверительный диалог со своими детьми, они должны быть к этому готовы. Без внутреннего настроя на доверие и близость, такой «доверительный диалог», скорее всего, будет воспринят подростком как допрос или попытка родителей что-нибудь выведать для собственной выгоды.
Исследования показывают, что информация, прежде чем дойти до адресата, проходит через три неравнозначных по своей силе фильтра.
На 70% восприятие информации зависит от того, кто сказал, т.е. на-сколько я могу тебе доверять, о чем мне говорит опыт наших с тобой от-ношений, на сколько безопасно для меня послушать то, что ты мне гово-ришь, даешь ли ты мне место в этом диалоге, или тебя устроит только тот вариант, который ты считаешь правильным. Таким образом, сканируя гово-рящего, слушающий открывается или закрывается от сообщения.
На 23% восприятие информации зависит от того, каким тоном к вам обращаются.
Слушающий легко распознает как поддерживающий, участливый, уважительный тон, так и назидательный, поучительный, не допускаю-щий возражений, и сделает выбор в пользу того, чтобы открыться или закрыться.
На 7% восприятие информации зависит от того, что именно сказали, в какой степени это касается лично меня, и как это может повлиять на мою жизнь?
Ошибки родительских бесед с детьми
1-я ошибка: многим кажется, что они смогут найти волшебные слова,
чтобы, наконец, достучаться до подростка и добиться своего, а это всего лишь7%.
2-я ошибка: многие используют строгий тон как средство устрашения
или наоборот начинают льстиво упрашивать, как лиса, но и то и другое – это лишь23%.
3-я ошибка: вклады в надежность отношений, в доверие между вами и ребенком, время, проведенное вместе с удовольствием, совместные обсуждения чего-то неконфликтного, занятие общим хобби, разговор по душам только вдвоем за чашечкой чая дома или в кафе, незаслуженно
недооцениваются многими родителями, – а это целых70%.
Подростковый возраст знаменуется тем, что дети стремятся отделиться от семьи и самоутвердиться в кругу сверстников. Однако они по-прежнему очень нуждаются в поддержке со стороны близких. Именно в семье ребенок может получить самую большую поддержку, но, одновременно, семья – это то место, где ребенок может получить и самую большую травму.
Как же возникает тепло в отношениях?
В экзистенциальном анализе есть точно описанная структура переживания хорошего, того, что нравится. Понять, как возникает тепло в отношениях, мы можем исходя из феноменологической логики переживания. Структура переживания включает в себя три компонента:
Приближение прикосновение эмоциональный отклик тепло[2].
Давайте рассмотрим их подробнее.
Приближение. Для начала важно оказаться рядом, в так называемой
персональной зоне – около полутора метров. Зайдите в комнату, назовите по имени, позовите пить чай.
Прикосновение (телесное или душевное). Итак, вы находитесь в одном пространстве, вы обратились к ребенку по имени или как-то еще.
Теперь важно прикоснуться к нему. В прямом или переносном смысле.
Посмотрите на него внимательно, если это уместно, можно дотронуться
до него или обнять. Если мы говорим о прикосновении к душе, к его внутреннему миру, то это можно сделать с помощью вопросов. Но не таких, конечно, как на допросе (где, когда и сколько), а других: «Как ты?», «Как прошел день?», «Что ты об этом думаешь?», «Как тебе это?», «Как ты к этому относишься?». Сюда же подойдут уточняющие вопросы, которые помогут сделать ваше общение более интересным для вас двоих, а также вопросы, в которых вы как будто угадываете то, что он чувствует: «Тебе было неприятно?», «Ты расстроен?», «Думаю, это очень
обидно?», «Тебе было трудно?». Если вы раньше никогда так не разговаривали, то не перестарайтесь, а то перепугаете ребенка.
Эмоциональный отклик. Итак, вы«прикоснулись» к ребенку, возможно, он немного открылся вам. Теперь важно показать, что и вы тоже открыты к диалогу. Важно откликнуться на то, что рассказал вам ребенок. Поделиться своими чувствами, мыслями, переживаниями. Например: «Я беспокоюсь за тебя», «Я думаю, ты нашел самую лучшую возможность, поступив так», «Мне трудно с этим согласиться, но возможно, окажись я в таких же обстоятельствах, я поступил бы так же», «Мне как-то не по себе от того, что ты рассказал». И здесь очень важно не поддаться своим импульсам и не соскользнуть на критику, оценивание, наставления, советы. Иначе между вами сразу возникнет холод, отстраненность и недоверие. А ведь вы и сами, наверняка, не раз говорили
своему ребенку, что доверие потерять очень легко.
Тепло. И только теперь, если вам удалось всё перечисленное, у ребенка начинает появляться ощущение безопасности, понимания и внутреннего, душевного тепла.
Важно отметить: чтобы у вас с ребенком возникли теплые отношения, одного доверительного диалога в месяц, или даже в неделю недостаточно. Бережно, тактично, уважительно интересоваться делами вашего сына или дочки необходимо каждый день. Уделите этому хотя бы 10 минут, но каждый день.
И здесь хочется процитировать слова моего учителя, основателя современного экзистенциального анализа профессора Альфрида Лэнгле:
«Время, проведенное вместе, питает отношения. Время необходимо для
отношений как вода для цветов. Если на отношения нет времени– они
иссыхают».
Заключение разговора
Безусловно, трудно не согласиться с тем, что бережные, уважительные, теплые взаимоотношения в семье – это замечательно. Однако правда в том, что создать такие отношения естественным путем сможет только тот, кто сам имел подобные отношения в своей родительской семье, будучи ребенком. К сожалению, не у каждого из нас есть такой позитивный опыт, который мы могли бы передать по наследству.
Литература
1. Лэнгле, А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмо-ций/ А. Лэнгле. – М. : Генезис, 2014.
2. Kegan, R. The evolving self: problem and process in human development / R. Kegan. –
Cambridge, MA :
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам, педагогическим работникам, воспитателям, родителям (законным
Методические рекомендации по оказанию помощи в обеспечении жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (лицам из числа детей-сирот, социальным педагогам,...
обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков
Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....
Образовательная экскурсия как средство профилактики и коррекции девиантного поведения обучающихся
Статья была написана по итогам проведения экскурсионной практики в спецшколе, где обучающиеся подвержены отклоняющемуся поведению. Девиантность - широкое понятие, включающее в себя различные степени н...
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитац...
Доклад на тему: "Профилактика и коррекция неадекватного поведения подростков"
Доклад на тему: "Профилактика и коррекция неадекватного поведения подростков"...
Общеразвивающая программа Программа социально-правового воспитания и формирования законопослушного поведения среди воспитанников из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся 8-9 классов «Я в правовом обществе»
Пояснительная запискаСтановление и развитие правового государства, в котором доминирующее значение приобретают права человека и нравственные ценности, во многом зависит от воспитания и обу...
Коррекция асоциального поведения
Педагогический эксперимент по средсвам проф-проб...