Проект «Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания»
материал
Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 42.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания»
Подготовил:
руководитель физического воспитания
ГБПОУ СО «МАЛ»
Спелов А.Н.
В настоящее время физическое воспитание играет значительную роль в общем развитии человека. Так, занятия физической культурой и спортом способствуют подготовке человека к жизни, закаляет тело и укрепляет здоровье, содействует его гармоничному физическому развитию, способствует воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств необходимых будущим специалистам в их профессиональной трудовой деятельности. Наше общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым и жизнерадостным. Здоровые дети – здоровая нация, поэтому необходимо прилагать как можно больше усилий для воспитания детей с задержкой умственного развития. Согласно ст.28 Конвенции о правах ребёнка признаётся право каждого ребёнка на образование, а в ст. 23 Конвенции записано, что: «Неполноценный ребёнок в умственном или физическом отношении должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинства, способствую его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества[1]».
В каждой стране есть дети с умственной отсталостью, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны. Последние десятилетия 20-го века вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались во всём мире процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития обучаемыми. В нашем образовательном учреждении обучаются 82 ребёнка, которые имеют задержку в умственном развитии, из них 36 состоят на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних за совершение преступлений, административных правонарушений. Каждый год происходит увеличение количества преступлений и правонарушений, совершаемых лицами с задержкой умственного развития.
Анализ сложившейся ситуации, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания к организации свободного времени обучающихся ведёт к самым негативным результатам. Согласно данным проведённого опроса 68% процентов подростков с задержкой умственного развития не могут организовать свой досуг, что ещё раз подтверждает всю сложность проблемы.
В силу своих низких умственных способностей данная категория обучающихся не может на равных участвовать в интеллектуальной досуговой деятельности с обычной категорией подростков. Поэтому привлечение умственно отсталых обучающихся к активным занятиям физической культурой, основанное на пробуждении интереса, положительного отношения к ним, должно рассматриваться как важное звено в комплексе учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
Цель проекта: коррекция девиантного поведения у обучающихся с задержкой умственного развития посредством расширения количества сети спортивных секций в образовательном учреждении.
Задачи проекта:
- Выявить ценностно-мотивационные установки у обучающихся с задержкой умственного развития в сфере физического воспитания.
- Обеспечить условия для организации и проведения спортивных секций.
- Расширить сеть спортивных секций в образовательном учреждении.
- Привлечь большее число обучающихся с девиантным поведением в спортивные секции.
- Увеличить двигательную активность обучающихся с девиантным поведением через спортивно-оздоровительные занятия.
- Провести анализ результатов работы и определить перспективы проекта.
Участники проекта: обучающиеся лицея с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития(35 девушек и 47 юношей), тренеры и педагоги, медицинский персонал, члены комиссии и инспекции по делам несовершеннолетних.
Описание проекта
Создание на базе лицея сети спортивных секций — это взаимодействие всех педагогов образовательного процесса и тренерского состава в пределах должностных обязанностей и профессиональной компетентности на основе общего концептуального подхода в рамках определенной содержательной модели, учитывающей специфику профессионального лицея и осуществляющей систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, а также развитие досуговой деятельности обучающихся. Ее создание предполагает внесение изменения штатного расписания ОУ.
Сеть спортивных секций структурно должна быть представлена следующим образом:
- медицинский блок, представленный медицинскими работниками, осуществляющими свою работу в данном общеобразовательном учреждении (врач-невропатолог, фельдшер);
- педагогический блок, в состав которого включены преподаватели, классные руководители, мастера производственного обучения;
- физкультурно-оздоровительный блок, который объединяет преподавателей физической культуры, тренеров;
- социально-психологический блок, включающий в себя педагога-психолога, социального педагога.
Проект реализуется в течение 2013-2015 годов, состоит из трех этапов:
1 этап (подготовительный) – сентябрь – декабрь 2013 года;
2 этап (практический) – январь – 2014 – июнь 2015 года;
3 этап (обобщающий) - сентябрь – октябрь 2015 года.
На первом этапе проводится анкетирование обучающихся (Приложение 1) с целью выявления заинтересованности спортивной деятельностью. По результатам анкетирования создаются спортивные секции по направлениям. Приглашаются специалисты – тренеры, руководители спортивных секций. Вносятся изменения в штатное расписание, издаются соответствующие приказы.
На втором этапе организуется работа спортивных секций, проводится контроль за посещаемостью секций, вовлечение новых обучающихся в спортивные секции. Основной упор при этом делается на обучающихся лицея с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития
На базе профессионального лицея создаются спортивные секции по следующим направлениям:
- волейбол;
- баскетбол;
- футбол;
- бокс;
- фитнес;
- атлетическая гимнастика;
- настольный теннис;
- основы самообороны.
На третьем этапе проходит анализ работы совместно с комиссией и инспекцией по делам несовершеннолетних, проводится обобщение опыта работы.
Вся эта работа предполагает, что уменьшится количество правонарушений, совершаемых обучающимися лицея с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития, увеличится количество подростков, занимающихся физической культурой и спортом.
Рабочий план реализации проекта
Дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственные |
1 этап (подготовительный) – сентябрь – декабрь 2013 года; | |||
Сентябрь 2013г | Запрос в комиссию по делам несовершеннолетних об обучающихся лицея с девиантным поведением, состоящих на учете ПДН | Социальный педагог | |
Октябрь 2013г | Классные кабинеты | Анкетирование обучающихся лицея с целью выявления заинтересованности спортивной деятельностью | Психолог, классные руководители, мастера п/о |
Ноябрь 2013г | лицей | Внесение изменений в штатное расписание | администрация |
Ноябрь-декабрь 2013г | Спортивный зал | Ознакомительные мастер- классы тренеров секций | тренеры |
Декабрь 2013г | Спортивный зал, общежитие | Формирование спортивных секций: - подбор тренерского состава секций, - комплектование секций обучающимися | Администрация; Преподаватели физической культуры, тренеры, классные руководители, мастера п/о |
Декабрь 2013г | кабинеты | Составление рабочих программ секций, расписания работы секций, Укомплектование секций необходимым спортивным инвентарем | Тренеры Тренеры, администрация |
2 этап (практический) – январь – 2014 – июнь 2015 года | |||
В течение периода январь – 2014 – июнь 2015 года | Спортивный зал, общежитие | Работа секций по направлениям | тренеры |
в течение периода январь – 2014 – июнь 2015 года | лицей | Контроль за посещаемостью секций | Кл.руководители, мастера п/о, администрация |
В течение периода январь – 2014 – июнь 2015 года | лицей | Вовлечение новых обучающихся в спортивные секции | Преподаватели физической культуры, тренеры, классные руководители, мастера п/о |
В течение периода январь – 2014 – июнь 2015 года | кабинеты | Проведение анонимного анкетирования «Изучение удовлетворенности обучающихся работой спортивных секций в образовательном учреждении» (Приложение 2) | Психолог, кл. руководители, мастера п/о |
По плану в течение периода январь – 2014 – июнь 2015 года | Спортивные залы лицея, города и района | Участие в лицейных, районных и городских спортивных мероприятиях, праздниках. | Преподаватели физической культуры, тренеры, классные руководители, мастера п/о, администрация |
3 этап (обобщающий) - сентябрь – октябрь 2015 года. | |||
Сентябрь 2015г | Запрос в комиссию по делам несовершеннолетних об обучающихся лицея с девиантным поведением, состоящих на учете ПДН | Социальный педагог | |
Сентябрь 2015г | Сравнительный анализ количества правонарушений, совершённых обучающимися лицея с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития | администрация | |
Октябрь 2015г | Обобщение опыта работы | Администрация, преподаватели физической культуры, тренеры, классные руководители, мастера п/о |
Прогнозируемые результаты.
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем получение следующих результатов:
- создание в профессиональном лицее сети спортивных секций по интересам обучающихся
- создание условий для достаточной двигательной активности обучающихся в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении
- организация досуговой деятельности подростков с девиантным поведением посредством вовлечения в спортивную деятельность
- положительная динамика уменьшения количества правонарушений
- улучшение состояния здоровья обучающихся,
- положительная динамика успеваемости
- увеличение количества обучающихся с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития, охваченных спортивно-оздоровительными занятиями до 100%.
В долгосрочной перспективе планируем получение следующих результатов:
- стойкая динамика уменьшения количества правонарушений среди обучающихся лицея с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития
- улучшение психического здоровья у обучающихся с умственной отсталостью
- активизация работы студенческого клуба;
- положительная динамика массовости участия обучающихся в спортивных соревнованиях различного уровня;
- повышение мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни;
- повышение квалификации преподавателей физической культуры и тренеров;
- повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья обучающихся;
- распространение опыта работы по охране и укреплению здоровья обучающихся.
- модернизация спортивной материально-технической базы лицея.
Оценка эффективности реализации проекта.
Для подростков с задержкой умственного развития физическая культура является одним из средств устранения отклонений в их двигательной сфере. Занятие физкультурой позволяют сочетать физическую деятельность с умственной, формирует правильную мотивацию досуговой деятельности.
Спортивная деятельность формирует личность подростка. Чем более разнообразная информация поступает в его мозг, тем интенсивнее протекает его интеллектуальное и психическое развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития.. Педагогические средства, принципы и методы носят в этом случае коррекционно-развивающий характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер с ориентацией на положительные возможности подростка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является двигательная активность.
Для определения эффективности проекта использовалась трехуровневая система показателей активности и увлеченности спортивными занятиями:
I высокий уровень – активно участвует в спортивной жизни лицея, регулярно посещает секцию, имеет спортивные достижения в соревнованиях различного уровня, имеет четкую мотивацию;
II средний уровень – участвует в спортивной жизни лицея, посещает секцию, является участником соревнований различного уровня, нуждается в дополнительной мотивации;
III низкий уровень – посещает спортивную секцию от случая к случаю, редко участвует в спортивной жизни лицея, требует постоянного контроля и создания дополнительной мотивации .
Возможные риски
К возможным рискам относим:
- недостаточный опыт работы преподавателей физической культуры и тренеров секций с подростками, имеющими задержку психического развития,
- недостаточное материально-техническое оснащение спортивных залов лицея,
- отсутствие продолжения работы в данном направлении после выпуска обучающихся
Дальнейшее развитие проекта.
Проблема организации досуга у подростков с девиантным поведением и имеющими задержку умственного развития всегда стоит очень остро. Поэтому создавая сеть спортивных секций, мы помогаем подросткам определиться в жизни, исключить из их жизни правонарушения, связанные с неумением организовать свое свободное время.
Перспектива развития педагогического проекта «Коррекция девиантного поведения у обучающихся профессионального лицея с задержкой умственного развития посредством физического воспитания» заключается в возможности использования нашего опыта в образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Воспользовавшись нашим проектом, коллеги смогут адаптировать его к имеющимся условиям и активно применять его у себя.
Пропагандируя здоровый образ жизни подрастающему поколению, мы боремся за здоровье нации, за наше будущее.
Список используемой литературы
- Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. – М., Академия МВД СССР, 1980. – 363с.
- Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности //Вопросы психологии. – 1989. – С.92 – 100.
- Валлон А. Психологическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, - 208с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 2000. – 364с.
- Обухов Л.Ф. Возрастная психология. М.:РПА, 1996. – С. 238 – 284.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: МГУ, 1992. – 224с.
- Прихожан А.М., Толстых Н.М. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. – С.45 – 50.
- Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СПб гос. Унив. 1995.- Серия 6, Выпуск 3. С.72 – 86.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2-х кн. – М.: Мир, 1986. К. 2. – С.251 – 289.
- Ярославцева И.В. Депривированный подросток. //Дефектология. 2002. №5. С.12 – 22.
Приложение 1
Анкета
Уважаемые обучающиеся!
Просим вас ответить на следующие вопросы.
- Какой вид спорта для вас наиболее привлекателен?
_______________________________________________
- Каким видом спорта вы хотели бы заниматься?
_______________________________________________
- Какую бы спортивную секцию, из предложенных ниже, вы хотели бы посещать (отметьте)
- Волейбол
- Баскетбол
- Фитнес
- Настольный теннис
- Футбол
- Бокс
- Атлетическая гимнастика
- Основы самообороны
- Как ты проводишь свое свободное время
________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за работу!
Приложение 2
Анкета
Уважаемые обучающиеся!
Просим вас ответить на следующие вопросы.
- Какую спортивную секцию вы посещаете?
____________________________________________________________
- Нравиться ли вам занятия, проводимые тренером?
_____________________________________________________________
- Рассказываете ли вы друзьям о посещении секции, приглашаете ли посетить её?
____________________________________________________________
- Планируете ли вы посещать еще какую-нибудь секцию?
_____________________________________________________________
- Что бы вы хотели изменить в работе секции?
_____________________________________________________________
- Какие новые секции вам хотелось бы, чтобы открылись в лицее?
_____________________________________________________________
Спасибо за ваши ответы!
[1] ст. 23 Конвенции о правах ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Коррекция агрессивного поведения младших школьников»
Данный проект предназначен для работы учителей начальных классов, психологов и социальных педагогов с агрессивными младшими школьниками....
Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы
Девиантное поведение подростка- профилактика и коррекция в деятельности куратора группы...
обсуждение на форуме Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков
Матриал предназначен для работы с трудными детьми. Как правильновыявить и главное исправить девиантное поведение подростков....
Образовательная экскурсия как средство профилактики и коррекции девиантного поведения обучающихся
Статья была написана по итогам проведения экскурсионной практики в спецшколе, где обучающиеся подвержены отклоняющемуся поведению. Девиантность - широкое понятие, включающее в себя различные степени н...
Программа профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитац...
Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития
Вашему вниманию предлагается логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития четвертого года жизни....
Адаптированная рабочая программа основного общего образования учебного предмета"Физическая культура" для обучающихся 6 класса с задержкой психического развития
Рабочая программа для обучающихся 6 класса с ЗПР разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и ...