Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях
материал на тему
Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Основная цель вида профессиональной деятельности педагога дополнительного образования – организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации; обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
Чем же должен заниматься педагог дополнительного образования? Какова его деятельность?
Педагог дополнительного образования должен производить набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе, организовать, стимулировать и мотивировать деятельности и общение учащихся на учебных занятиях. Важно для деятельности педагога дополнительного образования консультировать учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам), уметь организовать текущий контроль, помочь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях. Педагог дополнительного образования должен понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы. Набор и комплектование группы учащихся должен происходить с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся. Каждый педагог должен уметь устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы. Важно, чтобы при работе учащимися учитывались состояние здоровья, возрастные и индивидуальные особенностей учащихся . Педагог дополнительного образования должен готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы).
Педагог дополнительного образования должен быть свободен в выборе форм, методов, технологий обучения.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, цели и задач образовательной программы, специфики предмета и других факторов.
Активные формы познавательной деятельности, используемые на занятиях: семинар; диспут; обсуждение сообщений; докладов, рефератов; конференции; чтения (литературные, научные, исторические); защита (проекта, программы, реферата); олимпиада; турнир; викторина; аукцион знаний; мозговая атака; брейн-ринги; КВН; устный журнал; встречи со специалистами, учеными, авторами; пресс-конференция; час вопросов и ответов; конкурс; смотр знаний и умений; эстафета; познавательные игры; интеллектуальный марафон; дебаты.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
- Педагог должен сформулировать тему, задачи занятия (цель ставится на блок или раздел образовательной программы, задачи формулируются: обучающие, развивающие, воспитательные).
- На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.
- Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
- Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
- Педагогу необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
Урок рассматриваю с позиции здоровьесберегающих образовательных технологий по параметрам:
а) обстановка и гигиенические условия на рабочем месте;
б) количество видов учебной деятельности;
в) средняя продолжительность и частота чередования различных видов
деятельности;
г) поза учащихся;
д) наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке (комплекс упражнений продолжительностью не более трёх минут на утомляемость глаз, позвоночника и т.д.)
ж) психологический климат на уроке (комфорт-напряжение);
з) наличие на уроке эмоциональных разрядок;
и) темп и плотность урока.
Методы организации занятия в творческом объединении:
- словесный, наглядный, практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный;
-частично-поисковый;
- исследовательский;
- метод наблюдений;
- метод программированного обучения;
- проектно-конструкторские методы;
- игровой;
-интеграционный (использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности и др.);
- психологические и социологические методы и приёмы.
Отличительной особенностью учреждений дополнительного образования детей является практически полностью отсутствующая жесткая регламентация их деятельности. Анализ современных педагогических технологий, используемых в системе дополнительного образования, позволяет выделить такие, основанные на личностно-ориентированном подходе технологии, как личностно-ориентированное обучение; технологии индивидуального обучения; технологии адаптивной системы обучения; коллективный способ обучения; педагогика сотрудничества («проникающая технология»); технологии коллективного творческого дела; технологии ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология; технология программированного обучения; технологии развивающего обучения; игровые технологии.
Важнейшим средством управления образовательным процессом является систематический и объективный контроль над работой детей. Результаты контроля учебной работы обучающихся служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию самого процесса обучения. Кроме того они также используются для поощрения успешной работы лучших воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями и навыками.
Контроль может проводиться в следующих формах: заслушивание лучшего ответа, собеседование, обсуждение готовой работы, заполнение карточек ответов, реферат, защита выпускной работы или творческого проекта, тестирование, контрольное упражнение, участие в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Кроме того, можно использовать всевозможные смотры знаний учащихся в форме КВН, викторин, олимпиад, конкурсов, открытых занятий. Такие традиционные формы работы с детьми повышают их интерес к обучению. А педагоги имеют возможность увидеть результаты своего труда.
В условиях дополнительного образования детей сегодня существует уникальная возможность каждому ребенку отвести необходимое время для усвоения материала, скомплектовать уровневые учебные группы, или организовать внутри такой группы работу по индивидуальным планам.
Другая, весьма распространенная педагогическая технология, активно используемая в учреждениях дополнительного образования - технология коллективной творческой деятельности. Она относится к разряду педагогических технологий, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. В основе этой технологии лежат следующие организационные принципы: социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых; сотрудничество детей и взрослых.
К основным педагогическим целям технологии коллективной творческой деятельности можно отнести: выявление, учет и развитие творческих способностей детей, и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, произведение, исследование и т.п.), воспитание общественно активной творческой личности.
Технологически цепочку группового творческого воспитательного дела можно выстроить следующим образом:
• подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу - занимает минимальное время, чтобы дети не потеряли интерес).
• психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
• коллективное планирование (его можно выстроить в виде «мозгового штурма»).
• коллективная подготовка дела, выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
• собственно деятельность, осуществление разработанного плана.
• завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). результаты коллективного дела.
Новые педагогические технологии призваны радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок, прежде всего, развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности. Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей. В результате внедрение инновационных технологий позволяет детям непосредственно почувствовать радость от обучения, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность. Необходимо также отметить, что образовательный процесс в учреждении дополнительного образования строится на основе реализации различных видов деятельности детей, в результате чего обеспечивается свободный выбор каждым ребенком темпов и глубины освоения образовательных программ.
По специфике нашего учреждения учащиеся приходят к нам после занятий в школе, наполненные предыдущими впечатлениями и информацией. Важно учитывать степень психической утомляемости при длительном изложении материала. Применяю вначале организационную беседу, что побуждает учащихся воспроизвести ранее усвоенные знания или сделать самостоятельные обобщения на основе усвоенного фактического материала. Очень эффективным является использование инструкционных карт, применяемых мною на каждом занятии. Во вводном инструктаже необходимо познакомить учащихся с правилами работы с инструкционными картами. На первых занятиях необходимо проводить более подробные объяснения, а в последующем систематически давать краткие указания.
Важно, чтобы учащиеся усвоили принципиальную структуру инструкционной карты, её основные разделы и ключевые моменты: содержание темы, задания; нормы времени; инструмент; правила безопасности труда; операции и упражнения; трудовые приемы и элементы самоконтроля действий.
Особенно важно подчеркнуть учащимся обязательность выполнения ими всех учебных указаний, содержащихся в картах.
Часто учащиеся не осознают или забывают, что необходимо не только выполнить указанную операцию, но и самому проверить и убедиться, насколько правильно она выполнена.
Учащимся следует напоминать об этом и требовать от них обязательного осуществления самоконтроля трудовых действий; показывать и пояснять им, как нужно контролировать свою работу.
Поэтому важно с самого начала приучать учащихся выполнять указания по самоконтролю, содержащиеся в инструкционных картах; знакомить их с практическими признаками, по которым можно судить о правильности выполняемых действий; вырабатывать потребность оценивать не только конечный результат выполнения работы, но и правильность ее хода.
На начальном этапе обучения учащиеся контролируют более крупные отрезки времени (части задания, операции большого объема). На последующих этапах постепенно переходить к контролю более мелких отрезков времени.
Необходимо периодически напоминать, чтобы учащиеся не забывали следить за временем, сопоставлять временные показатели, что вырабатывает у них привычку и навык, потребность ясно представлять себе, укладываются они в норму времени или нет.
Повышение норм времени служит сигналом как педагогу, так и учащимся для корректировки действий.
При наличии хорошо составленных инструкционных карт в устном инструктаже не следует дублировать содержание описываемых в картах операций, трудовых приемов, технических требований.
Большое внимание следует уделять показу новых операций, предупреждению ошибок, объяснению и показу приемов самоконтроля.
Нет необходимости также останавливаться на объяснении последовательности выполнения операций, однако в отдельных случаях указать учащимся на возможные изменения порядка изучения операций или сокращение общего набора операций, подлежащих изучению на данном занятии.
Применение достаточно полных инструкционных карт позволяет усилить в устном инструктаже элементы контроля усвоения нового материала, элементы проблемного обучения, ознакомление учащихся с передовой технологией технического обслуживания, приемами вождения автомобиля как ведущим в сфере образования на современном этапе является личностно-ориентированный подход, в своей работе я стараюсь добиться формирования и развития следующих моментов:
- получение прочных знаний и умений по начальному вождению автомобиля;
- интеллектуальное развитие школьника;
- развитие и становление познавательных сил учащегося;
- развитие логического мышления;
- развитие памяти;
- гуманно-личностный подход к ребенку;
- переход от педагогики требований к педагогике отношений;
- формирование чувства ответственности за безопасность движения;
- формирование сознания экологической ответственности;
- воспитание экономического мышления;
- воспитание дисциплинированности.
Существующие примерные программы и образовательный стандарт позволяет мне организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое занятие было познавательным. Учебный процесс строю как процесс решения постоянно усложняющихся мыслительных задач, включаю виды работы, предусматривающие мыслительный поиск, что требует от учащихся интеллектуальных поисковых умений. Таким образом, интеллектуальное развитие школьника помогает мне решить одну из задач, которую я ставлю перед собой, а именно: реальное рабочее владение материалом, действительно обеспечивающее нашим выпускникам возможность управления автотранспортным средством. Ведущая роль в методике практического обучения должна отводиться развитию умственной деятельности учащегося при получении знаний и умений по профессии. Современная педагогика утверждает, что практике в обязательном порядке должны предшествовать теоретическое усвоение и теоретический тренинг. Предварительный тренинг, проигрывание действий в уме готовит учащегося к безошибочному освоению.
Познавательная деятельность выражается в знакомстве с объектами обучения, их соблюдении, изучении, исследовании в широком смысле слова, уяснении их устройства и функционирования, взаимодействия частей, принципов работы. На практическом занятии очень важно настроить учащегося на то, что теоретический материал, усвоенный им на уроке, необходимо, пропустив через собственное восприятие и понимание, применить в конкретной ситуации на дороге. Для этого практикую создание проблемных ситуаций, требующих самостоятельного осмысления и принятия решения, что заставляет ученика вспомнить ранее изученное, проанализировать, найти пути решения данной проблемы.
Развитие памяти реализуется через все этапы учебного процесса, которые я использую при организации занятия, а именно:
- презентация нового материала;
- активизация полученных знаний на практике;
- систематизация знаний и умений;
- повторение;
- обратная связь.
Гуманно-личностный подход к ребенку реализую на каждом уроке, необходимо помнить, что сущностью этого отношения является его направленность на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Такой подход обращает процесс обучения к личности ученика, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
Основными принципами моей работы являются:
- принцип научности;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
- принцип прочности усвоения знаний и нывыков;
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип доверия и открытости.
Принцип доступности. Согласно этому принципу я сообщаю учащимся научно достоверные и проверенные практикой факты. Стараюсь варьировать сложность материала и нагрузку на учащихся в зависимости от восприятия ими предлагаемого материала. Необходимо сделать занятие понятным, осознанным, таким, чтобы учащийся осознал и усвоил предлагаемый материал, смог выразить свою мысль научно, грамотно, связать и закрепить практикой, более доступным, в соответствии с уровнем развития самого учащегося. Раскрываю естественнонаучные основы устройства и принципа действия механизмов и систем автомобилей, применяю установленную ГОСТом терминологию, обозначения, формулы и единицы измерения.
Принцип систематичности и последовательности в обучения. Учебный материал располагаю в строгом логическом порядке, способствующему формированию у учащихся целостной системы знаний по предмету.
Принцип прочности усвоении. У учащихся формирую такие знания, которые они могут не только воспроизвести на уроке, но и использовать в дальнейшем обучении и на практике.
Принцип индивидуального подхода к учащимся. В основе данного принципа лежит учет индивидуально-психологических особенностей познавательной, волевой, эмоциональной сферы учащихся.
Принцип доверия и открытости. Этот принцип предусматривает взаимопонимание между мастером и обучаемым, доверительные отношения в процессе обучения.
Усвоение материала осуществляется от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых ЗУН.
Исходя из вышеуказанных принципов, я использую различные приемы в работе: индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, развитие мотивационной сферы. Наиболее эффективным приемом своей работы считаю дифференцированный подход к учащемуся, который позволяет учитывать индивидуальные и психологические особенности обучаемою, его личностные свойства, так называемую индивидную индивидуализацию. Этот прием работы помогает мне осуществлять обучение наиболее рациональным путем, а значит добиться необходимых результатов.
Считаю, что педагогу дополнительного образования следует уделять должное внимание развивающему аспекту, выделяя при этом мотивационную сферу. Для развития мотивационной сферы учащихся важен их личный опыт, «контекст» деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, направленность личности, статус в группе. Все это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию (как общую, так и ситуативную). В этом случае я направляю работу не на стимуляцию, а на внутреннее побуждение ученика; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, а является прямым порождением самого метода обучения. Дифференцированный подход и развитие мотивационной сферы помогают побудить ученика, как к профессиональной деятельности, так и теоретическим основам ее формирования, развивая самостоятельность в учении и овладении профессией. При индивидуальном и самостоятельном обучении идет закрепление на практике: трогание с места, движение но кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп линии, движение но «змейке» передним ходом, въезд в габаритный дворик, разворот в нем с применением заднего хода и выезд передним ходом.
Немаловажную роль играют и межличностные отношения учитель – ученик, поэтому я строю взаимоотношения с учениками на основе доверия, сотрудничества и уважения. Уважительное отношение друг к другу играет ключевую роль при обучении и особенно способствует развитию творческого потенциала учащегося. Для преподавателя адекватные взаимоотношения важны при осуществлении контроля, анализа, оценивания, а для ученика восприятие всего вышеперечисленного.
Для достижения успеха в межличностных отношениях и с целью выполнения модернизации образовательного процесса, я использую в своей профессиональной деятельности элементы новых образовательных технологий. В практике преподавания вождения считаю наиболее эффективным обучение в сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве — способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Педагогика сотрудничества – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
В основу педагогики сотрудничества положены глубокое понимание и гуманный подход к личности ребенка.
В своей дальнейшей работе считаю необходимым искать пути и способы решения существующих проблем: содействие в накоплении ТСО, соблюдение преемственности в обучении, осуществление непрерывной связи между теорией и практикой, укрепление межпредметных связей, сохранение целостности обучения.
Успех и уверенность учащихся в обучении зависит от того, насколько раскрыты его индивидуальные способности, преподаватель поэтому должен развить в ребёнке внутреннее стремление к приобретению прочных знаний путём настойчивого упорного труда, вырабатывать у учащихся стремление к преодолению возможных трудностей на пути продвижения от незнания к знанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»
Курсовая работа по теме «Использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности педагога дополнительного образования.»...
Организация деятельности педагога дополнительного образования в современных условиях
Основная цель вида профессиональной деятельности педагога дополнительного образования – организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций; создание педагоги...
Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по теме: «Применение современной образовательной информационно-коммуникационной технологии: «Веб-квест»
Интернет сегодня – это безграничные возможности выбора информации, а, соответственно, и определенная опасность. Может быть, поэтому педагоги так осторожно осваивают возможности Всемирной паутины...
Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования.
Деятельность педагога дополнительного образования в условиях обновления образования....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации самостоятельной работы студентов по МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано)
Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи студентам колледжа в ходе изучения МДК.01.07 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельнос...
Программа по художественно-эстетической деятельности педагога дополнительного образования "Игровая ритмика"
Методическая разработка.Программа по художественно-эстетической деятельности педагога дополнительного образования "Игровая ритмика" для детей младшего возраста....
Методическая разработка семинара-практикума на тему: «Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»
Методическая разработка семинара-практикума на тему:«Моделирование учебно-воспитательной работы педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса&raqu...