Туризм как средство воспитания здорового образа жизни обучающихся
учебно-методическое пособие на тему

Бредихин Михаил Сергеевич

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»

(МБОУ ДОД «СДЮТЭ»)

 

 

 

 

       Туризм как средство воспитания здорового образа

 жизни обучающихся

 

 

                   Составил: педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "СДЮТЭ "

Бредихин М.С. 

 

 

 

 

 

Таштагол, 2014 г.

 

ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Современные достижения науки изменили характер труда и учебы и не всегда благотворно действуют на организм самого человека: на первое место выдвигаются его мыслительные, эмоционально-психические функции, на второй план отходят двигательные, физические. Происходит снижение двигательной активности при повышении уровня эмоционального напряжения. Гиподинамия вызывает быструю утомляемость, которую снять сложнее, чем усталость, вызванную физическими усилиями. Лучшим и наиболее эффективным способом восстановления физических и духовных сил является активный отдых, который должен рассматриваться как одна из основных потребностей человека. Наиболее доступным и полезным видом активного отдыха является спорт. К сожалению, сегодня во многих школах города отсутствуют условия для полного удовлетворения потребностей школьников в занятиях спортом (не везде есть спортивные залы, отсутствует необходимый инвентарь, особенно не хватает специалистов и др.). С подобными трудностями сталкивается и наша  «Станция детского юношеского туризма и экскурсии». Современное образование выдвигает задачи повышения качества образования, что подчас связано с увеличением учебной нагрузки и, как следствие, негативным влиянием на здоровье школьников. А как защитить здоровье наших детей? Особое внимание к вопросам формирования здорового образа жизни заставляет педагогов искать новые формы организации внеучебной деятельности. В нашем станции комплексно решать учебно-воспитательные и оздоровительные проблемы образовательного процесса помогает туристско-краеведческая деятельность. В 2000 году в станции впервые прозвучала идея проведения Дня здоровья в лесу на свежем воздухе. Педагоги решили, что его необходимо наполнить туристскими соревнованиями и конкурсами. Со временем мы убедились в том, что туризм помогает в воспитании у обучающихся здорового образа жизни.

В работе нашего станции применяются хорошо знакомые и отработанные на практике методические разработки туристской направленности и, конечно, авторские методики, что помогает грамотно организовать работу с ребятами по трем направлениям. 
1. Тренировочный процесс помогает ребятам стать сильнее и выносливее физически. Как показала практика, система работы достаточно проста: одно занятие проходит в зале или на спортивной площадке (общая физическая подготовка), второе – в выходной день прогулка в лес (длительное передвижение, которое способствует формированию выносливости), третье – теоретическое занятие (гигиена питания, эффективный подбор одежды и обуви для активного отдыха, оказание первой медицинской помощи и др.).
2. Участие в соревнованиях по технике пешеходного туризма и спортивного ориентирования. Только соревнования дают ребятам ощутить «вкус победы», а значит испытать радость от занятий. Это способствует развитию мотивации к тренировочному процессу, заставляет ребят работать над собой, над собственным развитием.
3. Организация пешеходных, горных и водных походов. Одно из самых необходимых качеств в современном мире – это выносливость. Высокий ритм современной жизни требует, чтобы человек мог выдерживать длительные нагрузки эмоциональные и физические. Поход воспитывает волю и терпение, готовит человека к трудностям, неудобствам…

Как воспитать закаленного человека, сильного, здорового? Современный подход к оценке здоровья человека складывается из трех составляющих: физиологического здоровья, физического и психологического.

Настоящее здоровье достигается через постепенное привыкание организма к изменениям внешней среды, то есть в закаливании. Туризм прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта скажем, гимнастика, борьба, бокс и т. д. Но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождем. По рассказам детей нам известно, что соблюдают режим дня они только в походе. А рациональное питание – необходимая составляющая любого путешествия, ведь и калории необходимо просчитать и вкусовые моменты соблюсти. Что готовим? Завтрак – каша, на обед – горячее первое блюдо обязательно! Разве не здоровое питание!

Статистика трех последних лет показывает снижение количества пропущенных дней по болезни у обучающихся, которые занимаются туризмом. Например, в 5 классе у ученицы N пропущено 27 дней в году, в 6 классе – 15, в 7 – 4.

Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной ходьбе. Большинство горожан, пользуясь для повседневного передвижения услугами транспорта, проводя отпуск на террасе дома отдыха или в гамаке на даче, буквально отучаются ходить. Пройти 15-20 километров, а по обычной проселочной дороге для них непосильная задача. Обладает турист и многими другими, подчас мелкими и незаметными навыками, которые в сумме делают человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие дрова хороши, а какие не будут гореть. Он умеет быстро развести огонь, сварить пищу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро отремонтировать одежду и обувь.

Одна из функций туризма состоит в том, чтобы снять утомление, дать человеку не только физическую, но и психологическую разрядку, что способствует восстановлению и дальнейшему развитию его физических и духовных сил. При этом следует учитывать и факторы более широкого назначения, а именно: перемена занятий (самый универсальный фактор отдыха); непринужденность и нерегламентированность общения; движение; общественно полезная работа во время туристских мероприятий. Контакты, которые устанавливаются между взрослыми и ребятами в походе, как правило, гораздо более глубокие и душевные, чем в деловой обстановке учебного процесса. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в класс.

Позитивное отношение к занятию туризмом демонстрирует все возрастающее число членов туристско-краеведческого объединений. Если начиналось развитие туристского движения с одного класса, то на сегодняшний день – это 1 - 11 классы, учащиеся которых вовлечены в регулярные занятия туризмом. 
В 2013-2014 уч.г. объединения станции  приняли участие в 4 городских и 6 областных соревнованиях по спортивному туризму и краеведенью, 1 профильная смена по спортивному туризму (техника пешеходного туризма, лыжного туризма), 3 городской соревнования по спортивному ориентированию. Сегодня объединения нашей станции  абсолютные чемпионы городских соревнований в своих направлениях, неоднократные победители областных соревнований. С 2013 по 2014 гг. совершено 1 пешеходный поход в пещеру «Рябиновая», водный поход II категории сложности по реке Мундыбаш.

Безусловно, такие результаты дают возможность почувствовать гордость за то, что делают ребята, удовлетворение от своего труда.

Туризм и здоровье неотделимы. Туристские путешествия не только способствуют физическому закаливанию организма, снимают усталость, укрепляют нервную систему, они все больше становятся настоятельной потребностью человека как активный, насыщенный физическими нагрузками отдых.

Известно выражение: «В здоровом теле - здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: «От здорового духа - здоровое тело». Туризм помогает гармонично развивать человеческой личности этих двух здоровых начал. Сила духа может направлять разум человека в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Очень важно сегодня убедить и научить подрастающее поколение  использовать  свой разум для выработки сознательной философии жизни, направленной на сохранение здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon turizm_kak_sredstvo_vospitaniya_zozh.pdf217.37 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение комплекса тренажеров-симуляторов в обучении, воспитании и развитии обучающихся

Применение комплекса тренажеров-симуляторов в обучении, воспитании и развитии обучающихся по специальности Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта...

Воспитание здорового образа жизни

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека:- достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций,- для активного ...

Методическая разработка классного часа "Воспитание здорового образа жизни"

Методическая разработка классного часа "Воспитание здорового образа жизни" для студентов 1 курсов среднего профессионального образования...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена значению и роли здоровьесберегающих технологий учебного процесса как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения...

Воспитание здорового образа жизни учащихся

Воспитание здорового образа жизни учащихся...

Роль коллективной творческой деятельности в воспитании творческой активности обучающихся

Статья посвящена роли хореографического коллектива во всестороннем развитии личности ребенка...

Внеклассное мероприятие: Туризм -как основа формирования здорового образа жизни.

Внеклассное мероприятие: Туризм -как основа формирования здорового образа жизни.Цель :выявить эффективность влияния туристско-краеведческой работы на формирование  здорового образа жизни об...