Воспитание здорового образа жизни учащихся
методическая разработка на тему

Прохоренко Антонина Юрьевна

Воспитание здорового образа жизни учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ   ЛО «Волховский политехнический техникум» 

Методическая разработка

Тема:

" Воспитание здорового образа жизни учащихся"

Работу выполнила воспитатель общежития

Прохоренко Антонина Юрьевна

г. Волхов

2016 г.

                                                       Содержание

Введение.............................................................................................................3

1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни..............5

1.1 Сущность и элементы здорового образа жизни........................................5

1.2 Здоровый образ жизни и его составляющие.............................................11

2.Формирование здорового образа жизни  учащихся....................................17

2.1  Основные направления работы по формированию здорового

образа жизни учащихся.....................................................................................17

2.2  Педагогические условия воспитания у учащихся  потребности в

здоровом образе жизни в условиях учебного заведения...............................21

2.3. Методы диагностики состояния здоровья учащихся..............................28

Заключение.........................................................................................................30

Список использованной литературы...............................................................32

Введение

        Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.

        В современной педагогической теории и практике проблема формирования здоровья и здорового образа жизни учащихся занимается одно из приоритетных мест. Однако масштабность, многоуровневость и относительная молодость этого направления обуславливают  и широкий спектр проблем, еще не изученных.

        Культура здорового образа жизни личности -  это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно - ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.

На сегодняшний день существует объективная необходимость целенаправленного формирования у молодых людей образа жизни, подчиненного принципам заботы о собственном здоровье и здоровье окружающих, отказа от вредных привычек и профилактике различных вредных привычек.

        Решить данную проблему в системе  образования возможно на основе комплексного подхода, ориентированного на воспитание и развитие личности при грамотном воздействии на все сферы ее сознания - познавательную, эмоционально-чувственную, ценностно-ориентационную и деятельностную.  Важно, чтобы в итоге такого воздействия у личности сформировалась новая компетенция - ответственность за свое здоровье и здоровье других людей.

        Роль учебного заведения состоит в приобщении  учащихся  к ценностям физической культуры и здорового образа жизни, внедрении в жизнедеятельность учреждения здоровьесберегающих  практик и активной оздоровительной, профилактической работы.

        Цель  данной работы - раскрыть содержательные и организационно-методические особенности формирования ЗОЖ у обучающихся  в условиях учебного заведения.

        Гипотеза исследования: формирование здорового образа жизни учащихся будет осуществляться эффективно, если  будут выявлены организационно-методические особенности внедрения проекта по формированию здорового образа жизни, определены педагогические условия реализации в условиях учебного заведения.

        Исходя из выдвинутой гипотезы, поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть теоретические основы формирования здорового образа жизни.

3. Выявить организационно-методические особенности формирования ЗОЖ у обучающихся.

        Теоретическую основу составили работы о формировании здорового образа жизни Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, Л.В. Моисеевой, Ю.Ф. Змановского, Н.Н. Куинджи, Л.Г. Татарниковой, Б.Н. Чумакова и др.

        Для достижения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

-анализ психологической, педагогической и методической литературы по теме исследования;

- наблюдение за учебным процессом.

1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни

1.1 Сущность и элементы здорового образа жизни

        Образ жизни - тип жизнедеятельности людей, обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья,  то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой [20, с.48].

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

        Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

        Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитет) и личностными наклонностями (образ) [31, с.89].

        Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного общества, каждая личность характеризуется своим, ндивидуальным способом их удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь от воспитания.

        Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии.  Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

        Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями» [36, с.238].

        Потребность в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ) и создании программ обучения ЗОЖ обосновывается закономерностями изменений состояния здоровья населения, характера заболеваемости, продолжительности жизни, существенно влияющими на качество жизни человека. Как уже отмечалось, возможность формирования культуры ЗОЖ зависит от потребностей ребенка. Иерархия потребностей огромна. Но что весьма важно для педагогов и психологов, это то, что они не существуют, изолировано друг от друга, меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры ребенка, его знаний о действительности и отношения к ней [55, с.41]. Следовательно, мы можем влиять на их формирование и удовлетворение, а значит, и на состояние и развитие здоровья ученика. Но для этого должны быть созданы оптимальные условия, способствующие обеспечению общего комфорта участников образовательного процесса, особенно позитивных настроений у учащихся.

А.А. Ярулов считает, что такие условия могут быть созданы, если основное внимание будет уделено удовлетворению одной из основных потребностей ребенка в индивидуальном эмоционально-ценностном сопровождении развития его личности, в том числе и в ходе учебной и воспитательной деятельности [29, с.148].

        Существует более 300 определений понятия «здоровье». По уставу ВОЗ, «здоровье - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия» [2, с.1].

        В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов) здоровья:

Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма, - основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Психическое здоровье - состояние психической сферы, - основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, в также возможностями их удовлетворения.

Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы жизнедеятельности,  основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.

Признаками здоровья являются:

  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

        Здоровье человека во многом зависит от стиля его жизни. Он определяется социально - экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями человека [18, с.12].

        Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

        Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

        Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности [17, с.11].

        Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми следующие:

  •  воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  •  окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  •  отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;
  •  питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  •  движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
  •  гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи;
  •  закаливание [5, с. 97].

        На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы [6, с. 32] также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:

  •  эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
  •  интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
  •  духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.

Изучением здорового образа жизни занимается валеология.

Валеология (от одного из значений лат. valeo -- «быть здоровым») -- общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук -- медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других [6, с. 4]. Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.

Следует различать валеологию  медицинскую, педагогическую и разнообразные псевдо и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях.

        Педагогическая  валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека [6, с. 49].

        Формирование культуры  ЗОЖ  -  это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья, изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно,  безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными [21, с.14].

        Щедрина А.Г. указывает на то, что формирование культуры ЗОЖ  -  проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств человека в сознательном и волевом принятии принципов ЗОЖ, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. При этом возникает необходимость перестройки управления поведенческой деятельностью ребенка, особенно ребенка с проблемами в развитии. Несомненно, эта область деятельности лежит в поле профессиональных интересов и компетенции педагогов [36, с.94].

        Педагогическая стратегия формирования ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений учащихся на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается вначале устойчивая мотивация ЗОЖ, затем валеоготовность и самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья.

        В.В. Колбанов отмечает, что кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья человек должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных путях его укрепления. Однако автор допускает, что ребенок может иметь неполную информацию о своем актуальном и возможном развитии, это обусловлено предупреждением ятрогении и психосоматических нарушений. Далее автор рекомендует при формировании ЗОЖ демонстрировать ребенку известный аналог (модель). В идеале для детей с учетом их конституциональных особенностей, пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки, искусства. Именно поэтому учебное заведение должна стать для такого ребенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья [20, с.144].

        С учетом этого И.Ю. Жуковин рекомендует внедрение ЗОЖ в повседневную деятельность людей осуществлять на основе формирования традиций. Автор считает необходимым вокруг детей с самого раннего детства создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера [23, с.35].

        С.Л. Рубинштейн проблему активности человека рассматривал в тесной связи с внутренней, психической детерминацией поведения: психические факторы выступают в жизни человека не только как обусловленные, но и как обуславливающие. Следовательно, поведение человека, продукта социальных отношений, обусловлено не только внешней, но и внутренней детерминацией, которая, как пишет С.Л. Рубинштейн «заключается в подчеркивании внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему. Только внешняя детерминация влечет за собой внутреннюю пустоту, отсутствие сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям или просто приспособление к ним [36, с.282].

        Таким образом, здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

1.2  Здоровый образ жизни и его составляющие

        На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности [4, с. 10], возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.         Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

  •  уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;
  •  исследование состояния здоровья и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья;
  •  выявление и исследование проблем  формирования  культуры  здорового образа жизни;
  •  создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья.

        Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования основ здорового образа жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни.

Здоровье человека - это очень сложный феномен общечеловеческого и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.

        Здоровье  «динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [26, с. 76].

        Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.

        Образ жизни - совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни [26, с. 77].

        Здоровый образ жизни - способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность [31, с. 121].

        Укрепление здоровья - система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума [26, с. 79].

        В настоящее время в системе наук о человеке используются следующие определения понятия «здоровье человека»:

  •  гармоничное единство биологических и социальных качеств, условленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями (Ю.П. Лисицын):
  •  процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В.П. Казначеев);
  •  целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Р.И. Айзман, В.П. Казначеев, А.Г. Щедрина).

        В педагогике существует свое определение понятия «здоровье».  В педагогической науке влияние характера проявления психофизических качеств индивида и степени его социальной адаптации, зависящие от личностных качеств человека и осознанности его поведения, на здоровье человека носит либо укрепляющий характер, либо наносящий здоровью вред.

        Возвращаясь к определению понятия «здоровый образ жизни» можно выделить наиболее полные определения данного понятия:

1. Здоровый образ жизни - это система взглядов, складывающаяся в процессе жизни под влиянием различных факторов на проблему здоровья как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной им цели [26];

2. Здоровый образ жизни - сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал [32];

3. Здоровый образ жизни - социально и исторически определенное представление о здоровье, а так же и средствах и методах его интеграции в практическую жизнь [14];

4. Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от пола, экономической и социально- психологической ситуаций.

        Здоровый образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал. Исходя из этого, сформулируем основные положения, которые должны быть, положены в основу здорового образа жизни:

  •  Соблюдение режима дня - труда, отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;
  •  Двигательная активность, включающая систематические занятия доступными видами спорта, оздоровительным бегом, ритмической и статической гимнастикой, дозированной ходьбой на воздухе;
  •  Умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (автогенная тренировка);
  •  Разумное использование методов закаливания, гипертермических и гидровоздействий;
  •  Рациональное питание.

        Существенным моментом здорового образа жизни является комплексное использование этих методов, включённых в индивидуальную программу. И это обеспечит  физическое, социальное, эмоциональное, духовное, интеллектуальное здоровье.

        Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

  •  умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;
  •  владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
  •  постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
  •  самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье.

        Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального ЗОЖ.

ЗОЖ - отличительная черта человеческой цивилизации.

        По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  •  отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
  •  оптимальный двигательный режим;
  •  рациональное питание;
  •  закаливание;
  •  личная гигиена;
  •  положительные эмоции [21, с.78].

        Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ.

        Жизнь современного человека, особенно в городах, характеризуется высоким удельным весом гипонезии и гиподинамии, и это при  том, что практически никто не оспаривает то положение, что основная причина многих болезней цивилизации - недостаточная двигательная активность.

        Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

        Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний. При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах, поскольку он особенно чувствителен ко всяким нарушениям как в количественном, так и в качественном составе пищи [22, с. 6].

        Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Закаливание повышает также неспецифическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции.

        Закаливание обеспечивает тренировку и успешное функционирование терморегуляторных механизмов, приводит к повышению общей и специфической устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям.

        Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов, которыми являются:

  •  постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и продолжительность процедуры нужно постепенно);
  •  систематичность (закаливание будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без перерывов);
  •  комплексность - закаливание будет наиболее эффективным, если в комплексе используются все естественные силы природы: солнце, воздух и вода;
  •  учет индивидуальных особенностей при закаливании необходимо принимать во внимание и рост, и пол, и состояние здоровья, а также местные климатические условия и привычные температурные режимы.

        Существуют закаливание воздухом (воздушные ванны); закаливание солнцем (воздушно-солнечные ванны); закаливание водой (обтирание, обливание, душ, купание, купание в проруби); хождение босиком является одним из древнейших приемов закаливания, оно широко пропагандируется и практикуется во многих странах.

        Физическая культура и спорт всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования ЗОЖ россиян становятся сверхактуальными.

           Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.


2.Формирование здорового образа жизни  учащихся.

 

2.1  Основные направления работы по формированию здорового образа жизни учащихся

        «Образ жизни каждого человека определяет его представления о смысле жизни, его дела, поступки, отношение к окружающему миру, к себе, к своему здоровью».(академик В.П.Казначеев)

        На    современном  этапе    развития    человеческого     общества    такие   универсальные   ценности,   как      жизнь   и      здоровье     человека приобретают особое значение.
        Что лежит в основе таких страшных явлений нашей жизни, как особая жестокость подростков, которые собравшись в группы, утрачивают всякое ощущение ценности чужой жизни и здоровья, избивая и убивая, только за то, что кто-то не хочет отдать свой телефон, имеет не такой, как у них, цвет кожи, разрез глаз, говорит на другом языке? Что лежит в основе чудовищного пренебрежения друг к другу на наших дорогах, огромного количества суицидов среди молодёжи?
        При кажущейся разнородности этих явлений их причина одна -  отсутствие какого бы то ни было уважения к чужому и собственному здоровью, к чужой и своей жизни.

         Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ "Об образовании".

        Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.    

        Структура процесса обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики.

        Обучение — это целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у учащихся качеств, необходимых им для выполнения учебной деятельности. Обучение в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя передачу знаний,умений,навыков, которые способствуют формированию представлений о здоровье, научат отличать здоровый образ жизни от нездорового, что поможет в дальнейшем учащимся и педагогам охранять и беречь как свое собственное здоровье,  так и здоровье окружающих людей.

        В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга, как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.

        Цель — сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

        Основные задачи:

1.1 Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

1.2.   Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.

1.3.  Добиться выполнения элементарных правил  здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).

1.4.   Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.

        Решение этих задач осуществляется поочередно. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируются в результате объяснения педагогом, восприятия показываемых движений комплексов физкультминуток, утренней гигиенической гимнастики, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

2. Этап углубленного изучения.

        Цель — сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.

        Основные задачи:

2.1.   Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.

2.2.   Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения;

2.3.   Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.                                          

        Данные задачи могут решаться одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, необходимо в комплексе с ним широко применять наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. Такой подход позволяет более углубленно познать основы здоровьесбережения.                

        На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

        Эффективность использования различных средств здоровьесберегающей педагогики достигается при четком соблюдении следующих моментов:

а) цели и задачи использования конкретного средства на конкретном занятии;

б) структурная взаимосвязь данного средства и метода с основным содержанием занятия;

в) контроль и самоконтроль выполнения правил здоровьесбережения.

 3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.

        Цель — умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования.

        Основные задачи:

1.  Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.

2.   Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.

3.   Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

        На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях.

        В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

        Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя»; различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка:  массаж;  самомассаж;  психогимнастика, тренинги,  элементы фитотерапии, ароматерапии, витаминотерапия (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год — в декабре и весной с целью укрепления памяти учащихся),  фитобары в стенах школы, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья  и др.

        Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:

1.   Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой  педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.

2.   Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.

3.   Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их со стояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.

4.   Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.

5.   Активизация развития всех сфер личности учащихся.

6.   Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

7.   Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).

8.   Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.                                           9.   Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

10.  Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.

11. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

2.2  Педагогические условия воспитания у учащихся  потребности в здоровом образе жизни в условиях учебного заведения.

        Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации - физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через ЗОТ (здоровье сберегающие образовательные технологии) - тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни - это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.

        Задача здоровье сберегающей педагогики - обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. (Н.К. Смирнов. «Здоровье сберегающие образовательные технологии).

        Таким образом, чтобы формирование установки на здоровый образ жизни  проходило эффективно необходимы  следующие педагогические условия:

  • во-первых, информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);
  • во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни;
  • в-третьих, обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность).

        Реализация выделенных педагогических условий ориентирования  школьника  на здоровый образ жизни способствует получению им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственного здорового образа жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.

        Анализ научной литературы показал, что формирование здорового образа жизни чаще связывают с физкультурным образованием. В широком смысле - физкультурное образование понимается учеными - педагогами, культурологами как способ приобщения человека к физической культуре, в процессе которого он овладевает системой знаний о здоровом образе жизни, актуализирует ценностное отношение к нему, проявляет активность в здоровье созидающей деятельности (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, В.А. Запорожанов, В.И. Ильинич, П.Ф. Лесгафт, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, А.Д. Новиков, В.В. Пономарев, В.И. Столяров, И.И. Сулейманов и др.).

        Поэтому реализация первого педагогического условия ориентирования ученика на здоровый образ жизни осуществляется в рамках физкультурного образования. Учебная дисциплина физическая культура может способствовать информационному ориентированию подростка на здоровый образ жизни за счет: сочетания двух содержательных компонентов - обязательного (базового) и вариативного (для решения частных задач) и активного использования ее вариативного компонента в теоретическом разделе программы; усиления образовательной направленности физической культуры с целью информирования школьника о здоровом образе жизни; использования разнообразных форм и методов, способствующих его приобщению к здоровому образу жизни; совершенствования организационно-педагогической деятельности преподавателя. Оптимальное сочетание содержания базового и вариативного компонентов Программы дисциплины «физическая культура» мы связываем с реализацией педагогического условия по информированию школьника о здоровом образе жизни. Осмысление, осознание и обретение личностных смыслов в любой сфере жизнедеятельности, по мнению педагогов и психологов, существенно изменяется благодаря целенаправленной работе с информацией. Это и составляет содержательное наполнение данного условия, которое в практической педагогической деятельности соотносится с этапом ознакомления.

        Информирование воспитанников о здоровом образе жизни осуществляется посредством методов кооперативного (совместного) обучения, направленных на переход от пассивной формы восприятия информации к активной, и обеспечивающих субъектный характер взаимодействия педагога и ученика: лекций, лекций-бесед, диспутов, встреч, валеологических конференций. Использование этих методов позволяет задействовать такие базовые характеристики личности подростка, как способность к познанию и самопознанию, потребности высшего уровня, ценностные отношения. Кроме того, они способствуют переоценке школьниками смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни.

        Параллельно осуществляется подготовка учащихся к реализации практико-ориентированной части внеклассной работы, поскольку актуальным в ориентировании учащегося на здоровый образ жизни является его эмоционально-ценностное принятие на личностном уровне как необходимое основание для самоорганизации здоровой жизнедеятельности. Актуализацию эмоционально-ценностного отношения школьника к здоровому образу жизни следует  рассматривать  как следующее условие реализации педагогической стратегии ориентирования воспитанника на него. Актуализация эмоционально - ценностного отношения учащегося к здоровому образу жизни  представляет собой целенаправленную педагогическую деятельность по переводу его ценностных валеологических ориентиров (мыслей, взглядов, представлений, убеждений, установок, чувствований, способностей) из потенциального состояния в реальное,  и осознанию их значимости в жизнедеятельности человека. Это условие соотносится со вторым этапом реализации данной стратегии - этапом актуализации.

        В практическом решении задач данного этапа следует  исходить  из теоретических положений педагогической аксиологии о сущности ценностного отношения. Ценность получает свое актуальное существование в деятельности, когда субъект, вступая во взаимодействие с объектом, формирует отношение. Ценностным оно становится, когда свойства объекта удовлетворяют потребности субъекта, задействуют эмоциональную сферу и порождают личностный смысл, формируя внутреннюю позицию личности. Под влиянием реальной жизненной практики, при наличии внутренней активности человека возникает ценностное отношение.

        В соответствии с этим должен  быть осуществлен выбор таких педагогических методов, приемов и средств, которые способствовали бы формированию у подростков внутренней картины здорового образа жизни. Основными компонентами такой картины являются: когнитивный (совокупность знаний, представлений, умозаключений о здоровом образе жизни) и эмоциональный (чувственная сторона), способствующие осознанию, эмоционально-ценностному принятию и моделированию здорового образа жизни как деятельностного ориентира.

         Методическое обеспечение реализации второго педагогического условия осуществляется  посредством использования дискуссионных методов организации познавательной деятельности учащегося (диалоги, дискуссии), способствующих активизации эмоциональной сферы личности, а также моделирования интерактивных методик, самостоятельных, индивидуальных и совместных форм работы, обеспечивающих деятельностный аспект.

        Особое внимание на этапе актуализации уделяется методу моделирования, который берет свое начало со времен Пифагора, Платона, Архимеда, Аристотеля и предполагает построение некоторого образца, аналога, модели явления или процесса, отражающего существенные характеристики изучаемого объекта. Модель выполняет функции воссоздания и умножения знаний об оригинале, конструирования его новых свойств, управления им и развития его. Создание модели представляет собой промежуточный этап, на котором осуществляется подготовка к реализации в деятельности. Моделирующая деятельность позволяет использовать интегрированные знания учащегося о здоровом образе жизни, задействовать их ценностные приоритеты, получить первичный опыт конструирования такой деятельности. С этой целью организуется мастер-класс, программа работы которого построена на основе общения, совместной деятельности, проектировании, личного примера. Как результат активного взаимодействия педагога и воспитанника, учеников друг с другом предусматривается создание модели здорового образа жизни как деятельностного ориентира. Работа в мастер-классе позволяет школьникам  сориентироваться в проблеме, получить опыт моделирования в процессе совместной деятельности и общения.         Создание индивидуальной модели здорового образа жизни школьника с учетом его личностных особенностей - следующий важный шаг в самоорганизации здорового образа жизни. Такую модель учащиеся разрабатывают самостоятельно и представляют преподавателю в качестве самоотчета.

        Третье педагогическое условие формирования у школьника  установки на здоровый образ жизни - логическое продолжение первых двух и предусматривает обогащение опыта здоровье созидающей деятельности, выбор соответствующих педагогических действий, способов организации деятельности школьника. Обогащение опыта здорового образа жизни понимается нами как совокупность педагогических действий по овладению им разнообразными способами формирования и ведения здорового образа жизни и включения их в свой образ жизни.

        Разрабатывая содержание данного педагогического условия, педагоги ориентируются  на активизацию ресурсов образовательного пространства школы. Можно  выделить следующие ресурсы по формированию у подростка установки на здоровый образ жизни:

1. Административный ресурс (разработка соответствующих программ, планирование здоровье созидающих мероприятий, пропаганда здорового образа жизни, контроль и др.).

2. Ресурсы учебно-воспитательного процесса (введение спецкурса о здоровом образе жизни, организация физкультурно-оздоровительных мероприятий, культурно-массовые и  досуговые  формы работы); использование возможностей нерегламентированного образовательного пространства (различные формы вне учебных занятий) совместной деятельности субъектов образовательного процесса школы.

3. Медицинское обеспечение (медицинский осмотр ученика, диагностика состояния его здоровья, профилактика, медицинское сопровождение и др.).

        Педагог информирует учащихся о возможностях школы в данном направлении, участвует с ними в различных мероприятиях, поддерживает их в реализации здорового образа жизни. Выбор форм и методов организации деятельности подростков на этапе обогащения соответствующими знаниями включает консультации педагога, участие учащихся в физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых мероприятиях, досуговых формах работы, что способствует их приобщению к здоровьесозидающей деятельности, обогащению креативно-деятельностного опыта, проявлению активности и самостоятельности в организации собственного здорового образа жизни.

        Для успеха формирования у школьника  установки на здоровый образ жизни должны быть выполнены эти условия.

        Таким образом, формирование у подростка установки на здоровый образ жизни через реализацию совокупности педагогических условий, методов, приемов и средств информационно-познавательного, эмоционально-ценностного и креативно-деятельностного характера может осуществляться в образовательном процессе школы во вне учебное время и способствовать решению проблемы  формирования здорового образа жизни школьника.

        В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия.

         Духовный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.

        Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью саморегуляции  органов и систем, наличием резервных возможностей организма.

        Психический компонент определяется уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферой.

        Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.

        Таким образом можно сделать вывод, что  понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности, и на сегодняшний день существует несколько моделей обучения здоровому образу жизни.

        Для того, чтобы вести здоровый образ жизни, необходимо создать установку на него. Можно  выделить  3 уровня установки:

  •  смысловая как проявляющееся в деятельности отношение личности к объектам, имеющим для нее личностный смысл; 
  •  целевая как стабилизатор действия, вызванного конкретной целью;
  •  операциональная как готовность к осуществлению действий, основанных на прошлом опыте и поведении в сходных ситуациях.

        Определены возможности внеклассной воспитательной работы в формировании установки на здоровый образ жизни у подростков.

        Сделан вывод, что внеклассная воспитательная работа, представляющая собой совокупность различных видов деятельности, обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

        Как показали исследования, учебно-воспитательный процесс должен включать два ведущих направления педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни:

  •  создание оптимальных внешнесредовых условий - микросоциальной среды (гуманистические отношения, благоприятный психологический климат, активная творческая обстановка), через совместную деятельность и общение детей и взрослых в образовательном процессе (Ю.К. Бабанский, А.А. Бодалев, Б.С. Гершунский, В.И. Зверева, В.А. Караковский, А.С. Макаренко, А.В. Мудрик, Н.Е. Щуркова и др.);
  •  обеспечение ценностных ориентаций, как внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для саморазвития и самовоспитания учащихся через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания (Г.В. Акопов, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Б.С. Братусь, Т.М. Давыденко, В.М. Минияров, Б.Д. Парыгин, С.В. Попов, С.Л. Рубинштейн, В.А. Якунин и др.)

        Теоретически обоснованы педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы.

        Можно выделить следующие педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы в условиях школы:

  • во-первых, информирование ученика о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);
  • во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни;
  • в-третьих, обогащение опыта здорового образа жизни школьника (включение в здоровье сберегающую деятельность).

        Подводя итог, можно сказать, что реализация выделенных в гипотезе педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни у подростка способствует получению им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственной установки на здоровый образ жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности. Формирование установки может осуществляться в образовательном процессе школы во внеклассной воспитательной работе и способствовать решению проблемы формирования здорового образа жизни школьника.

2.3. Методы диагностики состояния здоровья учащихся

        В целом здоровье учащихся можно отслеживать по следующим компонентам.

1. Физическое развитие школьника.

Критериями физического здоровья выступают медицинские показатели школьника и уровень его физической подготовленности.

Первые отслеживаются с помощью анализа медицинской документации (группа здоровья после осмотра ребенка врачами), учитывается также устойчивость к заболеваниям (с этой целью проводится анализ пропусков по болезни). Показатели физической подготовленности измеряются в соответствии со стандартами образования по предмету «физическая культура».

2. Социальное развитие школьника.

Критерием социального здоровья учащегося выступает степень благополучия его социальной ситуации развития. В школе это проявляется в социальном статусе ребенка. В ученическом коллективе он измеряется с помощью социометрии. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать поведение учащихся в условиях групповой деятельности, судить об их психологической совместимости, проводить определение лидеров для перегруппировки детей в классе так, чтобы снизить напряженностью в коллективе, возникающую из – за взаимной неприязни некоторых учащихся.

3. Психологическое развитие школьника.

Психологическое здоровье учащегося связано с развитием индивидуально – психологических особенностей личности, способствующих успешной социальной адаптации ребенка. К психологическому здоровью можно отнести соответствие психического развития возрастным нормам, психоэмоционального состояния школьника и мотивацию к здоровому образу жизни и умению вести его.

Мотивация здорового образа жизни (ЗОЖ). Насущной психолого - педагогической проблемой является формирования у учащихся потребности в хорошем здоровье, обучение умению ответственно относиться не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей, а также сохранению среды обитания. Здоровьеориентированные цели воспитания учащихся включают: развитие природных возможностей и сохранение здоровья.

В процессе обучения наиболее значимой становится комплексная диагностика мотивации и умений ЗОЖ, используемая не для оценки имеющихся способностей ребят или решения вопроса об их пригодности либо не пригодности, а для нацеливания учащихся на ведение здорового образа жизни.

В качестве диагностической процедуры школьникам можно использовать мини – сочинение на разные темы, связанные с ЗОЖ, например, «Почему необходимо вести здоровый образ жизни?». Также для выявления отношений к ЗОЖ можно использовать анкетирование. В зависимости от полученных результатов диагностики можно определить пути работы по выявленным проблемам.

Таким образом, формирование здорового образа жизни включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании; побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.

При организации здоровьесберегающей образовательной среды необходимо учитывать следующие её компоненты: воздушно-тепловой режим классного помещения; освещение классного помещения; школьная мебель; организация урока.

Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ позволяет определить пути работы по профилактике и укреплению здоровья учащихся.


Заключение

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Современная концепция ЗОЖ определяет его как осознанное в своей необходимости постоянное выполнение гигиенических правил укрепления и сохранения индивидуального и общественного здоровья.

Элементы здорового образа жизни являются: воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков; безопасная и благоприятная для обитания окружающая среда, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье; отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя; умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека питание, информированность о качестве употребляемых продуктов; физически активная жизнь с учётом возрастных и физиологических особенностей; соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи; закаливание.

Формирование у учащихся здорового образа жизни требует создания в общеобразовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды при помощи здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающая образовательная среда определяется следующими характеристиками:

  • общая организация образовательного процесса (учебный план, расписание занятий, длительность уроков и перемен и т.д.);
  • технологии обучения;
  • стиль взаимодействия участников образовательного процесса;
  • двигательный режим учащихся;
  • санитарно-гигиенические условия обучения и воспитания;
  • медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение учебного дня;
  • питание.

Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения с помощью формирования здоровьесберегающей образовательной среды.

Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни должно проводиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса.

Формирование здорового образа жизн включает в себя: создание информационно-пропагандистской системы повышения уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения; обучение здоровью; меры по снижению распространенности курения и потребления табачных изделий, снижению потребления алкоголя, профилактика наркомании; побуждение населения к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления, работа с семьёй.

Правильное использование психолого-педагогических технологий с учетом составляющих формирования ЗОЖ позволяет не только решать проблему ответственного отношения к своему здоровью, но и решает задачи охраны здоровья учащихся, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах.

Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ позволяет определить пути работы по профилактике и укреплению здоровья учащихся.

Список использованной литературы:

  1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996.
  2. Алишев, А.В., Зайцев, Г.К., Колбанов В.В., Татарникова Л.Г. Основные направления школьной валеологии. В Сб.: Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт, т. 2, 1993
  3. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд., доп., перераб. -- СПб.: 1993.
  4. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. - 2004. - №1. - С.21-26.
  5. Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации // Валеология. - 2004. - №4. - С.93-98.
  6. Кураев, Г.А., Сергеев С.К., Шленов Ю.В. Валеологическая система сохранения здоровья населения России // Валеология. 1996. - №1, с. 7-17.
  7. Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сб. науч. тр. участников Всерос. конф. [с междунар. участием] «Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности», 12-13 сентября 2006 г., г. Балашов / под ред. А.В. Тимушкина. - Балашов: Николаев, 2006. - 196 с.
  8. Маслова Н.В. Ноосферное образование: концепция, технология, методика. М.,1999.
  9. Панкратьева Н.В. и др. Здоровье - социальная ценность: Вопросы и ответы./ Н.В. Панкратьева и др. - М.: Мысль. 1989.- 236 с.
  10. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр Академия. 2000. - 208с.
  11. Соловьев Г.М. Здоровый образ жизни: научно-теоретические и методические основы: Учебное пособие. Часть 1. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
  12. Тимофеев Д.И. К вопросу формирования современного человека. - //Народное образование Якутии. - 1999. - №3 - 42 с.
  13. Торохова Е.И. Валеология: Словарь./ Е.И. Торохова. - М.: Флинта: Наука. 1999. - 248 с.
  14. Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции./ Б.Н. Чумаков. - М.: Российское педагогическое агенство, 1997. - 245 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание здорового образа жизни

Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека:- достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций,- для активного ...

Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".

Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...

Методическая разработка классного часа "Воспитание здорового образа жизни"

Методическая разработка классного часа "Воспитание здорового образа жизни" для студентов 1 курсов среднего профессионального образования...

Туризм как средство воспитания здорового образа жизни обучающихся

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детей«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»(МБОУ ДОД «СДЮТЭ»)...

Сценарий конференции , посвященной здоровому образу жизни по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни»

Сегодня наше мероприятие посвящена вопросам здорового питания просим вам слушать внимательно в конце нашего представления будет викторина со сладкими призами.Всемирный День здоровья в 2019 году традиц...

КОМПЛЕКСНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ

Методы и способы формирования ЗОЖ у школьников средних классов....

Программа проекта по здоровому образу жизни на тему: «Здоровье – образ жизни»

Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у подростков - важнейшая соц...