Обучение иноязычной диалогической речи по пути “сверху” в средней школе.
статья на тему

Основной и ведущей целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь, потому что ученик именно через диалог отрабатывает  и запоминает  отдельные речевые образцы, целые структуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_inoyazychnoy_dialogicheskoy_rechi_po_puti.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Полякова Е.В.

Обучение иноязычной диалогической речи по пути “сверху” в средней школе.

Основной и ведущей целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь учебный процесс. Одной из основных форм речевого общения является диалогическая речь, потому что ученик именно через диалог отрабатывает  и запоминает  отдельные речевые образцы, целые структуры.

Развитие диалогической речи на изучаемом иностранном языке – одна из самых острых проблем современной педагогической науки. Попытка изучения и разработки методики обучения иноязычной диалогической речи не является новой. К данной теме обращаются не только педагоги и методисты, но и филологи, лингвисты, психологи, логопеды. Детально и подробно останавливается на данной проблеме известный ученый в области методики преподавания иностранных языков, один из основоположников коммуникативного метода в обучении иностранным языкам Пассов Е. И. Методикой обучения  диалогической речи занимались руководитель лаборатории психологии обучения второму языку Института психологии АН Грузии Алхазишвили А. А. [4], педагоги Елухина Н. В. [5] и Скалкин В. Л.  Данной проблемой занимались и иностранные ученые, например английский педагог и методист, автор свыше пятидесяти теоретических трудов, учебников и учебных пособий Гарольд Пальмер.

Диалогическая речь – это процесс общения, который характеризуется поочередно сменяющимися репликами двух и более лиц. К психологическим характеристикам диалогической речи психологи относят, прежде всего, речемыслительную активность партнеров. В основе диалога лежит реплицирование, т.е. обмен репликами. В ходе его происходит постоянное переключение со слушания на говорение, т.е. с восприятия, прогнозирования, понимания на планирование и порождение собственной речи. Поскольку каждый их собеседника может выступать в роли слушающего и говорящего, то диалогическая речь является рецептивно – продуктивным видом речевой деятельности.

Эффективность обучения иноязычной диалогической речи в школе в большей степени зависит и от того, насколько его подходы и методы ориентированы на возрастные особенности учащихся.

Процесс обучения в школе можно разделить на три основных этапа, каждый из которых охватывает определенные стадии развития ребенка. То есть:

  • начальная школа - младший школьный возраст (ведущая деятельность — обучение; направленность — привыкание к новой социальной роли);
  • средняя школа - младший подростковый возраст (ведущая деятельность - общение; направление - «защита» новой социальной роли)
  • старшая школа - старший подросток, юноша (ведущая деятельность - учебно-профессиональная деятельность).

Наиболее трудным для педагогов может считаться как средний, так и старший этап развития. Но средний более непредсказуем.

Если мы обратимся к возрастным периодизациям, то можем видеть, что данный этап обучения приходится на начальную стадию физического созревания. За это время школьники проходят большую дистанцию в физическом, умственном, нравственном и социальном развитии. Наступает в полном смысле  новая эпоха «детства».

А так как основной задачей педагога является мотивирование школьника на обучение, то следует принять во внимание, что принятие точки зрения подростка и его желания развивать свои навыки может способствовать формированию мотива обучения.

При обучении говорению в диалогической форме особую важность приобретают умения учащихся пользоваться различного рода опорами: зрительными и слуховыми, вербальными и невербальными, содержательными и смысловыми, и умения создавать их. Кроме того, в связи с возможной непредсказуемостью речевого партнера, спонтанностью речи, необходимостью быстрой реакции в процессе общения большое значение приобретают компенсаторные умения: умения выразить мысль любыми средствами .

В методике преподавания иностранного языка сложились два пути обучения диалогической речи – индуктивный  (путь «снизу», т.е. от частного к общему) и – дедуктивный (путь «сверху», т.е. от общего к частному).

Индуктивный подход предполагает путь от усвоения элементов диалога (реплик) к самостоятельному его ведению на основе учебно-коммуникативной ситуации. Учащиеся овладевают отдельными речевыми действиями расчленено на основе серии упражнений. Параллельно с отработкой отдельных реплик ведется обучение взаимодействию учащихся в рамках выделенных типов микродиалогов .Помимо использования ролевых и других игр, идет обучение активной реакции на невербальные и вербальные стимулы.

При дедуктивном подходе обучение начинается с целого – абзаца, рассматриваемого в качестве структурно – интонационного эталона для построения ему подобных, с восприятия диалога (на слух, а затем с графической опорой) с целью общего понимания смыслового содержания, выявления действующих лиц и их позиций.

        обучение диалогической речи состоит из следующих действий учителя и учащихся.

  1. контроль понимания диалогического образца;
  2.  фонетическая отработка диалогического образца в ходе неоднократного его прослушивания.
  3. заучивание диалога - образца;
  4.  воспроизведение диалога - образца учащимися наизусть;
  5.  варьирование лексических, грамматических элементов диалога - образца с использованием модификаций работы над диалогом
  6.  воспроизведение диалога- образца с модификациями (изменениями);
  7. согласование учащимися своего собственного самостоятельного диалога

Обучение диалогу путем «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам.

Е.Н.Соловова определяет следующий алгоритм работы учителя при обучении диалогу на иностранном языке путем «сверху вниз» :

  1. Определить наиболее типичные ситуации диалогического общения в рамках изучаемой темы («У врача», «Разговор по телефону»).
  2. Изучить материалы УМК и имеющихся учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка учащихся.
  3. Отобрать или составить диалоги-образцы с использованием типичных для данной ситуации речевых клише, моделей речевого взаимодействия.
  4. Определить последовательность предъявления различных типовых диалогов в процессе изучения темы.
  5. Ознакомить учащихся с новыми словами и речевыми структурами предъявляемого диалога.
  6. В случае необходимости прокомментировать социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации.
  7. Прочитать диалог или проиграть запись.
  8. Организовать его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвистических средств.
  9. Организовать работу с текстом диалога, направленную на его полное понимание и запоминание, а также частичную трансформацию с учетом уже знакомых синонимичных моделей.
  10.  Аналогично отработать другие типовые диалоги.
  11. Частично видоизменить речевую ситуацию с целью привнести элемент аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся.
  12.  Сформулировать речевую установку для творческих учебных диалогов по теме.
  13. Продумать использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников.
  14. Спланировать пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса.

Ученики:

1. Знакомятся:

  • с новыми словами,
  • с речевыми моделями и клише,
  • с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации.
  1. Отрабатывают хором и индивидуально речевые реплики типового диалога.

3. Отвечают на вопросы учителя по тексту диалога, совершают необходимые трансформации.

4. Учатся быстро реагировать на определенные реплики.

5. Разыгрывают учебные диалоги близко к тексту или учат их наизусть.

6. Составляют собственные диалоги по образцу на основе частично видоизменённой ситуации в соответствии с установкой учителя.

Опорами для составления собственных диалогов могут служить:

  • сами тексты диалогов-моделей;
  • содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;
  • описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;
  • картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.

При овладении диалогической речью «сверху» действия учащихся в большей степени основаны на процессах запоминания и репродукции, основная нагрузка, таким образом, ложится на их память, а действия не всегда удается в достаточной мере коммуникативно мотивировать и стимулировать, если не сделать ставку на интерпретацию исходного диалога. Но в то же время диалог-образец является определенной опорой для композиционного оформления и выбора средств выражения мыслей и чувств.

Список литературы

  1. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - Москва: АРКТИ, 2003. -192 с.
  2. Гез, Н. И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник / под ред. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкого. - Москва: Высшая школа, 1982. -373 с.
  3. Ляховицкий, М. В. методика преподавания иностранных языков: учеб. Пособие / М. В. Ляховицкий. - Москва: Высшая школа, 1981. - 159с.
  4. Пассов, Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е. И. Пассов. – Москва: Рус. яз., 1989. - 276 с.
  5. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2001. - 239 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему «Теоретические основы коммуникативного обучения диалогической речи»

В данной работе рассматривается методическая система использования метода коммуникативного обучения в процессе изучения иностранного языка...

Теоретические основы коммуникативного обучения диалогической речи

В данной работе рассматривается методическая система использование метода коммуникативного обучения в процессе изучения иностранного языка....

Развитие диалогической речи на старшем этапе обучения

Диалогическая речь  развивает не только умение общаться на иностранном языке, но умение слушать и слышать партнёра, умение выходить из затруднительных речевых ситуаций.  И так, чтобы у...

Обучение диалогической речи студентов

               Необходимо заметить, что обучение диалогической речи является одним из сложных видов речевой деятельности,  так как диалог невозможно...

Обучение диалогической речи посредством использования интерактивных упражнений.

Разработка урока с использованием комплекса интерактивных заданий с элементами мультимедиа, созданных в универсальной программе-оболочке "Hot Potatoes"...

Система работы по формированию навыков диалогической речи детей с особыми образовательными потребностями. Методическое пособие для педагогов школ I-II вида.

Методическое пособие предназначено для педагогов школ I-II. В работе рассматриваются виды диалогов, основные функции диалогов, представлены примерные виды диалогических единств и  многое другое....

Обучение иноязычной монологической речи старших школьников с использованием видеоматериалов

Английский язык как предмет в школе или колледже всё больше теряет интерес у старших школьников и студентов. Несмотря на всю значимость этого предмета, отмечается снижение мотивации к изучению английс...