Обучение диалогической речи студентов
статья на тему
Необходимо заметить, что обучение диалогической речи является одним из сложных видов речевой деятельности, так как диалог невозможно запрограммировать. Диалог – это спонтанная речь, составленная из вопросов и ответов, направленных на поддержание общения, и очень часто нельзя предугадать, какую реплику скажет собеседник. Для того чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно, не боялись говорить и практиковаться, пробовать свои силы, учителю необходимо начать с легкого материала постепенно усложняя его, то есть идя от простого к сложному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение диалогической речи студентов.
На старшем этапе обучения должны быть достигнуты конечные цели преподавания иностранного языка, предусмотренные программой. Основной задачей старшей ступени является дальнейшее развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности. В области говорения предполагается развитие умения студентов удовлетворять свои актуальные коммуникативные потребности в ситуациях социально-бытовой и социально-культурных сфер общения.
Цель:
а) передача и получение информации (о себе, об окружающей действительности, о покупках, об организации отдыха, путешествиях, погоде, в выборе профессии и т.д.);
б) установление социальных контактов (знакомство, обмен формулами речевого этикета, выражения эмоций, чувств).
Для реализации своих коммуникативных потребностей студент должен быть в состоянии выбирать нужную языковую форму и использовать определенную тактику речевого поведения в зависимости от условий общения (от коммуникативной задачи, характера взаимоотношений между коммуникантами и т.д.)
Речь говорящего ограничивается знакомой тематикой, характеризуется подстраиванием содержания под имеющиеся языковые и коммуникативные возможности. В процессе общения допустимы паузы неуверенности.
Обязательный минимум содержания образования для средней (полной) школы по иностранным языкам предусматривает дальнейшее обучение учащихся следующим видам диалога:
- диалогу этикетного характера;
- диалогу – расспросу;
- диалогу – побуждению к действию;
- диалогу – обмену мнениями, информацией.
Акцент делается на их комбинировании и переходе к более свободной беседе со сменой тем в обучении студентов. При этом решаются в основном те же коммуникативные задачи, что и в базовом курсе, однако могут использоваться более вариативные речевые средства.
Итак, под диалогическими речевыми умениями понимаются следующие умения:
- формулировать запрос информации (ставить коммуникативно мотивированные, информативно ценные вопросы);
- умение коммуникативно и ситуативно обоснованно отвечать на вопросы, т.е. удовлетворять запрос информации;
- уметь сообщать информацию в целях ее последующего обсуждения (формулировать реплики утверждения, констатации, сообщения);
- умение выражать оценочные суждения по поводу полученной информации (реплики согласия, несогласия, сомнения, подтверждения в ее истинности и т.д.)
Эти умения выражаются во владении соответствующими диалогическими единствами в динамике их порождения в речи в соответствии с информативно – коммуникативными задачами общения в определенных пределах, обусловленных условиями обучения.
1. Коммуникативные задачи для ведения диалогов этикетного характера предполагают совершенствование следующих речевых умений:
- приветствовать и ответить на приветствие;
- познакомиться, представиться и соответственно отреагировать на представление собеседника;
- осведомиться о делах, самочувствии, выразить свое отношение к услышанному, погоде;
- попрощаться;
- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;
- выразить благодарность и ответить на нее;
- извиниться и отреагировать на извинение;
- начать, поддержать и закончить разговор;
- вежливо переспросить, отказать, согласиться и соответственно отреагировать.
2. Коммуникативные задачи для ведения диалога – расспроса предполагают совершенствование следующих речевых умений:
- инициативно и целенаправленно запрашивать фактическую информацию (кто? что? как? где? куда? зачем? почему? и т.д.) и соответственно отвечать на нее.
- Коммуникативные задачи для ведения побудительных диалогов предусматривают следующие умения:
- обратиться с просьбой и выразить готовность/ отказ ее выполнить его;
- дать совет и принять/ не принять его;
- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться/ не согласиться принять в нем участие;
- высказать предположение и выразить согласие/ несогласие с ним.
- Ведение диалога – обмена сообщениями, мнениями предполагает совершенствование следующих умений:
- умение обмениваться информацией и адекватно реагировать на нее, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;
- умение выразить точку зрения и согласиться/ не согласиться с ней;
- умение высказать одобрение/ неодобрение и отреагировать на него;
- умение выразить сомнение и отреагировать на него;
- умение выразить эмоциональную оценку (радость/ огорчение, желание/ нежелание) и отреагировать на нее.
В обучении речевым умениям можно выделить два этапа:
- этап формирования основных умений реплицирования,
- этап совершенствования этих диалогических умений в сложном речевом общении – групповом, неподготовленном диалоге, тематической беседе.
Овладение студентами диалогической речью является крайне важным и актуальным на современном этапе получения образования. Умение вести диалог на различные темы не только является показателем хорошего, уверенного владения иностранным языком, но и неотъемлемым требованием современного мира в развитии и становлении дальнейшей карьеры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/19/picture-81780-1545247970.jpg)
Презентация на тему «Теоретические основы коммуникативного обучения диалогической речи»
В данной работе рассматривается методическая система использования метода коммуникативного обучения в процессе изучения иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/19/picture-81780-1545247970.jpg)
Теоретические основы коммуникативного обучения диалогической речи
В данной работе рассматривается методическая система использование метода коммуникативного обучения в процессе изучения иностранного языка....
Развитие диалогической речи на старшем этапе обучения
Диалогическая речь развивает не только умение общаться на иностранном языке, но умение слушать и слышать партнёра, умение выходить из затруднительных речевых ситуаций. И так, чтобы у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/27/picture-695817-1445950590.jpg)
Обучение диалогической речи посредством использования интерактивных упражнений.
Разработка урока с использованием комплекса интерактивных заданий с элементами мультимедиа, созданных в универсальной программе-оболочке "Hot Potatoes"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-786068-1465289718.jpg)
Обучение диалогической речи на занятиях по французскому языку
Статья об особенностях обучения диалогической речи на занятиях по французскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/11/picture-938846-1502455979.jpg)
Использование видеоматериалов при обучении диалогической речи
Формирование умений диалогической речи – приоритетное направление в обучении иностранному языку, осуществляющееся с учетом возрастных особенностей учащихся, имеющее конечной целью заложить основ...