ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОГО И ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему
В статье описана методика применения данных технологий для обучения студентов колледжа, не зависимо от наименования дисциплин, их преимущества и недостатки, значимость для СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr.znak_.-kontekst._interaktivn.obuch_.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОГО И ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Н.И. Семенова , Е.В. Казарцева,
преподаватели Калужского базового
медицинского колледжа
Обучение, в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств, моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение абстрактных знаний, как знаковых систем наложено на канву этой деятельности, называют знаково-контекстным (для простоты контекстным обучением).
Реализация основной образовательной программы предусматривает отработку профессиональных компетенций, их закрепление и оценку уровня их развития по единым технологиям.
Учебный процесс тогда будет эффективным, когда обучающиеся могут совершать обдуманные действия, представляя себе будущую профессию, а главное практическую значимость полученных знаний и умений. При сочетании двух технологий: контекстной и интерактивной цели формирования компетенций медицинского техника будут реализованы наилучшим образом.
Актуальность применения в образовательном процессе этих технологий заключается в отработке модели сближения технологий работодателями для оценки профессиональной подготовки специалиста и технологий, используемых в колледже. Технологии дают возможность непосредственно индивидуального или группового воспитательного влияния на личность и коллектив, развивая коммуникативные способности студента( быть толерантными в диалоге, проявлять готовность к сотрудничеству : «С кем я буду проводить исследования крови..?», «Как влияют повреждения на биохимический состав крови?» и т.д.).
Кроме того, интерактивная технология дает высокий результат при работе малыми группами,что применяется на лабораторно-практических занятиях по дисциплинам.Проявляется контактная способность студентов :»Что мы подготовим для проведения лабораторных исследований?».
Учебный материал предъявляется в виде учебных текстов, схем оказания медицинской помощи при травмах, схем методик лабораторных исследований биологических сред организма и других дидактических форм формирования знаний и умений. Контекстное обучение – это обучение, в котром будущая профессиональная деятельность в качестве контекста присутствует во всех методах и средствах обучения.
Иными словами контекст – законченная в смысловом отношении часть текста, имеющая профессиональную значимость.
К базовым этапам технологии относят:
- учебную деятельность академического типа (лекции, семинары, самостоятельная работа);
- квазипрофессиональную деятельность (деловые игры, игровые формы занятий, устные журналы, круглый стол, конференция и др.);
- учебно-профессиональную деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, курсовая работа и дипломное проектирование).
В качестве переходных от одной базовой формы к другой выступают различные формы :
- лабораторно-практические занятия;
-имитационное моделирование;
-анализ конкретных производственных ситуаций;
-олимпиады, конкурсы, викторины и др.
На лабораторно-практических занятиях, работая малыми группами по дисциплинам «Безопасность жизнедеятельности, Медицина катастроф» и «Проведение лабораторных биохимических исследований», можно имитировать происшедшую ситуацию в очаге катастрофы, полученные повреждения различной этиологии, наметить объем медицинской помощи, использовать схемы и методики, осуществлять практическую работу.
Интерактивная технология обучения позволяет взаимодействовать студентам, хорошая помощь в этом отводится деловой игре, совместным действиям на практических занятиях. Успех формирования компетенций обеспечивается интенсивностью и возможностью самостоятельного выбора решения , например, ситуационной задачи.
Деловая игра, решение ситуационной задачи (реально приближенной к экстремальной ситуации) – ведущая форма квазипрофессиональной деятельности. Они позволяют задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессии и тем самым смоделировать более адекватные по сравнении с традиционным обучением условия формирования личности специалиста. В деловой игре, в условиях совместной деятельности каждый студент приобретает навыки социального взаимодействия, ценностные ориентации и установки, присущие медицинскому лабораторному технику.
В колледже по вышеуказанным предметам используются элементы контекстной и интерактивной технологий : имитация ситуаций у пораженных (например, клинических проявлений синдрома длительного сдавления), динамики будущих рабочих мест лабораторного техника. Проводится игровое моделирование содержания и форм профессиональной деятельности, выполнение профессиональных задач, их решение ( медицинская помощь, лабораторные исследования), анализ полученных данных для постановки клинического диагноза больным пациентам. Полноценное усвоение компетенций достигается на бинарных лабораторно-практических занятиях.
Игровое моделирование и работа малыми группами позволяет реализовать основные образовательные цели :
-формирование у будущих специалистов целостного представления о профессиональной деятельности;
-приобретение профессионального и социального опыта, коммуникативных способностей;
-развитие профессионального теоретического и практического мышления
- формирование познавательной мотивации, саморазвития и самоутверждения личности.
По нашему мнению, эти технологии наиболее интересны, поскольку они способствуют организации самостоятельной работы студентов с текстом, схемами, справочным материалом, результатами практической работы, позволяют в форме деловой игры и моделирования профессиональных заданий обсудить результат (или анализ) и мотивируют учебную деятельность студентов.
Реализация основной профессиональной образовательной программы предусматривает формирование профессиональных компетенций, их закрепление и оценку уровня их развития специалиста.
Траектория обучения в колледже продолжается после среднего образования в школе (где используются те же знакомые технологии) , могут продолжиться или в ВУЗе , или в медицинских учреждениях по месту работы.
В конечном итоге студент может показать свой результат (умение) и товарищам по группе, и преподавателю, и будущему работодателю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономики» для студентов очной формы обучения специальности среднего профессионального образования 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по учебной дисциплине "Основы экономики" для специальности СПО 13.02.02 "Теплоснабжение и тепло...
Методические указания для выполнения самостоятельной работы ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА для студентов очной формы обучения специальности среднего профессионального образования 270101 Архитектура
Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по учебной дисциплине "Основы экономики архитектурного проектирования и строительства" по специ...
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
Применение методов обучения в среднем профессиональном образовании
Применение методов обучения в среднем профессиональном образовании...
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена развитию профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплин профессионального цикла в освоении профессионального модуля ПМ.03 «Транспортировка грузов», професси...
Статья на тему «Специфика обучения студентов среднего профессионального образования сольному пению»
В статье рассматривается специфика проведения занятия по сольному пению, для студентов среднего профессионального образования. Приводится краткий план построения урока и пример упражнения на дыхание. ...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
В статье представлены направления практико-ориентированного подхода в обучении. Дано определение технологического проектирования в строительстве и методы обучения студентов среднего профессионального ...