ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
методическая разработка
Статья посвящена развитию профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплин профессионального цикла в освоении профессионального модуля ПМ.03 «Транспортировка грузов», профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства. Планируется, что эффективной реализации компетентностного подхода способствует организация обучения на интерактивной основе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Малинка Вячеслав Юрьевич
Семикаракорский агротехнологический техникум «САТТ»
Аннотация. Статья посвящена развитию профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплин профессионального цикла в освоении профессионального модуля ПМ.03 «Транспортировка грузов», профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и профессионального модуля ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства. Планируется, что эффективной реализации компетентностного подхода способствует организация обучения на интерактивной основе.
Происходящие в России инновационные социально-экономические процессы, ориентированные на интеграцию в мировое образовательное пространство, требуют нового подхода к обучению, внедрения новейших образовательных технологий, в том числе и в профессиональное образование.
Модернизация системы профессионального образования объективно, в свою очередь, требует приведения ее в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности, культуры, сферы услуг, армии, государственной службы и т.п. Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств невозможно без практико-ориентированных специалистов, обладающих помимо узкой профессиональной квалификации, многофункциональными профессиональными умениями, личностными качествами и общими компетенциями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики России.
Современное среднее профессиональное образование, как и вся система образования в России, характеризуется переходом от «знаниевой» к компетентностной парадигме, что влечет изменения всех составляющих учебного процесса. Все это отражено в государственных образовательных стандартах подготовки кадров среднего профессионального образования, в них же определены необходимые общие и профессиональные компетенции выпускников.
Одно из возможных, перспективных и эффективных направлений изменения организации образовательного процесса при переходе к компетентностному подходу – переход к интерактивному обучению.
В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений.
Интерактивное обучение - совместная деятельность студентов, в процессе которой все участники
- обмениваются информацией друг с другом;
- совместно ищут варианты разрешения проблем;
- моделируют различные ситуации;
- оценивают действия других и свое собственное поведение;
- погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества.
Три формы взаимодействия преподавателя и студентов:
1. Пассивный метод – это форма, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей.
Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
2. Активный метод - это форма, при которой преподаватель и студенты взаимодействуют друг с другом, а студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники.
Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
3. Интерактивный метод - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.
Интерактивное обучение называют и технологией, и методом, и формой. Общее одно – интерактивное обучение есть специальная организации познавательной деятельности, в которой реализуется интеракция (взаимодействие) субъектов. Ведущая роль при этом отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Занятия на основе интерактивного обучения строятся таким образом, что каждый обучающийся вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать.
Задачи интерактивного обучения:
- пробуждение у обучающихся интереса;
- эффективное усвоение учебного материала;
- самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
- установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
- формирование у обучающихся мнения и отношения;
- формирование жизненных и профессиональных навыков;
- выход на уровень осознанной компетентности студента.
Интерактивные формы:
Принципы работы на интерактивном занятии:
- занятие – не лекция, а общая работа.
- все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
- каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
- нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
- все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.
Алгоритм проведения интерактивного занятия:
- Подготовка занятия: Ведущий (куратор, преподаватель) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.
- Вступление: Сообщение темы и цели занятия.
- Основная часть: Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия
- Выводы (рефлексия) Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный. Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает преподаватель.
Основные интерактивные методы:
Круглый стол — это метод активного обучения, характерной чертой которого является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.
Задачи организации
«круглого стола»:
- обсуждение в ходе «круглого стола» одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;
- иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);
- тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).
Дискуссия
Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре.
Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.
Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:
- подготовка (информированность и компетентность) студента по предложенной проблеме;
- семантическое однообразие (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися);
- корректность поведения участников;
- умение преподавателя проводить дискуссию.
Дебаты
В основе дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д.
Основное отличие дебатов от дискуссий в том, что они посвящены однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет.
Мозговой штурм
Метод мозгового штурма (мозговая атака, braine storming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.
Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Мозговой штурм - это:
- новаторский метод решения проблем;
- максимум идей за короткий отрезок времени;
- расслабление, полет фантазии, самоудовлетворение (чем неожиданнее идея, тем лучше, нужны необычные, самые "дикие" идеи);
- отсутствие какой-либо критики
- это развитие, комбинация и
модификация как своих, так и чужих идей.
Деловые и ролевые игры
- моделирование профессиональной деятельности и занятых в них людей,
- ролевое взаимодействие по игровым правилам, в условном времени, при неполной информации и неопределенности,
- столкновении мнений и оценке происходящего
По методологии проведения деловые игры делятся на:
- луночные игры – игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
- ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием
- групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии
- имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Сбыт» - для обучения менеджеров по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)») и т.д.
Технология cаse-study (изучение случаев)
- Разработана в 1930-е гг. в Гарвардской школе бизнеса. В России стала использоваться в начале 1970-х гг.
- Цель технологии – развитие навыков анализа и критического мышления, соединение теории и практики; представление примеров принимаемых решений; демонстрация возможности различных точек зрения.
- Формируемые компетенции: коммуникативные, информационные, профессиональные
Технология cаse-study (изучение случаев)
Метод ситуационных упражнений и задач
- Суть технологии – студентам предлагается текст с подробным описанием ситуации или задачи.
- Задание: осуществить процедуры, связанные с аналитической деятельностью (систематизировать проблемы, ранжировать, произвести расчеты, осуществить сравнение…)
- Отличительные особенности: четкая постановка задачи, анализ реальных данных, необходимость выполнять расчеты, представление вариантов решения в количественных показателях, графиках, формулах и т.д.; многовариантность решения
Мастер класс
Мастер-класс (от английского masterclass: master — лучший в какой-либо области + class — занятие, урок) является мероприятием, который проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете.
ТЕХНОЛОГИИ АКТИВИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
- создают условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков, развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты
- повышают эмоциональный отклик на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении.
- способствуют развитию творческих способностей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление,
- способствуют преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям.
При интерактивном обучении изменяется схема взаимосвязи между субъектами образовательного процесса, происходит постоянное активное взаимодействие педагога и обучающихся, взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала способствует тому, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
При использовании интерактивного обучения обучающийся становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Анализ современной педагогической и методической литературы свидетельствует, что «интерактивное обучение» понимается как:
обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта,
обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий,
обучение как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог.
В целом интерактивное обучение нацелено на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности, воспитание аналитического и критического мышления, формирование коммуникативных навыков, саморазвитие обучающихся.
Суммируя все сказанное можно отметить следующие особенности интерактивного обучения:
- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от своего желания,
- достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия),
- самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых,
- постоянное взаимодействие посредством прямых и обратных связей обучаемых и преподавателей,
- изменение роли педагога на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта,
- непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися,
- субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимися как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный тест, компьютер и т.д.,
- создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности.
Интерактивное обучение предполагает иную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.
Таким образом, интерактивное обучение – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной межсубъективной коммуникации преподавателя и студента (преподаватель – субъект своей профессиональной деятельности ставит студента в позицию субъекта его образовательной деятельности).
Интерактивное педагогическое взаимодействие направлено на изменение, совершенствование модели поведения и деятельности участников педагогического процесса и характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием видов, форм и приёмов деятельности, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, состоявшегося взаимодействия. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности как устойчивость внимания, умение его распределять, наблюдательность при восприятии, способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели.
В результате внедрения разработанных методов и форм интерактивного обучения на занятиях профессионального цикла у студентов наблюдаются изменение уровня владения компетенциями.
Таким образом, исходя из анализа полученных данных, можно утверждать, что внедрение системы интерактивных методов на занятиях профессионального цикла в среднем профессиональном образовании покажет положительную динамику развития уровня общих и профессиональных компетенций студентов, способствует реализации компетентностного подхода, профессионально-личностного развитию обучающихся.
Библиография
- Ефимова, Н. Ф. Проблемы оценивания компетенций студентов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО.
- Зимняя, И.А., Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А.Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
- Колычева, З.И. Технологии социального развития личности в образовательном процессе [Текст]: Учебно-методическое пособие / З.И. Колычева, Н.Н. Суртаева. – СПб: ИОВ РАО; Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2005. – 150 с.
- Панина, Т. С., Современные способы активизации обучения [Текст]: Учебное пособие / Т.С.Панина. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
- Панфилова, А. П., Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: Учебное пособие / А. П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
- Пермяков, О.Е. Диагностика формирования профессиональных компетенций [Текст] /О.Е.Пермяков, С.В.Меньков. – М.: ФИРО, 2016. – 14 с.
- Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебно-методическое пособие.– М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 193 с.
- Психология труда [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 106 с.
- Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю [Текст] / Г.П.Сикорская, Г.И.Кушникова. – М.: Аква – ПРЕСС, 2004 – 15 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие форм воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических качеств у студентов среднего профессионального образования
Патриотизм – важнейшее моральное качество человека. Сущность патриотизма, его содержание.Структурные компоненты патриотического воспитания. Организация практической деятельности студентов по...
Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»
В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве основного...
Экономика организации. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям("
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочной формы обучения специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" дают возм...
Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методические указания и задания по выполнению домашней контрольной работыдля студентов среднего профессионального образования заочной формы обученияспециальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерски...
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раскрыты поняти "котроль", педагогические требования к проведению контроля, типы контроля....
Статья на тему «Специфика обучения студентов среднего профессионального образования сольному пению»
В статье рассматривается специфика проведения занятия по сольному пению, для студентов среднего профессионального образования. Приводится краткий план построения урока и пример упражнения на дыхание. ...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ
В статье представлены направления практико-ориентированного подхода в обучении. Дано определение технологического проектирования в строительстве и методы обучения студентов среднего профессионального ...