Организация самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования.
статья на тему
В данной статье рассмотрены вопросы организации самостоятельной работы студентов и основные факторы, способствующие ее активизации. Анализируются методологические подходы к организации самостоятельной работы студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_.docx | 24.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования.
Самостоятельные мысли возникают только на основе самостоятельной работы. Самостоятельность в учебе повышает внимание учащихся к изучению материала, активизирует мышление, воспитывает более серьезное и ответственное отношение к работе.
К.Д.Ушинский
В современном образовательном процессе нет проблемы более важной и одновременно более сложной, чем организация самостоятельной работы студентов. В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится эта задача. Одной из целей профессионального образования является формирование активной, творческой, профессионально подготовленной личности, мировоззрение и стиль мышления которой не просто отвечают современным условиям, но и ориентированы на перспективу.
Самостоятельная работа студентов - это организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели осуществляемая без непосредственного участия педагога, но по его заданиям и под его руководством. Любой учебный процесс ориентируется на передачу знаний от педагога к обучающемуся, успешное их накопление и последующее активное применение на практике.
Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию; развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирования самостоятельности мышления, самосовершенствованию и самореализации; развития исследовательских умений. «Это особый феномен и особый вид деятельности, не совпадающий с такими понятиями, как учение, обучение и усвоение при всей их связанности. Она ориентирована на творческое преобразование объекта изучения, позволяющее овладеть теоретическим мышлением», отмечает И.Я. Лернер [1]. Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе судомеханического техникума заключается в формировании будущего специалиста, способного к самообразованию, саморазвитию, инновационной деятельности. Решение этой задачи невозможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.
Основным принципом организации самостоятельной работы студентов является перевод всех студентов на индивидуальную работу с переходом от формального выполнения определенных заданий при пассивной роли студента к «познавательной активности» с формированием собственного мнения при решении поставленных проблемных вопросов и задач[2].
Увеличение роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса, который должен строиться так, чтобы формировать компетенции, развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ; в контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.; библиотеке, дома, при выполнении студентом учебных и творческих задач. Рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду, в основном, внеаудиторную работу. Надо сказать, что для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы нужно понимание учебного материала и наиболее оптимальное его восприятие. На первых курсах, идет упор на запоминание материала с элементами понимания, не уделяется внимание проблеме его восприятия. Мало просматриваются междисциплинарные связи. Особенно опасно это для фундаментальных дисциплин. Не закрепленные в других видах деятельности знания студентов, как правило, быстро забываются. Объем заданий на самостоятельную работу, количество контроля по дисциплине определяется преподавателем во многих случаях исходя из принципа - чем больше, тем лучше. Это не всегда эффективно, студенты формально подходят к выполнению работы, часто списывают друг у друга. Довольно распространенным стало несамостоятельное выполнение домашних заданий, курсовых проектов и работ. Многие учебные задания не настроены на активную работу студентов, их выполнение зачастую может быть сделано студентом формально, без творческого подхода и даже без понимания выполняемых действий. Отношение студента и преподавателя к самостоятельной работе, к ее организации и выполнению является также серьезной проблемой возникающей в учреждениях профессионального образования. Активная самостоятельная работа студентов возможна при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Назовем основные факторы, способствующие активизации самостоятельной работы.
1.Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в учебном процессе (семинары, конференции), в профессиональной деятельности, то отношение к выполнению задания становится целеустремленным, существенно меняется в лучшую сторону, качество выполняемой работы возрастает. При этом важно психологически настроить студента, показать ему, как это необходимо.
2.Креативный, творческий характер деятельности (научно- исследовательская, опытно-конструкторская или методическая работа).
3. Немаловажным мотивационным фактором является интенсивная педагогика, она допускает введение в учебный процесс активных методов, прежде всего, игрового тренинга, в основе которого лежат игры. Это деловые или ситуационные формы занятий, в том числе с использованием ЭВМ.
4.Участие в конкурсах ,олимпиадах.
5.Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры). Эти факторы могут вызвать стремление к состязанию, что является сильным мотивационным фактором самосовершенствования студента.
6. Поощрение студентов за успехи в учебе и творчестве (стипендии, премирование, грамоты) и санкции за плохую учебу.
7. Выдача студентам интересных индивидуальных заданий.
8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую очередь, самостоятельной является личность преподавателя. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, заинтересовать его дальнейшими перспективами, стать партнером студенту в образовательном процессе.
Задания для самостоятельной работы могут быть:
- для овладения знаниями: чтение текста, составление плана текста, составление опорного конспекта, работа со словарями, справочниками, технической документации, использование компьютерной техники, интернета;
- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, тесты, аналитическая обработка текста (подготовка к выступлению на семинаре, конференции, тематических кроссвордов, тестирование и т.д.).
- для формирования умений: решение вариативных задач, решение задач по образцу, выполнение расчетно-графических работ, решение производственных ситуаций, подготовка к деловым играм, подготовка курсовых и дипломных работ.
Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику дисциплины, индивидуальные особенности студентов, соответствовать объему изучаемого материала.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема конкретной тематики, сложности, уровня умений студентов.
Чтобы развить положительное отношение студентов к самостоятельной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать их понимание студентами, формируя у них умение самостоятельно ставить задачи и выбирать цели. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума . Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.
Чтобы изучить отношение студентов к выполнению самостоятельной работы мною в Керченском судомеханическом техникуме был проведен опрос среди студентов 3 и 4 курсов, где было предложено выделить из различных форм самостоятельной работы наиболее сложные и наиболее легкие.
33,3% студентов наиболее простой формой самостоятельной работы считают решение задач по образцу, 28,9%- составление конспекта, 22,3%- подготовку рефератов.
Самый сложный вид самостоятельной работы, по мнению 72,2% опрошенных является выполнение курсовых проектов и работ, 14,5% считают наиболее сложным выполнение исследовательской работы и 13,3%- работу с нормативными документами.
Выполнение самостоятельной работы у 35,6% опрошенных зависит от контроля со стороны преподавателя, 44,4% студентов готовы работать самостоятельно, если предмет им интересен и 20% студентов будут работать самостоятельно независимо от установок, данных преподавателем.
По мнению студентов, самостоятельная работа развивает организованность (24,4%), учит самостоятельному мышлению(71,1%), способствует дисциплинированности (4,5%).
Таким образом, анкетирование показало, что самостоятельная работа развивает у студентов Судомеханического техникума, организованность, дисциплинированность, учит самостоятельному мышлению. А организация самостоятельной работы в большей степени зависит от заинтересованности студента в изучаемом предмете, а также требовательности и профессионализме преподавателя.
Литература
- Лернер И.Я. Концепция базового содержания образования.М.,1991
- Рыбакова Н.Н. Роль самостоятельной работы студентов в современном профессиональном образовании// Вестник СибАДИ.- 2011.-Вып. № 1 (19).-С. 89-96.
3. Фомин Н.В. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов в условиях двухуровневой системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2013.- № 1 (88).- С.29-34.
http://www.portalspo.ru/journal/index.php/zhurnaly
http://cyberleninka.ru/article/c/narodnoe-obrazovanie-pedagogika
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Осмысление опыта отечественной педагоги с целью определения значимости самостоятельной работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС СПО....
Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования
Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и других учреждений среднего профессионального образования организовать самостоятельную деятельность студентов на основании деятельност...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего профессионального образования по специальности Земельно-имущественные отношения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образов...
Экономика организации. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям("
Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочной формы обучения специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" дают возм...
Методические рекомендации по научно-исследовательской работе студентов среднего профессионального образования Правила оформления работы
Методические рекомендации содержат описание этапов ведения исследовательской работы, порядок оформления титульного листа, содержания, текстовой части, заголовков и подзаголовков, иллюстраций, таблиц, ...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с
Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по планированию и организации самостоятельной работы студентов по профессиональному модулю «Реализация агротехнологий различной интенсивности»
Цель самостоятельной работы по ПМ «Реализация агротехнологий различной интенсивности» - изучение основных принципов высокоэффективного использования технологий и технических средств в раст...