Конспект открытого урока по теме: "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление"
план-конспект урока на тему
Конспект окрытого урока по русскому языку для студентов среднего профессионального образования по теме: "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku.docx | 49.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку
преподавателя СЕМИБРАТОВОЙ ТАТЬЯНЫ МИХАЙЛОВНЫ
ГБПОУ «Гидрометеорологический техникум».
Занятие № 1
Тема: Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
Цели занятия:
- Обобщить и систематизировать материал по основным темам русского языка за
курс основной школы. Напомнить о значении русского языка для национальной и мировой культуры, об особенностях литературного языка и литературной нормы.
2. Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками.
3. Воспитывать у студентов бережное отношение к слову, к русскому языку,
культуре речи.
Задачи занятия:
1. Обучающие:
- Познакомить обучающихся с целями и задачами курса дисциплины «Русский язык» на 1 курсе.
- Определить уровень сформированности у студентов знаний, умений и навыков по русскому языку за курс основной школы.
- Обобщить знания, полученные в 5-9 классах.
- Закрепить орфографические и пунктуационные навыки.
2. Развивающие:
1. Развивать мышление, память, обогащать словарный запас обучающихся, работать
над дикцией.
2. Формировать умение высказывать суждение и подтверждать его примерами.
3. Развивать связную монологическую и диалогическую речь обучающихся.
4. Развивать навыки поиска и отбора нужной информации по известным адресам.
5. Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать
свою точку зрения.
6. Развивать умения выделять главное, рассуждать на заданную тему, анализировать и синтезировать материал, делать выводы
3. Воспитательные:
1. Воспитывать бережное и уважительное отношение к русскому языку, понимание необходимости сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры.
2. Воспитывать речевую культуру обучающихся.
3. Воспитывать интерес к литературе и истории родной страны, родного края,
любовь к родному слову.
4. Воспитание коллективизма на основе групповой самоорганизации.
5. Содействовать формированию у обучающихся умения осознавать собственную творческую, ответственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль
Оборудование:
1) учебники
1) словари русского языка;
2) на экране высказывания писателей о русском языке.
Тип занятия: комбинированный урок ( 90 минут).
План занятия:
- Организационный момент. Знакомство со студентами. 5 минут
- Сообщение темы и целей занятия. 2 минуты
- Краткое вступительное слово учителя о содержании работы в семестре. 3 минуты
- Лекционная часть 35 минут
- Эмоциональная разрядка. Шутка - минутка. 2 минуты
- Практическая самостоятельная работа. 20 минут
- Проверка практической части. 10 минут
- Вопросы по теме занятия. 7 минут
- Подведение итогов занятия. 4 минуты
- Домашнее задание. 2 минуты
Эпиграф Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. –
А. Куприн
Ход занятия
- Организационный момент.
- Здравствуйте. Присаживайтесь.
- Давайте познакомимся. Меня зовут Татьяна Михайловна. Мы с Вами будем встречаться на уроках русского языка и литературы.
. А теперь хочу услышать ваши имена.
- Кто отсутствует?
2. Сообщение темы и целей занятия.
- Краткое вступительное слово учителя о содержании работы в семестре.
- Ребята, в 1 семестре 1 курса мы с вами должны повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы будем работать не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи. Всего по программе -78 часов: 34 часа в 1 семестре и 44 часа во 2 семестре. В конце 1 семестра итоговая контрольная работа. В конце учебного года Вы будете сдавать экзамен по предмету.
4.Лекционная часть.
Язык — сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности — в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.
Язык — передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.
Язык — орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т. п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.
Русский язык - один из самых распространенных языков мира. Им (по некоторым подсчетам) владеет около 250 млн. человек. Современный русский язык является важным и неотъемлемым элементом национальной культуры русского народа. Это и национальное достояние, и необходимое средство общения, которое объединяет всех людей, населяющих нашу страну, сохраняет наши культурные ценности, традиции и помогает жить вместе самым разным народностям в едином политическом, экономическом, культурном пространстве.
Русский язык имеет две разновидности: литературный язык и диалектный. Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Диалектная речь имеет только устную форму общения. Большое значение для развития русского литературного языка имеет взаимовлияние литературного языка и диалектов. Многие диалектные слова перешли в литературный язык: самодур, неудачник, батрак и др. Общеупотребительные слова могут перейти в разряд диалектных: зобать – «есть».
В литературном языке слова подчиняются общепринятому образцу – языковой норме. Норма – это правило, которому следуют говорящие на том или ином языке. Говорить о норме имеет смысл тогда, когда есть ее нарушения.
Языковая норма – категория историческая. Язык живёт и развивается. Нормы в связи с расширением сферы употребления тех или иных форм слова могут переходить из просторечия или диалектов в нормированный язык (профессора, директора, корма).
Язык является средством сообщения, общения и обобщения. Его главная функция – коммуникативная. Не менее важна и функция номинативная – называть предметы, свойства, явления. Важна и эстетическая функция язык – получать удовольствие от чтения образцов литературных произведений, наслаждаться красотой речи…
Развитие языка происходит в рамках функциональных стилей. В стиле художественной литературы используется всё богатство русского языка, его разнообразные изобразительно-выразительные средства. В публицистическом, научном, официально-деловом стилях соблюдают точность и строгость языковых норм. В разговорном стиле допускаются отклонения от нормированных образцов речи. Однако человека образованного всегда отличает культура речи, то есть знание языковых норм родного языка, уместность и правильность употребления грамматических форм и конструкций.
По своему строю русский язык родственен некоторым другим языкам. Ближе всего к нему украинский и белорусский. Русский язык входит в большую семью, так называемых индоевропейских языков, наряду с английским, немецким, французским и некоторыми другими современными языками.
Родственные языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на группы и подгруппы. Русский язык относится к индоевропейской семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе.
Внутри этой семьи выделяется группа славянских языков, которые делятся на:
- южнославянские (такие как болгарский, сербский, хорватский),
-западнославянские (такие как польский и чешский),
- восточнославянские (русский, украинский, белорусский).
Все славянские языки являются родственными и имеют один общий древний язык, на котором когда-то говорили все славяне, - общеславянский, или праславянский, язык.
Язык – развивающаяся система. Изменяются все языки, кроме так называемых «мертвых» (на них уже не говорят, а сохранились они лишь в литературных памятниках): древнегреческий, латинский, старославянский..
Живой язык находится в состоянии постоянного изменения, как все живое.
Говорящие могут и не замечать этих изменений. Но совсем не замечать их трудно: даже люди, мало интересующиеся родным языком, отмечают, что они говорят немного иначе, чем их родители, замечают, что появляются новые слова, выражения. Именно словарный состав языка мгновенно реагирует на всё новое, что появляется в окружающей действительности. В последние десятилетия ушедшего века русская лексика пополнилась иноязычными словами, обозначающими новые для нашей действительности явления общественной жизни: менеджмент, мониторинг, плейер, чипсы…
Русский язык – один из общепризнанных мировых и самых богатых языков мира. Он является языком международной дипломатии. Его изучают более трети населения планеты.
Значение русского языка в нашей стране и в мире очень велико.
Во-первых, русский язык – это национальный язык русского народа. На нем созданы замечательные памятники искусства и литературы, это язык науки, культуры. В расстановке. слов, их значениях, смысле их соединений заложена та информация, которая передает нам знания о мире и людях, приобщая к духовному богатству, созданному многими поколениями предков.
Во-вторых, русский язык – это государственный язык Российской Федерации. Когда существовал СССР, русский язык таковым не являлся – слишком много национальностей населяло территорию Советского Союза. Теперь он является языком, обслуживающим не только потребности людей в быту и на работе, но и официальным языком государства, языком науки, производства и, конечно же, культуры.
В-третьих, русский язык – это один из международных языков.
В международных отношениях государства пользуются мировыми языками, юридически провозглашенными Организацией Объединенных Наций в качестве официальных и рабочих языков ООН. Такими языками являются английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский. На любом из этих языков могут осуществляться межгосударственные политические, хозяйственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, форумы и т. д.
Можно только удивляться точности мысли, высказанной почти два века назад русским мыслителем, критиком В. Г. Белинским: «Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непрестанно живёт и движется, развиваясь и совершенствуясь… Язык идёт вместе с жизнью народа…» (1846г.)
5. Эмоциональная разрядка. Физминутка для уроков русского языка
6. Практическая самостоятельная работа.
Прочитайте высказывания о родном языке известного русского языковеда Л. В. Щербы и замечательного русского писателя 20 века К. Г. Паустовского.
- Что может быть ближе и дороже, чем родной язык? И, верно, слово родной – волшебное слово, оно затрагивает сокровеннейшие стороны нашего существования, оно согревает своим теплом всё то, к чему прикладывается в качестве эпитета: родная страна, родной дом, родная мать, родной язык. Только любящим его, то есть в совершенстве владеющим им, открывает он свои возможности, открывает пути. Его надо любить и неустанно изучать в его совершенных образцах, но вместе с тем и бороться с ним, стремясь найти способы выражения новых мыслей. Л. В. Щерба
- Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К. Г. Паустовский
Как вы понимаете выражение знать до косточки?
Сформулируйте и запишите основную мысль этих высказываний. Что их объединяет?
Прочитайте высказывания о родном языке русских поэтов и писателей, оставивших заметный след в истории российской культуры. Оформите эти высказывания как цитату, прямую речь (со словами автора в начале прямой речи и в конце предложения), косвенную речь.
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. ( А. Куприн)
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К. Паустовский
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. ( И.С. Тургенев)
Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.
( И.С. Тургенев)
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего. (Толстой Л. Н.)
Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. ( Н. А. Добролюбов )
7. Проверка практической части. (Возможна взаимопроверка, критерии оценивания на экране)
8. Вопросы по теме урока.
Повторение основных понятий урока:
1. К какой группе языков мира относится русский язык? (восточнославянский, из индоевропейской семьи)
2. Какой язык является общим предком для восточнославянских языков? (общеславянский, или праславянский язык)
3. Объясните понятие языковая норма.
4. Назовите главную функцию языка.
5. Назовите функциональные стили русского языка.
6. В чем отличие литературного языка и языка художественной литературы?
7. Что мы называем литературной нормой?
8. Что составляет богатство русского языка?
9. Подведение итогов занятия.
- В заключение приведу слова из книги «Письма о добром и прекрасном» одного из выдающихся ученых XX века, академика Д.С.Лихачева, вынесенные в эпиграф: « …Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело… Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – вслушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо».
10. Домашнее задание. Напишите небольшое рассуждение о родном языке: попробуйте ответить на вопрос «Зачем необходимо знать русский язык?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"
Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...
План-конспект открытого урока "Ранние формы религии. Мировые религии"
Методическая разработка будет интересна преподавателям обществознания, работающим со студентами 1 курса в СПО....
Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО
Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО специальность 44.02.01 Дошкольное образование....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА. Здоровье сберегающие технологии на уроке физической культуры по разделу программы "Гимнастика"
гимнастические упражнения, исправление осанки...
Конспект открытого урока "Работа над выразительными средствами в музыкальных произведениях"
Урок разработан в рамках дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» (срок реализации 8 лет). Индивидуальное занятие по учебному предмету &l...
Открытый урок для студентов 1 курса «Русский язык как форма существования национальной культуры»
ЭпиграфПеред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас,наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…Н. В. ГогольТема нашего ур...
Методическая разработка урока.План- конспект открытого урока,по физической культуре.
Основная стойка при ведении мяча: ноги в коленях согнуты, таз опущен, тело наклонено чуть вперед, плечи развернуты, голова поднята. Во время ведения игрок должен быть готов в любой момент изменить нап...