Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО
план-конспект урока на тему
Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО специальность 44.02.01 Дошкольное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект открытого урока | 23.26 КБ |
презентация к уроку | 697.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. СЫЗРАНИ»
План-конспект урока
Тема: Формы и методы работы с родителями
МДК 04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Выполнила:
Белякова Светлана Ивановна
преподаватель ГБПОУ «ГК г. Сызрани»
Сызрань, 2016
План-конспект урока
Тема урока: Формы и методы работы с родителями
МДК 04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками ДОУ
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Группа 144-4
Цель урока:
Определение форм и методов работы с родителями в ДОУ. Выявление проблем и путей решения при организации и проведении различных форм и методов работы с родителями.
Задачи:
- обучающие:
- Актуализировать понятия: приемы, средства, методы, формы работы.
- Дать четкое представление о разделении форм работы с родителями в ДОУ на группы: активные и пассивные, групповые и индивидуальные, традиционные и нетрадиционные.
- Определить проблемы и пути их решения при организации и проведении работы с родителями в ДОУ.
- развивающие:
- Развивать способность анализировать и обобщать собственный опыт и знания.
- Развивать рефлексивные умения у студентов.
воспитательные:
- Воспитывать умение работать в команде; умение слушать и слышать другого человека.
-Воспитывать такие качества личности, как тактичность в общении.
Тип урока:
Совершенствование знаний, умений и навыков.
Формы работы учащихся:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, ватманы 2 шт, маркеры, карточки для самоанализа.
Структура и ход урока
Этап урока | Методы обучения, средства ЭОР | Деятельность педагога | Деятельность студента | Время ( в мин.) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный | Слайд презентации 1. Проблемные вопросы, диалог | 1.сообщение темы урока; 2. формулировка вместе с учащимися цели и задач изучения нового материала; 3.показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его усвоению; Постановка перед учащимися учебной проблемы.
| Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Вступление в активный диалог с педагогом. | 5 |
2 | Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | Слайды презентации № 2-5 «Проверь себя», беседа, проблемные вопросы | 1.Актуализация имеющихся знаний у студентов по данной теме через вопросы теста. 2. Определение студентами собственного «незнания» в рамках данной темы | Учащиеся отвечают на вопросы теста: Метод обучения – это… Форма – это… Прием – это… Средства обучения – это… Студенты формулируют проблемы и противоречия, которые возникают у них при рассуждениях на данную тему. | 10 |
3 | Изложение нового материала в интерактивной форме, опираясь на практический опыт и имеющиеся знания студентов | Беседа, проблемные вопросы, фронтальный опрос, метод «Мозговой штурм» Слайды презентации № 6-13 | 1.Актуализация знаний студентов по целям работы педагогов ДОУ с родителями. 2. Определение различных форм взаимодействия ДОУ с семьей. 3.Распределение форм работы на традиционные и нетрадиционные. 4. Определение особенностей нетрадиционных форм организации общения педагогов и родителей и активных методов общения педагогов и родителей. 5. Составление перечня совместных мероприятий педагогов и родителей | 1. Студенты формулируют цели работы педагогов ДОУ с родителями. 2. Путем «Мозгового штурма» студенты определяют формы взаимодействия семьи и ДОУ. 3. В тетрадях распределяют формы работы на подгруппы: активные, пассивные, групповые, индивидуальные, традиционные, нетрадиционные. Методом «Мозгового штурма» составляют перечень мероприятий педагогов и родителей (один студент фиксирует их на доске) | 30 |
4 | Практическая работа по подгруппам | Работа в подгруппах | 1.Деление студентов на 3 подгруппы. 2. Постановка задачи для работы подгрупп: творчески представить проблемы и возможные пути решения при организации различных форм совместной работы педагогов ДОУ с родителями. 3. Анализ презентации и содержания работы подгрупп | 1. Студенты в подгруппах распределяют роли: художники, капитан, генераторы идей. Придумывают название своей подгруппе. 2. Определяют проблемы и пути решения при организации совместных форм работы педагогов ДОУ с родителями на основе собственного опыта и полученных знаний. 3. На ватмане творчески представляют результаты работы подгруппы и определяют выступающих. 4. Презентуют результаты работы подгрупп (каждая подгруппа по очереди) После каждой презентации студенты и задают вопросы. | 30 |
5. | Подведение итогов. | Слайды № 14-16. Проблемные вопросы, беседа | 1.Определение общих причин сложностей организации совместных мероприятий. 2.Формулирование слагаемых успешного общения. 3.Информирование о запретах, нарушение которых рассматривается как нарушение педагогической этики | Студенты выдвигают предположения, вступают в диалог с педагогом, конспектируют слагаемые успешного общения и запреты педагогической этики.
| 10 |
6. | Самоанализ и оценка работы студентов. Выставление отметок. | Работа в таблице | 1.Оценка работы студентов на уроке 2. Выставление отметок | 1. Студенты проводят самоанализ деятельности на уроке, вносят результаты в листы самоанализа. 2. Несколько студентов зачитывают результаты | 5 |
Приложение 1
Лист самоанализа работы студента на уроке
ФИО студента_____________________________________________________
- На занятии мне понравилось, что_______________________________________________________________________________________________________________________
- Мне было сложно_____________________________________________
_____________________________________________________________
- Я поняла, что_________________________________________________
_____________________________________________________________
- Свою работу на занятии я оцениваю на отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (подчеркнуть), потому что
__________________________________________________________________________________________________________________________
ФИО студента_____________________________________________________
- На занятии мне понравилось, что_______________________________________________________________________________________________________________________
- Мне было сложно_____________________________________________
_____________________________________________________________
- Я поняла, что_________________________________________________
_____________________________________________________________
- Свою работу на занятии я оцениваю на отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (подчеркнуть), потому что
__________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Метод обучения – это 1 исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса. 2 упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения 3 логическая категория, которая указывает на путь организации познавательной деятельности Форма – это 1 способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. 2 пространство диалога и сотрудничества между участниками педагогического процесса
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Метод обучения – это 1 исходные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса. 2 упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения 3 логическая категория, которая указывает на путь организации познавательной деятельности Форма – это 1 способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. 2 пространство диалога и сотрудничества между участниками педагогического процесса
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Приём – это 1 совокупность педагогических умений для реализации педагогического воздействия 2 элемент отработки умения или навыка 3 разовое действие, в реализации метода Средства обучения – это 1 совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса. 2 способ оптимизации учебно-воспитательного процесса 3 совокупность технических устройств, применяемых в педагогическом процессе.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Приём – это 1 совокупность педагогических умений для реализации педагогического воздействия 2 элемент отработки умения или навыка 3 разовое действие, в реализации метода Средства обучения – это 1 совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса. 2 способ оптимизации учебно-воспитательного процесса 3 совокупность технических устройств, применяемых в педагогическом процессе.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТОД (ОТ ГРЕЧ. METHODOS – ПУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ПОЗНАНИЯ) – СОВОКУПНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ОДНОРОДНЫХ ПРИЕМОВ, ОПЕРАЦИЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОДЧИНЕННЫХ РЕШЕНИЮ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ. ФОРМА – СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОБОЛОЧКА ДЛЯ ЕГО ВНУТРЕННЕЙ СУЩНОСТИ, ЛОГИКИ И СОДЕРЖАНИЯ.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ РЕАЛИЗУЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ: 1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми. 2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков. 3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Формы взаимодействия с семьей День Открытых дверей Семейные проекты Родительские собрания в нетрадиционной форме Школа малышей (до 1,5 лет) Консультационная помощь специалистов Выпуск газеты ДОУ Клуб родительской культуры «Дружная семья» Клуб «Вместе с бабушкой» Беседы Праздники и развлечения Библиотека для родителей Конференции, пед.чтения, акции Парная гимнастика Семинары- практикумы Создание семейного портрета, выставки сотрудничество
Традиционные Нетрадиционные ● Родительские собрания ● Групповые и общесадовские конференции ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому ● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Психологические разминки ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги Формы работы делятся на – активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на:
Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Круглый стол Дискуссионная встреча Вечер вопросов и ответов Анкетирование Анализ педагогических ситуаций Родительская конференция Тестирование Консультация Интервьюирование Педагогическая «гостиная» Дискуссионные вопросы Решение проблемных педагогических задач Образовательно-игровой тренинг Аппеляция к авторитетному мнению из литературы Практикумы в форме деловой игры и пр. Открытые просмотры детской деятельности Управляемое игровое взаимодействие родителей и детей Досуговые формы общения детей и взрослых (познавательно-игровая викторина, фольклорный, спортивный досуг и пр.) Анализ результатов творческой деятельности детей Библиотека семейного чтения Анализ результатов творческой деятельности родителей Игровое моделирование способов родительского поведения Визуальные средства общения Просмотр видео Игровые задания и упражнения Телефон доверия Прослушивание аудиозаписи Двигательные упражнения День открытых дверей Игровые задания для домашнего общения Рисуночные задания Семейные маршруты выходного дня Акции с участием детей и взрослых Популярные формы общения Активные методы общения Методы развития рефлексии Многообразие форм и активных методов общения с родителями
Совместные мероприятия педагогов и родителей Родительские собрания Конференции Консультации Беседы Вечера для родителей Кружки для родителей Тематические выставки Диспуты Педагогические советы Попечительский совет Встреча с администрацией Школа для родителей Посещение семей на дому Родительский комитет
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей Дни открытых дверей Турниры знатоков Кружки КВН, викторины Праздник Семейные конкурсы Выпуск газеты Просмотры фильмов Концерты Оформление групп Соревнования Благоустройство ДОУ и территории
Причинами сложностей организации проведения мероприятий являются: недостаточное знание специфики семейного воспитания; неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей; неумение планировать совместную работу с детьми и родителями.
желание пойти на контакт заинтересованность в общении видение в другом равного партнера готовность принять иную точку зрения выбор интересных значимых тем тактичность СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ
ЗАПРЕТЫ, НАРУШЕНИЕ КОТОРЫХ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК НАРУШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ. Первый запрет – это запрет на установление таких личных отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет с родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития ребенка в учебно-воспитательном процессе. Второй запрет – это запрет на обсуждение с родителями внутренних отношений в учреждении. Должно стать непреложным правилом: все вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами, ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на педагогических советах, совещаниях, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются. Третий запрет – это запрет на оценку личности ребенка, его семьи. Обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т. п.
ЛИСТ САМОАНАЛИЗА ФИО студента_____________________________ На занятии мне понравилось, что_________ Мне было сложно____________________________ Я поняла, что______________________________ Свою работу на занятии я оцениваю на отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно (подчеркнуть), потому что________________________________________
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Е. П. Арнаутова Педагог и семья, Москва 2002 г. Е. П. Арнаутова Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника, Москва 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к открытому уроку "Формы работы и виды деятельности на уроке вокального ансамбля"
В презентации отражён план Введения к открытому уроку....
конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"
Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...
План-конспект открытого урока "Ранние формы религии. Мировые религии"
Методическая разработка будет интересна преподавателям обществознания, работающим со студентами 1 курса в СПО....
Конспект открытого урока по теме: "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление"
Конспект окрытого урока по русскому языку для студентов среднего профессионального образования по теме: "Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Яз...
Методы и формы работы с одарёнными детьми на уроках немецкого языка
В данном докладе отражена организация эффективной работы с одаренными детьми по немецкому языку, что представляет собой особую практическую ценность в современных условиях. Одарённых детей характ...
Открытый урок для студентов 1 курса «Русский язык как форма существования национальной культуры»
ЭпиграфПеред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас,наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…Н. В. ГогольТема нашего ур...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА Криптографические методы защиты информации
Предмет: МДК 02.01Технология разработки программного обеспеченияТема занятия: Криптографические методы защиты информацииТип занятия: комбинированный урокЦели занятия:обучающие:приобретение практически...