Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине "Литература"
методическая разработка на тему

Татьяна Михайловна Семибратова

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по литературе разработаны на основе Федеральных государственных стандартов по специальности 20.02.01 "Рациональное использование природохозяйственных комплексов" (базовой подготовки), 11.02.07 "Радиотехнические информационные системы", 05.02.03 "Метеорология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu-literatura.doc383 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ  МО « ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ  ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по учебной работе                                        
                               _____________ Л. В. Тягова
                                                                                «___» ____________2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 «Литература»

по специальностям:

05.02.03  «Метеорология»

20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

11.02.07  «Радиотехнические информационные системы»

г. БАЛАШИХА

2016-2017 уч. г.

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по  русскому языку и культуре речи разработаны  на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности  20.02.01 «Рациональное использование  природохозяйственных  комплексов»    (базовой подготовки) ,

11.02.07 «Радиотехнические информационные системы» (базовой подготовки),

 05.02.03  «Метеорология» (базовой подготовки).

Организация-разработчик:

ГБПОУ  МО «Гидрометеорологический техникум».

Разработчик Семибратова Т. М. ,преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ  МО «Гидрометеорологический техникум».

Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин

протокол №  1    от «01 » сентября   2016 г.

Рекомендована Методическим  советом Государственного Бюджетного образовательного учреждения Московской области

«Гидрометеорологический техникум» (ГБОУ СПО МО МГМТ)

Протокол №   1     от « 01 »  сентября   2016 г.

Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы.

Тема

Виды работы

Форма организации

(групповая, индивид.)

Методы контроля

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

1

Русская литература первой половины XIX века.

Работа с критическими статьями

групповая

проверка  задания письменно

3

2

Русская литература второй половины XIX века.

кроссворд, реферат, самостоятельное прочтение, ответы на вопросы, работа с критическими статьями, семинар, составление таблицы, доклад

групповая, индивидуальная

проверка заданий письменно , в виде устного ответа, выступление и защита  реферата и доклада, семинар

20

3

Литература XX века. Русская литература на рубеже веков.

семинар

групповая

семинар

2

4

Поэзия начала XX века.

работа с контрольными вопросами, самостоятельное прочтение, составление таблицы, работа с критической литературой

 групповая

 проверка задания письменно и в виде устного ответа

5

5

 Литература 20-х годов (обзор).

работа с контрольными вопросами

групповая

тест

3

6

Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор).

самостоятельное прочтение произведений

групповая

тест

5

7

Литература русского зарубежья.

доклад

индивидуальная

выступление и защита доклада

2

8

 Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

реферат

индивидуальная

выступление и защита  реферата

3

9

Литература 50–80-х г. (обзор) .        

проект

групповая

защита проекта

4

10

Русская литература последних лет (обзор).

ответы на контрольные вопросы

групповая

тест

1

ИТОГО

48 ч.

Тема 1. Русская литература первой половины XIX века.

1.1. Работа с критическими статьями Белинского.

Цель: изучение содержания критических статей, формирование умения по составлению тезисного конспекта.

Методы контроля- проверка задания письменно.

Литература и интернет-ресурсы.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Изучите  критические статьи Белинского: В. Г. Белинский о сочинениях Пушкина, В.Г. Белинский «Стихотворения М. Лермонтова» и составьте тезисный конспект  данный статей.

Методические рекомендации по написанию конспекта.

1.Внимательно прочти текст.

2.Выдели главную идею и озаглавь текст.

3. Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.

4.Запиши названия смысловых частей в форме плана    в левом рабочем поле конспекта.

5. Прочти текст во второй раз.

6 .Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.

7.Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.

 8 .Визуализируй конспект:

1.Напиши источник конспектирования (название, автор),

2.раздели страницу на три части в соотношении   Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта,

3.главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, ', ?, *, проч ) пли выделяй шрифтом либо подчеркиванием,

4.каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию),

5.в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл,  проработав текст.

критерии оценки конспекта

№ п/п

Критерии оценивания

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Объём выполнен-ной работы

Оптимален для конспекти-рования материала

Оптимален для

конспектиро-вания

материала

Занижен завышен

Занижен завышен

2

Логическая последовательность и связанность материала

+

Незначительно нарушена

нарушена

Отсутствует

3

Полнота изложения содержания

+

Не выдержана

Не выдержа-на

Не

выдержана

4

Сохранение основной идеи   конспект

+

+

нарушено

Отсутствует

5

Использова-ние дополнитель-ной литературы (при постановке  подобной задачи)

+

+

Не достаточно

Не использует-ся

6

оформление

+

+

наличие отклонений

наличие отклонений

7

орфографический режим( как дополнитель-ный критерий)

+

-

соблюдается слабо

нарушены

Тема 2. Русская литература второй половины XIX века.

2.1. Составление таблицы.

Цель: изучение основных особенностей русской литературы во второй половине 19 века.

Методы контроля - проверка задания письменно.

Литература и интернет-ресурсы.

  1. Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2010.
  2. Лебедев Ю.В. Русская  литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010
  3. Литература. Учебник для  СПО  под  ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.
  4. Маранцман В.Г. и д. Литература. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010.
  5. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.
  6. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Составьте таблицу « Особенности развития русской литературы во второй половине 19 века.»

Методические рекомендации по составлению таблицы.

1.Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на внимательное прочтение текста.

2.Прочитай текст от начала до конца.

3.Старайся понять основной смысл излагаемого материала.

4.Удели своё внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

5.Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который  не нужен для выполнения задания.

6.Произнеси и графически выдели  слова, которые будут ответом на поставленный вопрос.

7.Запиши название таблицы, определи количество граф, обозначь каждую графу и запиши ответы на поставленный вопрос.

8.Сверь полученный результат с теоретическими основами по данной теме

Критерии оценки

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

2.2.Кроссворд

Цель: закрепление знаний по произведению Л.Н. Толстого 2 Война и мир»

Методы контроля - проверка задания письменно.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2010.

2.Лебедев Ю.В. Русская  литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010

3.Литература. Учебник для  СПО  под  ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

4.Маранцман В.Г. и д. Литература. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010.

5.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

6.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Составьте кроссворд по произведению Л.Н.Толстого « Война и мир».(не менее 25 вопросов)

Методические рекомендации по составлению кроссвордов.

Сейчас очень популярны всевозможные головоломки, и конечно признанным

лидером считается кроссворд.

Инструкция для составления учебных кроссвордов.

1. Вам понадобится:  Microsoft Word и Microsoft Excel

2.Для    начала    нам    необходимо   составить    вопросы    и   правильно    их

сформулировать. Для успешного создания вопросов нужно помнить только 3 правила:

1)        Составляем несложные вопросы, с недлинным ответом.

2)        Ответ должен состоять из одного слова без наличия в нём дефиса и других
знаков, в именительном падеже.

3)        Разделите ответы на горизонтальные и вертикальные.

3.Далее составив вопросы с ответами, запускаем Ехсе1 и записываем ответы в виде кроссворда, вам понадобится лишь дизайнерский талант. Аккуратно составив, далее мы выделяем всю область, где находится кроссворд, и окружаем его в рамку (Выделяем диапазон - границы - внешние границы). Теперь те строки и столбцы ,где будут ответы, мы выделяем по очереди и выбираем Границы - Все границы. Теперь у Вас есть поле с выделенными местами для ответов, для более красивого внешнего вида, выделите те ячейки в которых нет ответа и поставьте свой цвет заливки. Наиболее подходит серый цвет (Белый фон более тёмный оттенок 15%).

4.Для того чтобы все ячейки уменьшить или увеличить и задать одинаковып размер выделенному диапазон}', мы его выделяем и заходи по следующему адресу:

Для изменения размера строки - Формат - Строка - Ширина строки ( лучше ставить значение 20).

Для изменения размера столбца - Формат - Столбец - Ширина столбца ( лучше ставить значение 4).

5.Далее нумеруем ячейки.  Первая буква ответа должна иметь номер  этого

вопроса. Лучше всего выбирать восьмой размер шрифта и шрифт Calibri.

6.   Для    составления       кроссвордов   по   темам необходимо:

  • оформить титульный лист.
  • разместить полностью весь перечень вопросов под соответствующим номером, которые должны соответствовать обшей теме кроссворда.
  • при   помощи   Ехсе1   составляем   сетку   кроссворда   с   цифрами, соответствующими вопросам.
  • отдельно размещаем  ответы  на  вопросы  соответствующие  цифре вопроса.

Критерии оценки:

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

2.3. Подготовка доклада.

Цель: изучение особенностей журналистики второй половины 19 века.

Методы контроля – выступление и защита доклада.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2010.

2.Лебедев Ю.В. Русская  литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010

3.Литература. Учебник для  СПО  под  ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

4.Маранцман В.Г. и д. Литература. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010.

5.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

6.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Подготовьте доклад на тему « Журналистика второй половины 19 века».

Методические рекомендации по написанию докладов

Название - очень важный элемент. По названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие работы должно полностью отражать ее содержание.

Доклад должен включать в себя следующие структурные элементы:

  1. вступление;
  2. основной материал; 
  3. заключение (выводы);
  4. список использованных при подготовке и цитированных источников.

При подготовке любой научной или аналитической работы, связанной с проведением исследований, требуется грамотно оформить вступление. Целью вступления является доведение до слушателей основных задач, которые ставил перед собой автор. 

Как правило, вступление должно в себя включать: 

  • раскрытие уровня актуальности данной темы; 
  • подробное объяснение причин, по которым была выбрана тема; 
  • определение целей и задач;
  • необходимую вводную информацию по теме;
  • четкий план изложения материала. 

Далее автором в краткой форме излагаются основной материал , затем заключение. Этот раздел можно насытить иллюстрациями - таблицами, графиками, фотографиями, которые несут основную функцию доказательства, представляя в свернутом виде подготовленный материал.
В случае если полученная в результате исследования информация позволяет двоякое толкование фактов, делаются альтернативные выводы.

Если тема научного исследования посвящено сугубо узкой тематике, то в научный доклад можно включить более детальную информацию по исследуемому вопросу.

Требования к оформлению:

Материалы подготавливаются в редакторе MS Word. Формат страницы: размер – А4; все поля по 2 см; страницы без колонтитулов; страницы не нумеруются; абзацный отступ 1,25 см. Формат текста: шрифт – Times New Roman; кегль (размер) – 12 пт; межстрочный интервал – полуторный; выравнивание – по ширине. Количество страниц – от 2 до 7. Количество иллюстраций, таблиц – до 3-х. Название рисунков (схем, графиков, диаграмм и т.п.) указывается по центру под рисунком. Название таблиц указывается по центру над таблицей.

 Критерии оценки

Критерии оценки докладов

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество доклада:

- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроен;

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

- зачитывается.

3

2

1

0

2.

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

2

1

0

3.

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы.

3

2

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом.

3

2

1

5.

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу;

- нечетки;

- имеются, но не доказаны.

3

2

1

Итого:                    14 баллов

Оценка «5» ставится за 14-12 баллов, оценка « 4» ставится за 11 -9 баллов, удовлетворительно за 8-7 баллов, 6 баллов и менее неудовлетворительно.

2.4. Подготовка реферата.

Цель: изучение особенностей  произведения Л.Н. Толстого « Севастопольские рассказы».

Методы контроля – выступление и защита реферата.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2010.

2.Лебедев Ю.В. Русская  литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010

3.Литература. Учебник для  СПО  под  ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

4.Маранцман В.Г. и д. Литература. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010.

5.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

6.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

Подготовьте  реферат «Севастопольские рассказы» в творчестве Л. Н. Толстого, « Новые люди (нигилисты, разночинская интеллигенция) в произведениях русских писателей.»

Методические рекомендации по написанию докладов и рефератов.

Реферат

Реферат (от лат. reffere - сообщать) – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и пр.

Цель реферата – расширить представления студентов по определенной теме и добиться освоения не разрозненных научных идей, автономных по своему исполнению и представлению, а охватить по возможности широкий круг научных мнений и подходов к одной и той же проблеме, вскрыть противоречия, основанные на несовпадении оценок и точек зрения различных авторов.

Реферат является итогом самостоятельного изучения студентов одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен уметь выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящены работы, пути и способы их решения, предлагаемые автором или авторами.

Этапы выполнения научного труда (реферата, курсовой, дипломной работ) во многом схожи, однако следует отметить, что по мере увеличения сложности работы будут усложняться и ее этапы как формально, так и по содержанию.

Написание реферата требует использование следующих специальных приемов научно-исследовательской работы:

1.подбор и изучение основных источников по теме, составление библиографии;

2.составление плана реферата – прием, широко используемый в школе, но в условиях вузовского обучения имеющий ярко выраженную специфику, связанную с тем, что в научно-исследовательской работе принято не литературное оформление пунктов и подпунктов, а цифровое обозначение двух - трех и более ступенчатых сложных планов;

3.цитирование мыслей, положений, фрагментов содержания использованного источника, основанное на обязательной связи с контекстом во избежание искажений смысла сообщений и точных ссылках на источник на основе записи выходных данных;

4.составление понятийного аппарата по рассматриваемой проблеме как упорядоченного множества базовых и производных понятий в форме алфавитного или тематического словаря;

5.написание реферата;

6.публичное выступление с результатами исследования.

Структура реферата включает в себя небольшое введение, в котором обосновывается важность данной научной работы; основную часть, раскрывающую содержание проблемы; заключение, в котором студент кратко формулирует выводы; список использованной литературы.

Основная часть монографического реферата может быть различной:

- конспективной, т.е. ее содержание полностью соответствует структуре монографии, анализируемой студентом, и отражает основные ее разделы, главы или параграфы;

- фрагментарной, т.е. содержание реферата включает в себя рассмотрение только определенных частей изучаемой монографии;

- аналитической, т.е. содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой и определяется планом реферата.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структур. Разница заключается в том, что при его написании студент осуществляет более сложную аналитическую работу, связанную с необходимостью серьезного обобщения, сопоставления и осмысления материала, изложенного в разных научных источниках. Необходимо показать сходство и различия в изложении одних и тех же аспектов проблемы разными авторами.

Композиционно обзорные рефераты могут строиться различно: последовательно, т.е. когда каждый из источников рассматривается по отдельности, или аналитически, т.е. когда рассматриваются аспекты проблемы, нашедшие отражение в различных источниках.

 Критерии оценки

Критерии оценки рефератов

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество реферата:

- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроен;

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

- зачитывается.

3

2

1

0

2.

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

2

1

0

3.

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы.

3

2

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом.

3

2

1

5.

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу;

- нечетки;

- имеются, но не доказаны.

3

2

1

Итого:                    14 баллов

Оценка «5» ставится за 14-12 баллов, оценка « 4» ставится за 11 -9 баллов, удовлетворительно за 8-7 баллов, 6 баллов и менее неудовлетворительно.

2.5. Работа с критической статьей.

Цель: изучение содержания критической статьи, формирование умения по составлению тезисного конспекта.

Методы контроля –проверка задания письменно.

Литература и интернет-ресурсы.

.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

Изучите  критическую статью Н.А. Добролюбова « Луч света в темном царстве»  и составьте тезисный конспект  данный статей.

Методические рекомендации по написанию конспекта.

1.Внимательно прочти текст.

2.Выдели главную идею и озаглавь текст.

3. Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.

4.Запиши названия смысловых частей в форме плана    в левом рабочем поле конспекта.

5. Прочти текст во второй раз.

6 .Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.

7.Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.

 8 .Визуализируй конспект:

1.Напиши источник конспектирования (название, автор),

2.раздели страницу на три части в соотношении   Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта,

3.главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, ', ?, *, проч ) пли выделяй шрифтом либо подчеркиванием,

4.каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию),

5.в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл,  проработав текст.

критерии оценки конспекта

№ п/п

Критерии оценивания

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Объём выполнен-ной работы

Оптимален для конспекти-рования материала

Оптимален для

конспектиро-вания

материала

Занижен завышен

Занижен завышен

2

Логическая последовательность и связанность материала

+

Незначительно нарушена

нарушена

Отсутствует

3

Полнота изложения содержания

+

Не выдержана

Не выдержа-на

Не

выдержана

4

Сохранение основной идеи   конспект

+

+

нарушено

Отсутствует

5

Использова-ние дополнитель-ной литературы (при постановке  подобной задачи)

+

+

Не достаточно

Не использует-ся

6

оформление

+

+

наличие отклонений

наличие отклонений

7

орфографический режим( как дополнитель-ный критерий)

+

-

соблюдается слабо

нарушены

2.6. Работа с контрольными вопросами.

Цель: закрепление  основных знаний по теме  « Особенности литература второй половины 19 века»

Методы контроля – проверка индивидуального задания в виде устного ответа.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

2.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

Подготовьте  реферат «Севастопольские рассказы» в творчестве Л. Н. Толстого.

 Ответьте на  контрольные вопросы по учебнику Обернихиной Г.А. Литература.-М.2010.-стр 356-359.

Методические рекомендации к ответам на контрольные вопросы.

При выполнении данной  работы необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. К выполнению этого вида работы нужно приступать после усвоения учебного материала по соответствующим разделам курса.
  2. Перед каждым ответом  полностью  прочитать вопрос.
  3. Прежде чем писать ответ, следует составить его план.
  4. Ответ должен быть последовательным, хорошо обоснованным, иметь объяснение употребляемых понятий, условных обозначений; при решении задач нужно объяснять ход решения.
  5. Ответ должен быть построен в виде связного текста, в котором не допускаются сокращения слов и отрывочные замечания. Не следует дословно переписывать текст учебника или иной изученной литературы.
  6. Отвечать следует на все без исключения вопросы контрольного задания.
  7. Ответы должны быть написаны разборчиво, аккуратно оформлены.(с полями для замечаний рецензента).

Критерии оценки

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

2.7.Семинар .

Цель: изучение двойников Р.Раскольникова.

Методы контроля- проверка задания в виде устного ответа.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2010.

2.Лебедев Ю.В. Русская  литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010

3.Литература. Учебник для  СПО  под  ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

4.Маранцман В.Г. и д. Литература. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010.

5.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

6.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

Подготовка к семинару « Раскольников и его двойники».

1. Кто является «двойниками» Раскольникова в романе? Как они раскрывают ошибочность философии Раскольникова?
      2. Чем сходны и различны образы Раскольникова и Сони Мармеладовой?
      3. Каково место Сони и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова?
      4. Для чего Ф. М. Достоевскому понадобилось сталкивать своего героя с другими персонажами?
      5. Кто из персонажей играет наиболее важную роль в опровержении идей Раскольникова?

  Методические рекомендации  при подготовке к семинарским занятиям

Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия.  

Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.

Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя  помогает  студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.

Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:

1й – организационный;

2й - закрепление и углубление теоретических знаний.

На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:

- уяснение задания на самостоятельную работу;

- подбор рекомендованной литературы;

- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.

Критерии оценки

Оценка "отлично" предполагает глубокое  понимание всей системы двойников , умение грамотно оперировать литературными категориями. Ответ студента  вопрос  должен быть развернутым, , содержать достаточно четкие формулировки, с цифрами или фактическими примерами. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка "отлично" выставляется только при полном ответе на все основной и дополнительные вопросы.

Оценка "хорошо" ставится студенту за правильный ответ на вопрос , знание основных характеристик раскрываемых категорий в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей

Оценка "удовлетворительно" предполагает ответ только в рамках лекционного курса, который показывает знание сущности основных категорий проблемы двойников в романе.. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка "неудовлетворительно" предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения курсов, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы типа "что это такое?" и "почему существует это явление?".

2.8. Самостоятельное прочтение рассказа .

Цель: знакомство с содержанием рассказа А.П. Чехова « Ионыч» .

Методы контроля- проверка задания в виде устного ответа.

Литература и интернет-ресурсы.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

Самостоятельно прочтите рассказ А.П.Чехова «Ионыч».

Методические рекомендации по работе с художественным текстом

Традиционно работа с художественным текстом включает 3 этапа: эмоциональное восприятие и формирование первичной концепции исследования; анализ фактического материала и подтверждение/опровержение теории; синтез текста.

1. Эмоциональное восприятие. Этот этап донаучный. Необходимо определить следующие элементы: особенности художественного мира автора, особенности собственного художественного мира (как проблема, поднятая автором, решается в собственном сознании). Самое главное на этом этапе – описать резонанс, в который приходит восприятие после прочтения текста. Важно не просто «поймать» настроение, созданное текстом, а найти точки преломления, несовпадения мнений и аргументировать их выделение с помощью описания авторской и собственной картины мира. Итогом этого этапа является создание первичной концепции исследования: в чем особенность художественного мира автора, как эта специфика отражается в тексте, в чем особенность его восприятия.

2.Анализ фактического материала. Этот этап подразумевает кропотливую объективную работу с текстом, анализ языковых единиц на различных уровнях. Важно объективно изучить представленный текстовый материал, не обращая внимания на изначально поставленные цели. Конечным этапом этой работы является подтверждение или опровержение собственной теории, ее трансформация или поиск новой.

  1. Синтез «текста о тексте». На этом этапе необходимо объединить данные, полученные в ходе работы над эмоциональной и фактической составляющими текста. Схемы создания этого текста нет и быть не может!!! Это легко объясняется самой спецификой объекта исследования. Важно выделить общую концепцию исследования и согласно ей выстраивать доказательный материал. Эмоциональность и излишняя «художественность» недопустимы. Комплексный анализ текста подразумевает совмещение исследовательского и творческого начал. При этом творческая, эмоциональная составляющая подразумевает превращение самого себя в некое подобие подопытного кролика, т.е. изучение тонкостей собственных ощущений при восприятии текста.

Критерии оценки

Оценка "отлично" предполагает глубокое  понимание всей системы рассказа , умение грамотно оперировать литературными категориями. Ответ студента  вопрос  должен быть развернутым, , содержать достаточно четкие формулировки, с цифрами или фактическими примерами. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка "отлично" выставляется только при полном ответе на все основной и дополнительные вопросы.

Оценка "хорошо" ставится студенту за правильный ответ на вопрос , знание основных характеристик раскрываемых категорий в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей

Оценка "удовлетворительно" предполагает ответ только в рамках лекционного курса, который показывает знание сущности основных категорий данного рассказа. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка "неудовлетворительно" предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения курсов, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы типа "что это такое?" и "почему существует это явление?".

Тема 3. Литература XX века. Русская литература на рубеже веков.

2.1. Семинар.

Цель: изучение основных особенностей русской литературы во второй половине 19 века.

Методы контроля –проверка задания в виде устных ответов.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2010.

2.Лебедев Ю.В. Русская  литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010

3.Литература. Учебник для  СПО  под  ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

4.Маранцман В.Г. и д. Литература. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010.

5.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

6.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Подготовьтесь  к семинарскому занятию « Тема « маленького человека» в творчестве Куприна.»( на примере одного из произведений)

1. Толкование понятия «маленький человек».

2.Главные тематические черты образа.

3.Характеритика образа «маленького человека»(литературный и психологический портрет”

4.Значение образа « маленького человека» в литературе.

Методические рекомендации  при подготовке к семинарским занятиям

Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия.  

Семинарские занятия проводятся главным образом по общественным наукам и другим дисциплинам, требующим научно-теоретического обобщения литературных источников, и помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками.

Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.

Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара. Такой подход преподавателя  помогает  студентам быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.

Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.

Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:

1й – организационный;

2й - закрепление и углубление теоретических знаний.

На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:

- уяснение задания на самостоятельную работу;

- подбор рекомендованной литературы;

- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.

Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.

Критерии оценки

Оценка "отлично" предполагает глубокое  понимание всей системы двойников , умение грамотно оперировать литературными категориями. Ответ студента  вопрос  должен быть развернутым, , содержать достаточно четкие формулировки, с цифрами или фактическими примерами. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка "отлично" выставляется только при полном ответе на все основной и дополнительные вопросы.

Оценка "хорошо" ставится студенту за правильный ответ на вопрос , знание основных характеристик раскрываемых категорий в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей

Оценка "удовлетворительно" предполагает ответ только в рамках лекционного курса, который показывает знание сущности основных категорий проблемы двойников в романе.. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка "неудовлетворительно" предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения курсов, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы типа "что это такое?" и "почему существует это явление?".

Тема 4. Поэзия начала XX века.

4.1. Работа со статьей.

Цель: изучение содержания статьи , формирование умения по составлению тезисного конспекта.

Методы контроля - проверка задания письменно.

Литература и интернет-ресурсы.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Изучите  статью М. Горького « Неопубликованные письма» и составьте тезисный конспект  данной статьи.

Методические рекомендации по написанию конспекта.

1.Внимательно прочти текст.

2.Выдели главную идею и озаглавь текст.

3. Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.

4.Запиши названия смысловых частей в форме плана    в левом рабочем поле конспекта.

5. Прочти текст во второй раз.

6 .Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.

7.Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.

 8 .Визуализируй конспект:

  1. Напиши источник конспектирования (название, автор),
  2. раздели страницу на три части в соотношении   Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта,
  3. главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, ', ?, *, проч ) пли выделяй шрифтом либо подчеркиванием,
  4. каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию),
  5. в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл,  проработав текст.

критерии оценки конспекта

№ п/п

Критерии оценивания

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Объём выполнен-ной работы

Оптимален для конспекти-рования материала

Оптимален для

конспектиро-вания

материала

Занижен завышен

Занижен завышен

2

Логическая последовательность и связанность материала

+

Незначительно нарушена

нарушена

Отсутствует

3

Полнота изложения содержания

+

Не выдержана

Не выдержа-на

Не

выдержана

4

Сохранение основной идеи черезвесь конспект

+

+

нарушено

Отсутствует

5

Использова-ние дополнитель-ной литературы (при постановке  подобной задачи)

+

+

Не достаточно

Не использует-ся

6

оформление

+

+

наличие отклонений

наличие отклонений

7

орфографический режим( как дополнитель-ный критерий)

+

-

соблюдается слабо

нарушены

4.2. Составление таблицы.

Цель: закрепление зананий о течениях серебряного века.

Методы контроля –проверка задания письменно.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

2.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Составьте таблицу по литературным течениям серебряного века.

Методические рекомендации по составлению таблицы.

1.Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на внимательное прочтение текста.

2.Прочитай текст от начала до конца.

3.Старайся понять основной смысл излагаемого материала.

4.Удели своё внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

5.Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который  не нужен для выполнения задания.

6.Произнеси и графически выдели  слова, которые будут ответом на поставленный вопрос.

7.Запиши название таблицы, определи количество граф, обозначь каждую графу и запиши ответы на поставленный вопрос.

8.Сверь полученный результат с теоретическими основами по данной теме

Критерии оценки

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

4.3. Ответы на контрольные вопросы.

Цель: закрепление знаний по особенностям поэзии 20 века..

Методы контроля –проверка задания в виде устных ответов.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

2.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Ответьте на контрольные вопросы по творчеству М.Горького по учебнику Обернихиной Г.А.. Литература.-М.2010.-стр 420-421.

Методические рекомендации к ответам на контрольные вопросы.

При выполнении данной  работы необходимо руководствоваться следующими правилами:

1.К выполнению этого вида работы нужно приступать после усвоения учебного материала по соответствующим разделам курса.

2.Перед каждым ответом  полностью  прочитать вопрос.

3.Прежде чем писать ответ, следует составить его план.

4.Ответ должен быть последовательным, хорошо обоснованным, иметь объяснение употребляемых понятий, условных обозначений; при решении задач нужно объяснять ход решения.

5.Ответ должен быть построен в виде связного текста, в котором не допускаются сокращения слов и отрывочные замечания. Не следует дословно переписывать текст учебника или иной изученной литературы.

6.Отвечать следует на все без исключения вопросы контрольного задания.

7.Ответы должны быть написаны разборчиво, аккуратно оформлены.(с полями для замечаний рецензента).

Критерии оценки

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

4.4. Самостоятельное прочтение поэмы.

Цель: знакомство с содержанием поэмы А.А.Блока «Соловьиный сад».

Методы контроля –проверка задания в виде устных ответов.

Литература и интернет-ресурсы.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Самостоятельно прочтите   поэму А.А.Блока «Соловьиный сад».

Методические рекомендации по работе с художественным текстом

Традиционно работа с художественным текстом включает 3 этапа: эмоциональное восприятие и формирование первичной концепции исследования; анализ фактического материала и подтверждение/опровержение теории; синтез текста.

1. Эмоциональное восприятие. Этот этап донаучный. Необходимо определить следующие элементы: особенности художественного мира автора, особенности собственного художественного мира (как проблема, поднятая автором, решается в собственном сознании). Самое главное на этом этапе – описать резонанс, в который приходит восприятие после прочтения текста. Важно не просто «поймать» настроение, созданное текстом, а найти точки преломления, несовпадения мнений и аргументировать их выделение с помощью описания авторской и собственной картины мира. Итогом этого этапа является создание первичной концепции исследования: в чем особенность художественного мира автора, как эта специфика отражается в тексте, в чем особенность его восприятия.

2.Анализ фактического материала. Этот этап подразумевает кропотливую объективную работу с текстом, анализ языковых единиц на различных уровнях. Важно объективно изучить представленный текстовый материал, не обращая внимания на изначально поставленные цели. Конечным этапом этой работы является подтверждение или опровержение собственной теории, ее трансформация или поиск новой.

  1. Синтез «текста о тексте». На этом этапе необходимо объединить данные, полученные в ходе работы над эмоциональной и фактической составляющими текста. Схемы создания этого текста нет и быть не может!!! Это легко объясняется самой спецификой объекта исследования. Важно выделить общую концепцию исследования и согласно ей выстраивать доказательный материал. Эмоциональность и излишняя «художественность» недопустимы. Комплексный анализ текста подразумевает совмещение исследовательского и творческого начал. При этом творческая, эмоциональная составляющая подразумевает превращение самого себя в некое подобие подопытного кролика, т.е. изучение тонкостей собственных ощущений при восприятии текста.

Критерии оценки

Оценка "отлично" предполагает глубокое  понимание всей системы поэмы , умение грамотно оперировать литературными категориями. Ответ студента  вопрос  должен быть развернутым, , содержать достаточно четкие формулировки, с цифрами или фактическими примерами. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка "отлично" выставляется только при полном ответе на все основной и дополнительные вопросы.

Оценка "хорошо" ставится студенту за правильный ответ на вопрос , знание основных характеристик раскрываемых категорий в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей

Оценка "удовлетворительно" предполагает ответ только в рамках лекционного курса, который показывает знание сущности основных категорий данной поэмы. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка "неудовлетворительно" предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения курсов, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы типа "что это такое?" и "почему существует это явление?".

Тема 5. Литература 20-х годов (обзор).

5.1. Работа с контрольными вопросами.

Цель: изучение содержания статьи , формирование умения по составлению тезисного конспекта.

Методы контроля - тест.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

2.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Ответьте на контрольные вопросы по творчеству С.Есенина и В.Маяковского по учебнику Обернихиной Г.А. Литература.-М.2010.-стр 506-507,532-533.

Методические рекомендации к ответам на контрольные вопросы.

При выполнении данной  работы необходимо руководствоваться следующими правилами:

1.К выполнению этого вида работы нужно приступать после усвоения учебного материала по соответствующим разделам курса.

2.Перед каждым ответом  полностью  прочитать вопрос.

3.Прежде чем писать ответ, следует составить его план.

4.Ответ должен быть последовательным, хорошо обоснованным, иметь объяснение употребляемых понятий, условных обозначений; при решении задач нужно объяснять ход решения.

5.Ответ должен быть построен в виде связного текста, в котором не допускаются сокращения слов и отрывочные замечания. Не следует дословно переписывать текст учебника или иной изученной литературы.

6.Отвечать следует на все без исключения вопросы контрольного задания.

7.Ответы должны быть написаны разборчиво, аккуратно оформлены.(с полями для замечаний рецензента).

Критерии оценки

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

Тема 6. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор).

6.1. Самостоятельное прочтение произведений.

Цель: знакомство с содержанием произведений М.А.Булгакова  « Собачье сердце» и М.А. Шолохова « Поднятая целина» (одно на выбор студента)

Методы контроля –проверка задания в виде устных ответов.

Литература и интернет-ресурсы.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Самостоятельно прочтите   произведения М.А.Булгакова  « Собачье сердце» и М.А. Шолохова « Поднятая целина» (одно на выбор студента)

Методические рекомендации по работе с художественным текстом

Традиционно работа с художественным текстом включает 3 этапа: эмоциональное восприятие и формирование первичной концепции исследования; анализ фактического материала и подтверждение/опровержение теории; синтез текста.

1. Эмоциональное восприятие. Этот этап донаучный. Необходимо определить следующие элементы: особенности художественного мира автора, особенности собственного художественного мира (как проблема, поднятая автором, решается в собственном сознании). Самое главное на этом этапе – описать резонанс, в который приходит восприятие после прочтения текста. Важно не просто «поймать» настроение, созданное текстом, а найти точки преломления, несовпадения мнений и аргументировать их выделение с помощью описания авторской и собственной картины мира. Итогом этого этапа является создание первичной концепции исследования: в чем особенность художественного мира автора, как эта специфика отражается в тексте, в чем особенность его восприятия.

2.Анализ фактического материала. Этот этап подразумевает кропотливую объективную работу с текстом, анализ языковых единиц на различных уровнях. Важно объективно изучить представленный текстовый материал, не обращая внимания на изначально поставленные цели. Конечным этапом этой работы является подтверждение или опровержение собственной теории, ее трансформация или поиск новой.

  1. Синтез «текста о тексте». На этом этапе необходимо объединить данные, полученные в ходе работы над эмоциональной и фактической составляющими текста. Схемы создания этого текста нет и быть не может!!! Это легко объясняется самой спецификой объекта исследования. Важно выделить общую концепцию исследования и согласно ей выстраивать доказательный материал. Эмоциональность и излишняя «художественность» недопустимы. Комплексный анализ текста подразумевает совмещение исследовательского и творческого начал. При этом творческая, эмоциональная составляющая подразумевает превращение самого себя в некое подобие подопытного кролика, т.е. изучение тонкостей собственных ощущений при восприятии текста.

Критерии оценки

Оценка "отлично" предполагает глубокое  понимание всей системы поэмы , умение грамотно оперировать литературными категориями. Ответ студента  вопрос  должен быть развернутым, , содержать достаточно четкие формулировки, с цифрами или фактическими примерами. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка "отлично" выставляется только при полном ответе на все основной и дополнительные вопросы.

Оценка "хорошо" ставится студенту за правильный ответ на вопрос , знание основных характеристик раскрываемых категорий в рамках рекомендованного учебниками и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных закономерностей

Оценка "удовлетворительно" предполагает ответ только в рамках лекционного курса, который показывает знание сущности основных категорий данной поэмы. Как правило, такой ответ краток, приводимые формулировки являются недостаточно четкими, нечетки, в ответах допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных категорий по рассматриваемому и дополнительным вопросам.

Оценка "неудовлетворительно" предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами изученных в процессе обучения курсов, не понимает сущности процессов и явлений, не может ответить на простые вопросы типа "что это такое?" и "почему существует это явление?".

Тема 7. Литература 30-х – начала 40-х годов (обзор).

7.1. Подготовка доклада.

Цель: изучение лирики Н.А. Заболоцкого.

Методы контроля – выступление и защита доклада.

Литература и интернет-ресурсы.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Подготовь доклад «Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике Н.А. Заболоцкого.»

Методические рекомендации по написанию докладов.

Название - очень важный элемент. По названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие работы должно полностью отражать ее содержание.

Доклад должен включать в себя следующие структурные элементы:

1.вступление;

2.основной материал; 

3.заключение (выводы);

4.список использованных при подготовке и цитированных источников.

При подготовке любой научной или аналитической работы, связанной с проведением исследований, требуется грамотно оформить вступление. Целью вступления является доведение до слушателей основных задач, которые ставил перед собой автор. 

Как правило, вступление должно в себя включать: 

  • раскрытие уровня актуальности данной темы; 
  • подробное объяснение причин, по которым была выбрана тема; 
  • определение целей и задач;
  • необходимую вводную информацию по теме;
  • четкий план изложения материала. 

Далее автором в краткой форме излагаются основной материал , затем заключение. Этот раздел можно насытить иллюстрациями - таблицами, графиками, фотографиями, которые несут основную функцию доказательства, представляя в свернутом виде подготовленный материал.
В случае если полученная в результате исследования информация позволяет двоякое толкование фактов, делаются альтернативные выводы.

Если тема научного исследования посвящено сугубо узкой тематике, то в научный доклад можно включить более детальную информацию по исследуемому вопросу.

Требования к оформлению:

Материалы подготавливаются в редакторе MS Word. Формат страницы: размер – А4; все поля по 2 см; страницы без колонтитулов; страницы не нумеруются; абзацный отступ 1,25 см. Формат текста: шрифт – Times New Roman; кегль (размер) – 12 пт; межстрочный интервал – полуторный; выравнивание – по ширине. Количество страниц – от 2 до 7. Количество иллюстраций, таблиц – до 3-х. Название рисунков (схем, графиков, диаграмм и т.п.) указывается по центру под рисунком. Название таблиц указывается по центру над таблицей.

 Критерии оценки

Критерии оценки докладов

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество доклада:

- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроен;

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

- зачитывается.

3

2

1

0

2.

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

2

1

0

3.

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы.

3

2

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом.

3

2

1

5.

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу;

- нечетки;

- имеются, но не доказаны.

3

2

1

Итого:                    14 баллов

Оценка «5» ставится за 14-12 баллов, оценка « 4» ставится за 11 -9 баллов, удовлетворительно за 8-7 баллов, 6 баллов и менее неудовлетворительно.

Тема 8.Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

8.1. Подготовка реферата.

Цель: изучение  литературы военной поры.

Методы контроля – выступление и защита реферата.

Литература и интернет-ресурсы.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Подготовь реферат  по теме: «Патриотическая поэзия Великой Отечественной войны» (по выбору уч-ся).

Подготовьте реферат по теме: «Проза и драматургия периода Великой Отечественной войны» (по выбору уч-ся). «

Методические рекомендации по написанию  рефератов.

Реферат

Реферат (от лат. reffere - сообщать) – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и пр.

Цель реферата – расширить представления студентов по определенной теме и добиться освоения не разрозненных научных идей, автономных по своему исполнению и представлению, а охватить по возможности широкий круг научных мнений и подходов к одной и той же проблеме, вскрыть противоречия, основанные на несовпадении оценок и точек зрения различных авторов.

Реферат является итогом самостоятельного изучения студентов одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен уметь выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящены работы, пути и способы их решения, предлагаемые автором или авторами.

Этапы выполнения научного труда (реферата, курсовой, дипломной работ) во многом схожи, однако следует отметить, что по мере увеличения сложности работы будут усложняться и ее этапы как формально, так и по содержанию.

Написание реферата требует использование следующих специальных приемов научно-исследовательской работы:

1.подбор и изучение основных источников по теме, составление библиографии;

2.составление плана реферата – прием, широко используемый в школе, но в условиях вузовского обучения имеющий ярко выраженную специфику, связанную с тем, что в научно-исследовательской работе принято не литературное оформление пунктов и подпунктов, а цифровое обозначение двух - трех и более ступенчатых сложных планов;

3.цитирование мыслей, положений, фрагментов содержания использованного источника, основанное на обязательной связи с контекстом во избежание искажений смысла сообщений и точных ссылках на источник на основе записи выходных данных;

4.составление понятийного аппарата по рассматриваемой проблеме как упорядоченного множества базовых и производных понятий в форме алфавитного или тематического словаря;

5.написание реферата;

6.публичное выступление с результатами исследования.

Структура реферата включает в себя небольшое введение, в котором обосновывается важность данной научной работы; основную часть, раскрывающую содержание проблемы; заключение, в котором студент кратко формулирует выводы; список использованной литературы.

Основная часть монографического реферата может быть различной:

- конспективной, т.е. ее содержание полностью соответствует структуре монографии, анализируемой студентом, и отражает основные ее разделы, главы или параграфы;

- фрагментарной, т.е. содержание реферата включает в себя рассмотрение только определенных частей изучаемой монографии;

- аналитической, т.е. содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой и определяется планом реферата.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структур. Разница заключается в том, что при его написании студент осуществляет более сложную аналитическую работу, связанную с необходимостью серьезного обобщения, сопоставления и осмысления материала, изложенного в разных научных источниках. Необходимо показать сходство и различия в изложении одних и тех же аспектов проблемы разными авторами.

Композиционно обзорные рефераты могут строиться различно: последовательно, т.е. когда каждый из источников рассматривается по отдельности, или аналитически, т.е. когда рассматриваются аспекты проблемы, нашедшие отражение в различных источниках.

 Критерии оценки

Критерии оценки рефератов

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество реферата:

- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроен;

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

- зачитывается.

3

2

1

0

2.

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

2

1

0

3.

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы.

3

2

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом.

3

2

1

5.

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу;

- нечетки;

- имеются, но не доказаны.

3

2

1

Итого:                    14 баллов

Оценка «5» ставится за 14-12 баллов, оценка « 4» ставится за 11 -9 баллов, удовлетворительно за 8-7 баллов, 6 баллов и менее неудовлетворительно.

Тема 9.Литература 50–80-х г. (обзор) .    

9.1. Исследование.

 Цель: изучение проблемы счастья в современной литературе.

Методы контроля –  защита проекта.

Литература и интернет-ресурсы.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

Исследуйте проблему счастья в произведениях современных авторов( на примере 1-2) и  оформите работу в виде проекта ( на бумажном носители или в электронном виде POWERPOINT)

Методические указания по проведению исследования ( написание проекта)

 

Как написать исследовательскую работу.

 

  1. Должна быть сформулирована цель исследования. Она обычно состоит в изучении определенных явлений.
  2. В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
  3. После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели – не одно и тоже. Задачи показывают, что вы собираетесь делать.
  4. В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. Краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре нужно показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам и ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед». Написание литобзора поможет более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада.
  5. В работе должно присутствовать описание методики исследования. Необходимо указать, в каких границах применима данная методика, и какова ее устойчивость.
  6. Далее представляются собственные данные. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. Обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее наглядная форма представления данных – графическая. Полученные данные необходимо сопоставить как друг с другом, так и с литературными источниками, затем установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.
  7. Завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные вопросы.

Критерии оценки

Критерии оценки проекта

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество проекта:

- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроен;

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

- зачитывается.

3

2

1

0

2.

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

2

1

0

3.

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы.

3

2

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом.

3

2

1

5.

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу;

- нечетки;

- имеются, но не доказаны.

3

2

1

Итого:                    14 баллов

Оценка «5» ставится за 14-12 баллов, оценка « 4» ставится за 11 -9 баллов, удовлетворительно за 8-7 баллов, 6 баллов и менее неудовлетворительно.

Тема 10. Русская литература последних лет (обзор).

 10.1. Ответы на контрольные вопросы.

 Цель: изучение проблематики современной литературы.

Методы контроля –  тест.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2010.

2.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2013.

1. litera.ru

2. metodkabinet.euPO/PO_menu_Litera.html

3. openclass.runode/233770

4. prosv.ru

5. Филологический портал Philology.ru

 Ответьте на контрольные вопросы по учебнику Обернихиной Г.А.. Литература.-М.2010.-стр 652-653.

Методические рекомендации к ответам на контрольные вопросы.

При выполнении данной  работы необходимо руководствоваться следующими правилами:

1.К выполнению этого вида работы нужно приступать после усвоения учебного материала по соответствующим разделам курса.

2.Перед каждым ответом  полностью  прочитать вопрос.

3.Прежде чем писать ответ, следует составить его план.

4.Ответ должен быть последовательным, хорошо обоснованным, иметь объяснение употребляемых понятий, условных обозначений; при решении задач нужно объяснять ход решения.

5.Ответ должен быть построен в виде связного текста, в котором не допускаются сокращения слов и отрывочные замечания. Не следует дословно переписывать текст учебника или иной изученной литературы.

6.Отвечать следует на все без исключения вопросы контрольного задания.

7.Ответы должны быть написаны разборчиво, аккуратно оформлены.(с полями для замечаний рецензента).

Критерии оценки

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.08.06 Ритмика с методикой тренировки

Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП 08.06 Ритмика с методикой тренировки для специальности 050141 Физическая культура среднего профессионального обр...

методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 "Организация обслуживания в общественном питании"

методические рекомендации   по внеаудиторной самостоятельной работе по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности  43.02.01 "Организация обслуживания в общ...

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по дисциплине « ФИЗИКА »

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по  учебной дисциплине/МДК разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и действующей ...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины: МДК 04.01. Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены для студентов по профессии 19.01.17. Повар, кондитерЦель методических указаний состоит в обеспечении эффек...

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по специальности Метеорология и РИС...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины Безопасность жизнедеятельности по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Внеаудиторная самостоятельная работа ( далее ВСР) – особая форма организации учебного  процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую д...