Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов дисциплины Безопасность жизнедеятельности по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
методическая разработка

Игнатьев Алексей Иванович

Внеаудиторная самостоятельная работа ( далее ВСР) – особая форма организации учебного  процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студента, ориентированную на достижение конкретного результата, выполняемую вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsr_bzh-svarshch.docx600.91 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Орловской области

БПОУ ОО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум»

Методические рекомендации по внеаудиторной самостоятельной работе студентов

дисциплины Безопасность жизнедеятельности по профессии

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

        

                                                 

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе студентов

по дисциплине " Безопасность жизнедеятельности " профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Сост. А.И. Игнатьев, БПОУ ОО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум» ,  2021 г.

Рассмотрено на заседании ЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол № __от «__» ____ 2021 г

Председатель   ________________

Е.Н. Савина

 

Рецензент: Савина Е.Н., преподаватель БПОУ ОО «Глазуновский сельскохозяйственный техникум» Малоархангельский филиал

 

                     

Данные  методические указания  предназначены для оказания помощи студентам по  проведению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности " профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Аннотация

Внеаудиторная самостоятельная работа ( далее ВСР) – особая форма организации учебного  процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студента, ориентированную на достижение конкретного результата, выполняемую вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия.

Актуальность данной разработки состоит в том, чтобы сопроводить выполнение  внеаудиторной самостоятельной работы методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемым  на ее выполнение. Методические рекомендации направлены на систематизацию и закрепление полученных знаний и практических умений студента, углубление и расширение теоретических знаний, на развитие  исследовательских умений и тд. Методическая разработка состоит из: пояснительной записки; перечень вопросов для самостоятельной работы студента (куда вошли требования, предъявляемые к ЗУН студента, темы и задания для выполнения самостоятельной работы по Безопасности жизнедеятельности; методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов; информационное обеспечение с указанием литературы для применения при выполнении ВСР;  используемая литература. Данная разработка может быть использована студентами при выполнении ВСР и преподавателями для дальнейшей работы.


Содержание

стр.

  1. Введение
  2. Расчет времени, затраченного на выполнение внеаудиторной       самостоятельной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
  3. Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Организация защиты населения и территорий в условиях мирного и военного времени .
  4. Раздел 2. Основы военной службы и медицинских знаний

      8.   Методические рекомендации по выполнению заданий

внеаудиторной самостоятельной работы студентов

      9. Библиографический список                                                                            

4

5

6

9

9

14

      23      

   

  1. Введение

Внеаудиторная самостоятельная работа – особая форма организации учебного  процесса, представляющая собой планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студента, ориентированную на достижение конкретного результата, выполняемую вне занятий по заданию и при управлении преподавателем, но без его непосредственного участия. Поэтому следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственное влияние на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д. с тем, чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый успех способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный.

В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс  обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентностной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации. Решение этих задач невозможно без повышения роли внеаудиторной самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиление ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы у студентов.

Расчет времени, затраченного на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Вид самостоятельной работы

Хронометраж затраченного времени, (ч)

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Организация защиты населения и территорий в условиях мирного и военного времени

1.

Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера

  1. Подготовка презентации: Классификация чрезвычайных ситуаций   по   масштабам   их   распространения   и  тяжести последствий  .
  2. Подготовка доклада: Чрезвычайные ситуации военного характера, которые могут возникнуть на территории России в случае локальных вооружённых конфликтов или ведения широкомасштабных боевых действий .

1

2

2.

Тема 1.2. Защита населения и территорий от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций

  1. Подготовка сообщения по теме «Организация  гражданской обороной в общеобразовательных учреждениях».
  2. Подготовка сообщения: Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах

1

2

Тема 1.3. Обеспечение устойчивости функционирования организации, прогнозирован ие и оценка последствий ЧС

  1. Подготовка сообщения по теме «Современные средства поражения».
  2. Подготовка презентации: «Средства индивидуальной защиты».

2

1

Раздел 2. Основы военной службы и медицинских знаний

3.

2.1. Основы обороны государства. Военная доктрина Российской Федерации.

  1. Подготовка сообщения по теме «Виды Вооруженных Сил, рода войск и их предназначение»
  2. Подготовка сообщения по теме: «Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России»

1

2

4.

2.2. Основы медицинских знаний

Разработка ситуационных задач и составление алгоритма действий при оказании первой помощи:

  1. при травматических повреждениях
  2. при кровотечениях.    
  3. при переломах.
  4. при синдроме длительного сдавливания.
  5. при отравлениях.
  6. при ожогах.
  7. при отморожениях.
  8. при электротравме.

2.        Подготовка к дифференцированному зачету

13

Итого

25

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Организация защиты населения и территорий в условиях мирного и военного времени

        Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера

        1. Подготовка презентации: Классификация чрезвычайных ситуаций   по   масштабам   их   распространения   и  тяжести последствий  .

План

1.Общие  сведения о чрезвычайных  ситуациях

2. Классификация чрезвычайных  ситуаций

Список литературы

1. Бобок  С.А., Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий.—М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

2. Дорожко С.В. Защита населения и объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность.—М.: Дикта, 2010.

3. Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.—М.: Академический проспект, 2003.

4. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.—М.: Просвещение, 1996.

5. Официальный сайт МЧС России—http://www.mchs.gov.ru

Подготовка доклада: Чрезвычайные ситуации военного характера, которые могут возникнуть на территории России в случае локальных вооружённых конфликтов или ведения широкомасштабных боевых действий .

План

  1. ЧС, возникающие от прямого воздействия средств поражения.
  2. ЧС, возникающие откосвенного воздействия средств поражения.
  3. ЧС, связанные с изменением среды обитания людей, которые могут привести к их гибели или нанести серьезный вред здоровью.

Список литературы

  1. Абдулатипов Р.Г. Этнополитические конфликты в СНГ: наднациональные механизмы разрешения. – М.: Слав. диалог. – 2007. – 32 с.
  2. Боголюбов А.А. Миротворческие силы и их роль в разрешении вооруженных конфликтов.//Международные отношения и мировая экономика// 2001, № 3, стр. 45 – 49.
  3. Владимиров В.А. Современная война и гражданская оборона. Сб. №3 методических материалов по ГОЧП. Учебн. пос. Ред. журнала "Военные знания".-М.:1998, с.3-9.
  4. Гражданская защита. Учебное пособие. Титоренко Г.П. и др. МГТУ, 1997.
  5. Гушер А. Геополитическая ситуация в Закавказье // Азия и Африка сегодня. – 2008. - №9. С.2.
  6. Дунаев В., Иашвили А. Грузия и Аджария на грани войны – Известия 15. марта 2004 года, с.1-4
  7. Золян Сурен Нагорный Карабах: проблема и конфликт. -''Лингва'', 2001г.
  8. Корни грузино-осетинского конфликта // Коммерсантъ, 9 августа 2008
  9. Мухин В. Военные вызовы Каспийского региона // Независимое военное обозрение. – 2004 – 16 января.
  10. Травин Д. Десятилетняя война. Чечня и Россия в современном конфликте. Звезда, 2004, №12

        Тема 1.2. Защита населения и территорий от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций        

  1. Подготовка сообщения по теме «Организация  гражданской обороной в общеобразовательных учреждениях».

План

  1. Что такое ГО?
  2. Задачи в области гражданской обороны
  3. Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях
  4. Основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»
  2. Указ президента РФ № 643 от 5.11.95 г. «О гражданской обороне».

2. Подготовка сообщения: Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах.

План

  1. Источники пожаров
  2. Пожарная безопасность в быту
  3. Источники зажигания и горючая среда
  4. Правила поведения на пожаре
  5. Огнетушащие вещества и аппараты пожаротушения.

Список литературы

  1. «Безопасность жизнидеятельности» под ред. О.Н. Русака/ Москва 2008г.
  2. Федеральный Закон «О пожарной безопасности» от 26.12.94 г. № 69-ФЗ.
  3. Актуальные проблемы противопожарной защиты объектов строительства и реконструкции. Болодьян И. А. /Строительная безопасность 2004.
  4. http://www.snip.vserinki.ru/npb.html
  5. http://www.snip-info.ru/Snip_21-01-97_(1999).htm

        Тема 1.3. Обеспечение устойчивости функционирования организации, прогнозирован ие и оценка последствий ЧС.

  1. Подготовка сообщения по теме «Современные средства поражения».

            План

1. Современные средства поражения

1.1. Ядерное оружие

1.2. Химическое оружие

1.3. Бактериологическое оружие

1.5. Радиологическое оружие

1.6. Лучевое оружие

1.7. Ускорительное оружие

1.8. Радиочастотное оружие

1.9. Инфразвуковое оружие

2. Современное обычное оружие

3. Характеристика очагов поражения

3.1. Очаг ядерного поражения

3.2. Очаг химического поражения

3.3. Очаг бактериологического поражения

Список литературы.

  1. Белов С.В. Опасные вещества. М., Просвещение, 2001
  2. Белов С.В. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. – М., ВАСОТ, 2003.
  3. Долин П.А. Защита населения от опасных веществ. М., Энергоиздат, 2003
  4. Долин П.А. Ликвидация чрезвычайной ситуации. М., Энергоиздат, 2003
  5. Кульпинов С. Меры безопасности при аварии на химически опасном объекте. М., Наука, 2001
  6. Леонтьева И.Н., Гетия А.Л. Безопасность жизнедеятельности. М., 2003
  7. Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. М., ВАСОТ. 2003.
  8. Юдин Е.Я. Виды аварий на химически опасных объектах. М., Просвещение, 2003.

2. Подготовка презентации: «Средства индивидуальной защиты».

        План

1.Назначение средств индивидуальной защиты.

2. Виды средств индивидуальной защиты.

- средства защиты органов дыхания;

- средства защиты кожи;

- медицинские средства защиты.

Список литературы.

  1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.  Основы безопасности жизнедеятельности учебник Начального и среднего профессионального образования – М.: Академия, 2012
  2. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2013
  3. http://www.myshared.ru/slide/40152;
  4. http://www.admsur.ru/GO_deyat_iz/.  

Раздел 2. Основы военной службы и медицинских знаний.

Тема 2.1. Основы обороны государства. Военная доктрина Российской Федерации.        

  1. Подготовка доклада по теме «Виды Вооруженных Сил, рода войск и их предназначение».

План

1. Виды Вооруженных Сил РФ.

а) Сухопутные войска.

б) Военно-Морской Флот.

в) Воздушно- Космические Силы.

2. Рода войск Вооруженных Сил РФ.

а) Ракетные войска стратегического назначения

в) Воздушно-десантные войска

3. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Список литературы

  1. Белов С.В., Девисилов В.А.  Безопасность жизнедеятельности :учебник для студентов СПО. – М.: Высшая школа, 2003
  2. Основы безопасности жизнедеятельности, учебник для среднего профильного образования, Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., 2017

2. Подготовка сообщения по теме: «Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России»

Цели данной работы:

 1) объяснить сущность терроризма, его типы и цели; совершенствовать знания о терроризме; сформировать общественное сознание и гражданскую позицию подрастающего поколения.

2) определить, почему терроризм стал обыденным явлением российской действительности;

3) способствовать воспитанию в детях толерантного отношения друг к другу и формировать умение жить в мире с другими людьми;

Задачи: 1. Изучить причины, порождающие теракт,

  1. Изучить правила поведения при теракте.

План

  1. Определение
  2. Виды терроризма
  3. Причины терроризма
  4. Террористические организации

                  5. Правила поведения при угрозе террористического акта

Список литературы.

1. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.  Основы безопасности жизнедеятельности учебник Начального и среднего профессионального образования – М.: Академия, 2017

2. Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2013.
3.  
http://articlekz.com/article/8361;
4.http://volna.org/pedagogika/tierrorizm_ghlobalnaia_probliema_sovriemiennosti.html#hcq=f0PeINp 

Тема 2.2. Основы медицинских знаний        

        Разработка ситуационных задач и составление алгоритма действий при оказании первой помощи:

1.        при травматических повреждениях

2.        при кровотечениях.    

3.        при переломах.

4.        при синдроме длительного сдавливания.

5.        при отравлениях.

6.        при ожогах.

7.        при отморожениях.

8.        при электротравме.

Варианты схем и алгоритмов:

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\18.jpgC:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\img22.jpg

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\elfh-njrjv.jpg

Ситуационная задача №1.

В результате ножевого ранения возникло сильное кровотечение в области подколенной ямки. Кровь ярко-красного цвета, фонтанирует. Никаких инструментов и перевязочных материалов нет, кроме собственной одежды.

Решите задачу, ответив на поставленные вопросы.

1. Какое кровотечение у пострадавшего?

2. По каким признакам вы определили вид кровотечения?

3. Какова последовательность оказания первой помощи?

4. Какие существуют способы временной остановки данного кровотечения?

5. Требуется ли доставка пострадавшего в лечебное учреждение?

Ситуационная задача № 2.  

При отпиливании куска доски пила неожиданно выскочила из руки столяра и поранила ногу ниже колена. Из раны в голени вытекает пульсирующей струёй кровь алого цвета.

Определите вид кровотечения и дайте его характеристику.  Перечислите последовательность оказания первой помощи. Имеется аптечка.

Ситуационная задача № 3. 

По рисунку определить  вид  кровотечения. Окажите помощь из имеющихся  подручных средств.

1. Какое кровотечение у пострадавшего?

2. По каким признакам вы определили вид кровотечения?

3. Какова последовательность оказания первой помощи?

4. Какие существуют способы временной остановки данного кровотечения?

5. Требуется ли доставка пострадавшего в лечебное учреждение?

Список литературы.

1.     Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. Основы медицинских знаний: 10 -  11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / под  общей ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2002

2.   http://www.koipkro.kostroma.ru/Kostroma_EDU/Kos-Sch-10/DocLib54/Основы%20безопасности%20жизнедеятельности/ОМЗ%20и%20ЗОЖ%2010-11%20класс.%20Смирнов%20и%20др.pdf

Тема 3.3. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек        

  1. Подготовка презентации «Профилактика вредных привычек».

План

Понятие «Вредные привычки»

2. Социально-педагогические предпосылки приобщения  к вредным привычкам

3. Алкоголь и признаки алкоголизма

4. Табакокурение

5. Наркомания и токсикомания

6. Общий механизм действия наркотических веществ на организм человека

7. Профилактика вредных привычек.

Список литературы

1. Физическая культура студента: Учебник / под ред. В. И. Ильинича.— М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

2. Гипермаркет знаний [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school.xvatit.com/

3. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://46cge.rospotrebnadzor.ru/

4. Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/

  1. Подготовка к дифференцированному зачету.

Рекомендации студентам по подготовке к дифференцированному зачету.

Дифференцированный зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на практических занятиях и процессе самостоятельной работы.

В период подготовки к зачету необходимо вновь обратиться к пройденному учебному материалу. При этом происходит не только закрепление полученных знаний, но и получение новых. Подготовка к зачету включает в себя три этапа:

-самостоятельная работа в течение семестра;

-непосредственная подготовка в дни, предшествующие зачету по темам дисциплины;

-подготовка к ответу на вопросы, содержащиеся в итоговом тесте.

Для подготовки к зачету рекомендуется пользоваться литературой, указанной в учебно-методическом комплексе. В ходе подготовки к зачету студентам необходимо обращать внимание не только на уровень запоминания, но и на степень понимания излагаемых проблем.

Зачет  проводится в виде теста, охватывающего весь пройденный материал.

Список литературы

  1. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.
  2. Безопасность жизнедеятельности .Косолапова Н.В.Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. М.: Академия ,2014
  3. Безопасность жизнедеятельности .Э.А.Арустамов, Косолапова Н.В Н.А.Прокопенко ,Г.В.Гуськов .М.: Академия ,2014
  4. Безопасность жизнедеятельности .Практикум . Косолапова Н.В.Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. М.: Академия ,2013
  5. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.Основы безопасности    жизнедеятельности (базовый и профильный уровни), 10 кл.,Просвещение-2013
  6. Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.Основы безопасности    жизнедеятельности (базовый и профильный уровни),  11 кл.,Просвещение-2013

7.   Общевоинские уставы Вооруженных сил РФ, Ростов –на-Дону «Феникс»2012

8.   Электронные ресурсы. Форма доступа: http://0bj.ru/katastrofy/avariya_na_gorodskom_transporte.htm

       http://www.szrf.ru/  собрание законодательства  РФ

Методические рекомендации по выполнению заданий

внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Методика работы над рефератом

Работа над рефератом является методом организации учебно-познавательной деятельности, развивающей творческую мыслительную деятельность ученика, формирует аналитическое мышление, развивает навыки публичных выступлений, оценивает интенсивность самостоятельной работы.

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу обучающегося по определенной теме.

При написании реферата должен собрать и проанализировать имеющуюся литературу по данной теме, обобщить и систематизировать научный материал.

  1. Структура реферата

Реферат должен содержать:

  1. Титульный лист;
  2. Содержание;
  3. Введение;
  4. Основную часть;
  5. Заключение;
  6. Список используемой литературы.

       Оптимальный объем 20-25 страниц печатного текста.

  1. Требования к содержанию

- Во введении формулируется актуальность  темы, историографический обзор, цель и задачи исследования, практическая значимость (объем 2-3 листа).

- Основная часть содержит анализ научной литературы по изучаемой теме. Материал  основной части должен быть разбит на разделы, каждый раздел – озаглавлен, заголовок – отражать содержание раздела основной части (объем 15-20 страниц)

-  Заключение должно характеризовать в сжатом виде результаты исследования, четкие выводы.

-  Список литературы оформляется по следующим критериям:

А.) в алфавитном порядке

Б.) тематически-хронологический

В.) по видам источников

В приложения включаются вспомогательные материалы, на базе которых проводилось исследование: репродукции, иллюстрации, копии документов, фотографии, рисунки, схемы, таблицы, статистические данные.

  1. Правила оформления

- Текст реферата должен быть набран на компьютере 14 кеглем в формате Times New Roman через 1 интервал на одной стороне листа белой бумаги (А 4).

-  Необходимо строго соблюдать поля: левое - 30 мм, нижнее –  20 мм,

верхнее – 20 мм, правое – 15 мм.

  1. Критерии и показатели оценивания реферата

критерии  

показатели

1. новизна реферативного текста – макс. 20 баллов

- актуальность проблемы и темы;

- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта;

- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений

2.степень раскрытия сути проблемы

- макс. 30 баллов

- соответствие плана теме реферата;

-соответствие содержания плану  и теме реферата;

- умение работать с литературой;

- умение обобщать, сопоставлять разные точки зрения

  1. Выбор источников

- макс 20 баллов

- полнота использования литературных источников по проблеме ;

- привлечение новых работ по проблеме ( журнальные статьи и публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).

  1. Соблюдение требований к оформлению

- макс 15 баллов

- правильность оформления, грамотность и культура изложения;

- владение терминологией,

- соблюдение требований к объему реферата

  1. Грамотность

- макс 15 баллов

- отсутствие ошибок;

- отсутствие опечаток, сокращения слов;

- литературный стиль

  1.  Нормы оценивания:

Реферат оценивается по 100 бальной шкале, баллы переводятся в оценки:

* 86 – 100 баллов – оценка «Отлично»;

* 70 – 75 баллов - оценка «Хорошо»

* 51 – 69 баллов - оценка «Удовлетворительно»

Если набранный балл оказался ниже 51 балла, то меняется вид работы ( доклад или сообщение) и за свою работу обучающийся получает низшую положительную оценку - оценка «Удовлетворительно».  Но  требования к написанию и оформлению остаются те же (что и для реферата).

Методические рекомендации по созданию презентации

1. Общие требования к презентации:

  • Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
  • Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; фамилия, имя, отчество автора; название учебного заведения, где обучается автор проекта.
  • Следующим слайдом должны быть цели и задачи исследования.
  • Далее следует разместить содержание исследовательской работы и полученные результаты исследования.
  • При создании презентации необходимо учитывать сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.
  • последними слайдами презентации должен быть список используемых информационных ресурсов.

2.  Практические рекомендации по созданию презентаций
Создание презентации состоит из трех этапов:

  • Планирование презентации:

1.      Определение целей. 
2.      Определение основной идеи презентации.
3.      Подбор дополнительной информации.
4.      Планирование выступления.
5.      Создание структуры презентации.
6.      Проверка логики подачи материала.
7.      Подготовка заключения.

  • Разработка презентации – подготовка слайдов презентации, содержание и соотношение текстовой и графической информации. 
  • Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
3.  Оформление слайдов:

  • Стиль
  • Соблюдайте единый стиль оформления
  • Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
  • Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
  • Фон
  • Для фона предпочтительны холодные тона
  • Использование цвета
  • На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
  • Для фона и текста используйте контрастные цвета.
  • Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
  • Анимационные эффекты
  • Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.
  • Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
  • Содержание информации
  • Используйте короткие слова и предложения.
  • Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных
  • Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
  • Расположение информации на странице
  • Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  • Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  • Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
  • Шрифты
  • Для заголовков – не менее 24.
  • Для информации не менее 18.
  • Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  • Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
  • Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
  • Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

  • Следует использовать:    рамки; границы, заливку;   штриховку, стрелки, рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

  • Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
  • Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

  • Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.

4.  Критерии оценивания презентации

критерии  

показатели

1.  структура

макс – 10 баллов

- количество слайдов соответствует содержанию и времени выступления (10 слайдов – 7 минут)

2.текст на слайдах  - 5 баллов

- выполнен шрифтом не менее 20 – 24 кегля;

- написан грамотно, без ошибок;

- представляет собой опорный конспект.

3.наглядность  - 10 баллов

- иллюстрации хорошего качества;

- не отвлекают от содержания;

4.дизайн и настройка –

10 баллов

- оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию;

- один шаблон оформления;

- презентация не перегружена эффектами

5.содержание – 5 баллов

- презентация отражает все этапы работы.

5.  Нормы оценивания: 

36 – 40  баллов – оценка «Отлично»

31 – 35  баллов – оценка «Хорошо»

25 – 30  баллов – оценка «Удовлетворительно»

Презентация отправляется на доработку, если обучающийся набрал – менее 25 баллов.

Методические рекомендации при составлении кроссворда

  1. В кроссворде должно быть использовано 10 - 25 слов.
  2. Структура кроссворда:

- титульный лист;

- схема кроссворда;

- вопросы;

-правильные ответы.

      3.  Правила оформления:

            - кроссворд может быть написан от руки или набран на компьютере через 1 интервал на одной стороне стандартного листа белой бумаги;

            -  Необходимо строго соблюдать поля: левое - 30 мм, нижнее –  20 мм,

верхнее – 20 мм, правое – 15 мм.

            - Кроссворд может быть сделан как в электронном варианте формата Excel, так и на бумажном носителе  

4.  Критерии оценивания Кроссвордов:

  1. Объем, количество слов – 2 балла
  2. Актуальность оформления – 2 балла
  3. Форма, тип кроссворда – 1 балл
  4. Способ презентации ( письменный вариант, печатный вариант, электронная презентация) – 1 балл
  5. Задания ( все определения, формулировки должны быть однотипны) – 2 балла
  6. Информативная точность и достоверность фактов – 1 балл
  7. Орфографическая правильность – 2 балла
  8. Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.) – 2 балла
  9. Фамилия  и Имя, № группы,  выполнившего кроссворд – 1 балл
  10. Ключи к кроссворду -2 балла

5.  Нормы оценивания:

16 – 14 баллов – оценка «Отлично»

13,5 – 11 баллов – оценка «Хорошо»

10,5 – 8 баллов – оценка «Удовлетворительно»

Методические рекомендации  по составлению опорных схем.

  1. Просмотрите внимательно содержание темы по учебнику, материалу лекции и выпишите заголовки подразделов, название параграфов.
  2. Внимательно изучите каждый параграф, выписывая из них основные понятия.
  3. Еще раз прочитайте текст с целью нахождения связей между понятиями и найдите в тексте или на основе умозаключений обобщающие понятия, термины.
  4. Найдите наиболее общие понятия, категории, объединяющие все содержание текста (не исключено, что это объединяющее понятие заключено в заголовках текста).
  5. Постройте логическую структуру, включающую выбранные вами понятия с учетом взаимодействия между ними.
  6. Если удастся найти обобщающие понятия и категории, то в результате построения логической схемы получится иерархическая структура (дерево).
  7. Если одни понятия вытекают из других, то можно установить причинно-следственные связи и построить логические цепочки.
  8. Сверьте полученную логическую структуру, прочитав текст еще раз, при необходимости уточните структуру.

Требования   к составлению логических схем:

- простота (минимальное количество схемных элементов и их связей);

- целевая и смысловая значимость элементов и связей и их иерархическое расположение (основные, вспомогательные и т.д.);

- наглядность схемы (цветовое решение и т.п.).

Методические рекомендации по созданию алгоритмов действий,

по составлению и решению ситуационных задач,

а так же решению ситуационно-проблемных задач.

  1. Для создания алгоритмов действий и ситуационных задач необходимо:

—  изучить учебную информацию по теме;

—  провести системно-структурный анализ содержания, выделить главное – суть (ядро), второстепенные элементы, их взаимную логическую связь; установить очередность действий;

—  выбрать форму графического отображения;

—  собрать структуру воедино;

— упростить структуру в плане устранения повторений;

—  провести графическое и цветовое оформление.

  1. Критерии и нормы оценивания:

Критерии

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

правильность составления алгоритмов

алгоритм составлен точно

есть отдельные неточности в составлении алгоритма

алгоритм составлен с серьезными упущениями

алгоритм составлен неправильно

использование таблиц, схем при составлении алгоритмов

иллюстрации информативны высокого качества

иллюстрации информативны, среднего качества

иллюстрации недостаточно информативные

нет иллюстрации

3.  Решение ситуационных задач:

1. Прочитайте внимательно полностью весь текст задачи (условие и задание), оцените каждую проблему с точки зрения ее возникновения.

2. Подумайте и сделайте предварительный вывод, какие решения задачи возможны.

3. Прочтите данные задачи, изучите объективные данные, объедините все полученные материалы.

4. Сделайте предварительные выводы и примите решение.

5. Обоснуйте выбранное решение задачи и проведите диагностику с теми условиями, для которых характерны данные ситуации.

6. С учетом ситуации, описанной в условии задачи, ответьте на все пункты задания.

4.  Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи по ОБЖ:

  • 5 «отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи с алгоритмами действий;
  • 4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;
  • 3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий;
  • 2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.

5.  Критерии оценки при решении задач по оказанию неотложной помощи:

  • 5 «отлично» – правильная оценка ситуации, полное, последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа;
  • 4 «хорошо» – правильная оценка ситуации, полное, последовательное перечисление действий затруднение в аргументации этапов;
  • 3 «удовлетворительно» – правильная оценка ситуации; неполное перечисление или нарушение последовательности действий, затруднения в аргументации;
  • 2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации или неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пострадавшего.

Библиографический  список

Основные источники:

  1. Барабанщиков А.В., .Корочкин Б.П. Научно – педагогические основы повышения эффективности самостоятельной работы// Организация и методика  самостоятельной работы студентов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, проведённой  16-17 мая 1998г. В г. Новосибирске. – М.: 1998.
  2. Белоновская, И. Д. Формирование профессиональной компетентности специалиста И.Д. Белоновская. — М.: Дом педагогики, 2005.
  3. Беспалько В. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
  4. Бури, Н.М. Сборник нормативных, методических и рекомендательных документов по очно-заочной (вечерней), заочной формам обучения, экстернату и дистанционному обучению в среднем профессиональном образовании / Н.М. Бури, В.Д. Федоров. - М.: НПЦ «Профессионал-Ф», 2005, 305 с.
  5. Вербицкий А.А. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студента // Проблемы организации работы студентов в условиях многоуровневой структуры высшего образования: тезисы докладов Всерос. науч.-метод. конференция. Волгоград: ГТУ, 1994 С. 6
  6. Давыдова Н.С. О качестве методического сопровождения учебных
    дисциплин и современных методах оценивания учебных достижений.
    материалы Российской научно-практической конференции. - М.: 2010
  7. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник нормативных документов Министерства образования Российской Федерации / сост. Э. Д. Днепров,A. Г. Аркадьев. — М.: Дрофа, 2004.
  8. Основы безопасности жизнедеятельности. Сборник нормативных и правовых документов по основам военной службы / сост. В. Н. Латчук, С. К. Миронов, Б. И. Мишин, М. П. Фролов. — М.: НЦ ЭНАС, 2001.
  9. Тетушкина, Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / авт.-сост. Л.А.Тетушкина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  10. Алимова, Л.Н. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников / Л.Н.Алимова. – М., 1999.
  11. Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2007
  12. Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: учебник. – М.: Дрофа, 2007
  13. Белов С.В., Девисилов В.А.  Безопасность жизнедеятельности :учебник для студентов СПО. – М.: Высшая школа, 2003
  14. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А.  Основы безопасности жизнедеятельности учебник Начального и среднего профессионального образования – М.: Академия, 2012

Дополнительные источники:

  1. Оказание первой помощи пострадавшим: Практическое пособие от МЧС России. «Российская газета» №292 от 25 декабря 2010 года.
  2. Федеральный Закон от 05.03.1992 №2446-1 «О безопасности»
  3. Федеральный Закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  4. Федеральный Закон от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне»
  5. Федеральный Закон от 21.12.1994 №68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Интернет-ресурсы:

1. www.bezzhd.ru – Безопасность жизнедеятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Иностранный язык по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Иностранный язык»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.07 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебной дисциплины ОП.07 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИдля профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) «общепрофессиональный цикл...

рабочая программа ОП.07 Безопасность жизнедеятельности по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) срок обучения10 месяцев

Редактированная рабочая программа ОП.07 Безопасность жизнедеятельности по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) согласно Приказ Министерства просвещения РФ о...

Методические рекомендации для выполнения практических работ по ПМ.05 Газовая сварка (наплавка) по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)

Данные методические указания предназначены для организации практических занятий с обучающимися и составлены в соответствии с разделами рабочей программы профессионального модуля ПМ.05 Газовая сварка (...