Проект "Я буду говорить!"
проект на тему

Проект "Я буду говорить!" был создан в рамках участия в Ежегодной премии Губернатора Московской области А.Ю. Воробьева в 2016 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_budu_govorit_proekt.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

«…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»           

В.А. Сухомлинский

        В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с вовлечением ребенка-инвалида в процесс обучения: недостаток информации у студентов об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов; отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком с ОВЗ в условиях неспециализированного образовательного учреждения.
        Представленный проект предлагает способ преодоления некоторых из этих проблем.

        01 сентября 2014 года при поддержке МОМО в ГБПОУ МО «Электростальский колледж» (бывший ГБПОУ МО «ЭТОТ») впервые была открыта учебная группа для детей - инвалидов 3 группы (по слуху) с особыми образовательными потребностями. Ребята осваивают адаптированную программу среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих по специальности «Мастер по обработке цифровой информации» в рамках федеральной программы «Доступная среда».

         

Название проекта: «Я буду говорить!»

Цель проекта: Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие). Создание условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Задачи проекта:

1. Выявление таких методов работы с людьми с ОВЗ, чтобы они смогли почувствовать себя полноценными участниками учебного процесса.

2. Вовлечение студентов-инвалидов по слуху во внеурочную деятельность с целью установления контакта со сверстниками.

Участники проекта: 11 студентов-инвалидов по слуху (17-22 года).

Дата старта проекта: 01.09.2014 г.

Дата окончания проекта: 30.11.2016 г.

Этапы осуществления проекта:

1 этап: Знакомство с медицинскими показаниями и изучение особенностей студентов-инвалидов по слуху.

2 этап: Изучение специальной литературы и подбор методов работы.

3 этап: Диагностика уровня обученности по предметам.

4 этап: Практика жестового чтения художественных произведений со студентами- инвалидами по слуху.

5 этап: Апробация опыта жестового чтения художественных произведений и говорения в рамках учебного процесса и вне его.

        На начальных этапах было сложно работать  с такими особенными учениками. Я не знаю языка жестов, а они еле-еле читали по губам. Для лучшего взаимодействия я активно использовала технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Обучение с помощью опор и опорных конспектов (автор- Шаталов В.Ф.). В ходе использования данной технологии произошло облегчение восприятия учебного материала и его понимания при работе со слабослышащими студентами.

Работу с опорными конспектами (сигналами) проводила следующим образом:

- теоретический материал группировала в крупные блоки;

- изучение теории на уроке через объяснение с помощью наглядности (опорного конспекта) с вовлечением в объяснение обучающихся;

- проводила индивидуальную работу с обучающимися по конспектам;

-фронтально закрепляла по блокам конспект;

- организовала самостоятельную работу: опорный конспект «плюс» учебник  «плюс» конспект урока.

 Данную технологию также  использовала во внеклассной работе при подготовке к конкурсам.

        Регулярное участие студентов-инвалидов во внеклассных мероприятиях способствовало их адаптации среди слышащих студентов. Первые шаги на сцену стали для ребят очень важным событием. Вначале, студенты с ОВЗ очень боялись выступать перед своими слышащими сверстниками. Но все ребята без исключения старались поддерживать выступающих и постепенно, общаясь с ними, открывали для себя «мир глухих».

        Следующим сложным шагом стало заинтересовать студентов с ОВЗ художественной литературой. К сожалению, в современной жизни большее предпочтение отдается различным гаджетам и социальным сетям. Привычное чтение ушло на второй, третий, пятый план. Трудно добиться «честного» прочтения художественного произведения от слышащих студентов, а слабослышащему человеку гораздо сложнее понять суть и лексическое значение многих слов, т.к. небогатый словарный запас. Порой, мне даже приходилось рассказывать основное содержание произведения, после чего ребята с удовольствием брали книгу в руки.

        Изучая поэзию, возникали проблемы с проверкой устного домашнего задания. И я решила, что рассказывать стихотворения,  выученные дома, студенты будут по-новому  - жестами, а я их буду проговаривать  вслух. Такая форма домашнего задания оказалась удобной и эффективной. Затем ребята стали пытаться вместе со мной произносить слова.         Метод «жестового чтения» стал очень удобным для меня и для ребят. А самое главное- они поверили в свои силы и захотели говорить (в сентябре 2014 года некоторые студенты наотрез отказывались произносить звуки и слова).

        Когда ребята без использования жестов стали общаться со мной на уроке и со слышащими сверстниками во внеурочное время, я предложила участие в общих мероприятиях техникума.

-Апробация жестового чтения в музыкально-литературной композиции «Известные истории любви в русской литературе».- февраль 2015 г.

- Участие в открытом уроке по литературе "Писатель без выдумки" (в рамках празднования 145-летия со дня рождения А.И. Куприна)- жестовое чтение с элементами говорения- сентябрь 2015 г.

- Участие в олимпиаде "Певец земли русской" (в рамках празднования 120-летия со дня рождения С.А. Есенина)- октябрь 2015 г.

- ноябрь 2015 г.:

  • Участие в общем конкурсе чтецов (1 студентка с ОВЗ -2 место в номинации "Художественное слово" (жестовое чтение+говорение);
  • Участие в зональном конкурсе "Художественное слово" в рамках областного фестиваля детского и юношеского художественного и технического творчества "Юные таланты Московии"- 3 место. (литературно- музыкальная композиция "Писатель без выдумки"- жесты + говорение).

        Заключительным этапом проекта стало участие студентов с ОВЗ в региональной Школе молодого специалиста ПОО по теме: «Развитие образовательной среды профессиональной образовательной организации по работе с одаренной и талантливой молодежью», совместно с Центром развития профессионального образования ГБОУ ВО МО Академии социального управления. Открытый урок по литературе "Прекрасное пробуждает доброе".

        При подготовке к открытому уроку мной планировалось использование только метода «жестового чтения» (я произношу, студенты синхронно показывают).  Но, выучив стихотворения А.С. Пушкина и С.А. Есенина,  ребята мужественно решились выступить перед большой взрослой аудиторией с прочтением стихотворений самостоятельно. Результат превзошёл все ожидания! Они- большие молодцы! Вот, что значит- поверить в себя. Видеоматериал по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=RCxAW1-Jwlo 

        Работа по социальной адаптации студентов с ОВЗ продолжается. В конце учебного года ребята участвовали:

-  в конкурсе сочинений "Никто не забыт, ничто не забыто"; музыкальном конкурсе "Битва хоров"- апрель 2016 г. (говорение+ жесты).

- в ежегодном литературном  конкурсе ''Говорим, читаем, пишем ''. июнь 2016 г.

Достигнутые результаты: студенты смогли развить свой речевой аппарат, научились произносить отдельные слова и строить предложения в устной форме, приобщились к чтению русской литературы. Все это помогло им адаптироваться в коллективе, почувствовать себя полноценными членами общества, стать увереннее в себе. Благодаря приобретенным навыкам разговорной речи некоторые студенты смогли найти работу в свободное от учебы время и даже научиться водить автомобиль.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» проект «БУДЕМ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ – СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ!» (Подготовили: Морозов Вадим-ученик 5«А» класса, Савочкина Дина Владимировна-воспитатель)

Конкурс «Разговор о правильном питании» номинация «Спортивный стадион программы «Разговор о правильном питании» проект «БУДЕМ ПРАВИЛЬНО ПИТАТЬСЯ – СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ!» (Подготовили: Морозов Вадим-учени...

Проект о Викторе Талалихине /"Ведь в небе Виктор Талалихин, остался, звезды говорят..."/

Данный проект моей студентки Шайхутдиновой Кристины  был представлен на I  областной конференции "Четыре года шла война", посвященной 70-летию Великой Победы....

Социальный проект "Молодёжь говорит "НЕТ" вредным привычкам

Человечество до сих пор находится в плену опасных заблуждений в отношении профилактики и предупреждения табакокурения, алкоголизма, наркомании. Самое главное из них состоит в том, что многим кажется: ...

Профильная смена "Лето книжное, будь со мной!" Проект смены.

Проект профильной смены рассчитан для учащихся 6 классов. В проекте отражены основные направления работы педагога-библиотекаря с учащимися....

проект "Будь здоров, малыш"

Детям о здоровье...

Проект: Неделя логопедии «Говорим красиво, правильно»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22427668","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Проект "Будь природе другом!"

Проект по экологическому воспитанию для воспитанников старшей группы (5-6 лет) на тему "Будь природе другом!" Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная пробл...