Инклюзивное образование в условиях общеобразовательной школы
презентация к уроку на тему
Инклюзивное образование – это процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы.
Это образование, при котором все дети, несмотря на свои
физические, интеллектуальные и иные особенности, включены
в общую систему образования и обучаются в
общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_inklyuzivnoe_obrazovanie.ppt | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Инклюзивное образование – это процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной (массовой) школы. Это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками
Обеспечить равное отношение ко всем детям; Дать полноценное качественное образование; Обеспечить успешную социализацию детей. Задачи инклюзивного образования:
Инклюзивное образование Работает над улучшением образовательных структур, систем и методик для обеспечения потребностей всех детей. Является частью большой стратегии по созданию общества, принимающего всех. Является динамичным процессом, который постоянно в развитии. Признает, что все дети могут учиться
Ценности инклюзивности Каждый ребенок – личность. Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни - необучаемых нет. Каждый имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Запрет на дискриминацию в любой форме. Каждый имеет право высказываться и быть услышанным. Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью. Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения. Каждый имеет право на полноценную жизнь. Терпимость друг к другу. Воспитание в духе толерантности, понимаемой как «гармония в многообразии».
Восемь принципов инклюзивного образования : Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; Каждый человек способен чувствовать и думать; Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; Все люди нуждаются друг в друге; Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Международная нормативно-правовая база обучения Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948 г.); Декларация прав ребенка (ООН, 1959г.); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (ЮНЕСКО, 1960г.); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ООН, 1965г.); Декларация социального прогресса и развития (ООН, 1969г.); Декларация о правах умственно отсталых лиц (ООН, 1971г.); Предупреждение потери трудоспособности и восстановлние трудоспособности инвалидов (Резолюция 1921 Экономического и Социального Совета ООН – ЭКОСОС. 1975г. Декларация о правах инвалидов (ООН, 1975г.); Всемирная программа действий в отношении инвалидов (ООН, 1982г.); Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989 г.); Всемирная Декларация по образованию для всех (1990 г.); Стандартные правила ООН об обеспечении равных возможностей для инвалидов (1993 г.) Саламанкская декларация о принципах, политике и практических действиях в сфере образования лиц с особенными потребностями (1994 г.); Всемирный форум по образованию (2000 г.); Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (2000г.); Конвенция ООН о правах инвалидов (2005г.)
Федеральные документы 1. Закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации». 2. Закон Российской федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (с дополнениями и изменениями) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - 3. Закон Российской Федерации 3 июля 1998 года (с изменениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - 4. Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» 5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» 6. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ от 01 августа 2013 года N 29-З ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ (в ред. законов Республики Марий Эл от 23.10.2013 N 46-З, от 18.08.2014 N 33-З, от 29.12.2014 N 67-З, от 02.03.2015 N 11-З, от 17.12.2015 N 56-З, от 29.02.2016 N 6-З) Проект постановления Правительства Республики Марий Эл"Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл бюджетам городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл на проведение мероприятий по формированию в Республике Марий Эл сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов" (сентябрь 2015 г.)
Международный опыт в области инклюзивного образования Интеграция, инклюзия за рубежом Развитие идеологии и законодательства За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования. Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 - 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений. Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды .
Британская модель интеграции Британские специалисты приступают к системным занятиям со всеми детьми, начиная с девятимесячного возраста, не стремясь установить точный диагноз, а стараясь максимально развить имеющиеся у них потенциальные возможности. В дошкольном и младшем школьном возрасте интеграция очень объемная, но это объясняется специфической направленностью системы обучения. Возрастной этап от 5 до 11 лет соответствует подготовительной школе. Методы и содержание обучения в этот период очень похожи на российское дошкольное образование. В средней и старшей школе подход к интеграции видоизменяется: занимаясь в классе вместе с другими детьми, каждый «интегрированный ребенок» в то же время имеет своего учителя, свою индивидуальную программу, учитывающую его возможности и темп обучения. Перспективы развития «особого ребенка» тщательно планируются, в этот процесс включены все педагоги школы, контактирующие с ребенком, методист, тьютор и родители, которых информируют о возможностях его дальнейшей социализации. (см. Екжанова Е.А., Резникова Е. В. ) Интеграция, инклюзия за рубежом ВАРИАНТЫ ВОПЛОЩЕНИЯ Подходы к интеграции в современной образовательной политике США и Европы : Расширение доступа к образованию (widening participation). Мэйнстриминг (mainstreaming): ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция (integration): приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Инклюзия, т.е. включение (inclusion): реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Саламанкская декларация об образовании лиц с особыми потребностями Каждый ребенок имеет основное право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний; Каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности; Необходимы системы образования, принимающие во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей; Дети с особыми потребностями в образовании, должны иметь доступ к обучению в массовых школах; Массовые школы с инклюзивной ориентацией – наиболее эффективное средство борьбы с дискриминационными воззрениями, построение инклюзивного общества и обеспечение образование для всех .
Инклюзивное образование в Российской Федерации. В настоящее время в России одновременно применяются 3 подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями: Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с ЗПР в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми. По данным статистики к 2016 году инклюзивных школ должно стать в пять раз больше, чем сейчас, то есть около 20% по стране. В настоящее время 4 % школ РФ пытаются работать в режиме инклюзии. В 1992 году в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья», в результате которой в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.
. По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2010 годах модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. В г. Москве работает Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования, специалисты которого рассматривают кадровые вопросы внедрения инклюзии в образовании России. Т. е. инклюзия в образовании не должна быть «поголовной», а с учётом многих условий для каждого ребёнка с ОВЗ должна быть выстроена индивидуальная образовательная траектория. · Процесс вовлечения детей с ОВЗ в образовательный процесс в режиме инклюзии начат Реализуются проекты «Доступная среда», «За инклюзивное образование в России» Определено нормативное обеспечение инклюзивного образования Не оспаривается необходимость наличия в ОУ специалистов Определены требования к подготовке специалистов, работающих в режиме инклюзии Изданы первые обобщения российского опыта Определены проблемы и перспективы дальнейшего развития
Опыт образовательного учреждения….. Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся. В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ введены в штатное расписание ОУ дополнительные педагогические ставки (учитель-логопед, педагог-психолог, социальные педагоги). Для обеспечения эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья в ОУ проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Проблемы организации инклюзивного образования Недостаточна пропаганда в обществе идеи совместного образования; Не решены нормативно-правовые и финансовые вопросы организации интегрированного обучения; Недостаточны подготовка и психологическое сопровождение педагогических работников,осуществляющих совместное обучение детей с ОВЗ; Не отработано содержание образования детей,интегрированных в массовый коллектив и не решены вопросы организации совместного обучения детей с разными образовательными потребностями в одном классе или группе; Отсутствуют технологии вовлечения родителей в процесс социально- образовательной интеграции,учитывающие особенности воспитания в семьях интегрируемых детей и их сверстников с нормативным темпом развития .
Основные перспективы инклюзии в РФ: Необходимо активизировать PR-компанию по подготовке общества к инклюзивному образованию Популяризация «+» опыта инклюзии Формирование толерантного поколения Психологическая готовность общества Устранение «отношенческих» барьеров, формирование социума, дружественного к инвалидам.
«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому что они могут нас чему-то научить» Жан Ванье «Из глубины»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ профильного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» на период с 2017 по 2021 годы. «Призвание - Медицина»
Программа развития профильного образованиямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11»на период с 2017 по 2021 годы «Призвание -...
Удостоверение о повышении квалификации Организация обучения и комплексного сопровождения детей с ВОЗ в условиях инклюзивного образования в рамках ФГОС
Повышение квалификации Организация обучения и комплексного сопровождения детей с ВОЗ в условиях инклюзивного образования в рамках ФГОС...
Обучение английскому языку в условиях инклюзивного образования
АннотацияОдним из приоритетных направлений общего образования является, развитие детей с особыми образовательными потребностями. Ребенок данной категории – это особенный ребенок, и к нему не при...
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной работе раскрыты проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и изучена роль английского языка при адаптации детей с ОВЗ в обществе.Ключевые слова. Инклюзивное образование...
Методическая разработка " Формы работы с родителями в условиях инклюзивного образования"
Материалы для работы в сфере инклюзивного образования...
Рабочая программа ДОУ Спецкурс " Сопровождение детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования»
Данная программа направлена на обучение слушателей применять навыки взаимодействия с детьми с особыми потребностями....