Влияние оздоровительно - корригирующих упражнений на физическую подготовку студентов.
статья на тему
Коррекция их осуществлялась с использованием форм оздоровительной физкультуры, элементов спорта, внеурочной деятельности. Таким образом, применение специальных упражнений по коррекции телосложения и формированию правильной осанки способствуют росту уровня физической подготовленности студентов, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из эффективных путей укрепления и сохранения здоровья студентов с помощью занятий физической культурой. Всё это доказывает актуальность данной работы. Применение специальных упражнений положительно влияют на здоровье студентов и рекомендуются к применению на уроках физической культуры, во внеурочной деятельности, самостоятельно дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dumrauf_t_v_-statya.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Думрауф Татьяна Владимировна
Преподаватель физической культуры,
Высшей категории
Болховского педагогического колледжа
Орловская область г. Болхов. РФ
E-mail: frolova-999@mail.ru
Влияние оздоровительно - корригирующих упражнений на физическую подготовку студентов.
Аннотация: В данной статье рассмотрено формирование здоровья студента с помощью средств и методов физической культуры в колледже. Проведено исследование среди студентов с целью определения влияния специальных упражнений на физическую подготовленность студентов, на коррекцию телосложения и формирование правильной осанки.
Ключевые слова: Здоровье, физическая культура, оздоровительно-корригирующее направление, здоровьесбережение, телосложение, коррекция, осанка, студент, урок, упражнения.
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. И хотя приоритет здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования провозглашен в системе нормативных документов, реально этот принцип, может быть, и будет воплощен только усилиями образовательного учреждения и дополнительным образованием. Важным моментом здоровьесберегающей деятельности является проблема урочной деятельности студентов, организации досуга, дополнительного образования.
В современном темпе жизни чрезвычайно важно оставаться здоровым во всех отношениях человеком. Не последней в череде необходимых «характеристик» является правильная осанка. К сожалению, малоподвижный образ жизни, отсутствие необходимой гимнастики у современного подростка приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов - от остеохондроза до паралича.
Актуальность данной работы заключается в необходимости анализа, отбора и внедрения разнообразных методик корригирующих упражнений для устранения подобных проблем, доступных для использования, как в учебном процессе, так и самостоятельно в домашних условиях. Предметом исследования является применение специальных упражнений по коррекции телосложения и формирования правильной осанки в физкультурной деятельности с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся. Цель данной работы: изучить теоретические основы коррекции телосложения и формирования правильной осанки, показать особенности организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики, научиться применять на уроках физкультуры и во внеклассной деятельности здоровьесберегающие технологии.
В подростковом возрасте особое значение имеет формирование правильной осанки и коррекция телосложения путем развития опорно-двигательного аппарата, общего укрепления мышечного корсета, профилактики плоскостопия, формирования правильных изгибов позвоночника.
Осанка - это привычное положение тела при стоянии, сидении, ходьбе, беге. Формируется в процессе роста, развития и воспитания (в период от 5 до 18 лет). Осанка считается правильной, если голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне; голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, а если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделах (лордозы) и небольшую выпуклость в грудном отделе (кифоз). Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки.
Для учащихся старшего возраста, особенно девушек, арсенал гимнастических упражнений имеет большое прикладное значение, в смысле подготовки их к трудовой деятельности, а юношей к службе в Вооруженных силах страны. В смысле физиологической целесообразности построение урока по физической культуре со студентами должно быть с учетом индивидуальных особенностей индивида, которые развиты и сформированы к этому возрасту, с учетом склонности и интереса занимающегося. При этом необходимо помнить, что формирование всех органов и систем в юношеском возрасте еще не закончено.
Биологические перестройки организма подростков, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагогов исключительного внимания при планировании физической нагрузки в этом возрасте.
Исправление дефектов осанки возможно с помощью специальной (корригирующей) гимнастики. Корригирующие упражнения направлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. К корригирующим упражнениям относят гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевого пояса, выполняемых в различных исходных положениях, как правило, лежа (на спине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясь лопатками стены). Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновыми амортизаторами (бинтами), гантелями, на тренажерах.
Корригирующие упражнения включают в сочетании с ОРУ и массажем.
Одним из ведущих средств коррекции телосложения является лечебная физкультура. Физические упражнения оказывают стабилизирующее влияние на позвоночник, укрепляя мышцы туловища, позволяют добиться корригирующего воздействия на деформацию, улучшить осанку, функцию внешнего дыхания, дают общеукрепляющий эффект.
Основные формы и современные системы занятий по коррекции телосложения и формирования правильной осанки. По особенностям организации и способам руководства занятия по коррекции телосложении и формирования правильной осанки подразделяются на две основные группы: занятия в режиме учебного дня и внеурочные занятия.
Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся в течение строго установленного времени в специально отведенном месте в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь, обеспечивающие достижение положительного эффекта в развитии телосложения. В своей практике провожу уроки:
- образовательной направленности - для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;
- коррекционно-развивающей направленности - для развития двигательных способностей и коррекции нарушений осанки и свода стопы с помощью упражнений;
- оздоровительной направленности - профилактика нарушений осанки, плоскостопия, укрепление систем организма;
- рекреационной направленности - для организованного досуга, игровой деятельности.
Основными мероприятиями по коррекции телосложения и формирования правильной осанки в режиме учебного дня являются: гимнастика до занятий, физкультурные минутки и организованное проведение перемен.
Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и туризму, в секциях и кружках. Организация и проведение спортивных праздников, Дней здоровья, спартакиад, эстафет, различных турниров.
В своей работе я применяю такие оздоровительные системы как аэробика, ритмическая гимнастика, шейпинг, калланетика, стретчинг и атлетическая гимнастика. Актуальность объясняется тем, что такие физические упражнения помогают улучшить здоровье студентов, сформировать правильное телосложение, улучшить состояние всех систем организма.
Исследования по оценке физического состояния учащихся проводились с группами студентов отделения «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и « Преподавание в начальных классах» БОУ ОО СПО «Болховский педагогический колледж».
Оценка физического состояния учащихся проводилась на протяжении 4 лет обучения: 2009-2010-2011-2012 г. Тестирование осуществлялось в начале учебного года по видам: челночный бег, поднимание туловища, прыжки в длину с, прыжки через скакалку. Исследовался уровень развития основных физических качеств: быстрота и координация, гибкость, прыгучесть, выносливость.
Диагностика и выявление уровней физического развития, подготовленности, физического состояния учащихся определялась в группах одного возраста, постоянного состава, основной медицинской группы.
Коррекция их осуществлялась с использованием форм оздоровительной физкультуры, элементов спорта, внеурочной деятельности. Таким образом, применение специальных упражнений по коррекции телосложения и формированию правильной осанки способствуют росту уровня физической подготовленности студентов, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из эффективных путей укрепления и сохранения здоровья студентов с помощью занятий физической культурой. Всё это доказывает актуальность данной работы. Применение специальных упражнений положительно влияют на здоровье студентов и рекомендуются к применению на уроках физической культуры, во внеурочной деятельности, самостоятельно дома.
Список используемой литературы:
1.Виленский М.Я., Зайцев А.И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2001.
2.Железняк Ю.Д., Вагаб М. М. Теория и методика обучения по предмету «Физическая культура». – М.: Академия, 2006.
3.Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. – М.: Советский спорт, 2004.
4.Макарова Г.А. Спортивная медицина. – М.: Советский спорт, 2003.
5.Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура студента: Учебник для СПО. – 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка уровня общей физической подготовки студентов по бально-рейтинговой системе
Оценка качества освоения студентами требований ФГОС по бально-рейтинговой системе...
Профессионально - прикладная физическая подготовка. Обучение упражнениям на фитнес мячах - фитболах.
Профессионально - прикладная физическая подготовка. Обучение упражнениям на фитнес мячах - фитболах....
Влияние оздоровительной физической культуры на организм.
В этой статье говорится о том ,как физическая культура влияет на формирование здоровбя студентов....
Спортивная борьба как элемент профессионально-прикладной физической подготовки студентов на уроках физической культуры
В статье рассматривается вопросы включение элементов спортивной борьбы на учебных занятиях по физической культуре...
Экспериментальная работа по теме "Влияние занятий физической культуры на уровень физической подготовленности студентов "Саратовского политехнического колледжа"
Для мониторенга берется группа студентов. При поступление в колледж проводится входной контроль физического развития, анкетирование. При окончание второго курса студенты контрольной группы проходят ко...
6 КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ЗАНЯТИЯХ»: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
6 КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ НА ЗАНЯТИЯХ»:МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА...
Влияние занятий футболом на уровень специальной физической подготовки детей 14-15 лет
Выпускная квалификационная работа....